Чувствительность и ее измерение. Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим не вооруженным глазом множества происходящих вокруг нас микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом.
Нижний порог измеряется в единицах интенсивности соответствующего раздражителя: в барах (единицах давления) для осязания, в децибелах (единицах интенсивности звука) – для слуха, в люксах (единицах. силы света) для зрения. Нижний порог дает количественное выражение чувствительности (остроты ощущений). Чувствительность тем выше, чем ниже нижний порог.
Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги. Под верхними порогами ощущений понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением (сверхгромкий звук, слепящая яркость света).
Звук с интенсивностью ниже одного децибела может не ощущаться и составлять нижний порог ощущения. А звук в 130 децибел начинает вызывать болевые ощущения.
Измерение нижних порогов ощущения может быть использовано для диагностики периферического или центрального поражения. Так, например, снижение слуха на одно ухо может свидетельствовать либо о поражении периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо о патологическом очаге в височной области противоположного полушария. Не меньшее значение имеет измерение и верхнего порога ощущения.
Нижний порог измеряется в единицах интенсивности соответствующего раздражителя: в барах (единицах давления) для осязания, в децибелах (единицах интенсивности звука) – для слуха, в люксах (единицах. силы света) для зрения. Нижний порог дает количественное выражение чувствительности (остроты ощущений). Чувствительность тем выше, чем ниже нижний порог.
Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги. Под верхними порогами ощущений понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением (сверхгромкий звук, слепящая яркость света).
Звук с интенсивностью ниже одного децибела может не ощущаться и составлять нижний порог ощущения. А звук в 130 децибел начинает вызывать болевые ощущения.
Измерение нижних порогов ощущения может быть использовано для диагностики периферического или центрального поражения. Так, например, снижение слуха на одно ухо может свидетельствовать либо о поражении периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо о патологическом очаге в височной области противоположного полушария. Не меньшее значение имеет измерение и верхнего порога ощущения.
Ощущения подразделяют на три вида.
1. Внешние или экстероцептивные.
2. Внутренние или интероцептивные.
3. Проприоцептивные.
Рассмотрим подробнее каждую группу ощущений.
Внешние ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и называются экстероцепторами, а ощущения данной группы, соответственно, экстероцептивными. Сюда относятся слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.
Органы внешних чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии. Синестезией называют появление тех или иных ощущений под влиянием неспецефических раздражителей. Например, появление зрительных ощущений под влиянием звуковых раздражений. У некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения. Цветной слух – так называют это явление.
Внутренние ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга информацию, исходящую от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, и других внутренних органов. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что названных внутренних органов, а потому называются интероцепторами.
1. Внешние или экстероцептивные.
2. Внутренние или интероцептивные.
3. Проприоцептивные.
Рассмотрим подробнее каждую группу ощущений.
Внешние ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и называются экстероцепторами, а ощущения данной группы, соответственно, экстероцептивными. Сюда относятся слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.
Органы внешних чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии. Синестезией называют появление тех или иных ощущений под влиянием неспецефических раздражителей. Например, появление зрительных ощущений под влиянием звуковых раздражений. У некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения. Цветной слух – так называют это явление.
Внутренние ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга информацию, исходящую от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, и других внутренних органов. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что названных внутренних органов, а потому называются интероцепторами.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. В организме существуют приборы, специализированные для приема определенных воздействий из внешней или внутренней среды и переработки их в ощущения. Эти приборы называются анализаторами.
Анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела или рецептора (рецепторного поля), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;
2) проводящих путей – афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;
3) центрального отдела, расположенного в подкорке или коре головного мозга (мозговой конец анализатора), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.
Органом зрения является глаз. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия света (электромагнитного излучения) на внутреннюю сетчатую оболочку глаза, которая и является рецепторным полем зрительных ощущений. Сетчатка состоит из нескольких десятков тысяч волокон –окончаний зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Возбуждение по центростремительному (афферентному) нерву передается в кору больших полушарий, в затылочные доли, именно здесь происходит переработка зрительных сигналов. Переработанный зрительный сигнал возвращается по центробежному (эфферентному) нерву в глаз, в ту или иную мышечную систему глаза. Таким образом возникает ответ организма на раздражение: мы ощущаем свет.
В состав каждого ощущения входит движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.д.) Глаз в процессе рассматривания объекта всегда скачкообразно движется по контуру объекта и его сложным точкам. Неподвижный глаз слеп.
Анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела или рецептора (рецепторного поля), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;
2) проводящих путей – афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;
3) центрального отдела, расположенного в подкорке или коре головного мозга (мозговой конец анализатора), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.
Органом зрения является глаз. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия света (электромагнитного излучения) на внутреннюю сетчатую оболочку глаза, которая и является рецепторным полем зрительных ощущений. Сетчатка состоит из нескольких десятков тысяч волокон –окончаний зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Возбуждение по центростремительному (афферентному) нерву передается в кору больших полушарий, в затылочные доли, именно здесь происходит переработка зрительных сигналов. Переработанный зрительный сигнал возвращается по центробежному (эфферентному) нерву в глаз, в ту или иную мышечную систему глаза. Таким образом возникает ответ организма на раздражение: мы ощущаем свет.
В состав каждого ощущения входит движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.д.) Глаз в процессе рассматривания объекта всегда скачкообразно движется по контуру объекта и его сложным точкам. Неподвижный глаз слеп.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
Развитие внимания совершается в деятельности. Приучить себя работать внимательно в самых разнообразных условиях – вот верный путь формирования внимания. Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств, потому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Лучший же способ стать внимательным ‑
В деятельности формируются свойства внимания, их устойчивые характеристики образуют качество личности - внимательность или невнимательность.
Необходимо различать внимательность как черту личности и как состояние. Рассеянность как состояние встречается и у внимательных людей в условиях усталости, озабоченности, радости и т.д. Внимательность как черта личности определяется соотношением в деятельности видов внимания. Человека с преобладающим произвольным вниманием считают внимательным, того, кто находится во власти внешних обстоятельств - невнимательным. Отличительный признак его - «легкость в мысли необыкновенная».
В деятельности формируются свойства внимания, их устойчивые характеристики образуют качество личности - внимательность или невнимательность.
Необходимо различать внимательность как черту личности и как состояние. Рассеянность как состояние встречается и у внимательных людей в условиях усталости, озабоченности, радости и т.д. Внимательность как черта личности определяется соотношением в деятельности видов внимания. Человека с преобладающим произвольным вниманием считают внимательным, того, кто находится во власти внешних обстоятельств - невнимательным. Отличительный признак его - «легкость в мысли необыкновенная».
1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Испытуемому предъявляют группу объектов (цифр, букв), не связанных между собою в течение 1\10 секунды. Объем внимания взрослого человека равен от 4 до 6 объектов, независимо от того, каковы объекты, буквы или слова. В словах не замечаются перестановки букв, что говорит о том, что слова воспринимаются в целом, как целостный объект, а не как ряд букв.
2. Концентрация внимания (интенсивность) характеризуется степенью сосредоточения на объекте. Показателем высокой степени концентрации является помехоустойчивость, невозможность отвлечь внимание человека от предмета деятельности посторонними раздражителями.
3. Устойчивость внимания - характеристика длительности внимания во времени. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи. Противоположное качество внимания - колебания внимания, которые легко пронаблюдать при рассматривании двойственных изображений.
Пристальное рассматривание рисунка вызывает своеобразное его «движение»: в восприятии изображение пустой комнаты или тоннеля сменяется изображением усеченной пирамиды. Это движение можно остановить лишь в том случае, если включить рисунок в более широкий контекст како-либо мыслительной задачи, напимер, попытаться расставить мебель в новой комнате.
4. Распределение внимания - способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов или контролировать несколько видов деятельности (читать стихи и решать арифметические задачи). Это свойство связано с концентрацией внимания. Эти свойства - антогонисты, т.е. действуют в противоположных направлениях.
2. Концентрация внимания (интенсивность) характеризуется степенью сосредоточения на объекте. Показателем высокой степени концентрации является помехоустойчивость, невозможность отвлечь внимание человека от предмета деятельности посторонними раздражителями.
3. Устойчивость внимания - характеристика длительности внимания во времени. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи. Противоположное качество внимания - колебания внимания, которые легко пронаблюдать при рассматривании двойственных изображений.
Пристальное рассматривание рисунка вызывает своеобразное его «движение»: в восприятии изображение пустой комнаты или тоннеля сменяется изображением усеченной пирамиды. Это движение можно остановить лишь в том случае, если включить рисунок в более широкий контекст како-либо мыслительной задачи, напимер, попытаться расставить мебель в новой комнате.
4. Распределение внимания - способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов или контролировать несколько видов деятельности (читать стихи и решать арифметические задачи). Это свойство связано с концентрацией внимания. Эти свойства - антогонисты, т.е. действуют в противоположных направлениях.
Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Условием формирования произвольного внимания является постановка цели деятельности. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране дисплея. Водитель автомобиля, даже в ночное время на свободной трассе, вынужден следить за дорогой.
Есть ряд условий, облегчающих, либо затрудняющих сосредоточиться и удерживать внимание на каком-либо объекте. Эти условия могут быть поделены на две группы: внутренние и внешние.
Далее поговорим о внутренних условиях.
Помогают сохранять внимание: Мешают сохранять внимание:
- интерес к объекту - отсутствие интереса;
- личная значимость объекта - отсутствие значимости;
- состояние здоровья - состояние болезни;
- бодрость, сытость - голод, усталость, прием алкоголя,
кофеина, табака, снотворного;
- душевное равновесие - эмоциональное возбуждение, стресс;
- наличие привычки работать - отсутствие привычки;
внимательно
- хорошие индивидуальные - низкие показатели;
показатели свойств внимания;
Есть ряд условий, облегчающих, либо затрудняющих сосредоточиться и удерживать внимание на каком-либо объекте. Эти условия могут быть поделены на две группы: внутренние и внешние.
Далее поговорим о внутренних условиях.
Помогают сохранять внимание: Мешают сохранять внимание:
- интерес к объекту - отсутствие интереса;
- личная значимость объекта - отсутствие значимости;
- состояние здоровья - состояние болезни;
- бодрость, сытость - голод, усталость, прием алкоголя,
кофеина, табака, снотворного;
- душевное равновесие - эмоциональное возбуждение, стресс;
- наличие привычки работать - отсутствие привычки;
внимательно
- хорошие индивидуальные - низкие показатели;
показатели свойств внимания;
Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека. Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, способствующих непроизвольному вниманию и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.
Вынужденное» внимание.
Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. Рассмотрим эти причины по порядку.
1. Чрезвычайно сильные, интенсивные раздражители - громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок - все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя. Учитель, чтобы привлечь внимание учащихся, иногда стучит указкой по столу.
2. Экстенсивные раздражители, занимающие много места в пространстве, привлекают наше внимание. Большое пятно на стене, хотя бы не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
3. Длительность раздражителя также может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем не заметить, но если он длится достаточно долго, то мы невольно обращаем на него внимание.
4. Это же можно утверждать по отношению к прерывистому раздражителю, то возникающему, то исчезающему, то усиливающемуся, то ослабевающему. Особенно обращают на себя внимание начало и конец раздражения. Мы можем не замечать непрерывного шума мотора, так как привыкли к нему, но стоит ему прекратиться, как мы это замечаем. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание студентов, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на отдельного студента, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание студентов, которые еще не успели сосредоточиться на лекции.
Вынужденное» внимание.
Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. Рассмотрим эти причины по порядку.
1. Чрезвычайно сильные, интенсивные раздражители - громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок - все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя. Учитель, чтобы привлечь внимание учащихся, иногда стучит указкой по столу.
2. Экстенсивные раздражители, занимающие много места в пространстве, привлекают наше внимание. Большое пятно на стене, хотя бы не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
3. Длительность раздражителя также может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем не заметить, но если он длится достаточно долго, то мы невольно обращаем на него внимание.
4. Это же можно утверждать по отношению к прерывистому раздражителю, то возникающему, то исчезающему, то усиливающемуся, то ослабевающему. Особенно обращают на себя внимание начало и конец раздражения. Мы можем не замечать непрерывного шума мотора, так как привыкли к нему, но стоит ему прекратиться, как мы это замечаем. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание студентов, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на отдельного студента, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание студентов, которые еще не успели сосредоточиться на лекции.
Познание человеком окружающей действительности весьма сложный и неоднородный процесс. Он включает в себя такие процессы как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание. Разделение познания на познавательные процессы носит искусственный характер и подчинено целям его научного изучения. В реальности же познавательные процессы теснейшим образом переплетены в одном общем процессе, взаимно обуславливая друг друга, ни один из них никогда не протекает изолированно от остальных.
