Сатанизм — мировоззрение и официально практикуемая Церковью Сатаны философия и религия, положения которой были сформулированы в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (ЛаВей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько тысяч последователей по всему миру.
Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения — символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма). Согласно ЛаВею, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте»
Люцифер. Страшное имя, сразу же представляющее нашему воображению омерзительный лик дьявола. А ведь имя это переводится дословно как "несущий свет", так был назван один из прекраснейших Божьих ангелов. Но Люциферу и этого оказалось мало. Он упивался своим ангельским происхождением, сверхъестественными способностями, бессмертием и приближенностью к Богу. Однако гордость его со временем стала так велика, что он не захотел иметь над собой никаких господ, даже Господа Бога. И Люцифер взбунтовался, свершив своеобразный военный переворот и возглавив армию таких же недовольных своей судьбой ангелов, вместе с которыми и повел войну за господство. Бог решил покарать мятежных ангелов за гордыню и поручил командование своими войсками архангелу Михаилу. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел Диавол в сильной ярости, зная, что немного ему осталось времени". Так сказано в 12-й главе Апокалипсиса.
А низвергнутый с небес Люцифер перестал существовать как ангел. Он получил новое имя - Сатана, и новую обитель - ад. Ангелы, падшие вместе с ним, стали демонами. Что ж, никто не обходится без дела. Проклятые Богом и обреченные на вечные муки, Сатана и его окружение нашли себе занятие - соблазнять и подкупать человека. И, как оказалось, людей, которые оказались слишком грешны и неразумны, чтобы противостоять соблазнам, нашлось более чем предостаточно во всей истории человечества. Так гласят библейские легенды.
А что же говорят факты? "Церковь Сатаны", "Сатанинская Библия", "Черная месса", "Легион дьявола", "Сатанинские тихи" - эти и другие названия книг или фильмов говорят о том, что поклонников сатанизма на Земле развелось свыше десятков миллионов. Вот и у нас на телеэкране промелькнул отечественный фильм, горький и безжалостный, с тем же вызывающим заголовком "Сатана".
Впрочем, некоторые атеисты утверждают, что сама церковь придумала Сатану, исходя из того вывода, что не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о Боге, ни о его духовенстве. Стоило Фоме Аквинскому признать существование дьявола и его колдовских сил на земле, как развернулась охота церкви, а затем созданных ею специальных отрядов инквизиции на ведьм и колдунов, истребление любой ереси на воспылавших по всей Европе кострах. Нынче никого не жгут, но по-прежнему действует конституция "О церкви в современном мире", принятая Вторым Ватиканским собором, которая провозглашает, что проповедь должна послужить величию Бога и "посрамлению дьявола". Нисколько не изменился и кодекс иезуитов - последователей Игнатия Лойолы, создавшего "Общество Иисуса" еще в 1534 году. И сегодня журналы иезуитского ордена твердо и прямо ставят риторический для них вопрос: "Разве позволительно сомневаться относительно существования ангелов и демонов? Большинство теологов ответило бы, что в таком случае подвергается сомнению одна из религиозных истин".
Юность человечества столкнулась с борьбой добра и зла не только в пору христианства, но и гораздо раньше. Уже тогда появилась черная магия, разбудившая в людях темные силы. Элифас Леви в своем труде "Учения о высшей магии" пишет: "Всякое действие подлежит суждению, и это суждение вечно. Таковы догматы и принципы. Согласно этим принципам и этим догматам добро и зло, которых вы желает себе или другим, в сфере нашего желания и в сфере вашего действия, наступят неукоснительно для других или для вас, если вы установите вашу решимость на деле (действиями). Действия должны быть аналогичны желанию. Желание вредить или заставить любить себя должно быть проявлено актами ненависти или любви."
Одним из самых страшных действий считалось энвольтование, когда люди с животными страстями всеми силами стремились погубить других, используя чудовищные средства. Когда им указывали человеческую мишень, то они доставали для себя ее волосы, зубы или фотографию, давали проглотить один из этих предметов живой жабе, называя ее именем выбранной жертвы. Затем вешали эту жабу в печной трубе, прокалывали ее гвоздями, сопровождая эти действия страшными проклятиями. При этом воля агента энвольтований в экстазе становится столь ядовитой, что несчастная жертва изнемогает от неизвестной, но изнурительной болезни, перед которыми наука становится в тупик. Но если посвященный угадывает энвольтование и отвращает его последствия, то колдун сам становится жертвой, будучи поражен своим собственным оружием.
В книге Ж.Буржа "Магия" приводится пример, как один недоверчивый священник толкнул однажды некую колдунью, свалив при этом в грязь. Колдунья пригрозила: "То, что ты сделал, не останется для тебя безнаказанным". В тот же день священник захворал непонятной болезнью, которая три года причиняла ему большие страдания. И освободился он от недуга лишь перед самой смертью колдуньи, которая призвала его к себе и, исповедуясь, призналась, что она энвольтировала его.
Церковный суд той же Франции в октябре 1440 года рассматривал однажды дело одного из самых могущественных дворян страны. Его обвиняли в том, что он преклонялся перед духами, приносил им жертвы, вызывая их и учил этому последователей. Он приобщился к таким отвратительным делам, что имя его стало символом разврата и излишеств. Звали его Жиль де Рэ. Когда-то смело сражавшийся за Францию под знаменами Жанны д'Арк, он получил звание пэра и заслуженно унаследовал огромные земли и богатства. Но натура его была двойственной, словно бы белой и черной одновременно. Черная в конце концов взяла верх. Карьера Жиля де Рэ шла вверх по прямой. Титул маршала Франции, редкая привилегия носить королевский знак Лилии. И вдруг. в возрасте двадцати восьми лет блистательный военачальник удаляется в родовой замок и начинает новую карьеру - алхимика, дьяволопоклонника и убийцы.
С помощью флорентийского священника Франческо Прелатти он собирался открыть секрет философского камня - проще говоря, найти материал, необходимый для превращения металлов в золото. После многих бесполезных опытов Прелатти поведал маршалу, что знает еще один путь к неслыханным богатствам. Для этого нужно только вызвать самого дьявола.
У де Рэ не было желания отдавать дьяволу бессмертную душу. Но Прелатти убедил его, что можно поступить по-другому. Он якобы однажды вечером ходил в лес и вызывал дьявола, который просил его называть "Бароном". Дьявол обещал золотые плиты, если ему будет оказано должное почтение и принесены жертвы. Жертвы эти представляли собой кровь, кости, руки и глаза убитых детей. Де Рэ размышлял недолго.
За несколько лет в окрестностях замка пропало огромное количество детей. Самых красивых мальчиков и девочек заманивали в замок, и после этого их никто больше не видел. Все молчали. И лишь когда де Рэ напал на священника, епископ Нантский добился, что бы ужасные деяния маршала, продавшего душу дьяволу, стали явными. Куда там черным мессам, где приносили в жертву одного ребенка в год, проливая его кровь на живот обнаженной женщины! Жиль де Рэ искалечил и убил сотни детей, наиболее симпатичные головы сохраняя как реликвии. Исповедь преступника на суде была столь чудовищной в подробностях, что председательствующий епископ накрыл распятие одеялом. Маршал Франции был сожжен на костре.
Естественно, трудно в одном обзоре рассказать о всех сатанистах - их многочисленные секты сегодня охватили весь мир. Поэтому мы рассказали о некоторых "ярких" или, точнее, "черных" личностях, воспевавших дьявола или сотрудничающих с ним, сея по всюду вседозволенность и зло. Как правило, новые Антихристы прикрываются именем Божьего Сына. Только за последние 25 лет миру явилось более полусотни новых Христосов. 5 тысяч фанатиков объединил вокруг себя знахарь Жорж Ру из французского городка Монфавэ, который объявил себя Иисусом еще в октябре 1950 года. Он даже издавал газету "Золотой мессия". Еще один "Христос" объявился в США, создав свою секту в неприступной крепости, которую атаковали американские спецподразделения, но так и не добились успеха. Лидер сектантов некий Джонс погубил себя и все свое братство, не пожалев и малых детей.
В чем же притягательность многочисленных сект сатанистов, противопоставивших себя церкви? Не только, конечно, в роли пастырей, обладающих заметной магической силой, но и в слабости церкви, не умеющей найти путь к сердцу каждого человека. Российский опыт только подтверждает это. На сознание юношей и девушек, растущих в лишенном идеалов обществе, новые идеи действуют как наркотик. Не иссякает поток юных посетителей в подъездах дома на Садовой, где проходил бал Сатаны из блистательного романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И вот что странно и непонятно - из этого произведения молодежь меньше всего обращает внимание на линию Иешуа-Пилат, а взахлеб зачитывается сценами с Воландом, Коровьевым, Азазелло и котом Бегемотом. С Волондом все ясно - это одно из воплощений Сатаны. Заглянем в справочник. Бегемот - огромный демон и сторож в окружении Люцифера. Азазель - знаменосец армии Ада. Да, Михаил Булгаков смирился с тем, что Земле правят падшие ангелы. Но стоит ли нам нам присоединятся к этому смирению?
История
Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.
Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.
Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.
Сатанинские организации
Церковь Сатаны (англ. Church of Satan) — старейшая и наиболее крупная сатанинская организация, численность которой предположительно составляет несколько тысяч человек по всему миру. Точное количество людей, состоящих в данной организации, неизвестно, поскольку она не предоставляет сведений о своём составе и не требует публичного объявления о факте своего членства. Штаб-квартира Церкви Сатаны в данный момент располагается в Нью-Йорке, а пост верховного жреца занимает магистр Питер Гилмор.
В середине 1970-х бывший член Церкви Сатаны, Майкл Аквино, основал Храм Сета — организацию, имеющую идеологию, основанную на собственной интерпретации древнеегипетских мифов, с уклоном в мистицизм. Члены Храма Сета позиционируют себя как «сетианцы», поэтому, строго говоря, его не следует называть организацией, в какой бы то степени практикующей сатанизм.
Старшая дочь Антона ЛаВея, Карла ЛаВей, в 1999 году основала небольшую организацию под названием Первая Сатанинская Церковь (англ. First Satanic Church), идеология которой основывается на философии ЛаВея. Других сколько-нибудь значимых организаций, практикующих сатанизм, на текущий момент не зарегистрировано.
«Сатанизм» XIX века
Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить к дьяволопоклонничеству, демонизму и декадентству. «Сатанизм» XIX века скорее миф, чем реальность.
Философия сатанизма
Принципы сатанизма можно обобщить следующим образом:
* потакание инстинктам взамен воздержания;
* полноценное существование взамен духовных мечтаний;
* стремление к познанию вместо самообмана;
* воздаяние окружающим за их заслуги вместо любви к неблагодарным;
* отмщение взамен подставления щеки;
* ответственность за свои действия и их последствия;
* цельное рассмотрение человека без отрицания его животной составляющей.
Фундаментальный индивидуализм
Сатанизм нередко и ошибочно называют идеологией, потворствующей жестокости и безответственному поведению, однако подобные утверждения расходится с основами сатанинской этики, поскольку принцип «ответственности перед ответственными» ставит во главу угла личную ответственность индивида — прежде всего перед самим собой — за совершаемые им поступки (а социальные контакты с людьми, проявляющими безответственное поведение, рекомендуется сводить к минимуму).
Центральная идея сатанизма, унаследованная от Ницше, состоит в том, что индивидуум должен своими силами найти для себя цель и смысл жизни и преодолеть массовый конформизм; сатанист рассматривается в виде эквивалента ницшеанскому «сверхчеловеку». Антон ЛаВей считал, что «сатанистами рождаются, а не становятся» (в том смысле, что стремление к индивидуализму и саморазвитию, как правило, проявляется в ходе жизненного пути с ранних лет), также известно его полушутливое утверждение, что сатанисты «страдают болезнью под названием независимость, которую следует признать так же, как признан алкоголизм». Сатанизм содержит в себе элементы либертарианства (в отношении индивидуальных прав и свобод человека) и имеет некоторое сходство с позицией либертинизма (в отношении отрицания права общества регламентировать и ограничивать индивидуальные моральные ценности и сексуальные предпочтения): сатанисты являются сторонниками социального разнообразия, раскрытия и развития сексуальности, личностного развития, нахождения (создания) собственного индивидуального смысла жизни и достижения своих жизненных целей. Благодаря такому акценту на индивидуальности сатанизм считается философией «Пути левой руки».
Концепция «Бога» в сатанизме
Сатанисты не верят в иудео-христианскую концепцию Бога, и большинство из них считают себя агностиками и атеистами.[6]Данные религиеведческого исследования, проведённого в 2001 году, подтверждают это, а также показывают, что подавляющее число сатанистов обозначают Сатану как символ, архетипический образ, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт. Сатанизм признаёт каждого человека своим собственным богом или богиней, поскольку, по мнению ЛаВея, именно человеческая психика является творцом всех богов и всякой религии, а не наоборот:
Все религии духовной природы изобретены человеком. Он сотворил целую систему богов без помощи чего-либо ещё, кроме его собственного физического мозга. Только лишь потому, что у него есть эго и он не способен принять этот факт, человек экстернализировал своё эго в некое великое духовное приспособление, называемое им «Богом» (ЛаВей, 1969).
Таким образом, как рассуждают ЛаВей и остальные сатанисты, коль скоро все боги сотворены человеком, поклонение проецированным во внешнее психическое пространство «божествам», по определению, является поклонением их создателю, то есть самому субъекту. Таким образом, для сатаниста более рациональным было бы интернализировать своего бога и, тем самым, поклоняться самому себе. Данные рассуждения, очевидно, находятся в прямом соответствии с положениями гештальт-терапии Фрица Перлза и другими фрейдистскими и постфрейдистскими школами психологии середины XX века; сам ЛаВей отмечал, что сатанинские принципы основываются на открытиях современной ему психологии, и это позволяет назвать сатанизм уникальной религией.
Сатанисты, как правило, скептически оценивают «божественные откровения», входящие в канон различных духовных традиций; более того, по мнению сатанистов, практикуемая ими философия занимает антагонистическую позицию по отношению к так называемым «жизнеотрицающим» религиям — религиям, которые придают ведущее значение посмертному существованию в ущерб текущей, «плотской», жизни.
Lex talionis
Другим важным элементом сатанинского мировоззрения является принцип, известный как «Закон воздаяния» (лат. Lex talionis) (в Библии, к примеру, сформулированный как «око за око, зуб за зуб»), состоящий в том, чтобы «поступать с другими так, как они поступают с тобой». ЛаВей не был согласен с христианским Золотым правилом, требовавшим от человека «поступать с другими так, как он хочет, чтобы люди поступали с ним», считая его психологически вредным. По ЛаВею, любовь, сострадание и симпатия должны уделяться только тем, кто этого достоин, а не растрачиваться на неблагодарных, так как это энергетически более экономно и разумно; «если „поступать с людьми, как хотите, чтобы поступали они с вами“, а те отнесутся к вам плохо, будет против человеческой природы продолжать относиться к ним с уважением. Вы можете поступать с другими, как хотите, чтобы поступали они с вами, однако если ваша доброта останется безответной, к ним нужно будет отнестись с той ненавистью, которой они заслуживают».
Девять основ сатанизма
1. Сатана олицетворяет потворство вместо воздержания!
2. Сатана олицетворяет жизненное бытие вместо духовных иллюзий!
3. Сатана олицетворяет неосквернённую мудрость вместо лицемерного самообмана!
4. Сатана олицетворяет доброту к тем, кто этого заслуживает, вместо любви, потраченной на льстецов!
5. Сатана олицетворяет месть вместо подставления другой щеки!
6. Сатана олицетворяет ответственность ответственному вместо заботы о психических вампирах!
7. Сатана представляет человека всего лишь ещё одним животным, которое иногда лучше, чаще же намного хуже тех, что ходят на четырёх лапах, которое из-за своего «превосходного развития духовности и интеллекта» стало самым порочным животным из всех!
8. Сатана представляет все так называемые грехи, если они несут физическое, умственное или эмоциональное удовлетворение!
9. Сатана был для Церкви самым лучшим другом, потому что все прошедшие годы Он поддерживал ее бизнес!
Восьмая заповедь означает и то, что сатанизм в отличие от многих консервативных идеологий и религий толерантен (при условии соблюдения принципа ответственности перед ответственными) в отношении, к примеру, гомосексуальности, бисексуальности, фетишизма и некоторых других сексуальных практик, долгое время подпадавших под категорию табу в западном мире. Очевидно, данное понимание сатанизма значительно отличается от бытового понимания «культа зла».
Девять сатанинских «грехов»
Основными «грехами», то есть качествами, которыми сатанисту не рекомендуется обладать, считаются:
1. Глупость (тяжелейший грех в сатанизме).
2. Претенциозность.
3. Солипсизм.
4. Самообман.
5. Стадный конформизм.
6. Отсутствие широты взглядов.
7. Незнание опыта поколений.
8. Контрпродуктивная гордыня.
9. Отсутствие чувства эстетичного.
Спекуляции вокруг сатанизма. Сатанинская паника
Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую непроверяемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены. Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения. Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.
В 1980-е годы на сатанистов и Церковь Сатаны обрушилась лавина критики со стороны, главным образом, телеевангелистов, утверждавших, что в США существует разветвлённая сеть сатанистов, численностью до нескольких миллионов, ведущих нелегальную деятельность (убийства, изнасилования, похищения и т. п.) и проникших в различные госструктуры. Данный феномен получил название «Сатанинская паника». Расследование ФБР показало ложность подобных обвинений. Несмотря на это, некоторые «жёлтые» издания, в том числе и в России, продолжают распространять дезинформацию, намеренно либо ненамеренно.
Псевдосатанизм
Некоторое число молодых людей, увлекающихся тяжёлой рок-музыкой (обычно металом), могут говорить о своём интересе к сатанизму. Однако они обычно ограничиваются внешней атрибутикой, а впоследствии интересы у таких индивидуумов часто резко меняются. Данное явление получило название «псевдосатанизм».
Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами, навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия, либо поклоняющиеся Дьяволу. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.
В интернете сатанизм является распространённым объектом спекуляций среди псевдосатанистов (то есть тех, чья «сатанистская» и «оккультная» деятельность не выходит за пределы виртуального пространства интернета).
В частности, такое распространено среди кащенитов, однако, помимо интернет-деятельности, у них это отражено и в музыке (группы «Аццкая Сотона» и «Cradle of Kaschenko»).
Не менее популярна тема имитации сатанизма и на различных блогах, форумах и прочих ресурсах, однако там она никакого реального продолжения не имеет так же.
Символика сатанистов
* Знак Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны.
* Число Зверя (666), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом, не несущим, однако, по собственным заявлениям сатанистов, какого-то особого для них значения и используемым ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.
Мы не боимся числа 666, равно как и не придаём ему какого-либо определённого значения — то же самое касается и числа 13. С исторической точки зрения, 666 — это имя императора Нерона, сокращённое до своего нумерологического значения посредством древнееврейской гематрии. Сатанисты считают это затейливой причудой, не имеющей, однако, никакой реальной ценности, — за исключением той, что она является свидетельством долгой истории людских попыток приписать значимость тому, что, если говорить объективно, таковой не имеет.
* Перевёрнутый крест и символика перевёрнутого креста — часто ассоциируется с сатанизмом, однако, аналогично Числу Зверя, используется сатанистами с целью эпатажа и для обозначения негативного отношения к христианской религии; сам по себе является, скорее, символом дьяволопоклонничества (или антихристианства).
Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения — символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма). Согласно ЛаВею, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте»
Люцифер. Страшное имя, сразу же представляющее нашему воображению омерзительный лик дьявола. А ведь имя это переводится дословно как "несущий свет", так был назван один из прекраснейших Божьих ангелов. Но Люциферу и этого оказалось мало. Он упивался своим ангельским происхождением, сверхъестественными способностями, бессмертием и приближенностью к Богу. Однако гордость его со временем стала так велика, что он не захотел иметь над собой никаких господ, даже Господа Бога. И Люцифер взбунтовался, свершив своеобразный военный переворот и возглавив армию таких же недовольных своей судьбой ангелов, вместе с которыми и повел войну за господство. Бог решил покарать мятежных ангелов за гордыню и поручил командование своими войсками архангелу Михаилу. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел Диавол в сильной ярости, зная, что немного ему осталось времени". Так сказано в 12-й главе Апокалипсиса.
А низвергнутый с небес Люцифер перестал существовать как ангел. Он получил новое имя - Сатана, и новую обитель - ад. Ангелы, падшие вместе с ним, стали демонами. Что ж, никто не обходится без дела. Проклятые Богом и обреченные на вечные муки, Сатана и его окружение нашли себе занятие - соблазнять и подкупать человека. И, как оказалось, людей, которые оказались слишком грешны и неразумны, чтобы противостоять соблазнам, нашлось более чем предостаточно во всей истории человечества. Так гласят библейские легенды.
А что же говорят факты? "Церковь Сатаны", "Сатанинская Библия", "Черная месса", "Легион дьявола", "Сатанинские тихи" - эти и другие названия книг или фильмов говорят о том, что поклонников сатанизма на Земле развелось свыше десятков миллионов. Вот и у нас на телеэкране промелькнул отечественный фильм, горький и безжалостный, с тем же вызывающим заголовком "Сатана".
Впрочем, некоторые атеисты утверждают, что сама церковь придумала Сатану, исходя из того вывода, что не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о Боге, ни о его духовенстве. Стоило Фоме Аквинскому признать существование дьявола и его колдовских сил на земле, как развернулась охота церкви, а затем созданных ею специальных отрядов инквизиции на ведьм и колдунов, истребление любой ереси на воспылавших по всей Европе кострах. Нынче никого не жгут, но по-прежнему действует конституция "О церкви в современном мире", принятая Вторым Ватиканским собором, которая провозглашает, что проповедь должна послужить величию Бога и "посрамлению дьявола". Нисколько не изменился и кодекс иезуитов - последователей Игнатия Лойолы, создавшего "Общество Иисуса" еще в 1534 году. И сегодня журналы иезуитского ордена твердо и прямо ставят риторический для них вопрос: "Разве позволительно сомневаться относительно существования ангелов и демонов? Большинство теологов ответило бы, что в таком случае подвергается сомнению одна из религиозных истин".
Юность человечества столкнулась с борьбой добра и зла не только в пору христианства, но и гораздо раньше. Уже тогда появилась черная магия, разбудившая в людях темные силы. Элифас Леви в своем труде "Учения о высшей магии" пишет: "Всякое действие подлежит суждению, и это суждение вечно. Таковы догматы и принципы. Согласно этим принципам и этим догматам добро и зло, которых вы желает себе или другим, в сфере нашего желания и в сфере вашего действия, наступят неукоснительно для других или для вас, если вы установите вашу решимость на деле (действиями). Действия должны быть аналогичны желанию. Желание вредить или заставить любить себя должно быть проявлено актами ненависти или любви."
Одним из самых страшных действий считалось энвольтование, когда люди с животными страстями всеми силами стремились погубить других, используя чудовищные средства. Когда им указывали человеческую мишень, то они доставали для себя ее волосы, зубы или фотографию, давали проглотить один из этих предметов живой жабе, называя ее именем выбранной жертвы. Затем вешали эту жабу в печной трубе, прокалывали ее гвоздями, сопровождая эти действия страшными проклятиями. При этом воля агента энвольтований в экстазе становится столь ядовитой, что несчастная жертва изнемогает от неизвестной, но изнурительной болезни, перед которыми наука становится в тупик. Но если посвященный угадывает энвольтование и отвращает его последствия, то колдун сам становится жертвой, будучи поражен своим собственным оружием.
В книге Ж.Буржа "Магия" приводится пример, как один недоверчивый священник толкнул однажды некую колдунью, свалив при этом в грязь. Колдунья пригрозила: "То, что ты сделал, не останется для тебя безнаказанным". В тот же день священник захворал непонятной болезнью, которая три года причиняла ему большие страдания. И освободился он от недуга лишь перед самой смертью колдуньи, которая призвала его к себе и, исповедуясь, призналась, что она энвольтировала его.
Церковный суд той же Франции в октябре 1440 года рассматривал однажды дело одного из самых могущественных дворян страны. Его обвиняли в том, что он преклонялся перед духами, приносил им жертвы, вызывая их и учил этому последователей. Он приобщился к таким отвратительным делам, что имя его стало символом разврата и излишеств. Звали его Жиль де Рэ. Когда-то смело сражавшийся за Францию под знаменами Жанны д'Арк, он получил звание пэра и заслуженно унаследовал огромные земли и богатства. Но натура его была двойственной, словно бы белой и черной одновременно. Черная в конце концов взяла верх. Карьера Жиля де Рэ шла вверх по прямой. Титул маршала Франции, редкая привилегия носить королевский знак Лилии. И вдруг. в возрасте двадцати восьми лет блистательный военачальник удаляется в родовой замок и начинает новую карьеру - алхимика, дьяволопоклонника и убийцы.
С помощью флорентийского священника Франческо Прелатти он собирался открыть секрет философского камня - проще говоря, найти материал, необходимый для превращения металлов в золото. После многих бесполезных опытов Прелатти поведал маршалу, что знает еще один путь к неслыханным богатствам. Для этого нужно только вызвать самого дьявола.
У де Рэ не было желания отдавать дьяволу бессмертную душу. Но Прелатти убедил его, что можно поступить по-другому. Он якобы однажды вечером ходил в лес и вызывал дьявола, который просил его называть "Бароном". Дьявол обещал золотые плиты, если ему будет оказано должное почтение и принесены жертвы. Жертвы эти представляли собой кровь, кости, руки и глаза убитых детей. Де Рэ размышлял недолго.
За несколько лет в окрестностях замка пропало огромное количество детей. Самых красивых мальчиков и девочек заманивали в замок, и после этого их никто больше не видел. Все молчали. И лишь когда де Рэ напал на священника, епископ Нантский добился, что бы ужасные деяния маршала, продавшего душу дьяволу, стали явными. Куда там черным мессам, где приносили в жертву одного ребенка в год, проливая его кровь на живот обнаженной женщины! Жиль де Рэ искалечил и убил сотни детей, наиболее симпатичные головы сохраняя как реликвии. Исповедь преступника на суде была столь чудовищной в подробностях, что председательствующий епископ накрыл распятие одеялом. Маршал Франции был сожжен на костре.
Естественно, трудно в одном обзоре рассказать о всех сатанистах - их многочисленные секты сегодня охватили весь мир. Поэтому мы рассказали о некоторых "ярких" или, точнее, "черных" личностях, воспевавших дьявола или сотрудничающих с ним, сея по всюду вседозволенность и зло. Как правило, новые Антихристы прикрываются именем Божьего Сына. Только за последние 25 лет миру явилось более полусотни новых Христосов. 5 тысяч фанатиков объединил вокруг себя знахарь Жорж Ру из французского городка Монфавэ, который объявил себя Иисусом еще в октябре 1950 года. Он даже издавал газету "Золотой мессия". Еще один "Христос" объявился в США, создав свою секту в неприступной крепости, которую атаковали американские спецподразделения, но так и не добились успеха. Лидер сектантов некий Джонс погубил себя и все свое братство, не пожалев и малых детей.
В чем же притягательность многочисленных сект сатанистов, противопоставивших себя церкви? Не только, конечно, в роли пастырей, обладающих заметной магической силой, но и в слабости церкви, не умеющей найти путь к сердцу каждого человека. Российский опыт только подтверждает это. На сознание юношей и девушек, растущих в лишенном идеалов обществе, новые идеи действуют как наркотик. Не иссякает поток юных посетителей в подъездах дома на Садовой, где проходил бал Сатаны из блистательного романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И вот что странно и непонятно - из этого произведения молодежь меньше всего обращает внимание на линию Иешуа-Пилат, а взахлеб зачитывается сценами с Воландом, Коровьевым, Азазелло и котом Бегемотом. С Волондом все ясно - это одно из воплощений Сатаны. Заглянем в справочник. Бегемот - огромный демон и сторож в окружении Люцифера. Азазель - знаменосец армии Ада. Да, Михаил Булгаков смирился с тем, что Земле правят падшие ангелы. Но стоит ли нам нам присоединятся к этому смирению?
История
Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.
Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.
Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.
Сатанинские организации
Церковь Сатаны (англ. Church of Satan) — старейшая и наиболее крупная сатанинская организация, численность которой предположительно составляет несколько тысяч человек по всему миру. Точное количество людей, состоящих в данной организации, неизвестно, поскольку она не предоставляет сведений о своём составе и не требует публичного объявления о факте своего членства. Штаб-квартира Церкви Сатаны в данный момент располагается в Нью-Йорке, а пост верховного жреца занимает магистр Питер Гилмор.
В середине 1970-х бывший член Церкви Сатаны, Майкл Аквино, основал Храм Сета — организацию, имеющую идеологию, основанную на собственной интерпретации древнеегипетских мифов, с уклоном в мистицизм. Члены Храма Сета позиционируют себя как «сетианцы», поэтому, строго говоря, его не следует называть организацией, в какой бы то степени практикующей сатанизм.
Старшая дочь Антона ЛаВея, Карла ЛаВей, в 1999 году основала небольшую организацию под названием Первая Сатанинская Церковь (англ. First Satanic Church), идеология которой основывается на философии ЛаВея. Других сколько-нибудь значимых организаций, практикующих сатанизм, на текущий момент не зарегистрировано.
«Сатанизм» XIX века
Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить к дьяволопоклонничеству, демонизму и декадентству. «Сатанизм» XIX века скорее миф, чем реальность.
Философия сатанизма
Принципы сатанизма можно обобщить следующим образом:
* потакание инстинктам взамен воздержания;
* полноценное существование взамен духовных мечтаний;
* стремление к познанию вместо самообмана;
* воздаяние окружающим за их заслуги вместо любви к неблагодарным;
* отмщение взамен подставления щеки;
* ответственность за свои действия и их последствия;
* цельное рассмотрение человека без отрицания его животной составляющей.
Фундаментальный индивидуализм
Сатанизм нередко и ошибочно называют идеологией, потворствующей жестокости и безответственному поведению, однако подобные утверждения расходится с основами сатанинской этики, поскольку принцип «ответственности перед ответственными» ставит во главу угла личную ответственность индивида — прежде всего перед самим собой — за совершаемые им поступки (а социальные контакты с людьми, проявляющими безответственное поведение, рекомендуется сводить к минимуму).
Центральная идея сатанизма, унаследованная от Ницше, состоит в том, что индивидуум должен своими силами найти для себя цель и смысл жизни и преодолеть массовый конформизм; сатанист рассматривается в виде эквивалента ницшеанскому «сверхчеловеку». Антон ЛаВей считал, что «сатанистами рождаются, а не становятся» (в том смысле, что стремление к индивидуализму и саморазвитию, как правило, проявляется в ходе жизненного пути с ранних лет), также известно его полушутливое утверждение, что сатанисты «страдают болезнью под названием независимость, которую следует признать так же, как признан алкоголизм». Сатанизм содержит в себе элементы либертарианства (в отношении индивидуальных прав и свобод человека) и имеет некоторое сходство с позицией либертинизма (в отношении отрицания права общества регламентировать и ограничивать индивидуальные моральные ценности и сексуальные предпочтения): сатанисты являются сторонниками социального разнообразия, раскрытия и развития сексуальности, личностного развития, нахождения (создания) собственного индивидуального смысла жизни и достижения своих жизненных целей. Благодаря такому акценту на индивидуальности сатанизм считается философией «Пути левой руки».
Концепция «Бога» в сатанизме
Сатанисты не верят в иудео-христианскую концепцию Бога, и большинство из них считают себя агностиками и атеистами.[6]Данные религиеведческого исследования, проведённого в 2001 году, подтверждают это, а также показывают, что подавляющее число сатанистов обозначают Сатану как символ, архетипический образ, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт. Сатанизм признаёт каждого человека своим собственным богом или богиней, поскольку, по мнению ЛаВея, именно человеческая психика является творцом всех богов и всякой религии, а не наоборот:
Все религии духовной природы изобретены человеком. Он сотворил целую систему богов без помощи чего-либо ещё, кроме его собственного физического мозга. Только лишь потому, что у него есть эго и он не способен принять этот факт, человек экстернализировал своё эго в некое великое духовное приспособление, называемое им «Богом» (ЛаВей, 1969).
Таким образом, как рассуждают ЛаВей и остальные сатанисты, коль скоро все боги сотворены человеком, поклонение проецированным во внешнее психическое пространство «божествам», по определению, является поклонением их создателю, то есть самому субъекту. Таким образом, для сатаниста более рациональным было бы интернализировать своего бога и, тем самым, поклоняться самому себе. Данные рассуждения, очевидно, находятся в прямом соответствии с положениями гештальт-терапии Фрица Перлза и другими фрейдистскими и постфрейдистскими школами психологии середины XX века; сам ЛаВей отмечал, что сатанинские принципы основываются на открытиях современной ему психологии, и это позволяет назвать сатанизм уникальной религией.
Сатанисты, как правило, скептически оценивают «божественные откровения», входящие в канон различных духовных традиций; более того, по мнению сатанистов, практикуемая ими философия занимает антагонистическую позицию по отношению к так называемым «жизнеотрицающим» религиям — религиям, которые придают ведущее значение посмертному существованию в ущерб текущей, «плотской», жизни.
