Царица Савская

Религия
«Святая Македа, царица Савская»
Царица Савская, X век до н. э. — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.

Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис (Билкис, европеизир. — Балкида), а в эфиопских легендах — Македа. В массовой англоязычной культуре название её страны, Шеба, иногда ошибочно принимается за личное имя.

Хотя историческое существование царицы не доказано, её образ оказал значительное влияние на фольклор и литературу многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник).

Соломон

Религия
Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.
Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма.

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня (шалом — «мир», в значении не война), а также (шалем — «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.

Библейское повествование

История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.

Римский папа

Религия
Древнейший из сохранившихся списков римских епископов, который приводится в трактате Против ересей (Adversus haereses) Иринея Лионского и доведен до папы Элевтерия (ум. ок. 189), большинство исследователей признает исторически достоверным. Список Евсевия, доведенный до Марцеллина (ум. 304) и, возможно, восходящий к историку церкви Юлию Африкану (ум. после 240), содержит даты восшествия на престол и число лет каждого понтификата. Исправленная Римская редакция списка появляется в т.н. Каталоге папы Либерия, в котором приводятся имена всех епископов от апостола Петра до Либерия (ум. 366), продолжительность каждого понтификата с точностью до месяцев и дней, даты консульств, имена правивших императоров, а нередко и другие подробности. Хронология понтификатов до 235 это в основном результат вычислений, и потому она имеет сомнительную историческую ценность. Наиболее авторитетной долгое время считалась Книга пап (Liber pontificalis); она доведена до папы Гонория II (ум. 1130), однако для ранних пап она зависит от Каталога папы Либерия. Списки пап, составлявшиеся позднейшими историками, менялись с развитием исторической науки и в зависимости от точки зрения на каноническую легитимность тех или иных избраний и низложений. Приводимый ниже список был подготовлен Анджело Меркати, префектом Ватиканских секретных архивов, и опубликован в Annuario Pontificio за 1993. До папы Элевтерия приводимые в этом списки даты не вполне достоверны, но приблизительны в пределах одного-двух лет. Для периода от Элевтерия до середины 11 в. остаются сомнения относительно месяцев и дней. Понтификаты древних пап отсчитывались с момента их рукоположения в епископы. Позднее возник обычай коронации пап (до начала 9 в.), и продолжительность понтификата исчислялась от их коронации. Начиная с Григория VII, понтификаты стали отсчитываться от избрания, когда, как считалось, папа и получает свой сан. Имена антипап (избранных или провозгласивших себя папами в противовес канонически избранным папам) приводятся в скобках.

Рамбам

Религия
Рамбам или Маймонид (1138, Кордова — 1204, Каир) — выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний учёный, кодификатор законов Торы. Духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков вплоть до нашего времени.

Биография

Родился 1138 в Кордове в Испании у рава Маймона, носившего фамилию Овадья (ибн Абдалла), ученика рава Йосефа ибн Мигаша, который был учеником Ицхака Альфаси. После 1148 вследствие вторжения Альмохадов из Северной Африки семья Рамбама в течение десяти лет скиталась по Южной Испании, а затем поселилась в Фесе Марокко, где Маймонид приобрёл основы светских знаний в местном университете. В этот период он составил комментарий на Мишну. В 1165 вся семья покинула Фес и жила в Акко; в течение шести месяцев Маймонид путешествовал по Святой земле, а затем переехал в Египет, где стал личным врачом ал-Фадила, визиря Салах ад-Дина и главой еврейской общины Египта.

Семья Маймонида занималась торговлей с Индией.

Маймонид известен рядом высказываний, указывающим на его крайне негативное отношение к христианству и язычеству.

Радда Бай

Религия
Елена Петровна Блаватская (31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав, Российская Империя — 8 мая 1891 Лондон; (урождённая Елена Петровна Ган) — русский философ, ученый, просветитель, писательница, путешественница и основательница Теософского общества (основано в 1875).

В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.

Основная деятельность Е.П.Блаватской в проходила в США, Англии и Британской Индии.
Биография

Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 1798—1873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е.А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С.Ю. Витте, племянницей генералу Р.А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В.П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А.М. Фадеев (1841—1846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).

Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.

Мать Тереза

Религия
Тереза Гонджа Бояджиу Калькуттская, Мать Тереза (1910—1997) — католическая монахиня, известная своей благотворительной деятельностью. Причислена Католической Церковью к лику блаженных. В миру — Агнесса Гонджа Бояджиу (Agneze Gonxhe Bojaxhiu). Родилась 27 августа 1910 в македонском городе Скопье. Этническая албанка. В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. приняла постриг и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 г. монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 г. она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 г. основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

Мартин Лютер

Религия
Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526
Мартин Лютер (1483 – 1546) родился 10 ноября 1483 г. в семье бедного рудокопа Ганса Лютера, жившего в немецком городе Эйслебене. В 1497 г. Лютеры переехали из г. Мансфельда в г. Магдебург, и Мартин поступил во французскую школу. Именно здесь он проникся сознанием величия католической церкви и дал себе клятву совершить путешествие в Рим и стать монахом. В 1501 г. Лютер поступил в Эрфуртский университет, бывший в то время главным центром гуманистического образования в Германии, но в 1505 г. ушел из него и вступил в августинский монашеский орден, и там не прекращал учиться. Пророческим можно считать известное высказывание о Лютере богослова Поллиха в 1509 г. Он сказал, что монах с глубокими глазами и чудными фантазиями собьет с пути всех докторов, введет новое учение и преобразует всю римскую церковь.

В 1519 г. в Лейпциге произошел открытый разрыв между Лютером и католической церковью. Обращаясь к светским властям Германии – императору, князьям и дворянам, он призвал их заняться исправлением церкви, поскольку она уже не в состоянии исправить сама себя. Надо прекратить платежи в Рим, решать все церковные дела внутри страны. Каждая община должна выбрать себе в пастыри набожного гражданина, предоставив ему право жениться, если он того пожелает.

Конфуций

Религия
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Иоганн Фауст

Религия
Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы.

Биография

Данные о жизни исторического Фауста крайне скудны. Он родился, по-видимому, около 1480 года в городе Книттлинген, в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но должен был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества» (из письма учёного аббата Тритемия, 1507).

В 1539 след его теряется.

Фауст в литературе
«Народная книга»
В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkunstler etc.»

Жан Кальвин

Религия
Деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое образование. Под влиянием проповеди М. Лютера стал склоняться к протестантизму. В 1533 отрекся от католической церкви. В 1534, ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов, бежал в Базель, где в 1536 вышло его главное соч. «Наставление в христианской вере» (сначала на латинский, затем на французский язык), в котором дано систематическое изложение нового вероучения. В том же 1536 К. приехал в Женеву, где уже победила Реформация. Введение К. (с помощью магистрата) суровых постановлений о церковной дисциплине и нравственности горожан, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда Женева заимствовала вначале реформационные идеи, привели к тому, что К. был выслан из Женевы и уехал в Страсбург (1538). В сентябре 1541 К. вернулся в Женеву и оставался там до конца жизни, сделавшись главой нового направления протестантизма - кальвинизма. Под влиянием К. женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами др. стран. Отражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, К. провёл ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». С помощью консистории, возглавлявшей церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, он упразднил пышный католический культ; как советник правительства добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п. К. отличался крайней религиозной нетерпимостью как к католицизму, так и к народным реформационным течениям (особенно к анабаптизму), последователей которых он обвинял в безбожии; по настоянию К. противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни (сожжение в 1553 М. Сервета) и др. карам.

Джозеф Смит

Религия
Американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830-1844), основатель движения Святых последних дней, кандидат в президенты США (1844).

Общая численность последователей учения Джозефа Смита – около 13 млн человек. Большинство из них составляют приверженцы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) – около 12,5 млн.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что:

* Бог-Отец и Его Сын Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему больше истин относительно природы Бога, чем было известно человечеству в предыдущие столетия,
* древние пророки и апостолы даровали Джозефу Смиту силу священства,
* через Джозефа Смита был явлен беспрецедентный поток знаний и учений, включающий Книгу Мормона, Учение и Заветы, Драгоценную Жемчужину,
* через Джозефа Смита на Земле была вновь организована истинная церковь Господа.

Один из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорд Вудрафф сказал о Джозефе Смите:

Он был пророком Божьим и заложил фундамент самой великой работы и самого великого устроения из всех, когда-либо установленных на Земле.

Генри Олкотт

Религия
Генри Стил Олкотт (англ. Henry Steel Olcott; 2 августа 1832, Орэндж (Orange), Нью-Джерси — 17 февраля 1907, Адьяр) — основатель и первый глава Теософского общества. Известен также как первый известный человек Запада, который перешёл в буддизм. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, за что он почитается в Шри-Ланке.

Олкотт вырос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси. Учился в Колледже города Нью-Йорк (так тогда назывался подготовительный колледж Нью-Йоркского университета), затем — в Колумбийском универститете Нью-Йорка. В 1860 году женился на Мэри Эппли Морган (Mary Epplee Morgan), дочери ректора церковно-приходской школы Троицы (Trinity parish) города Нью-Рошель. Позже у них родилось трое сыновей. Олкотт был редактором газеты Нью-Йорк Трибьюн по сельскохозяйственной тематике в 1858—1860 годах, иногда принимал к публикации статьи и по другим темам.

Служил в армии США во время гражданской войны, затем получил право адвокатской практики в Нью-Йорке. В 1863—1866, находясь в звании полковника, был специальным уполномоченным Военно-морского департамента США. Опубликовал генеалогию своего рода, которая выводила его корни от Томаса Олкотта, одного из тех, кто основал в 1636 Хартфорд в Коннектикуте.

Среди статей, которые он писал в газеты, были и статьи, посвященные движению спиритуалистов. В 1874 он занимался написанием серии статей, посвященных сеансам спиритуалистов братьев Эдди. На одном из таких сеансов, которые проводились в Читтендене (шт. Вермонт), он встретил в том году Елену Блаватскую.