Мы начинаем изложение психологии познания с описания феномена внимания.
«Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности». (Н.Ф. Добрынин). Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. Человек может сосредотачиваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях
Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Если они связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании.
Мы начинаем изложение психологии познания с описания феномена внимания.
«Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности». (Н.Ф. Добрынин). Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. Человек может сосредотачиваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях
Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Если они связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании.
1. Сравнительно-анатомический:
a) сравнивают мозг различных животных;
b) сравнивают мозг животных и человека;
c) сравнивают мозг древнего человека и современного методом снятия слепка с черепа;
d) сравнивают мозг ребёнка и взрослого. Известно, что первый слой нервных клеток больших полушарий созревает позднее всего.
2. Физиологические методы:
a) Метод раздражения коры (механически и электрическим током). Раздражение механическое производится во время нейрохирургических операций. Раздражение электротоком осуществляется благодаря вживлению электродов: серебряная нить в стеклянной оболочке диаметром 0,01 мм. Электрод соединён с источником тока.
b) Метод "вызванных потенциалов". Раздражение адресуется не коре, а периферическому отделу анализатора, после чего в отдельных участках мозга прослеживается эффект такого воздействия. Вживлённые электроды соединяют не с
источником электрического тока, а с приборами регистрации электрических потенциалов, генерируемых в ткани мозга
с) Метод разрушения (несчастный случай, бескровные методы - охлаждение, смазывание алюминиевой пастой, воздействие постоянным током). Нет побочных явлений, выключение носит временный характер.
a) сравнивают мозг различных животных;
b) сравнивают мозг животных и человека;
c) сравнивают мозг древнего человека и современного методом снятия слепка с черепа;
d) сравнивают мозг ребёнка и взрослого. Известно, что первый слой нервных клеток больших полушарий созревает позднее всего.
2. Физиологические методы:
a) Метод раздражения коры (механически и электрическим током). Раздражение механическое производится во время нейрохирургических операций. Раздражение электротоком осуществляется благодаря вживлению электродов: серебряная нить в стеклянной оболочке диаметром 0,01 мм. Электрод соединён с источником тока.
b) Метод "вызванных потенциалов". Раздражение адресуется не коре, а периферическому отделу анализатора, после чего в отдельных участках мозга прослеживается эффект такого воздействия. Вживлённые электроды соединяют не с
источником электрического тока, а с приборами регистрации электрических потенциалов, генерируемых в ткани мозга
с) Метод разрушения (несчастный случай, бескровные методы - охлаждение, смазывание алюминиевой пастой, воздействие постоянным током). Нет побочных явлений, выключение носит временный характер.
а). История представлений по проблеме
Незнание материальных механизмов приобретения человеком опыта, знаний, породило представление о душе. Мысль о том, что органом души является мозг, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век д.н.э.). Он пришёл к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий к глазным впадинам ведут две узкие дорожки. Алкмеон утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Вслед за Алкмеоном, Гиппократ также представил мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Из медицины эти представления перешли в философию. Платон, разделявший душу на три части, полагал, что разум расположен в мозге, руководствуясь тем, что голова ближе к небесам, где пребывает царство идей, гнев и мужество, второй вид души помещён в сердце, а носителем вожделения - третьего вида души - считал печень.
В III веке д.н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. До них нервы не отличали от связок и сухожилий. Они проводили вскрытие человеческих тел, что в дальнейшем было категорически запрещено, это позволило им детально описать устройство мозга и других органов. Эти врачи полагали, что душа локализуется в определённых частях мозга. Герофил главное значение уделял мозговым желудочкам, - особым полостям в мозге, заполненным жидкостью. Это мнение удерживалась много веков. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными. Эразистрату принадлежит открытие различия между чувственными и двигательными нервами. Это открытие, вскоре забытое, было сделано вновь в 19 веке.
Незнание материальных механизмов приобретения человеком опыта, знаний, породило представление о душе. Мысль о том, что органом души является мозг, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век д.н.э.). Он пришёл к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий к глазным впадинам ведут две узкие дорожки. Алкмеон утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Вслед за Алкмеоном, Гиппократ также представил мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Из медицины эти представления перешли в философию. Платон, разделявший душу на три части, полагал, что разум расположен в мозге, руководствуясь тем, что голова ближе к небесам, где пребывает царство идей, гнев и мужество, второй вид души помещён в сердце, а носителем вожделения - третьего вида души - считал печень.
В III веке д.н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. До них нервы не отличали от связок и сухожилий. Они проводили вскрытие человеческих тел, что в дальнейшем было категорически запрещено, это позволило им детально описать устройство мозга и других органов. Эти врачи полагали, что душа локализуется в определённых частях мозга. Герофил главное значение уделял мозговым желудочкам, - особым полостям в мозге, заполненным жидкостью. Это мнение удерживалась много веков. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными. Эразистрату принадлежит открытие различия между чувственными и двигательными нервами. Это открытие, вскоре забытое, было сделано вновь в 19 веке.
Общие замечания: способы разделения нервной системы на части могут быть разными. В одних случаях подчёркиваются структурные моменты (анатомия), в других большую роль играет функция. Но одно от другого отделить нельзя. Структура нервной системы эволюционировала, чтобы лучше выполнять определённые функции.
Нервная система состоит из
• центральной нервной системы,
• периферической нервной системы.
Центральная нервная система состоит из
• головного мозга
• ствола мозга
• спинного мозга
Всё остальное относится к периферической нервной системе. Что это? Это - все нервные волокна, идущие от мозга ко всему телу и от тела к мозгу (включая головной и спинной).
Спинной мозг - это тяж из нервных волокон, идущий посередине тела, и защищённый костной структурой. Он служит связующим звеном между головным мозгом и периферической нервной системой, его волокна передают информацию от головного мозга к телу и обратно. Спинной мозг сам по себе выполняет лишь несколько очень простых рефлексов, например, коленный рефлекс, в обычных условиях головной мозг контролирует все реакции.
Спинной мозг, входя в череп, расширяется и образует ствол мозга. В стволе мозга находятся наиболее древние системы, обеспечивающие поддержание жизни. Эти структуры отвечают за основные физиологические процессы: дыхание, работу сердца, пищеварение. В эту центральную область входит также ретикулярная активирующая система - сеть волокон, управляющих сном и бодрствованием.
Центральный стержень окружён лимбической системой, с которой связано проявление наших эмоций. И наконец все эти структуры охватывает кора в форме двух полушарий. Они представляют собой шестислойную массу (около 10 миллиардов) нейронов (нервных клеток) площадью около 2 кв метров, толщиной от 2 до 4 мм. Кора больших полушарий ответственна за высшие мыслительные способности, отличающие человека от животных. Полагают, что спинной мозг осуществляет главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирождёнными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий - это орган приобретённых при жизни форм поведения.
Структурной единицей нервной системы является нейрон. Нейрон имеет тело и множество отростков, которые делятся на дендриты и аксон.
Нервная система состоит из
• центральной нервной системы,
• периферической нервной системы.
Центральная нервная система состоит из
• головного мозга
• ствола мозга
• спинного мозга
Всё остальное относится к периферической нервной системе. Что это? Это - все нервные волокна, идущие от мозга ко всему телу и от тела к мозгу (включая головной и спинной).
Спинной мозг - это тяж из нервных волокон, идущий посередине тела, и защищённый костной структурой. Он служит связующим звеном между головным мозгом и периферической нервной системой, его волокна передают информацию от головного мозга к телу и обратно. Спинной мозг сам по себе выполняет лишь несколько очень простых рефлексов, например, коленный рефлекс, в обычных условиях головной мозг контролирует все реакции.
Спинной мозг, входя в череп, расширяется и образует ствол мозга. В стволе мозга находятся наиболее древние системы, обеспечивающие поддержание жизни. Эти структуры отвечают за основные физиологические процессы: дыхание, работу сердца, пищеварение. В эту центральную область входит также ретикулярная активирующая система - сеть волокон, управляющих сном и бодрствованием.
Центральный стержень окружён лимбической системой, с которой связано проявление наших эмоций. И наконец все эти структуры охватывает кора в форме двух полушарий. Они представляют собой шестислойную массу (около 10 миллиардов) нейронов (нервных клеток) площадью около 2 кв метров, толщиной от 2 до 4 мм. Кора больших полушарий ответственна за высшие мыслительные способности, отличающие человека от животных. Полагают, что спинной мозг осуществляет главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирождёнными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий - это орган приобретённых при жизни форм поведения.
Структурной единицей нервной системы является нейрон. Нейрон имеет тело и множество отростков, которые делятся на дендриты и аксон.