Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух)
1. Вера в существование духов, могущих вступать в сношения с людьми через посредство различных физических явлений. Общение с духами и душами умерших, по мнению спиритов, возможно только при посредстве лиц (медиумов), одаренных особой таинственной силою. Духи проявляют себя и дают ответы на вопросы посредством стуков, столоверчения, автоматического письма. Начало спиритизма относят к глубокой древности.
2. Религиозная и философская доктрина, установленная во Франции в середине 19-го столетия Алланом Кардеком. Термин был выдуман им как определенное название доктрины, которую он собирался издавать, но, учитывая тот факт, что слово было создано от корней, пущенных с общего языка, это было скоро включено в нормальное использование и использовалось, чтобы назвать другие доктрины также, хотя оригинальные знатоки спиритизма выступают против этого использования.
Далеко не все верят в то, что у человека есть душа. Далеко не все верят, что душа бессмертна, даже среди тех, кто верит в это, лишь немногие допускают, что души умерших можно "вызывать" и беседовать с ними на различные темы. Но и из этих последних многие сомневаются в том, что духам умерших открыто будущее живых. Такова плата за прогресс и культуру: одно из наиболее интересных и эффективных предсказательных искусств недалекого прошлого приобрело одиозную репутацию, впало в забвение и стремительно выродилось. Везде, где верят в Единого Бога, спиритизм и некромантия считаются занятием дьявольским и преступным, и это неудивительно, ведь собеседование с усопшими - это элемент языческого культа предков, который во много раз старше любой из нынешних мировых религий. Впрочем, в этом есть свой резон. Спиритизм и духовидение - удел сильных и духовно развитых людей, для слабых же это занятие чревато многими бедствиями, из которых самым легким является истерический или эпилептический припадок. Дух современного западного человека не отличается ни силой, ни чистотой. Все святые подвижники, укрощавшие демонов, остались в далеком прошлом. И церковь в данном случае поступает столь же разумно, как заботливая мать, которая прячет спички от детей. Правда, при этом она упускает из виду, что дети уже подросли и могут купить спички в любом киоске...
Итак, что же такое спиритизм и некромантия? Какими опасностями чреваты эти занятия? Каковы их наиболее безопасные формы? Какую информацию на спиритических сеансах могут поведать духи людям через посредников-медиумов? Ответам на все эти вопросы и посящен данный раздел сайта.
История, примеры
Некромантия - это искусство общения с духами умерших людей, которые, в частности, способны приоткрыть для нас завесу будущего. Она является одной из разновидностей духовидения, называемого также заклинанием духов или спиритизмом. Несмотря на то, что теоретические основы этого искусства весьма сомнительны, оно существует с незапамятных времен, пользуется уважением у широких народных масс и позволяет достигать вполне удовлетворительных практических результатов. Обратимся к примерам применения этого искусства, взятым из исторической и этнографической литературы, а также из современной жизни.
Начнем с классики. В Библии (Первая Книга Царств, гл.28) сказано, что Саул, первый царь Израиля, обращался к услугам некромантии, по крайней мере, однажды в своей жизни. Когда его святой покровитель пророк Самуил умер, обстановка в царстве обострилась. Этим воспользовались филистимляне, тут же выступившие в поход против Израиля. Встревоженный Саул решил посоветоваться с покойным пророком. Для этого он отправился в селение Аэндор и попросил тамошнюю волшебницу вызвать для него дух Самуила. Волшебница исполнила просьбу, и дух явился. Ей он был виден как "муж престарелый, одетый в длинную одежду", Саул же не видел ничего, а только слышал его голос. Надо сказать, что беседа с духом не принесла Саулу ни малейшего удовлетворения. Напротив, Самуил жестоко разбранил Саула за пользование некромантией и предрек ему скорое поражение от филистимлян, а затем и позорную смерть, после которой царство перейдет к его личному арфисту Давиду. И предсказание это сбылось в самые краткие сроки.
Из приведенного примера видно, что Библия (а, следовательно, и христианское вероучение) не отрицает ни существования духов, ни возможности получить от них точную информацию о будущем. Все запреты касаются только моральной стороны дела: верующий должен уповать на Бога, а не тревожить усопших, души которых находятся в ведении Господа Бога.
Единственная разновидность усопших, к которым христиане имеют вполне легальный доступ - это святые. В Москве до сих пор стоит храм св.Трифона, где святой изображен верхом на коне и с соколом на руке. Историю этого изображения знает каждый, кто читал "Князя Серебряного". Согласно легенде (впрочем, внесенной в летописи наряду с более достоверными историческими событиями) сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев однажды упустил очень ценного сокола и долго не мог его найти. Царь, как известно, был весьма суров, и потеря сокола вполне могла послужить поводом для смертной казни. Отчаявшемуся Трифону только и осталось, что молиться своему небесному заступнику. В ответ на горячую молитву св.Трифон явился ему во сне и указал место, где сидит сокол. Именно там сокольничий и нашел драгоценную птичку, и там впоследствии был воздвигнут храм св.Трифона. Конечно, сложно назвать эту благочестивую историю выраженным примером некромантии, но все формальные признаки здесь налицо. Гадающий обращается к давно умершему человеку с просьбой открыть ему что-то такое, чего он сам не в состоянии узнать; при этом гадающий творит молитву перед образом умершего, а удачное гадание завершается пожертвованием в честь духа покойного (в данном случае - постройкой храма).
Точно так же поступали до недавнего времени и коренные жители Новой Зеландии - маори. Они боялись и почитали духов своих умерших родственников, и в особенности духов вождей и воинов, которые, согласно поверью, бдительно охраняли своих живых соплеменников, защищая их на войне и строго следя за каждым нарушением священного табу. Многие маори держали в своих домах деревянные изображения самых уважаемых героев и предков - так называемые атуа. В трудных ситуациях они молились этим изображениям, и тогда дух героя вступал с ними в общение - во сне или наяву. Голос его, однако, не походил на голос смертного: это был некий таинственный звук - не то свист, не то шепот. После получения совета духов следовало отблагодарить жертвоприношением.
Дж. Фрэзер приводит не меньше десятка подобных примеров; при желании их можно было бы приводить сотнями. Практически все народы Земли занимаются некромантией и общаются с духами, но только европейцы считают это искусство страшным и зловещим грехом. А ведь на самом деле в некромантии нет ничего страшного, когда ею занимаются серьезно и обращаются за советом к действительно уважаемым предкам, с которыми имеется прочная духовная связь. Страшное начинается тогда, когда за дело берется недоучка или эгоист, который не видит в мире никого, кроме себя самого. Тогда-то и возникают на алтарях черепа и черные свечи, проливается кровь младенцев и на сцену выходят мрачные призраки, от которых волосы встают дыбом, а толковых советов ни за что не добьешься.
Французский оккультист Дюран де Гро рассказывал об одном незадачливом поклоннике спиритизма (спирите), который как-то раз явился к нему за помощью. Этот провинциальный нотариус возымел желание вызвать дух ни кого-то там, а самого французского короля Людовика XIV. Король появился, но ужасно рассерженный тем, что его вызывает какой-то там мелкий служащий, и поклялся сжить его со света. С этой целью он каждую ночь посылал к нотариусу двух своих любовниц и те изводили его любовными ласками. В результате здоровье нотариуса таяло с каждым днем: он как мог отбивался от обольстительниц, но в конце концов так ничего и не смог с собой поделать.
История европейского спиритизма изобилует подобными анекдотами. Все они имеют однотипный сюжет: легкомысленный спирит, решив, что от мертвых ему не будет никакого вреда, тревожит духи великих и простых людей - просто так, для развлечения и пробы сил. В большинстве случаев духи не являются ему; но если являются, то гнев их бывает ужасен.
История
Спиритизм начинается с диалогов, установленных между Кардеком и духами известных умерших. Как педагог с твердым гуманистическим фоном, когда-то убежденным в духовном объяснении явления, что он исследовал между 1854 и 1856, Кардек искал способ повернуть возможность загробной жизни, сопутствующей человеческой душе, во что-то полезное для человечества, в социальных и этических областях. Кроме того, он думал, что религии становились неспособными вести людей к эффективным моральным усовершенствованиям, из-за их отказа как общественных институтов. Наука же наоборот становилась более широкой чем когда-либо, принося выгоды для людей. Оба фактора, вместе взятые, привели к увеличению недоверия в человеческой духовности во всех социальных уровнях европейских обществ. Кардек видел в этом нежелательную социальную тенденцию, которая должна возвращаться новой парадигмой для того, чтобы понять действительность. Его главными особенностями были:
* Продвижение диалога между тремя классическими формами знания (научное, философское и религиозное) в порядке достижения более глубокого и более широкого пути для понимания действительности;
* Эта парадигма должна обеспечить доступ к знанию для всех людей, вместо герметичного способа, которым философские и научные знания имеют начало, произведенное с этого времени;
* Человеческие отношения с Духовным не нуждались ни в каком установленном посредничестве. Естественная духовность была бы достаточно и более соответствующая для человеческой реализации.
Многие хорошо образованные люди из Европы и Соединённых Штатов постепенно ухватились за Спиритизм как за логическое объяснение действительности, включая темы, связанные с превосходством, куда относятся Бог и загробная жизнь. Тысячи обществ спиритистов были созданы на обоих континентах, и их принципы так распространились в некоторых странах, что Спиритизм планировался к внедрению в обязательные программы школы и колледжа в Европе. Однако, с подъемом тоталитарных режимов во многих европейских нациях, спиритизм и многие другие философские и политические движения подверглись сильным репрессиям. Мировые войны, в первой половине 20-го столетия стали заключительным ударом по движениям спиритистов в большинстве стран Европы. Но в некоторых местах работа нескольких посвятивших себя проповедников сумела достигнуть цели — особенно в Бразилии, где более 4 миллионов человек называют себя спиристами-кардекистами, согласно последним данным переписи IBGE, которые делают Бразилию наибольшей страной спиритистов в мире. Спиритизм влиял в Бразилии на становление таких движений как умбанда, христианский рационализм, Союз Природы и Долины Рассвета.
Спиритуализм нельзя путать со спиритизмом. Его использование с таким значением расценено как бранное слово как спиритуалистами, так и спиритистами. Спиритуализм является устаревшим термином для анимизма и других религиозных методов, обращающихся к духовным существам, включая шаманство.
Из Теософского словаря Е.П.Блаватской
СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть чистый Спиритуализм. Что касается верования, которое фигурирует под этим названием, а именно, верования в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума - это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось "Некромантией". Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.
1. Вера в существование духов, могущих вступать в сношения с людьми через посредство различных физических явлений. Общение с духами и душами умерших, по мнению спиритов, возможно только при посредстве лиц (медиумов), одаренных особой таинственной силою. Духи проявляют себя и дают ответы на вопросы посредством стуков, столоверчения, автоматического письма. Начало спиритизма относят к глубокой древности.
2. Религиозная и философская доктрина, установленная во Франции в середине 19-го столетия Алланом Кардеком. Термин был выдуман им как определенное название доктрины, которую он собирался издавать, но, учитывая тот факт, что слово было создано от корней, пущенных с общего языка, это было скоро включено в нормальное использование и использовалось, чтобы назвать другие доктрины также, хотя оригинальные знатоки спиритизма выступают против этого использования.
Далеко не все верят в то, что у человека есть душа. Далеко не все верят, что душа бессмертна, даже среди тех, кто верит в это, лишь немногие допускают, что души умерших можно "вызывать" и беседовать с ними на различные темы. Но и из этих последних многие сомневаются в том, что духам умерших открыто будущее живых. Такова плата за прогресс и культуру: одно из наиболее интересных и эффективных предсказательных искусств недалекого прошлого приобрело одиозную репутацию, впало в забвение и стремительно выродилось. Везде, где верят в Единого Бога, спиритизм и некромантия считаются занятием дьявольским и преступным, и это неудивительно, ведь собеседование с усопшими - это элемент языческого культа предков, который во много раз старше любой из нынешних мировых религий. Впрочем, в этом есть свой резон. Спиритизм и духовидение - удел сильных и духовно развитых людей, для слабых же это занятие чревато многими бедствиями, из которых самым легким является истерический или эпилептический припадок. Дух современного западного человека не отличается ни силой, ни чистотой. Все святые подвижники, укрощавшие демонов, остались в далеком прошлом. И церковь в данном случае поступает столь же разумно, как заботливая мать, которая прячет спички от детей. Правда, при этом она упускает из виду, что дети уже подросли и могут купить спички в любом киоске...
Итак, что же такое спиритизм и некромантия? Какими опасностями чреваты эти занятия? Каковы их наиболее безопасные формы? Какую информацию на спиритических сеансах могут поведать духи людям через посредников-медиумов? Ответам на все эти вопросы и посящен данный раздел сайта.
История, примеры
Некромантия - это искусство общения с духами умерших людей, которые, в частности, способны приоткрыть для нас завесу будущего. Она является одной из разновидностей духовидения, называемого также заклинанием духов или спиритизмом. Несмотря на то, что теоретические основы этого искусства весьма сомнительны, оно существует с незапамятных времен, пользуется уважением у широких народных масс и позволяет достигать вполне удовлетворительных практических результатов. Обратимся к примерам применения этого искусства, взятым из исторической и этнографической литературы, а также из современной жизни.
Начнем с классики. В Библии (Первая Книга Царств, гл.28) сказано, что Саул, первый царь Израиля, обращался к услугам некромантии, по крайней мере, однажды в своей жизни. Когда его святой покровитель пророк Самуил умер, обстановка в царстве обострилась. Этим воспользовались филистимляне, тут же выступившие в поход против Израиля. Встревоженный Саул решил посоветоваться с покойным пророком. Для этого он отправился в селение Аэндор и попросил тамошнюю волшебницу вызвать для него дух Самуила. Волшебница исполнила просьбу, и дух явился. Ей он был виден как "муж престарелый, одетый в длинную одежду", Саул же не видел ничего, а только слышал его голос. Надо сказать, что беседа с духом не принесла Саулу ни малейшего удовлетворения. Напротив, Самуил жестоко разбранил Саула за пользование некромантией и предрек ему скорое поражение от филистимлян, а затем и позорную смерть, после которой царство перейдет к его личному арфисту Давиду. И предсказание это сбылось в самые краткие сроки.
Из приведенного примера видно, что Библия (а, следовательно, и христианское вероучение) не отрицает ни существования духов, ни возможности получить от них точную информацию о будущем. Все запреты касаются только моральной стороны дела: верующий должен уповать на Бога, а не тревожить усопших, души которых находятся в ведении Господа Бога.
Единственная разновидность усопших, к которым христиане имеют вполне легальный доступ - это святые. В Москве до сих пор стоит храм св.Трифона, где святой изображен верхом на коне и с соколом на руке. Историю этого изображения знает каждый, кто читал "Князя Серебряного". Согласно легенде (впрочем, внесенной в летописи наряду с более достоверными историческими событиями) сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев однажды упустил очень ценного сокола и долго не мог его найти. Царь, как известно, был весьма суров, и потеря сокола вполне могла послужить поводом для смертной казни. Отчаявшемуся Трифону только и осталось, что молиться своему небесному заступнику. В ответ на горячую молитву св.Трифон явился ему во сне и указал место, где сидит сокол. Именно там сокольничий и нашел драгоценную птичку, и там впоследствии был воздвигнут храм св.Трифона. Конечно, сложно назвать эту благочестивую историю выраженным примером некромантии, но все формальные признаки здесь налицо. Гадающий обращается к давно умершему человеку с просьбой открыть ему что-то такое, чего он сам не в состоянии узнать; при этом гадающий творит молитву перед образом умершего, а удачное гадание завершается пожертвованием в честь духа покойного (в данном случае - постройкой храма).
Точно так же поступали до недавнего времени и коренные жители Новой Зеландии - маори. Они боялись и почитали духов своих умерших родственников, и в особенности духов вождей и воинов, которые, согласно поверью, бдительно охраняли своих живых соплеменников, защищая их на войне и строго следя за каждым нарушением священного табу. Многие маори держали в своих домах деревянные изображения самых уважаемых героев и предков - так называемые атуа. В трудных ситуациях они молились этим изображениям, и тогда дух героя вступал с ними в общение - во сне или наяву. Голос его, однако, не походил на голос смертного: это был некий таинственный звук - не то свист, не то шепот. После получения совета духов следовало отблагодарить жертвоприношением.
Дж. Фрэзер приводит не меньше десятка подобных примеров; при желании их можно было бы приводить сотнями. Практически все народы Земли занимаются некромантией и общаются с духами, но только европейцы считают это искусство страшным и зловещим грехом. А ведь на самом деле в некромантии нет ничего страшного, когда ею занимаются серьезно и обращаются за советом к действительно уважаемым предкам, с которыми имеется прочная духовная связь. Страшное начинается тогда, когда за дело берется недоучка или эгоист, который не видит в мире никого, кроме себя самого. Тогда-то и возникают на алтарях черепа и черные свечи, проливается кровь младенцев и на сцену выходят мрачные призраки, от которых волосы встают дыбом, а толковых советов ни за что не добьешься.
Французский оккультист Дюран де Гро рассказывал об одном незадачливом поклоннике спиритизма (спирите), который как-то раз явился к нему за помощью. Этот провинциальный нотариус возымел желание вызвать дух ни кого-то там, а самого французского короля Людовика XIV. Король появился, но ужасно рассерженный тем, что его вызывает какой-то там мелкий служащий, и поклялся сжить его со света. С этой целью он каждую ночь посылал к нотариусу двух своих любовниц и те изводили его любовными ласками. В результате здоровье нотариуса таяло с каждым днем: он как мог отбивался от обольстительниц, но в конце концов так ничего и не смог с собой поделать.
История европейского спиритизма изобилует подобными анекдотами. Все они имеют однотипный сюжет: легкомысленный спирит, решив, что от мертвых ему не будет никакого вреда, тревожит духи великих и простых людей - просто так, для развлечения и пробы сил. В большинстве случаев духи не являются ему; но если являются, то гнев их бывает ужасен.
История
Спиритизм начинается с диалогов, установленных между Кардеком и духами известных умерших. Как педагог с твердым гуманистическим фоном, когда-то убежденным в духовном объяснении явления, что он исследовал между 1854 и 1856, Кардек искал способ повернуть возможность загробной жизни, сопутствующей человеческой душе, во что-то полезное для человечества, в социальных и этических областях. Кроме того, он думал, что религии становились неспособными вести людей к эффективным моральным усовершенствованиям, из-за их отказа как общественных институтов. Наука же наоборот становилась более широкой чем когда-либо, принося выгоды для людей. Оба фактора, вместе взятые, привели к увеличению недоверия в человеческой духовности во всех социальных уровнях европейских обществ. Кардек видел в этом нежелательную социальную тенденцию, которая должна возвращаться новой парадигмой для того, чтобы понять действительность. Его главными особенностями были:
* Продвижение диалога между тремя классическими формами знания (научное, философское и религиозное) в порядке достижения более глубокого и более широкого пути для понимания действительности;
* Эта парадигма должна обеспечить доступ к знанию для всех людей, вместо герметичного способа, которым философские и научные знания имеют начало, произведенное с этого времени;
* Человеческие отношения с Духовным не нуждались ни в каком установленном посредничестве. Естественная духовность была бы достаточно и более соответствующая для человеческой реализации.
Многие хорошо образованные люди из Европы и Соединённых Штатов постепенно ухватились за Спиритизм как за логическое объяснение действительности, включая темы, связанные с превосходством, куда относятся Бог и загробная жизнь. Тысячи обществ спиритистов были созданы на обоих континентах, и их принципы так распространились в некоторых странах, что Спиритизм планировался к внедрению в обязательные программы школы и колледжа в Европе. Однако, с подъемом тоталитарных режимов во многих европейских нациях, спиритизм и многие другие философские и политические движения подверглись сильным репрессиям. Мировые войны, в первой половине 20-го столетия стали заключительным ударом по движениям спиритистов в большинстве стран Европы. Но в некоторых местах работа нескольких посвятивших себя проповедников сумела достигнуть цели — особенно в Бразилии, где более 4 миллионов человек называют себя спиристами-кардекистами, согласно последним данным переписи IBGE, которые делают Бразилию наибольшей страной спиритистов в мире. Спиритизм влиял в Бразилии на становление таких движений как умбанда, христианский рационализм, Союз Природы и Долины Рассвета.
Спиритуализм нельзя путать со спиритизмом. Его использование с таким значением расценено как бранное слово как спиритуалистами, так и спиритистами. Спиритуализм является устаревшим термином для анимизма и других религиозных методов, обращающихся к духовным существам, включая шаманство.
Из Теософского словаря Е.П.Блаватской
СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть чистый Спиритуализм. Что касается верования, которое фигурирует под этим названием, а именно, верования в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума - это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось "Некромантией". Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи