Сенсомоторный интеллект [лат. sensus — чувство, ощущение + motor — приводящий в движение; intellectus — разумение, понимание] — тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка. Понятие Сенсомотрного интеллекта — одно из основных в теории развития интеллекта ребенка Жана Пиаже. Пиаже назвал этот тип, или уровень развития мышления сенсомоторным, так как поведение ребенка в этот период строится на основе координации восприятия и движения.
Сенсомотрный интеллект разделяется на две подгруппы, которые в свою очередь имеют свои стадии.
А. Подпериод. Центрация на собственном теле, включает стадии:
I — стадия рефлексов (0-1 мес.). Пиаже показал, как в ходе развития некоторых рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в уже существующие схемы действий.
II — стадия элементарных навыков (1—4 мес.). На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций — повторяющихся самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом развитии ребенка.
III — коорднация зрения и хватания. Стадия вторичных круговых реакций (4—8 мес.). На этом этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата.
Б. Подпериод. Объективация практического интеллекта:
IV — стадия практического интеллекта (8—12 мес.). На этом этапе ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения цели.
V — дифференциация схем благодаря третичным круговым реакциям (12—18 мес.). В этот период ребенок начинает активно экспериментировать, появляются новые средства для достижения цели.
VI — начало интериоризации схем (18—24 мес.). На этом этапе появляется такая форма поведения как инсайт — внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб.
Это период начала интериоризации схем интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений.
Сенсомотрный интеллект разделяется на две подгруппы, которые в свою очередь имеют свои стадии.
А. Подпериод. Центрация на собственном теле, включает стадии:
I — стадия рефлексов (0-1 мес.). Пиаже показал, как в ходе развития некоторых рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в уже существующие схемы действий.
II — стадия элементарных навыков (1—4 мес.). На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций — повторяющихся самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом развитии ребенка.
III — коорднация зрения и хватания. Стадия вторичных круговых реакций (4—8 мес.). На этом этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата.
Б. Подпериод. Объективация практического интеллекта:
IV — стадия практического интеллекта (8—12 мес.). На этом этапе ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения цели.
V — дифференциация схем благодаря третичным круговым реакциям (12—18 мес.). В этот период ребенок начинает активно экспериментировать, появляются новые средства для достижения цели.
VI — начало интериоризации схем (18—24 мес.). На этом этапе появляется такая форма поведения как инсайт — внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб.
Это период начала интериоризации схем интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи