Психомоторика - это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения.
«Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Так писал великий русский физиолог И. М. Сеченов в вышедшей в 1863 г. книге «Рефлексы головного мозга» [730]. Подытожил он свои наблюдения более сухо, но всеобъемлюще: «Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению».
Таким образом, двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для субъекта смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Следовательно, главное в психомоторике - это исполнение, объективная реализация субъективных процессов. С её помощью достигается практический результат, к которому стремится живой организм и который объективно является показателем эффективности всей предшествующей психической работы. А в конечном итоге, и взаимодействия субъекта со средой. Отсюда ведущая функция психомоторики - праксеологическая, т. е. исполнение действий. Для человека особенно важное значение имеет исполнение трудовых действий.
Однако психомоторика - это не только исполнительный этап психических процессов. Выполняя различные движения, индивид постоянно получает разномодальную информацию, позволяющую корректировать эти движения по ходу их исполнения. Особенно глубоко этот аспект двигательной активности разработал Н. А. Бернштейн [79, 80]. Моторные действия, включаясь в перцептивную деятельность субъекта, выполняют, таким образом, функцию познавательную (гносеологическую). Постоянная корректировка поведения на основе психомоторной информации дает право говорить о регулирующей функции психомоторики.
Движение - это результат работы двигательного анализатора, который замыкает на себя все специфические анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и т. д.). Кроме того, это результат выполнения не отдельных команд центральных отделов анализаторов, а системы команд, учитывающей не только воздействие среды, но и все многообразие внешних и внутренних факторов, в том числе содержание решаемой задачи, уровень мотивации и т. д. Следовательно, двигательный анализатор выступает как интегратор всех сенсорных систем индивида, а психомоторика выполняет интегративную функцию.
«Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Так писал великий русский физиолог И. М. Сеченов в вышедшей в 1863 г. книге «Рефлексы головного мозга» [730]. Подытожил он свои наблюдения более сухо, но всеобъемлюще: «Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению».
Таким образом, двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для субъекта смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Следовательно, главное в психомоторике - это исполнение, объективная реализация субъективных процессов. С её помощью достигается практический результат, к которому стремится живой организм и который объективно является показателем эффективности всей предшествующей психической работы. А в конечном итоге, и взаимодействия субъекта со средой. Отсюда ведущая функция психомоторики - праксеологическая, т. е. исполнение действий. Для человека особенно важное значение имеет исполнение трудовых действий.
Однако психомоторика - это не только исполнительный этап психических процессов. Выполняя различные движения, индивид постоянно получает разномодальную информацию, позволяющую корректировать эти движения по ходу их исполнения. Особенно глубоко этот аспект двигательной активности разработал Н. А. Бернштейн [79, 80]. Моторные действия, включаясь в перцептивную деятельность субъекта, выполняют, таким образом, функцию познавательную (гносеологическую). Постоянная корректировка поведения на основе психомоторной информации дает право говорить о регулирующей функции психомоторики.
Движение - это результат работы двигательного анализатора, который замыкает на себя все специфические анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и т. д.). Кроме того, это результат выполнения не отдельных команд центральных отделов анализаторов, а системы команд, учитывающей не только воздействие среды, но и все многообразие внешних и внутренних факторов, в том числе содержание решаемой задачи, уровень мотивации и т. д. Следовательно, двигательный анализатор выступает как интегратор всех сенсорных систем индивида, а психомоторика выполняет интегративную функцию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи