Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта анализа. Мы будем употреблять термин «анкета» как обобщенное название и для самозаполняемого вопросника, и для бланка интервью. Проектирование анкеты начинается с интерпретации основных понятий. Установив состав тем, проблем, задач, требующих раскрытия с помощью опроса, исследователь переводит их на «язык» анкеты. В состав анкеты в соответствии с выделенными категориями анализа включаются отдельные вопросы и блоки вопросов, раскрывающие отдельную тему. («О чем необходимо спросить респондента?»).
Конструирование вопроса происходит по следующей схеме:
1. выбирается его форма.
2. строятся альтернативы ответов.
3. проводится терминологическое уточнение вопроса и вариантов ответа. Учитываются доступность языка выборочной совокупности, соответствие вопроса лексике респондентов. В массовых опросах слишком трудный и, значит, малопонятный для респондентов язык – не меньшая опасность, чем наивное подлаживание под стилистику и хуже того, жаргон определенной аудитории.
«Является ли Ваша семья нуклеарной?». «Поддерживаете ли Вы либертаристскую концепцию роли государства в экономике?». «Доводилось ли тебе баловаться травкой?».
Эти похвальные усилия нередко оказываются бесплодными, так как далеко не все респонденты принадлежат к одной и той же субкультуре, да и не всем придется по вкусу предлагаемый неформальный тон общения.
Проектируется блок программно-тематических вопросов. Компоновка вопросов в тематическом блоке:
· введение вопросов-фильтров, контрольных, наводящих. Вставка пояснений, указаний, иллюстраций;
· блоки вопросов компонуются: в начале задаются вводные вопросы, к середине опроса они усложняются, в конце задаются менее сложные.
В каждом блоке вопросов рекомендуется выделить:
1. Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию («Подписываетесь ли вы на газеты, журналы?», «Какую газету вы получаете по подписке в текущем году?») или на его информированность.
2. Вопросы, указывающие на мотивы участия («Почему при подписке вы выбрали именно эту газету?») (здесь наиболее оправдано применение открытого вопроса).
3. Вопросы, выражающие удовлетворенность от участия («Интересны ли вам материалы, публикуемые в газете?»).
4. Вопросы, раскрывающие ожидания дальнейшего участия («Предполагаете ли вы продолжить подписку на газету?», «Какие материалы вы хотели бы чаще встречать на страницах этой газеты?»).
Последовательность вопросов обычно диктуется логикой раскрытия содержания исследуемой проблемы. Тематические блоки вопросов, посвященные отдельному аспекту проблемы, выделяются с помощью специальных обращений к респонденту, играющих роль «переключателей» внимания. Например: «Теперь мы переходим к оценкам различных телепередач. Напоминаем, что нас интересует не только мнение владельцев телевизоров, но и всех, кто хотя бы изредка смотрит телепередачи».
Блоки вопросов могут быть организованы по принципу последовательного раскрытия различных аспектов одной переменной (батарея вопросов) и последовательного углубления информации об изучаемой переменной (принцип «воронки»). Другой способ конструирования блоков вопросов – «Воронка Гэллапа», – состоящая из пяти вопросов. Первый вопрос предназначен для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (что?). Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме (открытый вопрос, как?). Третий предназначен для получения ответов по конкретным аспектам проблемы (закрытый вопрос, где?). Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого (полузакрытый, почему?). Пятый направлен на выяснение силы этих взглядов, их интенсивности (закрытый, зачем?).
Конструирование вопроса происходит по следующей схеме:
1. выбирается его форма.
2. строятся альтернативы ответов.
3. проводится терминологическое уточнение вопроса и вариантов ответа. Учитываются доступность языка выборочной совокупности, соответствие вопроса лексике респондентов. В массовых опросах слишком трудный и, значит, малопонятный для респондентов язык – не меньшая опасность, чем наивное подлаживание под стилистику и хуже того, жаргон определенной аудитории.
«Является ли Ваша семья нуклеарной?». «Поддерживаете ли Вы либертаристскую концепцию роли государства в экономике?». «Доводилось ли тебе баловаться травкой?».
Эти похвальные усилия нередко оказываются бесплодными, так как далеко не все респонденты принадлежат к одной и той же субкультуре, да и не всем придется по вкусу предлагаемый неформальный тон общения.
Проектируется блок программно-тематических вопросов. Компоновка вопросов в тематическом блоке:
· введение вопросов-фильтров, контрольных, наводящих. Вставка пояснений, указаний, иллюстраций;
· блоки вопросов компонуются: в начале задаются вводные вопросы, к середине опроса они усложняются, в конце задаются менее сложные.
В каждом блоке вопросов рекомендуется выделить:
1. Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию («Подписываетесь ли вы на газеты, журналы?», «Какую газету вы получаете по подписке в текущем году?») или на его информированность.
2. Вопросы, указывающие на мотивы участия («Почему при подписке вы выбрали именно эту газету?») (здесь наиболее оправдано применение открытого вопроса).
3. Вопросы, выражающие удовлетворенность от участия («Интересны ли вам материалы, публикуемые в газете?»).
4. Вопросы, раскрывающие ожидания дальнейшего участия («Предполагаете ли вы продолжить подписку на газету?», «Какие материалы вы хотели бы чаще встречать на страницах этой газеты?»).
Последовательность вопросов обычно диктуется логикой раскрытия содержания исследуемой проблемы. Тематические блоки вопросов, посвященные отдельному аспекту проблемы, выделяются с помощью специальных обращений к респонденту, играющих роль «переключателей» внимания. Например: «Теперь мы переходим к оценкам различных телепередач. Напоминаем, что нас интересует не только мнение владельцев телевизоров, но и всех, кто хотя бы изредка смотрит телепередачи».
Блоки вопросов могут быть организованы по принципу последовательного раскрытия различных аспектов одной переменной (батарея вопросов) и последовательного углубления информации об изучаемой переменной (принцип «воронки»). Другой способ конструирования блоков вопросов – «Воронка Гэллапа», – состоящая из пяти вопросов. Первый вопрос предназначен для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (что?). Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме (открытый вопрос, как?). Третий предназначен для получения ответов по конкретным аспектам проблемы (закрытый вопрос, где?). Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого (полузакрытый, почему?). Пятый направлен на выяснение силы этих взглядов, их интенсивности (закрытый, зачем?).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи