Граф Александр Калиостро, итал. Alessandro Cagliostro, настоящее имя — Джузеппе Бальзамо (итал. Giuseppe Balsamo) (2 июня 1743 г. в Палермо) — известный мистик и чародей-шарлатан, называвший себя разными именами.
Mолодоcть
Калиостро родился предположительно 8 июня 1743 года в семье мелкого торговца сукном Пьетро Бальзамо. В детстве будущий алхимик был непоседлив и склонен к авантюрам. Из школы при церкви святого Рокка его выгнали за богохульство (второй вариант: за кражу). Для перевоспитания мать отправила его в монастырь бенедиктинцев в городе Кальтаджироне. Один из монахов, сведущий в химии и медицине, заметив склонность Калиостро к химическим исследованиям, взял его к себе в ученики. Но обучение длилось недолго - Бальзамо уличили в мошенничистве и изгнали из монастыря. Впрочем, сам он утверждал, что долго изучал в монастырской библиотеке древние книги по химии, лекарственным травам и астрономии. Вернувшись в Палермо, Джузеппе занялся изготовлением "чудодейственных" снадобий, подделкой документов и продажей простакам якобы старинных карт с указанными на них местами,где спрятаны клады. После нескольких таких историй ему пришлось покинуть родные края и отправиться в Мессину. По одной из версий, именно там Джузеппе Бальзамо превратился в графа Калиостро. После смерти его тетки из Мессины, Винченцы Калиостро, он взял ее благозвучную фамилию, а заодно наградил себя и графским титулом.
Mолодоcть
Калиостро родился предположительно 8 июня 1743 года в семье мелкого торговца сукном Пьетро Бальзамо. В детстве будущий алхимик был непоседлив и склонен к авантюрам. Из школы при церкви святого Рокка его выгнали за богохульство (второй вариант: за кражу). Для перевоспитания мать отправила его в монастырь бенедиктинцев в городе Кальтаджироне. Один из монахов, сведущий в химии и медицине, заметив склонность Калиостро к химическим исследованиям, взял его к себе в ученики. Но обучение длилось недолго - Бальзамо уличили в мошенничистве и изгнали из монастыря. Впрочем, сам он утверждал, что долго изучал в монастырской библиотеке древние книги по химии, лекарственным травам и астрономии. Вернувшись в Палермо, Джузеппе занялся изготовлением "чудодейственных" снадобий, подделкой документов и продажей простакам якобы старинных карт с указанными на них местами,где спрятаны клады. После нескольких таких историй ему пришлось покинуть родные края и отправиться в Мессину. По одной из версий, именно там Джузеппе Бальзамо превратился в графа Калиостро. После смерти его тетки из Мессины, Винченцы Калиостро, он взял ее благозвучную фамилию, а заодно наградил себя и графским титулом.
Авраам — ветхозаветный патриарх. Считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев.
Родился в городе Ур, в южной Месопотамии в 2040 до н. э. Его отца звали Фарра, (евр.: Терах, арабск. Азар). Имя матери Авраама в Священном Писании не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
Живя среди языческого мира, стал проповедовать Единого Бога. Бог открылся ему и заключил обет:
"Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;"
и далее
Родился в городе Ур, в южной Месопотамии в 2040 до н. э. Его отца звали Фарра, (евр.: Терах, арабск. Азар). Имя матери Авраама в Священном Писании не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
Живя среди языческого мира, стал проповедовать Единого Бога. Бог открылся ему и заключил обет:
"Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;"
и далее
Фундаментализм, термин впервые ввели в обращение протестанты начала XIX в. Фундаменталистами стали называть христиан, отвергающих либеральный подход в теологии, настаивающих на безошибочности Священного Писания и необходимости его буквальной интерпретации.
Открытия библейской науки фундаменталистами отвергались; верующие должны были воспринимать в качестве исторических фактов рождение от девственницы, его чудеса и телесное воскресение. В настоящее время подобное сопротивление культурно-религиозному либерализму обнаруживается во всех христианских конфессиях, да и во всех мировых религиях.
В иудаизме фундаменталистами называют последователей ортодоксального учения. Последние верят, в то, что письменный Закон (Тора) был вручен Моисею непосредственно Богом на горе Синай v отсюда ортодоксы требуют неукоснительного исполнения всех предписаний Торы. Соображения относительно источников Пятикнижия, выдвинутые еврейскими учеными либерального толка, в расчет не принимаются. Более того, ортодоксы верят, что устное учение восходит к Самому Богу, поэтому обладает той же ценностью, что и письменный Закон. Подобные фундаменталистские взгляды можно рассматривать как традиционный ответ современному либерализму v фундаменталисты полагают Св. Писание богоданным и безусловно отвергают любые воззрения либерально-модернистского толка.
Открытия библейской науки фундаменталистами отвергались; верующие должны были воспринимать в качестве исторических фактов рождение от девственницы, его чудеса и телесное воскресение. В настоящее время подобное сопротивление культурно-религиозному либерализму обнаруживается во всех христианских конфессиях, да и во всех мировых религиях.
В иудаизме фундаменталистами называют последователей ортодоксального учения. Последние верят, в то, что письменный Закон (Тора) был вручен Моисею непосредственно Богом на горе Синай v отсюда ортодоксы требуют неукоснительного исполнения всех предписаний Торы. Соображения относительно источников Пятикнижия, выдвинутые еврейскими учеными либерального толка, в расчет не принимаются. Более того, ортодоксы верят, что устное учение восходит к Самому Богу, поэтому обладает той же ценностью, что и письменный Закон. Подобные фундаменталистские взгляды можно рассматривать как традиционный ответ современному либерализму v фундаменталисты полагают Св. Писание богоданным и безусловно отвергают любые воззрения либерально-модернистского толка.
Греческое слово "патос" означает "болезнь". Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.
Религиозный экстремизм есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Вот, например, что рассказал в повести "Тахана маркизит" писатель Сергей Каледин о фактах религиозного фанатизма в Иерусалиме. Один из персонажей повести, юноша по имени Михаил, знакомит гостя из России с некоторыми субботними порядками в Иерусалиме. В данном случае (а в повести отражены факты, имеющие место в действительности) фанатизм состоит не в том, что сами верующие в субботу не работают, не водят машину и не звонят по телефону. Это не фанатизм, а поведение, соответствующее их религиозным убеждениям. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих.
Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность.
Религиозный экстремизм есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Вот, например, что рассказал в повести "Тахана маркизит" писатель Сергей Каледин о фактах религиозного фанатизма в Иерусалиме. Один из персонажей повести, юноша по имени Михаил, знакомит гостя из России с некоторыми субботними порядками в Иерусалиме. В данном случае (а в повести отражены факты, имеющие место в действительности) фанатизм состоит не в том, что сами верующие в субботу не работают, не водят машину и не звонят по телефону. Это не фанатизм, а поведение, соответствующее их религиозным убеждениям. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих.
Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность.
Сикхизм — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).
К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
История сикхизма
Сикхизм как религиозное течение возникло в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 г. в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.
Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (обьединений воинов).
Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.
К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
История сикхизма
Сикхизм как религиозное течение возникло в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 г. в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.
Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (обьединений воинов).
Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.
Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).
Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии.
Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии.
Одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.
Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику исповеди и, вероятно под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде «философии действия», противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джина осуществил распределение организации своих последователей – как мужчин, так и женщин – на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.
К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг.
Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику исповеди и, вероятно под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде «философии действия», противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джина осуществил распределение организации своих последователей – как мужчин, так и женщин – на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.
К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг.
Среди многих регулярно задаваемых вопросов, наиболее частыми является вопрос относительно Учения Будды. В этом коротком трактате сделана попытка систематизировать объяснение: 1) наиболее важных событий из жизни Будды, 2) основ Учения, 3) Текстов, в которых Учение может быть найдено, и 4) как мы сами можем следовать Учению Будды, чтобы достигнуть той же свободы ума. Ясно, что в рамках этого трактата невозможно тщательно рассмотреть детали доктрины. Это скорее попытка дать общее представление.
Возможно, многие приходят понять большую ценность Учения Будды — Дхарму — чтобы улучшить свои человеческие качества и вступить на Путь святости для достижения Нирваны.
Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».
Возможно, многие приходят понять большую ценность Учения Будды — Дхарму — чтобы улучшить свои человеческие качества и вступить на Путь святости для достижения Нирваны.
Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».
Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием «Почему христианство должно измениться или умереть: Епископ обращается к верующим».
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, в качестве исключения можно привести США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью.
Ситуация с атеистическим движением в России и странах СНГ также очень сложна. Крах господствующей коммунистической идеологии, которая, несмотря на декларируемый атеистический характер, имела явные черты религии, привёл к сильной реакции общества, качнув маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. С крушением СССР религиозные организации получили право на владение имуществом, налоговые и другие льготы. Произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Возросло влияние Русской православной церкви. В качестве ответа, различные атеистические движения заявляют о частичном сращивании РПЦ с государственными органами, требуют прекратить возрастающую клерикализацию страны.
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, в качестве исключения можно привести США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью.
Ситуация с атеистическим движением в России и странах СНГ также очень сложна. Крах господствующей коммунистической идеологии, которая, несмотря на декларируемый атеистический характер, имела явные черты религии, привёл к сильной реакции общества, качнув маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. С крушением СССР религиозные организации получили право на владение имуществом, налоговые и другие льготы. Произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Возросло влияние Русской православной церкви. В качестве ответа, различные атеистические движения заявляют о частичном сращивании РПЦ с государственными органами, требуют прекратить возрастающую клерикализацию страны.
Авторы разнятся в том, как лучше всего определять атеизм, о каких именно сверхъестественных сущностях идёт речь, утверждает ли атеизм их отсутствие, является ли атеизм осознанным прямым отрицанием всего сверхъестественного.
Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравниваемого к «отсутствию веры в богов» в наиболее широком смысле).
Широта понятия
Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представлений о сверхъестественном, возникли различные мнения относительно того, к каким из них имеет отношение термин «атеизм». Если считать «теизм» верой в единого персонифицированного бога, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов можно классифицировать как атеистов. В XX веке такой подход утратил популярность, так как термин «теизм» начал пониматься скорее как проявление веры в любое божество.
В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от существования бога, заканчивая существованием чего угодно духовного, сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма.
Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравниваемого к «отсутствию веры в богов» в наиболее широком смысле).
Широта понятия
Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представлений о сверхъестественном, возникли различные мнения относительно того, к каким из них имеет отношение термин «атеизм». Если считать «теизм» верой в единого персонифицированного бога, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов можно классифицировать как атеистов. В XX веке такой подход утратил популярность, так как термин «теизм» начал пониматься скорее как проявление веры в любое божество.
В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от существования бога, заканчивая существованием чего угодно духовного, сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма.
Больше всего различаются с точки зрения логического обоснования практический и теоретический атеизм. Различные виды теоретического атеизма можно вывести с помощью тех или иных логических обоснований или философских доводов. Для практического атеизма, напротив, не требуется конкретной аргументации, он включает в себя и безразличие к богам, и незнакомство с представлениями о сверхъестественном.
Практический атеизм
Следуя практическому, или прагматичному атеизму, также известному как апатеизм, люди живут так, как будто бога нет, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь. Вид практического атеизма, влияющий на научное сообщество — методологический натурализм, «молчаливое включение философского натурализма в научный метод». При этом принимать философский натурализм или верить в него не обязательно.
Существуют различные виды практического атеизма:
* Отсутствие религиозной мотивации — вера в богов не влияет на мораль, религиозное поведение и на поведение вообще.
* Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.
* Безразличие — отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.
* Незнание — незнакомство с представлениями о сверхъестественном.
Практический атеизм
Следуя практическому, или прагматичному атеизму, также известному как апатеизм, люди живут так, как будто бога нет, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь. Вид практического атеизма, влияющий на научное сообщество — методологический натурализм, «молчаливое включение философского натурализма в научный метод». При этом принимать философский натурализм или верить в него не обязательно.
Существуют различные виды практического атеизма:
* Отсутствие религиозной мотивации — вера в богов не влияет на мораль, религиозное поведение и на поведение вообще.
* Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.
* Безразличие — отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.
* Незнание — незнакомство с представлениями о сверхъестественном.
Итсизм, это форма религиозного либерализма, выражение, классифицирующее веру людей, которые, с одной стороны, где-то подозревают о том, что есть что-то или кто-то «Высшее, между Небесами и Землей», но, с другой стороны, не принимают и не поддерживают установленную систему верований, доктрин, догм и существующих объяснений природы Бога какой бы то ни было отдельно взятой религии.
Возможно, что первое упоминание этого слова было в нидерландском «Социально-культурном отчёте» 1996 годa, (нидерл. "Sociaal en Cultureel Rapport 1996"). B ноябрьском издании периодического журнала Философии, «Filosofie Magazine» того же года в статьe «Вот, идут Итсеры», сообщалось: "Всё меньше людей проявляют интерес к церкви. Количество людей верующих в «неизвестную, высшую силу» увеличивается; начиная с 1991 года c 2 % до 22 %, (по данным «Социально-культурного отчёта» за 1996 год). Это национальная эпидемия. Типичный ответ итсиcта на вопрос: «Верите ли вы в общепринятого христианского Бога?» будет: «Hет, но должно же быть что-то…» ". Так, oпрос общественного мнения, проводимый голландской ежедневной газетой " Trouw " в октябре 2004, указал на то, что приблизительно 40% его читателей чувствуют себя именно итсиcтами.
Выражение стало известным в Нидерландах после того, как политический обозреватель Рональд Пластерк (нидерл. Ronald Plasterk в настоящее время Министр Образования, Культуры и Науки Нидерландов) использовал его как основную тему телевизионной программы «Buitenhof». Но, по всей вероятности, слово существовало и до этой программы.
В отличие от традиционных агностиков, которые склонны рассматривать вещи более скептически, «не веря в то, что неизвестно», итсисты считают, что, «возможно, есть что-то намного больше, чем то, что мы можем знать». Бог в этой форме религиозного либерализма может представляться либо как некая сущность, которая существует вне мира (подобная точка зрения высказывается и в иудаизме, христианстве и исламе), либо как коллективная духовная сила, существующая в пределах мира (подобно буддийскому «представлению о мире»).
Возможно, что первое упоминание этого слова было в нидерландском «Социально-культурном отчёте» 1996 годa, (нидерл. "Sociaal en Cultureel Rapport 1996"). B ноябрьском издании периодического журнала Философии, «Filosofie Magazine» того же года в статьe «Вот, идут Итсеры», сообщалось: "Всё меньше людей проявляют интерес к церкви. Количество людей верующих в «неизвестную, высшую силу» увеличивается; начиная с 1991 года c 2 % до 22 %, (по данным «Социально-культурного отчёта» за 1996 год). Это национальная эпидемия. Типичный ответ итсиcта на вопрос: «Верите ли вы в общепринятого христианского Бога?» будет: «Hет, но должно же быть что-то…» ". Так, oпрос общественного мнения, проводимый голландской ежедневной газетой " Trouw " в октябре 2004, указал на то, что приблизительно 40% его читателей чувствуют себя именно итсиcтами.
Выражение стало известным в Нидерландах после того, как политический обозреватель Рональд Пластерк (нидерл. Ronald Plasterk в настоящее время Министр Образования, Культуры и Науки Нидерландов) использовал его как основную тему телевизионной программы «Buitenhof». Но, по всей вероятности, слово существовало и до этой программы.
В отличие от традиционных агностиков, которые склонны рассматривать вещи более скептически, «не веря в то, что неизвестно», итсисты считают, что, «возможно, есть что-то намного больше, чем то, что мы можем знать». Бог в этой форме религиозного либерализма может представляться либо как некая сущность, которая существует вне мира (подобная точка зрения высказывается и в иудаизме, христианстве и исламе), либо как коллективная духовная сила, существующая в пределах мира (подобно буддийскому «представлению о мире»).