Классификационные, мотивационные и фактологические вопросы направлены на получение конкретной информации от респондента, поэтому их называют результативными. По ходу интервью или анкетирования возникают дополнительные задачи, не связанные с получением информации. Респондента может посетить рассеянность внимания респондента, внезапная потеря интереса к беседе, анкета может быть слишком длинной, разные категории респондентов по-разному воспринимают задаваемые вопросы, многие темы их совершенно не касаются и т.п. Поэтому для того, чтобы ситуация опроса была менее напрягающей для респондента и более упорядоченной, в анкету вводятся функциональные вопросы.
Вопросы-фильтры. Определение известной информации в формулировке вопроса для социолога неизмеримо сложнее, чем в практике вопросно-ответного общения. Социолог адресует свои вопросы большому числу людей, которые различаются по степени информированности, по включенности в изучаемую проблему. Поэтому в процессе опроса возникает необходимость обратиться с вопросом не ко всей совокупности людей, а к некоторой ее части. Поэтому вводится вопрос-фильтр, предназначенный для отсеивания части респондентов, которых не касается ряд вопросов. Если не ввести вопрос-фильтр, зачастую можно получить двойной вопрос.
Прежде чем спросить респондента о том, какие наркотики он предпочитает: легкие или тяжелые, надо ненавязчиво так поинтересоваться: А «употребляете ли вы наркотики?».
В маркетинговом исследовании покупателей опрашивали на выходе из магазина игрушек. Им задавался среди прочих такой вопрос: «Планируете ли вы сделать у нас покупку в следующий раз?». Предлагались варианты ответа: 1. Да, я уже выбрал, что именно; 2. Да, возможно мне понадобится что-то из данных товаров; 3. Нет, меня не устроил ассортимент; 4. Нет, меня не устраивают цены; 5. З/о. Были выявлены следующие ошибки: Из-за смешения вопросов респонденты путались и выбирали сразу несколько ответов. Например: респондент удовлетворен ассортиментом предложенных товаров и выбрал, что ему хотелось бы купить. Но сейчас не может сделать покупку, поскольку у него нет необходимой суммы. Для такого респондента нужна градация «Да, я уже выбрал, что именно, но меня не устроили цены». Из-за ее отсутствия ему приходится выбирать 1 и 4 или уклониться от ответа.
Другое наблюдение было связано с реакцией респондента на предложенные причины несовершения покупки: не устроил ассортимент, не устроили цены. Признание собственной неплатежеспособности было психологически трудным для респондента, поэтому большинство из них выбирало причину, связанную с недостатком ассортимента. Некоторые поясняли, что их не устраивает отсутствие в ассортименте дешевых игрушек.
Несовершение покупки может быть вызвано другими причинами. Например, покупателя привлекла яркая витрина, и он зашел в магазин из любопытства.
Способ избежать данной ошибки (неполного закрытия вопроса) – сделать вопрос полуоткрытым.
Среди функциональных вопросов выделяют (помимо вопросов-фильтров) также контрольные – для проверки устойчивости и непротиворечивости ответов, и наводящие – они помогают точнее понять смысл основного вопроса.
Табличные вопросы. В анкетах довольно часто используется табличный, или комбинированный, тип вопроса. По сути дела здесь представлен не один, а группа вопросов (поэтому его и называют комбинированным), объединенных единой формой (поэтому его и называют табличным). Социологи довольно охотно пользуются табличными вопросами, но они все-таки довольно трудны для респондентов. Их сложнее понимать и на них трудно отвечать, особенно тем, кто не имеет навыков работы с текстами. Методическое исследование показывает, что на табличные, или комбинированные, вопросы не отвечают от 15 до 30 % опрошенных, иногда и больше, в зависимости от сложности построения и содержания подвопросов. Кроме того, значительно снижается чистота ответов.
Ситуативные и образные вопросы (в третьем лице). Для того чтобы говорить на одном языке с опрашиваемым, социолог должен соотнести свое понимание явления с пониманием его респондентом. Здесь большую помощь могут оказать ситуативные вопросы. Это означает, что социолог, вместо того чтобы задать прямой вопрос типа «Скажите, пожалуйста, Ваша группа сплоченная?», описывает некоторую ситуацию, приводит конкретные примеры из жизни группы и поведения его членов, которые показывают, согласно пониманию исследователя, что такое сплоченный, мало сплоченный и несплоченный. Опрашиваемый выбирает ту или иную ситуацию, тем самым соглашаясь или не соглашаясь с предложенным исследователем пониманием. Определяя, насколько сплочена или не сплочена изучаемая группа, социолог вообще может не употреблять понятие «сплоченная». Респондентам оно в данном случае не нужно, поскольку они оперируют уже не понятиями, а конкретными примерами из жизни группы.
Эффективной техникой является вопрос, задаваемый в третьем лице. Вместо вопроса: «Становились ли вы свидетелем или жертвой карманной кражи?», который может вызвать негативную реакцию респондентов, можно спросить «Многие люди в нашем городе подверглись карманным кражам, приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями лично?».
Переходные вопросы. При исследовании проблемы миграции сельского населения в город формулируется серия вопросов о социальном обслуживании на селе. Затем для выяснения мотивов переезда в город сельским жителям задаются вопросы о том, что привлекает их в городе. Если эти вопросы не разъединить, не поставить между этими блоками буферный вопрос, то может получиться так, что первая серия вопросов окажет влияние на ответы на последующие вопросы, касающиеся мотивов переезда в город.
Характер переходных вопросов может быть совершенно различным: это могут быть вопросы, отвлекающие от основной темы, неожиданные по тематике. В качестве переходных могут выступать и вопросы какого-нибудь другого блока анкеты.
Как правило, вопросы-фильтры и переходные вопросы не обрабатываются.
Итак, не следует задавать:
· слишком длинные, громоздкие вопросы,
· вопросы, содержащие слишком много альтернатив,
· «наводящие», риторические вопросы («что вы скажете об этом прекрасном фильме?»),
· вопросы с несбалансированными альтернативами,
· «незакрытые» полностью закрытые вопросы,
· вопросы, в которых содержится два вопроса,
· двойные вопросы,
· «глупые» вопросы.
Также не следует задавать классификационные вопросы в начале анкеты. И лучше не злоупотреблять табличными вопросами.
Вопросы-фильтры. Определение известной информации в формулировке вопроса для социолога неизмеримо сложнее, чем в практике вопросно-ответного общения. Социолог адресует свои вопросы большому числу людей, которые различаются по степени информированности, по включенности в изучаемую проблему. Поэтому в процессе опроса возникает необходимость обратиться с вопросом не ко всей совокупности людей, а к некоторой ее части. Поэтому вводится вопрос-фильтр, предназначенный для отсеивания части респондентов, которых не касается ряд вопросов. Если не ввести вопрос-фильтр, зачастую можно получить двойной вопрос.
Прежде чем спросить респондента о том, какие наркотики он предпочитает: легкие или тяжелые, надо ненавязчиво так поинтересоваться: А «употребляете ли вы наркотики?».
В маркетинговом исследовании покупателей опрашивали на выходе из магазина игрушек. Им задавался среди прочих такой вопрос: «Планируете ли вы сделать у нас покупку в следующий раз?». Предлагались варианты ответа: 1. Да, я уже выбрал, что именно; 2. Да, возможно мне понадобится что-то из данных товаров; 3. Нет, меня не устроил ассортимент; 4. Нет, меня не устраивают цены; 5. З/о. Были выявлены следующие ошибки: Из-за смешения вопросов респонденты путались и выбирали сразу несколько ответов. Например: респондент удовлетворен ассортиментом предложенных товаров и выбрал, что ему хотелось бы купить. Но сейчас не может сделать покупку, поскольку у него нет необходимой суммы. Для такого респондента нужна градация «Да, я уже выбрал, что именно, но меня не устроили цены». Из-за ее отсутствия ему приходится выбирать 1 и 4 или уклониться от ответа.
Другое наблюдение было связано с реакцией респондента на предложенные причины несовершения покупки: не устроил ассортимент, не устроили цены. Признание собственной неплатежеспособности было психологически трудным для респондента, поэтому большинство из них выбирало причину, связанную с недостатком ассортимента. Некоторые поясняли, что их не устраивает отсутствие в ассортименте дешевых игрушек.
Несовершение покупки может быть вызвано другими причинами. Например, покупателя привлекла яркая витрина, и он зашел в магазин из любопытства.
Способ избежать данной ошибки (неполного закрытия вопроса) – сделать вопрос полуоткрытым.
Среди функциональных вопросов выделяют (помимо вопросов-фильтров) также контрольные – для проверки устойчивости и непротиворечивости ответов, и наводящие – они помогают точнее понять смысл основного вопроса.
Табличные вопросы. В анкетах довольно часто используется табличный, или комбинированный, тип вопроса. По сути дела здесь представлен не один, а группа вопросов (поэтому его и называют комбинированным), объединенных единой формой (поэтому его и называют табличным). Социологи довольно охотно пользуются табличными вопросами, но они все-таки довольно трудны для респондентов. Их сложнее понимать и на них трудно отвечать, особенно тем, кто не имеет навыков работы с текстами. Методическое исследование показывает, что на табличные, или комбинированные, вопросы не отвечают от 15 до 30 % опрошенных, иногда и больше, в зависимости от сложности построения и содержания подвопросов. Кроме того, значительно снижается чистота ответов.
Ситуативные и образные вопросы (в третьем лице). Для того чтобы говорить на одном языке с опрашиваемым, социолог должен соотнести свое понимание явления с пониманием его респондентом. Здесь большую помощь могут оказать ситуативные вопросы. Это означает, что социолог, вместо того чтобы задать прямой вопрос типа «Скажите, пожалуйста, Ваша группа сплоченная?», описывает некоторую ситуацию, приводит конкретные примеры из жизни группы и поведения его членов, которые показывают, согласно пониманию исследователя, что такое сплоченный, мало сплоченный и несплоченный. Опрашиваемый выбирает ту или иную ситуацию, тем самым соглашаясь или не соглашаясь с предложенным исследователем пониманием. Определяя, насколько сплочена или не сплочена изучаемая группа, социолог вообще может не употреблять понятие «сплоченная». Респондентам оно в данном случае не нужно, поскольку они оперируют уже не понятиями, а конкретными примерами из жизни группы.
Эффективной техникой является вопрос, задаваемый в третьем лице. Вместо вопроса: «Становились ли вы свидетелем или жертвой карманной кражи?», который может вызвать негативную реакцию респондентов, можно спросить «Многие люди в нашем городе подверглись карманным кражам, приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями лично?».
Переходные вопросы. При исследовании проблемы миграции сельского населения в город формулируется серия вопросов о социальном обслуживании на селе. Затем для выяснения мотивов переезда в город сельским жителям задаются вопросы о том, что привлекает их в городе. Если эти вопросы не разъединить, не поставить между этими блоками буферный вопрос, то может получиться так, что первая серия вопросов окажет влияние на ответы на последующие вопросы, касающиеся мотивов переезда в город.
Характер переходных вопросов может быть совершенно различным: это могут быть вопросы, отвлекающие от основной темы, неожиданные по тематике. В качестве переходных могут выступать и вопросы какого-нибудь другого блока анкеты.
Как правило, вопросы-фильтры и переходные вопросы не обрабатываются.
Итак, не следует задавать:
· слишком длинные, громоздкие вопросы,
· вопросы, содержащие слишком много альтернатив,
· «наводящие», риторические вопросы («что вы скажете об этом прекрасном фильме?»),
· вопросы с несбалансированными альтернативами,
· «незакрытые» полностью закрытые вопросы,
· вопросы, в которых содержится два вопроса,
· двойные вопросы,
· «глупые» вопросы.
Также не следует задавать классификационные вопросы в начале анкеты. И лучше не злоупотреблять табличными вопросами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи