Необходимо усвоить, что анкета – не конгломерат вопросов, а своеобразный сценарий предстоящего общения исследователя с совокупностью опрашиваемых. В расположении вопросов, в их последовательности, в оформлении, графике, шрифте проявляются коммуникативные намерения автора анкеты, его отношение к респондентам и интервьюерам, профессиональный уровень, самоуважение, отношение к своей работе.
Наиболее популярная в отечественной практике социологических опросов композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительной. Начало опроса обеспечивается кратким и четким вступлением, включающим объяснение целей и задач исследования, сведения о том, кто проводит опрос, заверения в конфиденциальности, указания на важность и ценность ожидаемой от респондента информации и другие необходимые сведения, вводящие опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующие его интерес к общению с интервьюером, анкетером.
Практика показывает, что чрезмерно длинные и обстоятельные интродукции не приводят к сколько-нибудь существенному улучшению качества ответов или к увеличению мотивации к сотрудничеству. И в случае интервью, и в ситуации анкетирования лучше перейти к делу сразу же.
Эти же задачи решают и первые опросы анкеты: наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, формирующие у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание работать с вопросником дальше. Создание и поддержание психологической готовности к сотрудничеству может создаваться не только прямыми просьбами и указаниями, но и шутливыми рисунками. От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента может увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. При этом следует учитывать, что после 45 минут напряженного внимания в непривычной для респондента ситуации опроса может наступить утомление. Поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Структура анкеты:
1. Титульный лист
· титул
· название анкеты
· идентификаторы
2. Вводная часть
· обращение
· пояснения
· гарантии анонимности опроса
· что делать с анкетой
· благодарность
3. Основная часть
· расположение вопросов (контактные, сложные, простые, переходные, фильтры, контрольные)
4. классификационные вопросы
· пол
· возраст
· образование
· социально-профессиональное положение
· национальность
· место жительства.
Заканчивать анкету рекомендуют следующей серией:
1. Открытый вопрос методического характера, скажем, такого типа: «Если у Вас есть замечания и предложения по анкете, ее отдельным вопросам или в целом по исследованию, то напишите их, пожалуйста, здесь».
2. Закрытый вопрос методического характера о том, как понравилась анкета респонденту, сколько времени, по его мнению, она заняла для заполнения и фактическое время (отмечает анкетер).
3. Заключительный вопрос. Последний вопрос имеет большое функциональное значение. Сколь бы ни был длителен разговор, последняя фраза, как правило, запоминается. В анкете последний вопрос, как последняя фраза, должен остаться в памяти. Он должен быть интересен респонденту, может быть остроумным, но обязательно должен находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике.
Будет неплохо, если, завершив интервью, вы вручите респонденту визитную карточку, памятный значок с символикой организации.
По поводу графики анкеты:
1. Формулировка вопроса и варианты ответов к нему печатаются различными шрифтами. 2. Нельзя допускать, чтобы вопрос или список ответов начинался на одной странице, а заканчивался на другой; 3. Нельзя также скучивать на листе пункты вопросов, оставляйте как можно больше свободного места. 4. Вопросы-фильтры должны иметь указатели-отсылки, объясняющие заполняющему вопросник к какому вопросу надо перейти (типа:?ПЕРЕЙТИ К ВОПРОСУ 15). 5. Не следует ограничивать повторение правил регистрации вопросов; к отдельным вопросам нужны дополнительные комментарии типа: «можно отметить любое число ответов», «в каждой строке этой таблицы просим выбрать и отметить один ответ», «выберите три наиболее привлекательных для вас варианта» и т.п.
Наиболее популярная в отечественной практике социологических опросов композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительной. Начало опроса обеспечивается кратким и четким вступлением, включающим объяснение целей и задач исследования, сведения о том, кто проводит опрос, заверения в конфиденциальности, указания на важность и ценность ожидаемой от респондента информации и другие необходимые сведения, вводящие опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующие его интерес к общению с интервьюером, анкетером.
Практика показывает, что чрезмерно длинные и обстоятельные интродукции не приводят к сколько-нибудь существенному улучшению качества ответов или к увеличению мотивации к сотрудничеству. И в случае интервью, и в ситуации анкетирования лучше перейти к делу сразу же.
Эти же задачи решают и первые опросы анкеты: наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, формирующие у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание работать с вопросником дальше. Создание и поддержание психологической готовности к сотрудничеству может создаваться не только прямыми просьбами и указаниями, но и шутливыми рисунками. От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента может увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. При этом следует учитывать, что после 45 минут напряженного внимания в непривычной для респондента ситуации опроса может наступить утомление. Поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Структура анкеты:
1. Титульный лист
· титул
· название анкеты
· идентификаторы
2. Вводная часть
· обращение
· пояснения
· гарантии анонимности опроса
· что делать с анкетой
· благодарность
3. Основная часть
· расположение вопросов (контактные, сложные, простые, переходные, фильтры, контрольные)
4. классификационные вопросы
· пол
· возраст
· образование
· социально-профессиональное положение
· национальность
· место жительства.
Заканчивать анкету рекомендуют следующей серией:
1. Открытый вопрос методического характера, скажем, такого типа: «Если у Вас есть замечания и предложения по анкете, ее отдельным вопросам или в целом по исследованию, то напишите их, пожалуйста, здесь».
2. Закрытый вопрос методического характера о том, как понравилась анкета респонденту, сколько времени, по его мнению, она заняла для заполнения и фактическое время (отмечает анкетер).
3. Заключительный вопрос. Последний вопрос имеет большое функциональное значение. Сколь бы ни был длителен разговор, последняя фраза, как правило, запоминается. В анкете последний вопрос, как последняя фраза, должен остаться в памяти. Он должен быть интересен респонденту, может быть остроумным, но обязательно должен находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике.
Будет неплохо, если, завершив интервью, вы вручите респонденту визитную карточку, памятный значок с символикой организации.
По поводу графики анкеты:
1. Формулировка вопроса и варианты ответов к нему печатаются различными шрифтами. 2. Нельзя допускать, чтобы вопрос или список ответов начинался на одной странице, а заканчивался на другой; 3. Нельзя также скучивать на листе пункты вопросов, оставляйте как можно больше свободного места. 4. Вопросы-фильтры должны иметь указатели-отсылки, объясняющие заполняющему вопросник к какому вопросу надо перейти (типа:?ПЕРЕЙТИ К ВОПРОСУ 15). 5. Не следует ограничивать повторение правил регистрации вопросов; к отдельным вопросам нужны дополнительные комментарии типа: «можно отметить любое число ответов», «в каждой строке этой таблицы просим выбрать и отметить один ответ», «выберите три наиболее привлекательных для вас варианта» и т.п.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи