ОЖИДАНИЯ
Существенное влияние на наш опыт производят ожидания, что было многократно продемонстрировано и снабжено различными названиями. Чаще всего используется термин "самоисполняющееся предсказание", указывающий на большую вероятность возникновения того, чего мы ждем и более низкие шансы того чего мы не ждем (мы бессознательно подстраиваем поведение к собственным ожиданиям).
Представления, какие имеет данный человек о своем будущем, управляют его настоящим поведением. Чем больше вовлечены его эмоции, тем больше вероятность испытать то что он предвидит (Сое, 1993;Torem, 1992; Zeig, Rennick, 1991).
Существенное влияние на наш опыт производят ожидания, что было многократно продемонстрировано и снабжено различными названиями. Чаще всего используется термин "самоисполняющееся предсказание", указывающий на большую вероятность возникновения того, чего мы ждем и более низкие шансы того чего мы не ждем (мы бессознательно подстраиваем поведение к собственным ожиданиям).
Представления, какие имеет данный человек о своем будущем, управляют его настоящим поведением. Чем больше вовлечены его эмоции, тем больше вероятность испытать то что он предвидит (Сое, 1993;Torem, 1992; Zeig, Rennick, 1991).
НЕОБХОДИМОСТЬ АКЦЕПТАЦИИ
Человек, ищущий помощь или информацию, чувствует, что ему чего-то не хватает. Основная человеческая необходимость, являющаяся камнем преткновения общества это желание контактировать с окружающими. Когда эту необходимость мы поставим рядом с ощущением ее отсутствия, появится необходимость акцептации. Один из основных страхов клиента, приходящего за помощью, можно сформулировать так: "Понравлюсь ли я вам и примете ли вы меня, если я открою вам свои страхи, сомнения и несовершенство? Может я покажусь вам слабым, отвратительным и худшим в определенном смысле?" (Bates, 1993).
Необходимость акцептации и принадлежности является также элементом гипнотического процесса. Избегать конфронтации с авторитетом, пытаться удовлетворить терапевта (начиная с вызова терапевтических эффектов и заканчивая связанным вручную свитером), приспосабливаться к его стилю изложения, ценностей и теоретических концепций — это все способы, какими эта необходимость может проявляться в терапевтическом контакте. Как раз в таком случае награждающая власть становится важной силой в целом терапевтическом процессе.
Человек, ищущий помощь или информацию, чувствует, что ему чего-то не хватает. Основная человеческая необходимость, являющаяся камнем преткновения общества это желание контактировать с окружающими. Когда эту необходимость мы поставим рядом с ощущением ее отсутствия, появится необходимость акцептации. Один из основных страхов клиента, приходящего за помощью, можно сформулировать так: "Понравлюсь ли я вам и примете ли вы меня, если я открою вам свои страхи, сомнения и несовершенство? Может я покажусь вам слабым, отвратительным и худшим в определенном смысле?" (Bates, 1993).
Необходимость акцептации и принадлежности является также элементом гипнотического процесса. Избегать конфронтации с авторитетом, пытаться удовлетворить терапевта (начиная с вызова терапевтических эффектов и заканчивая связанным вручную свитером), приспосабливаться к его стилю изложения, ценностей и теоретических концепций — это все способы, какими эта необходимость может проявляться в терапевтическом контакте. Как раз в таком случае награждающая власть становится важной силой в целом терапевтическом процессе.
ВЛАСТЬ ТЕРАПЕВТА
Когда клиент ищет помощи, он верит терапевту как авторитету, надеясь, что тот поможет решить его проблему. Обычно терапевт сам не обладает никакой властью, а возникает она скорее в ответ на реакцию данного человека на терапевта (Barber, 1991; Diamond, 1984; Strauss, 1993).
Существует по крайней мере пять различных типов власти: 1) принудительная (основанная на возможности наказывать), 2) награждающая (основанная на возможности приносить пользу, финансовую или психологическую), 3) легальная (возникающая из существующей позиции, возникшей по выбору), 4) специальная (основанная на большем знании некой области), 5) приписная (основанная на позитивных чертах характера, таких как способность пробуждать симпатию). Вообще, в любой ситуации мы имеем дело со всеми типами власти, но особенно хорошо они заметны в терапевтическом контексте. Терапевт может иметь огромную власть. Если вы хотите пользоваться ею с чувством и безграничным уважением к интеграции клиента, то возможность влиять при помощи законов и техник клинического гипноза должна заставить вас старательно рассмотреть области власти в ваших контактах (Aronson, 1992; Frauman, Lynn, Brentar, 1993).
Когда клиент ищет помощи, он верит терапевту как авторитету, надеясь, что тот поможет решить его проблему. Обычно терапевт сам не обладает никакой властью, а возникает она скорее в ответ на реакцию данного человека на терапевта (Barber, 1991; Diamond, 1984; Strauss, 1993).
Существует по крайней мере пять различных типов власти: 1) принудительная (основанная на возможности наказывать), 2) награждающая (основанная на возможности приносить пользу, финансовую или психологическую), 3) легальная (возникающая из существующей позиции, возникшей по выбору), 4) специальная (основанная на большем знании некой области), 5) приписная (основанная на позитивных чертах характера, таких как способность пробуждать симпатию). Вообще, в любой ситуации мы имеем дело со всеми типами власти, но особенно хорошо они заметны в терапевтическом контексте. Терапевт может иметь огромную власть. Если вы хотите пользоваться ею с чувством и безграничным уважением к интеграции клиента, то возможность влиять при помощи законов и техник клинического гипноза должна заставить вас старательно рассмотреть области власти в ваших контактах (Aronson, 1992; Frauman, Lynn, Brentar, 1993).
НЕОБХОДИМОСТЬ ЯСНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ
Старая пословица "Если ты попал к воронам, каркай как они" указывает на склонность отражать окружающих если мы не уверенны в правильности того или иного поведения. Поэтому образцы могут очень сильно воздействовать на людей. Влияние, оказываемое терапевтом происходит из убеждения клиента о том, что в определенной области он неверно управляет своей жизнью. Причина такого положения дел, кажется находящейся вне области влияния страдающего, поскольку все предыдущие попытки провести аутокоррекцию прова-лились.
Если вы пытались безуспешно изменить свои вредные привычки (кто из нас не пытался?), то вы можете решить — мне может помочь тот кто был обучен для этой цели. Кого можно считать авторитетом в решении личных проблем, кто был обучен распознавать причины и трудности, подбирая соответствующие способы лечения? Ищущий совета принял уже собственное незнание и бессилие в данной ситуации и теперь с надеждой глядит на терапевта, как на человека, способного решить его проблему (Сое, 1993; Eisen, 1990).
Старая пословица "Если ты попал к воронам, каркай как они" указывает на склонность отражать окружающих если мы не уверенны в правильности того или иного поведения. Поэтому образцы могут очень сильно воздействовать на людей. Влияние, оказываемое терапевтом происходит из убеждения клиента о том, что в определенной области он неверно управляет своей жизнью. Причина такого положения дел, кажется находящейся вне области влияния страдающего, поскольку все предыдущие попытки провести аутокоррекцию прова-лились.
Если вы пытались безуспешно изменить свои вредные привычки (кто из нас не пытался?), то вы можете решить — мне может помочь тот кто был обучен для этой цели. Кого можно считать авторитетом в решении личных проблем, кто был обучен распознавать причины и трудности, подбирая соответствующие способы лечения? Ищущий совета принял уже собственное незнание и бессилие в данной ситуации и теперь с надеждой глядит на терапевта, как на человека, способного решить его проблему (Сое, 1993; Eisen, 1990).
ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ
Почему вы покупаете именно эти продукты? Из-за чего вы выбираете эту , а не иную марку?
Для того, чтобы заставить вас купить определенный продукт, авторы реклам в значительной степени пользуются гипнотическими техниками. Они начинают с создания необходимости в продукте (столетиями плохой запах изо рта и запах пота не занимали в сознании человека важного места), предлагая идентифицировать себя с рекламным персонажем. Получатель рекламы должен поверить в то что он решит свои проблемы, пользуясь данным продуктом, согласно, представленным образцам. Далее, укрепляется навык потребления, внушением того каким, к примеру, интеллигентным, мужественным или женственной будет потребитель делающий столь верный выбор. Рекламы пытаются пробудить чувства, связанные с конкретным продуктом, стимулируя его идентификацию, вызвать ассоциации, заставляющие выбирать именно эту а не другую марку, влияя на поведение потребителя путем точного подбора слов и образов. И это действует!
Что такое восприимчивость к внушению? Это готовность к принятию новых идей и информации а также реакции на них. Принятие новой информации, может в зависимости от субъективной ценности, изменить всякого рода опыт, часто в достаточно значительной степени. В случае терапии, для того чтобы удалось повлиять на клиента, он должен быть в определенной мере податлив внушению и должен хотеть получить знания и новый опыт, которые могут облегчить его страдания. Данный человек несчастен и ищет кого-нибудь, кто скажет ему что делать, что приведет к позитивным изменениям. Лишь очень немногие верят абсолютно всему, поэтому существует значительное различие между податливостью внушению и легковерностью. Гипноз никого не делает легковерным.
Почему вы покупаете именно эти продукты? Из-за чего вы выбираете эту , а не иную марку?
Для того, чтобы заставить вас купить определенный продукт, авторы реклам в значительной степени пользуются гипнотическими техниками. Они начинают с создания необходимости в продукте (столетиями плохой запах изо рта и запах пота не занимали в сознании человека важного места), предлагая идентифицировать себя с рекламным персонажем. Получатель рекламы должен поверить в то что он решит свои проблемы, пользуясь данным продуктом, согласно, представленным образцам. Далее, укрепляется навык потребления, внушением того каким, к примеру, интеллигентным, мужественным или женственной будет потребитель делающий столь верный выбор. Рекламы пытаются пробудить чувства, связанные с конкретным продуктом, стимулируя его идентификацию, вызвать ассоциации, заставляющие выбирать именно эту а не другую марку, влияя на поведение потребителя путем точного подбора слов и образов. И это действует!
Что такое восприимчивость к внушению? Это готовность к принятию новых идей и информации а также реакции на них. Принятие новой информации, может в зависимости от субъективной ценности, изменить всякого рода опыт, часто в достаточно значительной степени. В случае терапии, для того чтобы удалось повлиять на клиента, он должен быть в определенной мере податлив внушению и должен хотеть получить знания и новый опыт, которые могут облегчить его страдания. Данный человек несчастен и ищет кого-нибудь, кто скажет ему что делать, что приведет к позитивным изменениям. Лишь очень немногие верят абсолютно всему, поэтому существует значительное различие между податливостью внушению и легковерностью. Гипноз никого не делает легковерным.
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ВНУШЕНИЮ
Социальная психология предлагает ценную возможность рассмотреть динамику интерперсонального влияния, связанного с применением гипноза. Поведение человека изменяется в присутствии других людей, часто систематически и предсказуемо (Cialdini, 1985; Sherman, 1988).
Социальная психология предлагает ценную возможность рассмотреть динамику интерперсонального влияния, связанного с применением гипноза. Поведение человека изменяется в присутствии других людей, часто систематически и предсказуемо (Cialdini, 1985; Sherman, 1988).
ГИПНОЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Каждый вид психотерапии состоит в воздействии на человека у которого есть проблемы, с тем чтобы он смог почувствовать себя лучше. Клиент, ищущий помощи у терапевта, не может не отреагировать на попытку войти в контакт, а компетентность хорошего терапевта проявляется в том, что он вызывает желаемую терапевтическую реакцию.
Гипноз это инструмент, а не терапия. Основной пользой применения гипноза в психотерапии является его способность черпать из многих резервов бессознательного. Чувства, ценности, поведение, воспоминания и понимание, весь опыт, который формирует выбор клиента, субъективен и поэтому неизменен. Формальная индукция и применение внушений, непосредственно связанных с проблемой, это наиболее поверхностное и наименее утонченное использование гипноза. Такой способ применяют для лечения симптомов, его практикуют гипнотерапевты практически всех специальностей и даже многие психотерапевты. Несмотря на поверхностный характер он может быть успешным в большом проценте случаев.
Более сложное и требующее больших способностей использование гипноза, включает опыт применения техник, направленных на решение более глубоких конфликтов (одновременно устраняя и симптомы, в противном случае не может идти речь о настоящем успехе) Такой тип гипноза связан с интеракционным подходом и многоуровневым воздействием на человека, а не только поверхностным.
Эластичность гипноза, как психотерапевтического инструмента позволяет терапевту пользоваться им поверхностно или глубоко, в зависимости от того, что он признает подходящим для лечения конкретного нарушения. Гипнотические техники постоянно напоминают нам, что опыт это субъективная вещь
Каждый вид психотерапии состоит в воздействии на человека у которого есть проблемы, с тем чтобы он смог почувствовать себя лучше. Клиент, ищущий помощи у терапевта, не может не отреагировать на попытку войти в контакт, а компетентность хорошего терапевта проявляется в том, что он вызывает желаемую терапевтическую реакцию.
Гипноз это инструмент, а не терапия. Основной пользой применения гипноза в психотерапии является его способность черпать из многих резервов бессознательного. Чувства, ценности, поведение, воспоминания и понимание, весь опыт, который формирует выбор клиента, субъективен и поэтому неизменен. Формальная индукция и применение внушений, непосредственно связанных с проблемой, это наиболее поверхностное и наименее утонченное использование гипноза. Такой способ применяют для лечения симптомов, его практикуют гипнотерапевты практически всех специальностей и даже многие психотерапевты. Несмотря на поверхностный характер он может быть успешным в большом проценте случаев.
Более сложное и требующее больших способностей использование гипноза, включает опыт применения техник, направленных на решение более глубоких конфликтов (одновременно устраняя и симптомы, в противном случае не может идти речь о настоящем успехе) Такой тип гипноза связан с интеракционным подходом и многоуровневым воздействием на человека, а не только поверхностным.
Эластичность гипноза, как психотерапевтического инструмента позволяет терапевту пользоваться им поверхностно или глубоко, в зависимости от того, что он признает подходящим для лечения конкретного нарушения. Гипнотические техники постоянно напоминают нам, что опыт это субъективная вещь
ГИПНОЗ И СПОРТ
Занятия спортом требуют значительного физического самоконтроля и значительной психической концентрации, гипноз в состоянии увеличить эффективность одного и второго.
Укрепляя концентрацию и способность контролировать организм, гипноз может помочь лучше справиться с напряжением или сомнением в собственных силах, неотделимыми элементами спортивного соперничества. Более того, формирование самогипнозом пози-тивных позиций и лучшее познание себя самого могут помочь спортсмену быстрее приобрести желаемую форму. Нервному стрессу часто сопутствуют мысли о поражении, которые очень легко могут обратиться в реальную неудачу. Создание позитивных представлений, с помощью гипноза и самогипноза может полностью исключить такую опасность. Гипноз не даст спортсмену талант, однако укрепит уже имеющиеся способности, давая возможность их максимально использовать. Многие спортсмены очень высоко ценят гипноз (Liggett, Hamada, 1993; Masters, 1992; Morgan, 1993; Ward, 1992).
Занятия спортом требуют значительного физического самоконтроля и значительной психической концентрации, гипноз в состоянии увеличить эффективность одного и второго.
Укрепляя концентрацию и способность контролировать организм, гипноз может помочь лучше справиться с напряжением или сомнением в собственных силах, неотделимыми элементами спортивного соперничества. Более того, формирование самогипнозом пози-тивных позиций и лучшее познание себя самого могут помочь спортсмену быстрее приобрести желаемую форму. Нервному стрессу часто сопутствуют мысли о поражении, которые очень легко могут обратиться в реальную неудачу. Создание позитивных представлений, с помощью гипноза и самогипноза может полностью исключить такую опасность. Гипноз не даст спортсмену талант, однако укрепит уже имеющиеся способности, давая возможность их максимально использовать. Многие спортсмены очень высоко ценят гипноз (Liggett, Hamada, 1993; Masters, 1992; Morgan, 1993; Ward, 1992).
ГИПНОЗ И БИЗНЕС
В бизнесе формальный гипноз, или использование формальных техник гипнотической индукции, применяется реже нежели использование неформальных форм внушения. Утверждение о том, что гипноз это коммуникация, производящая влияние, является главной идеей этой книги. В бизнесе применение принципов успешной коммуникации может создать или разрушить фирму.
Человек бизнеса, способный представить свою концепцию ясно и гибко, имеет большие шансы на успех в любой области. Ситуации, в которых мы имеем дело с взаимным воздействием, такие как презентация плана маркетинга, подготовка стратегии того, как поступить с проблемным сотрудником или шефом, удачная деловая встреча, оценка производительности, выяснение того чего мы хотим получить от работы, создание лучшей атмосферы, а также успешные действия во многих других отраслях мира бизнеса, касаются интерперсональных воздействий, и поэтому им неизбежно сопутствуют проблемы, связанные с коммуникацией и способами влияния. Дело не в том, коммуницирует ли человек и оказывает ли он влияние, поскольку этого нельзя избежать, а в том воздействуют ли существующие паттерны коммуникации на заинтересованные стороны нужным образом (AJman, Lambrou, 1992; Korn, Pratt, Lambrou, 1987).
В бизнесе формальный гипноз, или использование формальных техник гипнотической индукции, применяется реже нежели использование неформальных форм внушения. Утверждение о том, что гипноз это коммуникация, производящая влияние, является главной идеей этой книги. В бизнесе применение принципов успешной коммуникации может создать или разрушить фирму.
Человек бизнеса, способный представить свою концепцию ясно и гибко, имеет большие шансы на успех в любой области. Ситуации, в которых мы имеем дело с взаимным воздействием, такие как презентация плана маркетинга, подготовка стратегии того, как поступить с проблемным сотрудником или шефом, удачная деловая встреча, оценка производительности, выяснение того чего мы хотим получить от работы, создание лучшей атмосферы, а также успешные действия во многих других отраслях мира бизнеса, касаются интерперсональных воздействий, и поэтому им неизбежно сопутствуют проблемы, связанные с коммуникацией и способами влияния. Дело не в том, коммуницирует ли человек и оказывает ли он влияние, поскольку этого нельзя избежать, а в том воздействуют ли существующие паттерны коммуникации на заинтересованные стороны нужным образом (AJman, Lambrou, 1992; Korn, Pratt, Lambrou, 1987).
ГИПНОЗ И ОБУЧЕНИЕ
Обучение — умение весьма сложное, для него необходимо иметь способность обрабатывать информацию на многих уровнях. Учеба это когнитивный опыт, состоящий в том чтобы понять каким образом пробудить интерес учащихся и приковать их внимание (это так важное умение необходимо и при гипнотической индукции), как представить информацию таким образом, чтобы дать возможность дальнейшего ее использования (способность необходимая для достижения пользы от гипнотического состояния), а также как заставить учеников добывать знания самостоятельно, не теряя мотивации в продолжении учения, несмотря на отсутствие учителя (навык необходимый для закрепления результатов терапии). Несмотря на то, касается ли обучение дошкольников или выпускников института, для его успешности требуется объединения всех этих элементов, в значительной степени напоминающих соот-ветствующие гипнотические процедуры.
Гипнозом пользуются многие творческие учителя, занимающиеся обучением на различных уровнях. Они заставляют учеников расслабляться и пользуются техниками воображения. Значительное число студентов развивает свою способность познавания при помощи упражнений самогипноза, приобретая благодаря им способность контролировать свое беспокойство и улучшая концентрацию внимания. Как формальный, так и неформальный гипноз в состоянии помочь в учебе (Stanton, 1993; Wolf, 1986).
Обучение — умение весьма сложное, для него необходимо иметь способность обрабатывать информацию на многих уровнях. Учеба это когнитивный опыт, состоящий в том чтобы понять каким образом пробудить интерес учащихся и приковать их внимание (это так важное умение необходимо и при гипнотической индукции), как представить информацию таким образом, чтобы дать возможность дальнейшего ее использования (способность необходимая для достижения пользы от гипнотического состояния), а также как заставить учеников добывать знания самостоятельно, не теряя мотивации в продолжении учения, несмотря на отсутствие учителя (навык необходимый для закрепления результатов терапии). Несмотря на то, касается ли обучение дошкольников или выпускников института, для его успешности требуется объединения всех этих элементов, в значительной степени напоминающих соот-ветствующие гипнотические процедуры.
Гипнозом пользуются многие творческие учителя, занимающиеся обучением на различных уровнях. Они заставляют учеников расслабляться и пользуются техниками воображения. Значительное число студентов развивает свою способность познавания при помощи упражнений самогипноза, приобретая благодаря им способность контролировать свое беспокойство и улучшая концентрацию внимания. Как формальный, так и неформальный гипноз в состоянии помочь в учебе (Stanton, 1993; Wolf, 1986).
ГИПНОЗ И СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА
Когда создавалась данная книга, применение судами признаний, полученных под гипнозом было сильно ограничено (Scheflin, Shapiro, 1989). Эксперты не согласны относительно прав-дивости признаний полученных таким путем из-за общеизвестной склонности к искажению воспоминаний и мнений, возникающей в состоянии гипноза. Некоторые специалисты утверждают, что полученная таким образом информация полезна и правдоподобна как и любая другая а гипноз не деформирует запомненных образов. Другие, в свою очередь, настаивают на том, что гипноз способен влиять на память и загипнотизированный свидетель способен без труда лгать. Существует также вероятность дополнения, отсутствующих деталей при помощи фантазий или информации, содержащейся в наводящих вопросах, задаваемых прослушивающим (Sheehan, McConkey, 1993; Yapko, 1994). Этот вопрос я детально рассматриваю в одной из дальнейших глав.
Когда создавалась данная книга, применение судами признаний, полученных под гипнозом было сильно ограничено (Scheflin, Shapiro, 1989). Эксперты не согласны относительно прав-дивости признаний полученных таким путем из-за общеизвестной склонности к искажению воспоминаний и мнений, возникающей в состоянии гипноза. Некоторые специалисты утверждают, что полученная таким образом информация полезна и правдоподобна как и любая другая а гипноз не деформирует запомненных образов. Другие, в свою очередь, настаивают на том, что гипноз способен влиять на память и загипнотизированный свидетель способен без труда лгать. Существует также вероятность дополнения, отсутствующих деталей при помощи фантазий или информации, содержащейся в наводящих вопросах, задаваемых прослушивающим (Sheehan, McConkey, 1993; Yapko, 1994). Этот вопрос я детально рассматриваю в одной из дальнейших глав.
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ
Зависимость тела от сознания, доказанная в случаях медицинского применения гипноза, используется также в стоматологическом контексте.
Помогая клиенту уменьшить беспокойство, связанное со стоматологическим лечением с помощью нескольких, соответствующим образом подобранных фраз, можно получить отличные результаты. Более того, один позитивный стоматологический опыт можно успешно использовать как прототип для будущих встреч. Клиент, правда не будет с нетерпением ожидать следующего визита к дантисту, но не будет и бояться этого (Finkelstein, 1984, 1991; Hammond, 1990).
Другим использованием гипноза в стоматологии является применение техник контролирования боли. Гипнотические методы проведения анальгезии или анестезии, позволяют клиенту уменьшить дискомфорт до уровня на котором его легче контролировать. Многие люди в состоянии полностью освободить себя от неприятных ощущений.
Третье использование связано с возможностью регулировать кровоток с помощью гипноза. Многие люди способны, поддаваясь внушению уменьшить выделение крови во время операции. В результате переживание становиться для клиента менее травматичным а дантист ясно видит то что делает (Banks, 1985).
Еще один способ применения гипноза в стоматологическом лечении связан с его влиянием на процесс выздоровления. Использование гипнотических техник, включающих в себя лечащие представление, может как сократить время реабилитации так и поднять комфорт при возвращении к здоровью (Rossi, Cheek, 1988).
Зависимость тела от сознания, доказанная в случаях медицинского применения гипноза, используется также в стоматологическом контексте.
Помогая клиенту уменьшить беспокойство, связанное со стоматологическим лечением с помощью нескольких, соответствующим образом подобранных фраз, можно получить отличные результаты. Более того, один позитивный стоматологический опыт можно успешно использовать как прототип для будущих встреч. Клиент, правда не будет с нетерпением ожидать следующего визита к дантисту, но не будет и бояться этого (Finkelstein, 1984, 1991; Hammond, 1990).
Другим использованием гипноза в стоматологии является применение техник контролирования боли. Гипнотические методы проведения анальгезии или анестезии, позволяют клиенту уменьшить дискомфорт до уровня на котором его легче контролировать. Многие люди в состоянии полностью освободить себя от неприятных ощущений.
Третье использование связано с возможностью регулировать кровоток с помощью гипноза. Многие люди способны, поддаваясь внушению уменьшить выделение крови во время операции. В результате переживание становиться для клиента менее травматичным а дантист ясно видит то что делает (Banks, 1985).
Еще один способ применения гипноза в стоматологическом лечении связан с его влиянием на процесс выздоровления. Использование гипнотических техник, включающих в себя лечащие представление, может как сократить время реабилитации так и поднять комфорт при возвращении к здоровью (Rossi, Cheek, 1988).