Гальперин П. Я.: концепция поэтапного формирования умственных действий.

Наука » Психология » Возрастная психология
Учение в психологии рассматривается как один из основных видов человеческой деятельности.
Анализ учения начинается с выделения деятельности, затем движется к выделению слагающих ее действий, затем к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них.
Деятельность – процесс решения задач, который побуждается той целью, на достижение которой он направлен.
И этого следует, что действие – единица деятельности учения и даже деятельности вообще.
Деятельность учения включает в себя следующие виды действий:
1) по месту и функциям:
а) предмет усвоения (те действия, которые усваиваются);
б) средства усвоения (те действия, с помощью которых усваиваются а))
2) по содержанию:
а) общие (планирование, контроль и т.д.). Не зависимы от особенностей предмета.
б) специфические. Они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова и т.д.)
Изначально: наличие у субъекта представления, как о выполняемом действии, так и об условиях, в которых действие выполняется.
2 части действия: ориентировочная (заданная схемой ориентировочной основы действия и ее соотнесением с объектом) и исполнительная, реализующая содержание ориентировочной карточки в процессе исполнения. В дальнейшем они претерпевают ряд изменений: по мере выполнения заданий все больше объединяются. Если возникает трудность, разворачивается ориентировочная часть. Если это перцептивное действие, то сокращаются обе части.
Так же может быть выделена третья часть действия – контрольная, которая следит за ходом выполнения действия.
Требования к модели действия:
1) Объект действия – та сторона предмета, та совокупность свойств, на которую непосредственно направленно действие. Все заменители должны содержать в себе объект действия или быть им.
2) Объект дейстивия должен быть представлен в чувствительной и наглядной форме
Речевое действие – отражение материального и материализованного действия.
В процессе формирования действия, формируются нервные модели, которые со временем не стираются и при возникновении трудностей снова актуализируются.
Следует различать ориентировочную основу действия и систему условий.
Система условий – необходимы для успешного выполнения действия. Система связана с особенностями цели и объекта действия; с характером и порядком операций, входящих в действие; с особенностями используемых орудий и т.д.
Ориентировочная основа действия – та система условий, на которую реально ориентируется человек при выполнении действия.
Немного истории:
Как мы представляем себе обучение:
1) Выготский (ориентация на ЗБР)
2) Пиаже (на основе того, что имеем)
3) Выготский (ориентация на ЗБР) + Пиаже (на основе того, что имеем)
4) Инсайт (но, он скорее событие, чем закономерность)
Типы обучения (или типы ориентировочной основы действия):
I Внешне предъявленная схема -> действие
II Новые операции и понятия примыкают к знаниям, которые входят в систему основного обучения
III Столкновению обучаемых с неожиданной стороной уже известного им явления -> возникает проблема + еще факты –> новые свойства уже известного явления -> самостоятельное добывание фактов путем систематического исследования
=> Обучение на умственное развитие
IV ориентиры даются в общем виде, готовая ориентировочная основа + логические правила
3 подсистемы:
1) построение действия, обеспечение полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия
2) воспитание желаемых свойств действия
3) обеспечение переноса действия в умственный план

1 подсистема: построение действия, обеспечение полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия
• Каждое действие характеризуется своим продуктом
• Продукт выполняется по частям. Указать в порядке выполнения и показатели.
• Части создаются операциями. Указать в порядке выполнения и показатели.

Исходный материал:
• нужно организовать предварительно (достаточно ли? пригоден ли?)
Орудия:
1) естественные
2) искусственные
Орудия:
1) основные
2) вспомогательные
3) орудия контроля
Оперативная схема мышления - общий взгляд на всю систему.

2 подсистема: воспитание желаемых свойств действия
Свойства действия:
1. разумность: субъект ориентирует действие на его объективные существенные отношения;
2. обобщенность (возможность применения в диапазоне обстоятельств): субъект выделяет существенные отношения действия из многообразия тех конкретных условий, в которых действует;
3. осознанность: возможность человека дать словесный отчет о своем действии;
4. критичность: сличение приятных критериев с действительностью (оценка самих критериев);
5. мера овладения им: скорость, форма, условия (вещи) выполнения.
Первичные свойства каждого действия:
1. Природа объектов, с которым проводится действие(материальные, словесные, действия с предметами) уровни:
• материальный
• речевой
• умственный
2. Полнота звенев действия
3. Мера дифференцировки, мера отделения существенных свойств от несущественных
4. Временные показатели действия (темп, ритм)
5. Силовые показатели действия (величина, распределение усилий)

3 подсистема: обеспечение переноса действия в умственный план.
«Шкала поэтапного формирования »
(описание сложнейших этапов преобразований, происходящих как с ориентировочной, таки с исполнительной частями действия в процессе его становления)
Этапы:
1. Мотивационная основа действия (закладывается отношение субъекта к целям и задачам, представляющего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения)
Энергетический момент (придает силы, интенсивность работе. см. Пиаже)
мотивация: 1) внешняя (учащийся учится для чего-нибудь другого); 2) соревновательная (= спортивная: вера в свои силы, желание соревноваться) 3) внутренняя (страсть к знаниям)
Т.е. разъяснение о цели действия, его объекте, системе ориентиров.
2. Формирование схемы ориентировочной основы действия (системы ориентировки и указаний, учет, который необходим для выполнения осваиваемого действия с требуемыми качествами и в заданном диапазоне)
2 случая:
1. Система задается в готовом виде. Новые возможности обучения. Действия самого субъекта. Личные достижения каждого.
2. Ситуация не задается в готовом виде. Большее проникновение в предмет. Результат отходит на второй план. Новая мотивация.
3. Формирование действия в его начальной (материально) форме.
2 части:
1) материальная (с которой действуете);
2) запись схемы ориентировочной основы;
т.е.
1) материальная;
2) материализованная
Эти формы действия позволяют раскрыть перед учеником содержание действия – состав его операций, их последовательность и т.д., а так же осуществить объективный контроль за выполнением каждой входящей в его состав операции.
4. Формирование действия в громкой социализированной (внешней) речи
Контроль за действием перенесенным во внутренний план, осуществляется с помощью карточки.
5. Формирование действия во внешней речи «про себя»
Беззвучное проговаривание – проговаривание «про себя».
Формирование действия в скрытой речи
Снятие раздражения. Формирование действия во внутренней речи.

Роль отдельных этапов:
1) Пропуск внешнеречевого этапа значительно затрудняет процесс его формирования даже при условии всесторонней организации усвоения действия на других этапах, причем это имеет место при любой исходной форме действия.
2) Пропуск внешнеречевого этапа значительно затрудняет процесс абстрагирования от несущественных свойств, без чего действие не может быть переведено в понятийную форму
3) При исключении активного действия руки, а так же карточки с выписанными на ней существенными признаками понятия, на этапе материального (материализованного) действия полноценное понятие сформировать не удается.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.