II стадия. Мышечно-анальная

Наука » Психология » Соционика
Совпадает с анальной стадией фрейдизма.

Возраст 2-й – 3-й годы жизни.

Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.

Эриксон. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.

Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.

Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

Соционический подход. Что можно сказать об этом этапе? Ребенок еще очень зависим от взрослых, но к нему уже предъявляют новые требования. Возьмите любые пособия по развитию детей – “ребенок должен”: в год – ходить, в два – говорить предложениями, а также есть ложкой, строить башню из кубиков и т.д. и т.п. Должен, должен, должен…. В отечественной педагогике этот возраст называется “Я сам”. Это уже похоже на включение продуктивной функции, а не акцептной. Зависимость, контроль и самоконтроль, детская самостоятельность (еще не в принятии решений, а только в наученных действиях) и сомнения. Все это очень напоминает проявления шестой функции, ориентированной на референтную группу, значимое окружение. По ней легко обучаются, с удовольствием применяют полученные навыки, но до подлинной самостоятельности в выборе целей и средств еще далеко.

Выработав баланс между самостоятельностью и осознанной необходимостью подчинять свои желания требованиям ближайшего окружения, ребенок успешно проходит второй возрастной кризис, унося с собой во взрослую жизнь чувство собственного достоинства. Его шестая функция (по которой человек обычно не противопоставляет себя окружающим, как зададут в разговоре, так и реагирует) становится несколько более прикрытой от влияния толпы, массы. Он не так легко пойдет на поводу у других, как персонаж из “Джентльменов удачи”: “Все бежали, и я бежал”. Не справившись с этой задачей, человек остается слишком легко подверженным общественным влияниям, слишком уязвим для внешнего контроля. Напомним, что в отношениях соционического контроля (ревизии) достаточно чувствительное воздействие происходит с седьмой функции контролера на шестую – подконтрольного.

Таким образом, получаем:

на этой стадии развития все еще остается детская доверчивость и зависимость от взрослых, что соответствует блоку СУПЕРИД;
включается продуктивная функция этого блока – шестая;
функция по-прежнему находится в витальном кольце, идет развитие бессознательного;
пятая и шестая функции вместе образуют блок, что отражает утверждение Аушры Аугустинавичюте о том, что функции работают блоками. Видимо, и включаются в работу функции тоже блоками;
на мой взгляд, доверие (1 стадия) и обретение личной автономии (2 стадия) следует отнести к психологическому уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция близкая (маленький ребенок ориентирован на ближайшее окружение), а коммуникация глубокая (ребенок еще не скрывает своих истинных чувств, глубинных побуждений, раскрывается полностью). Психологический уровень у Гуленко как раз и соответствует блоку СУПЕРИД;
еще одно интересное сопоставление: блоку СУПЕРИД соответствуют архетипы Юнга Анима (для мужчин – образ идеальной женщины) и Анимус (для женщин – образ идеального мужчины). Думаю, не вызывает сомнений, что маленький ребенок настроен в первую очередь на образы этих идеальных взрослых – своих родителей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.