Карл Маркс (1819-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Основные работы относятся к критике Гегелевской философии права. Примером является работа «Капитал».
Социология марксизма наиболее тесно связана с идеологией. К.Маркс, анализируя общество, прежде всего капиталистическую ее стадию (термин, который ввел сам К. Маркс) анализировал, прежде всего, классовые антагонизмы (противостояние интересов различных социальных групп). Общество по К. Марксу обладает следующими характеристиками. Во-первых, - это объективная реальность, т.е. существует независимо от человеческого сознания. Во-вторых, общество - структурная целостность и развивающаяся совокупность. В-третьих, в обществе существуют противоречивые силы. С одной стороны они находятся в борьбе, а с другой стороны находятся в динамичном равновесии. В-четвертых, противоречие часто достигает стадии социального конфликта, который обуславливает общественный прогресс. Источником прогресса и развития выступают общественные потребности, борьба за удовлетворение которых, составляет основу общественных отношений. В-пятых, существует закон возрастания потребностей, потребности растут и в объеме и в качестве. Означает, что удовлетворение одних потребностей ведет к их перманентному (постоянному) росту и требует новых ресурсов для их удовлетворения. В-шестых, человек является продуктом общественных отношений. С одной стороны он формируется под влиянием всего многообразия существующих общественных отношений (экономических, политических, духовных). Одновременно, с другой стороны, человек сам формирует общественные отношения, приспосабливая их к своим потребностям.
Краеугольным положением концепций К.Маркса выступает исторический материализм. Данный подход означает, что сознание (в том числе и общественное сознание) является вторичным, производным от материи, является ее отражением. Соответственно общественное сознание возникает на базе общественного производства, бытия людей. Общественные отношения объективны, независимы от сознания людей, они предопределяют сознание каждой отдельной личности. «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». «Личность - это совокупность общественных отношений». Формы общественного сознания меняются в соответствии с формами общественного производства. Таким образом, базисными в обществе по К.Марксу выступают экономические, производственные отношения, все другие формы общественной жизни (политические, духовные, идеологические) составляют надстройку в обществе.
Основные работы относятся к критике Гегелевской философии права. Примером является работа «Капитал».
Социология марксизма наиболее тесно связана с идеологией. К.Маркс, анализируя общество, прежде всего капиталистическую ее стадию (термин, который ввел сам К. Маркс) анализировал, прежде всего, классовые антагонизмы (противостояние интересов различных социальных групп). Общество по К. Марксу обладает следующими характеристиками. Во-первых, - это объективная реальность, т.е. существует независимо от человеческого сознания. Во-вторых, общество - структурная целостность и развивающаяся совокупность. В-третьих, в обществе существуют противоречивые силы. С одной стороны они находятся в борьбе, а с другой стороны находятся в динамичном равновесии. В-четвертых, противоречие часто достигает стадии социального конфликта, который обуславливает общественный прогресс. Источником прогресса и развития выступают общественные потребности, борьба за удовлетворение которых, составляет основу общественных отношений. В-пятых, существует закон возрастания потребностей, потребности растут и в объеме и в качестве. Означает, что удовлетворение одних потребностей ведет к их перманентному (постоянному) росту и требует новых ресурсов для их удовлетворения. В-шестых, человек является продуктом общественных отношений. С одной стороны он формируется под влиянием всего многообразия существующих общественных отношений (экономических, политических, духовных). Одновременно, с другой стороны, человек сам формирует общественные отношения, приспосабливая их к своим потребностям.
Краеугольным положением концепций К.Маркса выступает исторический материализм. Данный подход означает, что сознание (в том числе и общественное сознание) является вторичным, производным от материи, является ее отражением. Соответственно общественное сознание возникает на базе общественного производства, бытия людей. Общественные отношения объективны, независимы от сознания людей, они предопределяют сознание каждой отдельной личности. «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». «Личность - это совокупность общественных отношений». Формы общественного сознания меняются в соответствии с формами общественного производства. Таким образом, базисными в обществе по К.Марксу выступают экономические, производственные отношения, все другие формы общественной жизни (политические, духовные, идеологические) составляют надстройку в обществе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи