Фокусировка исследования. Необходимо изучать лишь часть проблемы, иначе существует риск «утонуть» в ней. Поэтому следует выбрать «угол зрения» (фокусировку) на объект, т.е. предмет исследования. Он обозначает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Предметом эмпирического исследования являются только те стороны, свойства и отношения реальных объектов, которые непосредственно поддаются описанию, классификации, доступны измерению, путем статистического обобщения социальных фактов.
Предметом могут быть: характеристики, направленность (orientation), действия. Возможны различные виды фокусировки в зависимости от единиц исследования.
Характеристики. Если изучение сосредоточено на характеристиках, то:
1. Характеристиками индивидов, доступными изучению, являются: пол, возраст, вес, семейное положение, уровень доходов, профессия и т.п. Общую выборку можно подразделить на отдельные категории в соответствии с этими характеристиками. Индивидуальные характеристики индивидов больше всего интересуют социолога потому, что это дает возможность анализировать поведение независимого признака от категории к категории. Однако социологу бывает довольно трудно объяснить, почему его интересуют подробности жизни именно этого человека (опрашиваемого или респондента). Зачастую исследование рассматривают как вмешательство в личную жизнь. Многие еще не понимают, что конкретный человек интересует социолога не как личность, а как статистическая единица.
2. Характеристиками групп и организаций являются: размер, структура, обобщенные характеристики своих членов, расположение.
3. Характеристиками «продуктов человеческой деятельности» являются размер, вес, цвет, дата изготовления, ходовые качества и т.д.
4. Для социального взаимодействия характеристиками являются условия, место, время возникновения, какие люди в него вовлечены. В книге Рича и Мангейма приведена методика исследования такого социального взаимодействия как политические беспорядки [75, C. 319-326].
Направленность. Когда единицей исследования являются индивиды, часто рассматриваются: мнения, оценки, переживания, личностные черты, стереотипы, а также потребности, мотивы, цели, методы, проблемы, нормы, образцы, традиции. Индивиды могут быть – религиозными, либералами, ксенофобами, заносчивыми и пр. Для уточнения понятия советую вспомнить курс социальной психологии.
Социальные группы и организации – характеризуются через свои цели, политику, управление, процедуры, обобщенные ориентации входящих в них людей.
Социальное взаимодействие – скажем, угон самолета может быть мотивирован политически или не мотивирован вовсе.
Действия. Действия, которые мы можем наблюдать напрямую или опосредованно. Такие человеческие действия, как голосование, торговля ценными бумагами, инвестирование, забастовки, прогул занятий, посещение театра, покупка продукта определенной торговой марки.
Социальные группы и организации. Семья может отправиться на пикник, совершить поход в магазин, переехать в другой город.
Общественная организация финансирует благотворительный концерт. Корпорации вкладывают деньги в кандидата. Наиболее распространенным методом изучения действий является наблюдение: включенное или структурированное наблюдение, экспериментальное наблюдение, наблюдение в магазине и т.д.
Предметом могут быть: характеристики, направленность (orientation), действия. Возможны различные виды фокусировки в зависимости от единиц исследования.
Характеристики. Если изучение сосредоточено на характеристиках, то:
1. Характеристиками индивидов, доступными изучению, являются: пол, возраст, вес, семейное положение, уровень доходов, профессия и т.п. Общую выборку можно подразделить на отдельные категории в соответствии с этими характеристиками. Индивидуальные характеристики индивидов больше всего интересуют социолога потому, что это дает возможность анализировать поведение независимого признака от категории к категории. Однако социологу бывает довольно трудно объяснить, почему его интересуют подробности жизни именно этого человека (опрашиваемого или респондента). Зачастую исследование рассматривают как вмешательство в личную жизнь. Многие еще не понимают, что конкретный человек интересует социолога не как личность, а как статистическая единица.
2. Характеристиками групп и организаций являются: размер, структура, обобщенные характеристики своих членов, расположение.
3. Характеристиками «продуктов человеческой деятельности» являются размер, вес, цвет, дата изготовления, ходовые качества и т.д.
4. Для социального взаимодействия характеристиками являются условия, место, время возникновения, какие люди в него вовлечены. В книге Рича и Мангейма приведена методика исследования такого социального взаимодействия как политические беспорядки [75, C. 319-326].
Направленность. Когда единицей исследования являются индивиды, часто рассматриваются: мнения, оценки, переживания, личностные черты, стереотипы, а также потребности, мотивы, цели, методы, проблемы, нормы, образцы, традиции. Индивиды могут быть – религиозными, либералами, ксенофобами, заносчивыми и пр. Для уточнения понятия советую вспомнить курс социальной психологии.
Социальные группы и организации – характеризуются через свои цели, политику, управление, процедуры, обобщенные ориентации входящих в них людей.
Социальное взаимодействие – скажем, угон самолета может быть мотивирован политически или не мотивирован вовсе.
Действия. Действия, которые мы можем наблюдать напрямую или опосредованно. Такие человеческие действия, как голосование, торговля ценными бумагами, инвестирование, забастовки, прогул занятий, посещение театра, покупка продукта определенной торговой марки.
Социальные группы и организации. Семья может отправиться на пикник, совершить поход в магазин, переехать в другой город.
Общественная организация финансирует благотворительный концерт. Корпорации вкладывают деньги в кандидата. Наиболее распространенным методом изучения действий является наблюдение: включенное или структурированное наблюдение, экспериментальное наблюдение, наблюдение в магазине и т.д.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи