IV стадия. Латентная

Наука » Психология » Соционика
Соответствует латентной фазе классического психоанализа.

Возраст 6 – 11 лет.

Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Эриксон. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная).

Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность.

На этой стадии буйное воображение укрощается законами объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок, психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.

Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

Соционический подход. И вновь после идущих подряд двух продуктивных функций включается акцептная: пришла пора учиться, накапливать знания. А значит, опять пришло время большего потребления, чем отдачи.

На этой стадии происходит уже более серьезный этап социализации: выход в школу – это выход в новые, незнакомые ситуации. Из семьи и близкого, заботливого окружения – в общество незнакомых людей и в мир незнакомых дел. Ребенок пытается во всем попробовать себя, адаптироваться к самостоятельной жизни. Он уже бывает и дома один, и совершает самостоятельные прогулки. Такая ориентировка на общество, незнакомый мир говорит об активизации блока СУПЕРЭГО.

Проявления этого периода напоминают включение третьей функции – ролевой, адаптивной. Она соответствует той роли, которую мы берем на себя при встрече с незнакомой ситуацией. Когда неуместно выставлять напоказ свои истинные побуждения, мысли и чувства среди незнакомых людей, мы прячем их за маской, ролью, соответствующей третьей функции. Эти проявления ролевой функции согласуются с латентной (скрытой) стадией развития.

Резюме:

на данной стадии развития происходит важный этап социализации, что соответствует блоку СУПЕРЭГО;
включается акцептная функция этого блока – третья: главная работа школьника – накапливать знания, усваивать школьную программу, читать книги, кроме того он смотрит фильмы, узнает много интересного о мире из разных источников, он любопытен и любознателен, но никакой важной продукции не производит, да от него ее и не ждут;
функция в ментальном кольце, продолжается развитие сознательного: “хочу все знать” – это об указанном возрасте;
инициативу (3 стадия) и обретение навыков и умений (4 стадия) следует отнести к социальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (социализация не предполагает проникновения в душу, общение с широким кругом людей уже не ограничивается близким окружением), а коммуникация поверхностная (здесь не делятся глубинными размышлениями, а осваивают социально значимые вещи: предприимчивость и трудовые навыки. В то же время такие личные чувства, как совесть и чувство неполноценности, не обсуждают с посторонними). Социальный уровень у Гуленко соответствует блоку СУПЕРЭГО;
блоку СУПЕРЭГО также соответствует архетип Юнга Персона – та роль, которую мы играем, выходя в общество;
к этому моменту включились все слабые функции, видимо, сильные только готовятся к включению в полной мере, набирают свою информацию, тренируют способность ее обрабатывать. Слишком большой объем информации они обрабатывают, ребенку его еще тяжело полностью освоить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.