Кризис семи лет

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис семи лет

На основе возникновение личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
• Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
• Манерничание: ребенок что-то из себя стоит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
• Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать;
• Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непос¬редственности—недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. У ребенка 7 лет как раз и начинается дифференциации внутренней и внешней стороны личности.
К кризису семи лет впервые возникает обобщение пережи¬ваний, или аффективное обобщение, логика чувств. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок по-нимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Следовательно, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.
Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:
1 – линия формирования произвольного поведения (сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним – интериоризируется; если бы соблюдение правила не заключало в себе системы отношений со взрослым, то правила бы никогда не выполнялись -> готовность ребенка к школьному обучению предполагает «взращивание» социального правила, как говорил Эльконин)
2 – линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности (ребенок должен: научиться различать разные стороны действительности, т.е. уметь видеть в предмете отдельные его стороны)
3 – линия перехода от эгоцентризма к децентрации (уметь принимать чужую точку зрения, осознать, что свое мнение – не единственно правильное)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.