Lex talionis
Другим важным элементом сатанинского мировоззрения является принцип, известный как «Закон воздаяния» (лат. Lex talionis) (в Библии, к примеру, сформулированный как «око за око, зуб за зуб»), состоящий в том, чтобы «поступать с другими так, как они поступают с тобой». ЛаВей не был согласен с христианским Золотым правилом, требовавшим от человека «поступать с другими так, как он хочет, чтобы люди поступали с ним», считая его психологически вредным. По ЛаВею, любовь, сострадание и симпатия должны уделяться только тем, кто этого достоин, а не растрачиваться на неблагодарных, так как это энергетически более экономно и разумно; «если „поступать с людьми, как хотите, чтобы поступали они с вами“, а те отнесутся к вам плохо, будет против человеческой природы продолжать относиться к ним с уважением. Вы можете поступать с другими, как хотите, чтобы поступали они с вами, однако если ваша доброта останется безответной, к ним нужно будет отнестись с той ненавистью, которой они заслуживают».
Девять основ сатанизма
1. Сатана олицетворяет потворство вместо воздержания!
2. Сатана олицетворяет жизненное бытие вместо духовных иллюзий!
3. Сатана олицетворяет неосквернённую мудрость вместо лицемерного самообмана!
4. Сатана олицетворяет доброту к тем, кто этого заслуживает, вместо любви, потраченной на льстецов!
5. Сатана олицетворяет месть вместо подставления другой щеки!
6. Сатана олицетворяет ответственность ответственному вместо заботы о психических вампирах!
7. Сатана представляет человека всего лишь ещё одним животным, которое иногда лучше, чаще же намного хуже тех, что ходят на четырёх лапах, которое из-за своего «превосходного развития духовности и интеллекта» стало самым порочным животным из всех!
8. Сатана представляет все так называемые грехи, если они несут физическое, умственное или эмоциональное удовлетворение!
9. Сатана был для Церкви самым лучшим другом, потому что все прошедшие годы Он поддерживал ее бизнес!
Восьмая заповедь означает и то, что сатанизм в отличие от многих консервативных идеологий и религий толерантен (при условии соблюдения принципа ответственности перед ответственными) в отношении, к примеру, гомосексуальности, бисексуальности, фетишизма и некоторых других сексуальных практик, долгое время подпадавших под категорию табу в западном мире. Очевидно, данное понимание сатанизма значительно отличается от бытового понимания «культа зла».
Девять сатанинских «грехов»
Основными «грехами», то есть качествами, которыми сатанисту не рекомендуется обладать, считаются:
1. Глупость (тяжелейший грех в сатанизме).
2. Претенциозность.
3. Солипсизм.
4. Самообман.
5. Стадный конформизм.
6. Отсутствие широты взглядов.
7. Незнание опыта поколений.
8. Контрпродуктивная гордыня.
9. Отсутствие чувства эстетичного.
Спекуляции вокруг сатанизма. Сатанинская паника
Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую непроверяемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены. Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения. Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.
В 1980-е годы на сатанистов и Церковь Сатаны обрушилась лавина критики со стороны, главным образом, телеевангелистов, утверждавших, что в США существует разветвлённая сеть сатанистов, численностью до нескольких миллионов, ведущих нелегальную деятельность (убийства, изнасилования, похищения и т. п.) и проникших в различные госструктуры. Данный феномен получил название «Сатанинская паника». Расследование ФБР показало ложность подобных обвинений. Несмотря на это, некоторые «жёлтые» издания, в том числе и в России, продолжают распространять дезинформацию, намеренно либо ненамеренно.
Псевдосатанизм
Некоторое число молодых людей, увлекающихся тяжёлой рок-музыкой (обычно металом), могут говорить о своём интересе к сатанизму. Однако они обычно ограничиваются внешней атрибутикой, а впоследствии интересы у таких индивидуумов часто резко меняются. Данное явление получило название «псевдосатанизм».
Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами, навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия, либо поклоняющиеся Дьяволу. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.
В интернете сатанизм является распространённым объектом спекуляций среди псевдосатанистов (то есть тех, чья «сатанистская» и «оккультная» деятельность не выходит за пределы виртуального пространства интернета).
В частности, такое распространено среди кащенитов, однако, помимо интернет-деятельности, у них это отражено и в музыке (группы «Аццкая Сотона» и «Cradle of Kaschenko»).
Не менее популярна тема имитации сатанизма и на различных блогах, форумах и прочих ресурсах, однако там она никакого реального продолжения не имеет так же.
Символика сатанистов
* Знак Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны.
* Число Зверя (666), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом, не несущим, однако, по собственным заявлениям сатанистов, какого-то особого для них значения и используемым ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.
Мы не боимся числа 666, равно как и не придаём ему какого-либо определённого значения — то же самое касается и числа 13. С исторической точки зрения, 666 — это имя императора Нерона, сокращённое до своего нумерологического значения посредством древнееврейской гематрии. Сатанисты считают это затейливой причудой, не имеющей, однако, никакой реальной ценности, — за исключением той, что она является свидетельством долгой истории людских попыток приписать значимость тому, что, если говорить объективно, таковой не имеет.
* Перевёрнутый крест и символика перевёрнутого креста — часто ассоциируется с сатанизмом, однако, аналогично Числу Зверя, используется сатанистами с целью эпатажа и для обозначения негативного отношения к христианской религии; сам по себе является, скорее, символом дьяволопоклонничества (или антихристианства).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи