Субъект - это организм, наделенный функциональной активностью приспособления. Она наследственно закреплена и присуща любому живому существу. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Основные функции - адаптации, ассимиляции (окружающий мир в контексте существующей схемы) и аккомодации (вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы) - как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания, от опыта. Схема действия - это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах.
Согласно Пиаже, формула S→R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Правильно писать эту формулу так: S↔R.
Несколько основных положений теории Пиаже:
Взаимоотношения целого и части. Целое качественно отличается от части. Изолированных элементов не существует. В общей структуре отношения целого и части уравновешены. Состояние равновесия может переходить от менее устойчивого к более устойчивому. Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, т.е. к установлению логических структур (логика не врождена изначально, а постепенно развивается). Идея трансформации. Для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформировать их. Познание постоянно связано с действиями или операциями. Источник знания лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях между ними.
Идея конструкции - вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Умственное развитие ребенка Пиаже рассматривает как спонтанный, относительно независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Влияние среды сводится к задержке или стимуляции процесса умственного развития. Источник развития находится внутри субъекта.
Основное внимание в своей теории развития интеллекта Пиаже уделяет проблемам развития логического мышления ребенка. Логика не врождена, она постепенно развивается. Развитие детского интеллекта рассматривается с точки зрения отношений между субъектом и объектами. Форма детского познания важнее, чем его содержание: внешнее воздействие преломляется в уме ребенка в зависимости от интеллектуальных структур, господствующих у ребенка в данный момент его развития.
Согласно Пиаже, формула S→R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Правильно писать эту формулу так: S↔R.
Несколько основных положений теории Пиаже:
Взаимоотношения целого и части. Целое качественно отличается от части. Изолированных элементов не существует. В общей структуре отношения целого и части уравновешены. Состояние равновесия может переходить от менее устойчивого к более устойчивому. Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, т.е. к установлению логических структур (логика не врождена изначально, а постепенно развивается). Идея трансформации. Для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформировать их. Познание постоянно связано с действиями или операциями. Источник знания лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях между ними.
Идея конструкции - вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Умственное развитие ребенка Пиаже рассматривает как спонтанный, относительно независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Влияние среды сводится к задержке или стимуляции процесса умственного развития. Источник развития находится внутри субъекта.
Основное внимание в своей теории развития интеллекта Пиаже уделяет проблемам развития логического мышления ребенка. Логика не врождена, она постепенно развивается. Развитие детского интеллекта рассматривается с точки зрения отношений между субъектом и объектами. Форма детского познания важнее, чем его содержание: внешнее воздействие преломляется в уме ребенка в зависимости от интеллектуальных структур, господствующих у ребенка в данный момент его развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи