V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность

Наука » Психология » Соционика
Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду.

Возраст 12 – 18 лет.

Задача этапа: идентичность против смешения ролей.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.

Эриксон. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.

Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Подростки могут себе создавать мысленный идеал семьи, религии, общества. Вырабатывать и перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Связь с окружающими колеблется между положительным полюсом идентификации “Я” и отрицательным -– путаницы ролей. Главная задача – объединить все свои роли: школьника, сына, спортсмена, бойскаута, газетчика и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Все тождества и непрерывности, на которые эго полагалось, подвергаются сомнению вследствие интенсивности физического роста, усугубляемого процессом созревания. Происходит физиологическая революция.

Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпмость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

Соционический подход. Подросток создает себе и другим “рамки”, ограничения: “похож – не похож на идеал” приравнивается к понятию “свой – чужой”. Рамочная, ограничительная функция в соционике – седьмая.

На этом этапе происходит возврат к функциям витального кольца -- подсознательным. Но уже сильным, способным обрабатывать большие объемы информации. Этот огромный объем обрушивается на подростка, накрывая его, как волна. Если учесть, что витальные функции плохо осознаются, то можно понять растерянность подростка, уход от простой и такой ясной ранее реальности в бесконечные вопросы. В этом кризис подросткового возраста.

В этом возрасте нет цельности восприятия мира и себя. Не оформлена личность. Жизнь ставит новые ограничения, необходимо в них вписываться, держать себя в рамках, что бывает очень трудно подростку. До этого этапа все было просто и понятно. Теперь появились вопросы: “Кто я?”, “Какой я?”, “Зачем я?”. Все это напоминает встречу с собственной Тенью (архетип Юнга, соответствующий блоку ИД). Популярные наши книги “Искусство быть собой” и т.п. чаще всего адресованы подросткам, или людям, которые не вполне прошли кризис подросткового возраста.

Проблема “отцов и детей” обостряется на этой стадии, особенно если “отцы” не прошли успешно в свое время аналогичную стадию и жестко держатся за свои идеалы, не принимая идеалов детей. Отцы в таком случае не могут выйти за пределы своих рамок, остаются ограниченными. А дети еще не могут отойти от своих рамок, они еще не обрели достаточной широты взгляда на мир. Вот и общаются – каждый “со своей колокольни”, отсюда непонимание, споры, конфликты.

Резюме:

на этой стадии развития происходит возврат к бессознательным функциям (о чем говорит сложность идентификации собственного “Я”) теперь уже сильным (о силе бушующих страстей подростка, видимо, не надо и говорить), все это соответствует блоку ИД;
функция в витальном кольце, включается развитие бессознательного: “не понятно, как стать самим собой” – характерно для этого возраста, подросток очень похож на “гадкого утенка” у Андерсена, страдавшего от своей непохожести на окружающих, долго искавшего “своих”, пока, наконец, повзрослев, не превратился в прекрасного лебедя;
включились сильные функции – началась буря полового созревания;
работает акцептная функция этого блока – седьмая: по-прежнему главная работа подростка-школьника – учиться и читать, узнавать что-то новое о жизни, подростки любят все попробовать на себе, испытать, узнать самим, по-прежнему никакой важной продукции они не производят, часто их даже обвиняют в потребительстве.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.