Обеспечение сохранности грузов при перевозке.

Наука » Транспорт » Грузоведение
Важнейшим условием договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и отправителем груза, является обеспечение сохранности перевозимого груза. Основную долю на ж.д. составляют потери сыпучих грузов. Потери сыпучих грузов при перевозке объясняются:
-несоответствием подвижного состава, предъявляемого для перевозке грузам ;
- недостаточное использование надежных и экономичных средств, предотвращающих потери груза.
При перевозке сыпучих грузов на открытом подвижном составе имеют место три вида потерь:
-течь груза в конструкционные зазоры и неплотности кузова вагона;
-выдувание мелких фракций воздушными потоками, обтекающим движущийся поезд;
-осыпание крупных частиц груза с верхней части штабеля, загруженного выше уровня бортов ПВ.
Факторы, влияющие на утрату груза при транспортировке: скорость движения поезда; гранулометрический состав; влажность; конструкция вагона и его техническое состояние; расстояние перевозки; способ погрузки - степень уплотнения, высота над уровнем бортов, конфигурация верхнего штабеля погрузки и др.
Обеспечение сохранности сыпучих грузов.
- Разравнивание поверхности груза. Для этого необходимо под загрузочным бункером установить металлический разравниватель, имеющий в сечении контур трапеции или сегмента. При продвижении вагона под бункером разравниватель, как скребок, планирует поверхность сыпучего груза и придает шапке трапецеидальную или сегментальную форму.
-Уплотнение поверхности груза. Для формирования оптимальной высоты погрузки, разравнивания поверхности и уплотнения сыпучего груза, погруженного выше уровня бортов, применяют специальные катки-уплотнители.
- Применение защитных пленок. Способ заключается в равномерном распылении через форсунки жидких вяжущих смесей и образование на поверхности груза достаточно прочной защитной пленки толщиной 2-5 мм, способной выдержать ветровые и динамические нагрузки в процессе движения поезда. В качестве исходных материалов для получения защитных пленок используют дешевые промышленные отходы и полупродукты химического производства (отходы целлюлозно-бумажной и нефтеперерабатывающей промышленности и др.) Наиболее эффективен безвоздушный способ распыления.
- Предотвращение потерь от течи. Предотвратить потери сыпучего груза от течи в зазоры кузова вагона можно за счет:
-применение разового уплотнения зазоров кузова вагона специальными пастами на основе связующих материалов и наполнителей;
-модернизация кузова эксплуатируемых вагонов заменой деревянной обшивки на металлическую и заваркой разгрузочных люков;
-строительство большегрузных ПВ со сплошным цельнометаллическим кузовом;
-строительства специализированных вагонов типа хоппер;
-использование специальных контейнеров для перевозки сыпучей продукции.
Наиболее целесообразным средством для предотвращения потерь сыпучих грузов от просыпания в щели вагона является применение уплотнительных материалов на основе связующих материалов, в качестве продуктов для их получения используют латексы, битуминозные материалы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности.
Обеспечение сохранности наливных грузов. Потери наливных грузов возникают в результате: интенсивного испарения при наливе, сливе и в процессе транспортировки; утечки в неплотности котла цистерны, наливных и сливных устройств; сброса неутилизованных остатков в окружающую среду в пунктах очистки недослитых цистерн. Наряду с количественными потерями имеет место качественные потери. В результате вентилирования газовоздушного пространства через неплотности колпака цистерны происходит испарение и вынос в атмосферу легких, наиболее ценных фракций груза. Потери в пунктах налива связаны с несовершенством наливных устройств и технологии налива. Сокращение потерь при наливе возможно за счет ускорения операции налива Цистерны должны соответсвовать роду, перевозимого груза, иметь исправные уплотнительные кольца, откидные болты колпака со стандартными гайками.
Обеспечение сохранности штучных грузов. Сохранность штучных грузов зависит от конструкции вагона, особенно эффективности его амортизационной системы, упаковки, способа укладки и свойств самого груза и многих других факторов. Важнейшим фактором является соответствующее качество тары и упаковки, правильное обращение с ними при выполнении погрузо-разгрузочных операций, надежное закрепление в вагоне. С целью обеспечения сохранности штучных грузов укладку их в крытые вагоны осуществляют сплошными рядами, исключая перемещение грузовых мест, равномерно, до полного использования грузоподъемности вагона или вместимости вагона. При погрузке без поддонов между ярусами укладывают настил из досок толщиной не менее 20 мм. При многоярусной погрузке в одном ярусе устанавливают пакеты одинаковой высоты, в каждом ярусе грузовые места устанавливают плотно друг к другу без оставления свободного пространства. При совместной погрузке в один вагон грузовых мест разной массы, а также в различной упаковке грузовые места больше массы и в более прочной упаковке укладывают в нижнем ярусе.
Значительную часть потерь всех грузов можно сократить за счет широкого внедрения организационных мер:
1. Подготовка груза к перевозке. До предъявления груза к перевозке грузоотправитель обязан привести его в транспортабельное состояние, обеспечивающее сохранность груза в пути следования с учетом использования полной грузоподъемности (вместимости) вагона. При подготовке к перевозке необходимо учитывать: вид подвижного состава, в котором будет перевозить груз; способ укладки в вагоне; продолжительность перевозки и возможность изменения климатических условий; возможность нахождения в контакте с другими грузами. При перевозке грузов насыпью необходимо учитывать влажность предъявляемого к перевозке груза, а при перевозке в таре и упаковке – на прочность и требованиям стандартов и технических условий.
2. Подготовка вагонов. Для сокращения потерь сыпучих грузов от течи установит дифференцированный отбор порожних вагонов в зависимости от рода перевозимого груза, его гранулометрического состава и влажности, повысить качество ремонта на пунктах комплексной подготовки вагонов (ПКПВ), заделки конструкционных зазоров при перевозки мелкофракционных сыпучих грузов.
3. Совершенствование технологии погрузки и размещения грузов в вагоне со строгим соблюдением требований правил и других нормативных документов. Содержание в постоянной исправности и рабочем состоянии погрузо-разгрузочных комплексом, весового хозяйства, катков-уплотнителей, установок по нанесению защитных пленок и уплотнению щелей кузова вагона.
4. Внедрение маршрутизации перевозок. Для эффективного использования подвижного состава, ускорения его оборота и своевременного возврата в пункты массовой погрузки необходимо поднять уровень маршрутизации.
5. Разработка и внедрение нормативно-технической документации, направленной на сокращение потерь грузов, и осуществление контроля ее выполнения. Повышение ответственности работников за несохранную перевозку народнохозяйственных грузов, обучение и инструктаж лиц, связанных с перевозочным процессом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.