Признаки религии

Религия
Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т. е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.

3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т. д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т. д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т. д.);

Основные функции религии

Религия
* Мировоззренческая – религиозное мировоззрение формирует у людей надежду на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Эту функцию также называют смысловой, то есть наполнение человеческой жизни значением и смыслом.

* Иллюзорно-компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая, тесно связана с мировоззренческой: суть ее состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия.

* Коммуникативная – общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в общении между людьми, общение осуществляется главным образом в культовой деятельности.

* Регулятивная – осознание индивидом содержания определенных ценностных установок, которые вырабатываются в каждой религии и выступают своеобразной программой поведения людей.

* Интегративная – помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и целями, дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования.

Мировые религии

Религия
Под мировыми религиями приято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью (к примеру, иудаизм — еврейский народ, индуизм — Индия). Мировые религии отвечают ряду требований:

* объединение крупной общности людей
* наличие последователей во многих странах
* наличие последователей среди различных народов
* мировая религия не может служить признаком национальной идентичности (к примеру, будучи русским можно быть мусульманином и т.п., в то время как иудаизм подразумевет, что носитель конфессии является евреем)
* должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сходными течениями (к примеру, в исламе можно выделить суннитов и шиитов, при этом основы религии общие, равно как и объекты поклонения, в то время как течения индуизма сильно различны: от шиваизма и брахманизма до поклонения местным богам, при этом различны объекты поклонения)
* наличие влияния ход развития мировой истории, мирового искусство и пр. (так, христианская культура оказала влияние на развитие Европы, исламская — Ближнего Востока и Северной Африки, буддисткая — Южной Азии, Китая, Японии, Индии), при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах (различия в культе между православием и католицизмом, суннитами и шиитами, течениями буддизма, в иудаизме — существующие течения связаны не с географическими и культурными отличиями регионов, а с философскими школами последователей, в индуизме — культура различных областей Индии и сопредельных государств близка).

Загадки религии

Религия
Латинское слово "регалире", от которого происходит слово религия означает " связывать", "соединять".

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога (поскольку именно этот вопрос является для них принципиальным), в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих фактов и возможности (хотя бы в перспективе) экспериментальной проверки основных положений теории. Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, т.е. предлагает путь проверки истинности своих утверждений.

Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией.

Дхармические религии

Религия
Дхармические религии — религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений.

К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

* Индуизм
* Джайнизм
* Буддизм
* Сикхизм

ДХАРМА, в индийской философии, «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества. Во втором случае объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации). В системе целей человеческого существования (пурушартха) дхарма – одна из четырех задач человека, наряду с задачами приобретения (артха), удовольствий (кама) и «освобождения» (мокша), притом задача накопления дхармы как «религиозного капитала» является основополагающей. Дхарме наиболее близки понятия «правды» (сатья), «заслуги» (пунья) и «блага» (кушала). Антипод дхармы – адхарма, или дхарма с отрицательным значением.

Возникновение религии

Религия
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога.

Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова.
Модели возникновения религии

Бог

Религия
Изображение Бога на картине Микеланджело «Создание Солнца и Луны»
Бог — «в религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого» (Большая Российская Энциклопедия).

По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения».

Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».

Атеизм

Религия
Атеизм — отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые религии всё же характеризуются как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога.

Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя многие, считающие себя атеистами, являются сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм, не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Термин атеизм появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

Архаические верования и обряды

Религия
Магия

В основе М. лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека. Естественно, что человек стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить нужные результаты.

Тотемизм

Тотемизм многие исследователи рассматривают как древнейшую и универсальную религию первобытного человечества. Они указывают на следы тотемизма в язычестве, во всех современных религиях и даже в сказках и мифах.

Авраамические религии

Религия
Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из общей древнесемитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают писание Ветхого Завета.

К авраамическим религиям относятся:

* иудаизм (зародился в Древнем Израиле)
* христианство (Римская Империя)
* ислам (Аравия)

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Религия

Религия
Религия (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что яркие переживания мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях, и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Многие теологи сомневаются в ценности этих переживаний с точки зрения канонической религии: наркоманы, алкоголики, шизофреники испытывают не менее яркие переживания.

Существуют и другие версии происхождения слова «религия», однако приведенная является наиболее распространенной.

ОПЫТЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ РАЯ

Религия » ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

У разных народов, которые исповедуют разные религии, существует множество самых разных свидетельств и преданий о том, что душа человека побывала на том свете.

За душой человека может прийти ангел или святой и показать ей красоты рая и ужас преисподней. Очень часто одному и тому же человеку показывали и рай и ад. Зачем это делалось? Возможно, для того чтобы человек мог понять, как прекрасна жизнь в раю и сколь мучительно пребывание в аду. Ведь каждый из побывавших на том свете обязательно рассказывал своим близким о том, что ему довелось испытать.

Обратимся же к свидетельствам, в которых рассказывается о том, что человеку довелось увидеть рай.

Самым ранним свидетельством о видении рая можно считать «Откровение» Иоанна Богослова. Но Иоанн Богослов не сам побывал в Раю, он пишет, что небеса разверзлись, и видел он Престол Господень. Прекрасен был лик Господа и грозен. Пал Иоанн ниц, взирая на небесное воинство, окружавшее Небесный чертог.

Но, кроме свидетельств Иоанна Богослова, существуют и другие свидетельства, когда душе простого смертного было дано увидеть прекрасный сад небесный.

Рай позволено было увидеть очень известному буддистскому священнику Ничизо (в миру он был известен как Докен Шонин). Ничизо очень долгое время жил отшельником и предавался благочестивым размышлениям. В 920 году по свидетельству священника он совершил путешествие в рай.

Сначала Ничизо увидел вокруг себя целый рой бестелесных духов, которые звали его за собой. Ничизо не хотел обращать на них внимания, но духи кружились совсем близко и звали за собой. Тогда священник сосредоточился и вдруг почувствовал, что он может оторваться от земли. Вслед за духами он поднимался вверх, и чем выше он поднимался, тем легче ему становилось. Земля осталась далеко внизу, и вот уже мерцала только маленькой искоркой, а перед Ничизо открывалась вселенная во всей ее красоте.