Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека. Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, способствующих непроизвольному вниманию и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.
Вынужденное» внимание.
Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. Рассмотрим эти причины по порядку.
1. Чрезвычайно сильные, интенсивные раздражители - громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок - все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя. Учитель, чтобы привлечь внимание учащихся, иногда стучит указкой по столу.
2. Экстенсивные раздражители, занимающие много места в пространстве, привлекают наше внимание. Большое пятно на стене, хотя бы не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
3. Длительность раздражителя также может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем не заметить, но если он длится достаточно долго, то мы невольно обращаем на него внимание.
4. Это же можно утверждать по отношению к прерывистому раздражителю, то возникающему, то исчезающему, то усиливающемуся, то ослабевающему. Особенно обращают на себя внимание начало и конец раздражения. Мы можем не замечать непрерывного шума мотора, так как привыкли к нему, но стоит ему прекратиться, как мы это замечаем. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание студентов, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на отдельного студента, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание студентов, которые еще не успели сосредоточиться на лекции.
Прерывистость раздражения способствует не только слуховому вниманию, но и зрительному. Если среди крестиков, данных в виде нескольких рядов, имеются пропуски, то они мгновенно обнаруживаются.
5. Движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. Мы можем не замечать мухи, сидящей на нашем столе, но стоит ей поползти по столу, как мы невольно обращаем на нее внимание.
6. Новизна или необычность раздражителя - одна из важных его характеристик, вызывающих пробуждение внимания. Выделяют абсолютную новизну и относительную. Абсолютно новым является раздражитель, не встречавшийся в прежнем опыте. Относительную новизну представляет необычное сочетание каких-либо уже известных раздражителей. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены.
7. Обращает на себя внимание раздражитель, отличный от других по качеству. Так, в системе рядов из одинаковых кружков сразу виден крестик Причинами вынужденного внимания могут быть не только внешние раздражителя, но и внутренние, например, внезапная острая боль отвлечет человека от всего остального.
Обобщая приведенные причины вынужденного внимания, можно сказать, что основным принципом их действия является контраст. Говоря о силе раздражителя, мы всегда при этом говорим об относительной его силе, так как слабое раздражение на фоне еще более слабых может быть даже заметнее, чем сильное на фоне одинаково сильных. Контраст - это нарушение всякой монотонности, однообразия в количественной или качественной характеристике раздражителя.
Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение на объекте связано с его значимостью для личности.
Эмоциональное» внимание.
Данный вид внимания обусловлен соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. Этими условиями может быть следующее.
1. Наши желания, влечения, интересы, непосредственные потребности. Когда нас мучит жажда, то все, связанное с питьем, невольно будет привлекать наше внимание, так как приобрело для нас определенную значимость. Удовлетворение жажды приведет и к угасанию этого внимания. Преподаватель психологии, читая любую литературу, замечает в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.
2. Значительную роль играют ожидания определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет заметить то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы.
Этот вид непроизвольного внимания уже заметно отличается от вынужденного, так как зависит не только от особенностей раздражителя, но и от особенностей личности. Раздражитель должен быть значим для человека.
Привычное» внимание.
Данный вид внимания обусловлен прошлым опытом человека и связан в большой мере с его привычками. Так врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных болезней. В силу особенностей профессиональной деятельности это стало его привычкой. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия. Мать всегда обратит внимание на признаки простуды у ребенка.
Воспринимая раздражители, не отличающиеся контрастностью, мы непроизвольно обращаем внимание на то, что нам уже известно. В толпе незнакомых людей мы легко замечаем знакомое лицо.
Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.
Вынужденное» внимание.
Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. Рассмотрим эти причины по порядку.
1. Чрезвычайно сильные, интенсивные раздражители - громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок - все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя. Учитель, чтобы привлечь внимание учащихся, иногда стучит указкой по столу.
2. Экстенсивные раздражители, занимающие много места в пространстве, привлекают наше внимание. Большое пятно на стене, хотя бы не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
3. Длительность раздражителя также может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем не заметить, но если он длится достаточно долго, то мы невольно обращаем на него внимание.
4. Это же можно утверждать по отношению к прерывистому раздражителю, то возникающему, то исчезающему, то усиливающемуся, то ослабевающему. Особенно обращают на себя внимание начало и конец раздражения. Мы можем не замечать непрерывного шума мотора, так как привыкли к нему, но стоит ему прекратиться, как мы это замечаем. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание студентов, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на отдельного студента, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание студентов, которые еще не успели сосредоточиться на лекции.
Прерывистость раздражения способствует не только слуховому вниманию, но и зрительному. Если среди крестиков, данных в виде нескольких рядов, имеются пропуски, то они мгновенно обнаруживаются.
5. Движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. Мы можем не замечать мухи, сидящей на нашем столе, но стоит ей поползти по столу, как мы невольно обращаем на нее внимание.
6. Новизна или необычность раздражителя - одна из важных его характеристик, вызывающих пробуждение внимания. Выделяют абсолютную новизну и относительную. Абсолютно новым является раздражитель, не встречавшийся в прежнем опыте. Относительную новизну представляет необычное сочетание каких-либо уже известных раздражителей. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены.
7. Обращает на себя внимание раздражитель, отличный от других по качеству. Так, в системе рядов из одинаковых кружков сразу виден крестик Причинами вынужденного внимания могут быть не только внешние раздражителя, но и внутренние, например, внезапная острая боль отвлечет человека от всего остального.
Обобщая приведенные причины вынужденного внимания, можно сказать, что основным принципом их действия является контраст. Говоря о силе раздражителя, мы всегда при этом говорим об относительной его силе, так как слабое раздражение на фоне еще более слабых может быть даже заметнее, чем сильное на фоне одинаково сильных. Контраст - это нарушение всякой монотонности, однообразия в количественной или качественной характеристике раздражителя.
Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение на объекте связано с его значимостью для личности.
Эмоциональное» внимание.
Данный вид внимания обусловлен соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. Этими условиями может быть следующее.
1. Наши желания, влечения, интересы, непосредственные потребности. Когда нас мучит жажда, то все, связанное с питьем, невольно будет привлекать наше внимание, так как приобрело для нас определенную значимость. Удовлетворение жажды приведет и к угасанию этого внимания. Преподаватель психологии, читая любую литературу, замечает в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.
2. Значительную роль играют ожидания определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет заметить то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы.
Этот вид непроизвольного внимания уже заметно отличается от вынужденного, так как зависит не только от особенностей раздражителя, но и от особенностей личности. Раздражитель должен быть значим для человека.
Привычное» внимание.
Данный вид внимания обусловлен прошлым опытом человека и связан в большой мере с его привычками. Так врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных болезней. В силу особенностей профессиональной деятельности это стало его привычкой. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия. Мать всегда обратит внимание на признаки простуды у ребенка.
Воспринимая раздражители, не отличающиеся контрастностью, мы непроизвольно обращаем внимание на то, что нам уже известно. В толпе незнакомых людей мы легко замечаем знакомое лицо.
Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи