УКРЕПЛЯЮЩИЕ (УГЛУБЛЯЮЩИЕ) ТЕХНИКИ
Углубляющие техники традиционно использовались для укрепления состояния гипноза, после применения формальной индукции.
Спускаться по лестнице (съезжать в лифте)
В этом методе клиенту рекомендуется вообразить (то есть увидеть, услышать, ощутить), что он находится на вершине специальной лестнице или в специальном лифте. По мере того как он спокойно сходит по одной ступеньке вниз, или съезжает в лифте, он будет углубляться в гипноз (Smith, Wester, 1984).
Сложение
В главе об основных образцах коммуникации я описал связывание внушений, также называемое вербальным сложением, то есть объединение внушений, согласно формуле: "По мере того, как вы выполняете действие X, вы можете выполнять действие Y" (например, когда вы это читаете, вы можете начать понимать суть "сложения"). Вербальное сложение служит углублению гипнотического состояния, посредством вызова новых реакций, при постоянном использовании ранних реакций.
Физическое сложение состоит в связывании вербальных внушений с физическим опытом. Как углубляющая техника она может принять форму подачи внушений углубления в гипноз, од-новременно ощущая определенные чувства, укрепляющие внушения (например: "По мере того как ваша рука медленно опускается, вы глубже погружаетесь в гипноз").
Закрыть внутреннее око
С этой техникой связано внушение о существовании "внутреннего ока" как части сознания, которая остается активной, думает и создает образы, по мере проведения индукции. Внушение закрыть "внутреннее око", подобно внушению о "тяжести век" из техники фиксации взгляда, позволяет клиенту отстранить случайные мысли и образы, ощутить более глубокое гипнотическое состояние.
Эта техника поможет успешно бороться с внутренним диалогом, без устали идущим внутри каждого из нас, что облегчит опыт гипноза.
Молчание
Правильное применение молчания бывает очень практичной техникой углубления. Вслед за индукцией можно применить внушение, о том чтобы клиент помолчал немного, наслаждаясь расслаблением, одновременно углубляя гипнотический опыт.
Постгипнотические внушения и реиндукция
Эта углубляющая техника также называется "рефракционированием". Она состоит в подаче клиенту, уже находящемуся в гипнозе, постгипнотических внушений, о том, что когда в следующий раз к нему будет применена индукция, он поддастся ей быстрее и полнее. В течении одной и той же сессии, терапевт пару раз вводит клиента в гипноз и выводит из него (Gilligan, 1987; Werner, 1984). Это отличный метод для людей, по различным причинам не способных хорошо сконцентрироваться (например из-за нарушений концентрации, боли, депрессии).
Углубляющие техники традиционно использовались для укрепления состояния гипноза, после применения формальной индукции.
Спускаться по лестнице (съезжать в лифте)
В этом методе клиенту рекомендуется вообразить (то есть увидеть, услышать, ощутить), что он находится на вершине специальной лестнице или в специальном лифте. По мере того как он спокойно сходит по одной ступеньке вниз, или съезжает в лифте, он будет углубляться в гипноз (Smith, Wester, 1984).
Сложение
В главе об основных образцах коммуникации я описал связывание внушений, также называемое вербальным сложением, то есть объединение внушений, согласно формуле: "По мере того, как вы выполняете действие X, вы можете выполнять действие Y" (например, когда вы это читаете, вы можете начать понимать суть "сложения"). Вербальное сложение служит углублению гипнотического состояния, посредством вызова новых реакций, при постоянном использовании ранних реакций.
Физическое сложение состоит в связывании вербальных внушений с физическим опытом. Как углубляющая техника она может принять форму подачи внушений углубления в гипноз, од-новременно ощущая определенные чувства, укрепляющие внушения (например: "По мере того как ваша рука медленно опускается, вы глубже погружаетесь в гипноз").
Закрыть внутреннее око
С этой техникой связано внушение о существовании "внутреннего ока" как части сознания, которая остается активной, думает и создает образы, по мере проведения индукции. Внушение закрыть "внутреннее око", подобно внушению о "тяжести век" из техники фиксации взгляда, позволяет клиенту отстранить случайные мысли и образы, ощутить более глубокое гипнотическое состояние.
Эта техника поможет успешно бороться с внутренним диалогом, без устали идущим внутри каждого из нас, что облегчит опыт гипноза.
Молчание
Правильное применение молчания бывает очень практичной техникой углубления. Вслед за индукцией можно применить внушение, о том чтобы клиент помолчал немного, наслаждаясь расслаблением, одновременно углубляя гипнотический опыт.
Постгипнотические внушения и реиндукция
Эта углубляющая техника также называется "рефракционированием". Она состоит в подаче клиенту, уже находящемуся в гипнозе, постгипнотических внушений, о том, что когда в следующий раз к нему будет применена индукция, он поддастся ей быстрее и полнее. В течении одной и той же сессии, терапевт пару раз вводит клиента в гипноз и выводит из него (Gilligan, 1987; Werner, 1984). Это отличный метод для людей, по различным причинам не способных хорошо сконцентрироваться (например из-за нарушений концентрации, боли, депрессии).
ТРАДИЦИОННЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ
Определение "традиционные" я применил для описания индукций, представленных в этой главе в двух значениях. Первое
относится к дословному пониманию выражения — такого вида техники гипнотизеры передают друг другу с древних времен, из поколения в поколение. Другие должны вызвать ассоциации с классической моделью гипноза, где процесс индукции более директивен и подвержен ритуалам. Такая модель предусматривает применение определенных ритуалов, для введения в гипноз, что является ненужным ограничением.
В каждом из традиционных способов индукции, применяются ключевые концепции и фразы, составляющие интегральную часть данной техники. Эти методы просто неоценимы при практическом применении клинического гипноза и их изучение принципиально важно. Представляя техники индукции на этом этапе, я предполагаю, что читатель понимает, что даже техники с наиболее ясной схемой, необходимо подстроить к нуждам конкретного кли-ента (Weitzenhoffte, 1989).
Определение "традиционные" я применил для описания индукций, представленных в этой главе в двух значениях. Первое
относится к дословному пониманию выражения — такого вида техники гипнотизеры передают друг другу с древних времен, из поколения в поколение. Другие должны вызвать ассоциации с классической моделью гипноза, где процесс индукции более директивен и подвержен ритуалам. Такая модель предусматривает применение определенных ритуалов, для введения в гипноз, что является ненужным ограничением.
В каждом из традиционных способов индукции, применяются ключевые концепции и фразы, составляющие интегральную часть данной техники. Эти методы просто неоценимы при практическом применении клинического гипноза и их изучение принципиально важно. Представляя техники индукции на этом этапе, я предполагаю, что читатель понимает, что даже техники с наиболее ясной схемой, необходимо подстроить к нуждам конкретного кли-ента (Weitzenhoffte, 1989).
ВВЕДЕНИЕ В ФОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА
Данная глава посвящена проблемам второй фазы гипнотической интеракции — индукции и усилению ("углублению") гипнотического состояния. Индукция решает несколько задач:
1. Дает клиенту конкретный раздражитель, позволяющий сконцентриовать внимание, играет роль моста между "состоянием нормального бодрствования" и гипнотическим состоянием (Spiegel, Spiegel, 1987).
2. Занимает сознание и таким образом его выключает, укрепляя одновременно ассоциативные способности бессознательного. Облегчение диссоциации сознания и бессознательного — главная задача индукции. Уровень полученного расщепления будет принципиальной мерой глубины опыта (Watzlavick, 1978; Zeig, 1980).
3. Позволяет создать "направленность на реакцию" — характерную модель реакции на действия терапевта (Erickson, Rossi, 1979; Hammond, 1990).
Индукция как раздражитель, вызывающий гипнотический опыт, конечно решающе влияет на качество интеракции. Способов ее проведения столько, сколько людей, применяющих гипноз, поэтому я опишу лишь несколько наиболее полезных и чаще используемых. Я разделил индукцию на две общие категории: традиционные и общеупотребительные. В этой главе представлены некоторые из традиционных индукций, а методы применения описаны в следующей.
Данная глава посвящена проблемам второй фазы гипнотической интеракции — индукции и усилению ("углублению") гипнотического состояния. Индукция решает несколько задач:
1. Дает клиенту конкретный раздражитель, позволяющий сконцентриовать внимание, играет роль моста между "состоянием нормального бодрствования" и гипнотическим состоянием (Spiegel, Spiegel, 1987).
2. Занимает сознание и таким образом его выключает, укрепляя одновременно ассоциативные способности бессознательного. Облегчение диссоциации сознания и бессознательного — главная задача индукции. Уровень полученного расщепления будет принципиальной мерой глубины опыта (Watzlavick, 1978; Zeig, 1980).
3. Позволяет создать "направленность на реакцию" — характерную модель реакции на действия терапевта (Erickson, Rossi, 1979; Hammond, 1990).
Индукция как раздражитель, вызывающий гипнотический опыт, конечно решающе влияет на качество интеракции. Способов ее проведения столько, сколько людей, применяющих гипноз, поэтому я опишу лишь несколько наиболее полезных и чаще используемых. Я разделил индукцию на две общие категории: традиционные и общеупотребительные. В этой главе представлены некоторые из традиционных индукций, а методы применения описаны в следующей.
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ
Проведение тестов суггестивности требует таких же навыков как и другие аспекты работы с гипнозом. Проблема касается синхронизации (то есть решения того на какой ступени кон-такта вводить тесты), выяснения их роли, способа каким их нужно представлять, реакции терапевта на поведение клиента и наконец завершение этого этапа и переход к следующей фазе интеракции.
Вот некоторые из наиболее часто применяемых тестов суггестивности:
Маятник Шевро
Тестируемому дают маятник, инструктируя держать цепочку между указательным и большим пальцем. Далее терапевт дает внушение, которое должно вызвать и укрепить неосознанное движение маятника. Чем выразительнее отклоняется маятник тем большей степенью внушения обладает данный человек.
Проведение тестов суггестивности требует таких же навыков как и другие аспекты работы с гипнозом. Проблема касается синхронизации (то есть решения того на какой ступени кон-такта вводить тесты), выяснения их роли, способа каким их нужно представлять, реакции терапевта на поведение клиента и наконец завершение этого этапа и переход к следующей фазе интеракции.
Вот некоторые из наиболее часто применяемых тестов суггестивности:
Маятник Шевро
Тестируемому дают маятник, инструктируя держать цепочку между указательным и большим пальцем. Далее терапевт дает внушение, которое должно вызвать и укрепить неосознанное движение маятника. Чем выразительнее отклоняется маятник тем большей степенью внушения обладает данный человек.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ
Основная задача тестов суггестивности определить ее уровень у клиентов, однако их можно применять и для других целей. Например, используя тесты для оценки реактивности на гипнотические внушения, можно получить ценную информацию о подходе, который необходимо применить в случае конкретного
клиента: должен ли он быть непосредственным или косвенным. Какую форму, позитивную или негативную, должны принять внушения? Поведение гипнотизера должно быть властным, авторитарным или же разрешающим и мягким? Динамике отношений клиента и терапевта необходимо уделить особое внимание, а тесты внушаемости могут стать полезным инструментом, позволяющим выбрать конкретный стиль для конкретного человека. Тесты суггестивности также можно использовать как подготовительный этап введения клиента в гипноз. Поскольку будущий гипнотический опыт потребует тех же процессов, лишь с боль-шей силой, тесты внушаемости могут стать для клиента чем-то вроде генеральной репетиции (Spiegel, Spiegel, 1987).
Еще одна польза, вытекающая из этих тестов это то, что я называю "вступительным действием". Если тесты суггестивности представляют как подготовку к "настоящей" терапевтической работе, то они могут создать шанс для "удивления" клиента. Пред-ставленные таким образом терапевтические внушения могут быть подвергуты клиентом менее жесткому критическому анализу (Bates, 1993).
Основная задача тестов суггестивности определить ее уровень у клиентов, однако их можно применять и для других целей. Например, используя тесты для оценки реактивности на гипнотические внушения, можно получить ценную информацию о подходе, который необходимо применить в случае конкретного
клиента: должен ли он быть непосредственным или косвенным. Какую форму, позитивную или негативную, должны принять внушения? Поведение гипнотизера должно быть властным, авторитарным или же разрешающим и мягким? Динамике отношений клиента и терапевта необходимо уделить особое внимание, а тесты внушаемости могут стать полезным инструментом, позволяющим выбрать конкретный стиль для конкретного человека. Тесты суггестивности также можно использовать как подготовительный этап введения клиента в гипноз. Поскольку будущий гипнотический опыт потребует тех же процессов, лишь с боль-шей силой, тесты внушаемости могут стать для клиента чем-то вроде генеральной репетиции (Spiegel, Spiegel, 1987).
Еще одна польза, вытекающая из этих тестов это то, что я называю "вступительным действием". Если тесты суггестивности представляют как подготовку к "настоящей" терапевтической работе, то они могут создать шанс для "удивления" клиента. Пред-ставленные таким образом терапевтические внушения могут быть подвергуты клиентом менее жесткому критическому анализу (Bates, 1993).
ТЕСТЫ НА СУГГЕСТИВНОСТЬ
Терапевты традиционного подхода к гипнозу, принимают, что лишь определенные люди, и то в различной степени, имеют предрасположенность к нему. Они признают, таким образом, тесты за способ, благодаря которому можно установить, свойственна ли человеку гипнотическая податливость и если да то в какой степени. Я сам не пользовался такими тестами, однако считаю что она существует у каждого клиента. Для гипнотизера который не разделяет этого мнения или считает себя малоопытным, чтобы спонтанно оценить признаки внушаемости, тесты могут стать полезным инструментом.
В клинических условиях тесты обычно принимают форму гипнотических мини - встреч, в течении которых клиентам дается короткий, ритуализированый набор расслабляющих внушений После следуют дальнейшие внушения, требующие конкретной реакции Если клиент отреагирует согласно внушению, это будет означать, что он "прошел" тест. Позднее могут последовать еще внушения, (все в традиционном подходе), требующие достижения состояния более глубокого гипноза, чтобы получить внушаемую реакцию. Если клиент не реагирует согласно ожиданиям, это значит, что он ь'не прошел" тест. Для информационных целей записывают характерные черты реактивности данного клиента (например, реакции сопротивления слабые), чтобы даже из неудачной попытки получить позитивные указания (Weitzenhoffer, 1989).
Терапевты традиционного подхода к гипнозу, принимают, что лишь определенные люди, и то в различной степени, имеют предрасположенность к нему. Они признают, таким образом, тесты за способ, благодаря которому можно установить, свойственна ли человеку гипнотическая податливость и если да то в какой степени. Я сам не пользовался такими тестами, однако считаю что она существует у каждого клиента. Для гипнотизера который не разделяет этого мнения или считает себя малоопытным, чтобы спонтанно оценить признаки внушаемости, тесты могут стать полезным инструментом.
В клинических условиях тесты обычно принимают форму гипнотических мини - встреч, в течении которых клиентам дается короткий, ритуализированый набор расслабляющих внушений После следуют дальнейшие внушения, требующие конкретной реакции Если клиент отреагирует согласно внушению, это будет означать, что он "прошел" тест. Позднее могут последовать еще внушения, (все в традиционном подходе), требующие достижения состояния более глубокого гипноза, чтобы получить внушаемую реакцию. Если клиент не реагирует согласно ожиданиям, это значит, что он ь'не прошел" тест. Для информационных целей записывают характерные черты реактивности данного клиента (например, реакции сопротивления слабые), чтобы даже из неудачной попытки получить позитивные указания (Weitzenhoffer, 1989).
ИТОГ
В этой главе я описал лишь основные элементы гипнотической коммуникации, поскольку обсуждение всех тонкостей, свой-
ственных представленным образцам не представляется мне возможным. Необходимо напомнить, что для каждого, из описанных принципов, существуют исключения.
В этой главе я описал лишь основные элементы гипнотической коммуникации, поскольку обсуждение всех тонкостей, свой-
ственных представленным образцам не представляется мне возможным. Необходимо напомнить, что для каждого, из описанных принципов, существуют исключения.
НЕ ВДАВАЙТЕСЬ В ПОДРОБНОСТИ
При описании структуры общих внушений, я сформулировал принцип, что чем больше деталей вы включаете в чей-то гипнотический опыт, тем более шансы того, что вы столкнетесь с отрицанием, например: "Ваша правая рука становится теплее" — внушения сформулированные таким образом легче отклонить нежели более обобщенные: "Позвольте себе почувствовать, как изменяется температура одной из ваших ладоней". В последнем предложении не говорится, какой руки касается изменения, не уточнено также имеет место потепление или охлаждение. В этой ситуации каждая реакция клиента будет доказывать его желание к сотрудничеству и станет проекцией его бессознательных ассоциаций (Grinder, Bandler, 1981; Watzlawick, 1978).
При описании структуры общих внушений, я сформулировал принцип, что чем больше деталей вы включаете в чей-то гипнотический опыт, тем более шансы того, что вы столкнетесь с отрицанием, например: "Ваша правая рука становится теплее" — внушения сформулированные таким образом легче отклонить нежели более обобщенные: "Позвольте себе почувствовать, как изменяется температура одной из ваших ладоней". В последнем предложении не говорится, какой руки касается изменения, не уточнено также имеет место потепление или охлаждение. В этой ситуации каждая реакция клиента будет доказывать его желание к сотрудничеству и станет проекцией его бессознательных ассоциаций (Grinder, Bandler, 1981; Watzlawick, 1978).
СВЯЖИТЕ ВНУШЕНИЯ
Под "связыванием внушений" я понимаю объединение желаемых реакций клиента с актуальным опытом. Принципы "пошагового ведения" (Bandler, Grinder, 1979) а также "акцептации и использования" (Erickson, Rossi, 1979) являются синонимом "связывания". Эта концепция основана на создании связи (или связывания) того что клиент делает сейчас и тем, что вы хотите, чтобы он делал. "По мере того, как вы ощущаете это, вы можете начать ощущать то". Например: чтение этих слов позволит вам думать о своей левой ноге.
Эти связи — основа гипноза, воспринимаемого скорее как слитное, а не изменяемое собрание элементов, без взаимной зависимости. Речь гипнотизера для языковеда может быть настоящим испытанием, но загипнотизированный слушает ее без напряжения, с удовольстви-ем (Hammond, 1990;O'Hanlon, 1985).
Под "связыванием внушений" я понимаю объединение желаемых реакций клиента с актуальным опытом. Принципы "пошагового ведения" (Bandler, Grinder, 1979) а также "акцептации и использования" (Erickson, Rossi, 1979) являются синонимом "связывания". Эта концепция основана на создании связи (или связывания) того что клиент делает сейчас и тем, что вы хотите, чтобы он делал. "По мере того, как вы ощущаете это, вы можете начать ощущать то". Например: чтение этих слов позволит вам думать о своей левой ноге.
Эти связи — основа гипноза, воспринимаемого скорее как слитное, а не изменяемое собрание элементов, без взаимной зависимости. Речь гипнотизера для языковеда может быть настоящим испытанием, но загипнотизированный слушает ее без напряжения, с удовольстви-ем (Hammond, 1990;O'Hanlon, 1985).
ВЕДИТЕ СЕБЯ И ГОВОРИТЕ СОГЛАСНО СВОИМ НАМЕРЕНИЯМ
Необычайно полезно в терапевтической работе владение собственным голосом и телом, их умелое использование для точной подачи внушений. Если голосом, полным напряжения, вы предложите клиенту расслабиться, то не получите желаемого эффекта; также вы потерпите поражение, когда будете пытаться ввести его в измененное состояние сознания, пользуясь при этом тоном, характерным для нормальной беседы или мягким и спокойным голосом будете приглашать к сознательному анализу (Bandler, Grinder, 1979; Gilligan, 1987).
Необычайно полезно в терапевтической работе владение собственным голосом и телом, их умелое использование для точной подачи внушений. Если голосом, полным напряжения, вы предложите клиенту расслабиться, то не получите желаемого эффекта; также вы потерпите поражение, когда будете пытаться ввести его в измененное состояние сознания, пользуясь при этом тоном, характерным для нормальной беседы или мягким и спокойным голосом будете приглашать к сознательному анализу (Bandler, Grinder, 1979; Gilligan, 1987).
ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ О СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ
Необходимо говорить о своих намерениях. Информируйте клиента о том, какое действие вы собираетесь предпринять. Благодаря этому загипнотизированный может расслабиться настолько, что перестанет регистрировать на сознательном уровне все слова и поведение терапевта, что как известно, может плохо влиять на гипнотический процесс.
Такая информация принимает форму простых утверждений, информирующих о том, что сейчас произойдет. Когда вы говорите: "Сейчас я сделаю то и то...", и далее поступаете согласно этому, то создаете в гипнотическом контакте новый уровень доверия, помогающий в будущей работе
Необходимо говорить о своих намерениях. Информируйте клиента о том, какое действие вы собираетесь предпринять. Благодаря этому загипнотизированный может расслабиться настолько, что перестанет регистрировать на сознательном уровне все слова и поведение терапевта, что как известно, может плохо влиять на гипнотический процесс.
Такая информация принимает форму простых утверждений, информирующих о том, что сейчас произойдет. Когда вы говорите: "Сейчас я сделаю то и то...", и далее поступаете согласно этому, то создаете в гипнотическом контакте новый уровень доверия, помогающий в будущей работе
ПРЕЖДЕ ЧЕМ КОСНУТЬСЯ КЛИЕНТА, СПРОСИТЕ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Я видел множество сессий, которые в одну секунду были приговорены к поражению, поскольку у терапевта возникло убеждение, что он уже достаточно хорошо вошел в контакт с клиентом, чтобы прикоснуться к нему. Многие терапевты, будучи людьми непосредственными, вообще не задумываются о том, как важно получить согласие клиента на такое доверие и на нарушение его личного пространства.
Некоторые с удовлетворением воспринимают чужое прикосновение, в то время как другие ненавидят, когда к ним прикасаются другие и такой жест воспринимают как нарушение границ личной территории. В случаях такого типа, прикосновение может сорвать уста-новление терапевтического контакта.
Кроме того, клиент в гипнотическом состоянии обычно сконцентрирован на неких личных, внутренних переживаниях, а прикосновение переносит его внимание во внешний мир, что может плохо повлиять на создание и поддержание состояния глубокого гипноза. Пользуясь прикосновением необдуманно, вы можете неосознанно действовать себе во вред!
Спросить ли клиента перед началом гипноза, или в течении сессии, вы должны решить самостоятельно. Помните, что спрашивая своего клиента согласия, прикоснуться к нему, вы демонстрируете ему уважение.
Я видел множество сессий, которые в одну секунду были приговорены к поражению, поскольку у терапевта возникло убеждение, что он уже достаточно хорошо вошел в контакт с клиентом, чтобы прикоснуться к нему. Многие терапевты, будучи людьми непосредственными, вообще не задумываются о том, как важно получить согласие клиента на такое доверие и на нарушение его личного пространства.
Некоторые с удовлетворением воспринимают чужое прикосновение, в то время как другие ненавидят, когда к ним прикасаются другие и такой жест воспринимают как нарушение границ личной территории. В случаях такого типа, прикосновение может сорвать уста-новление терапевтического контакта.
Кроме того, клиент в гипнотическом состоянии обычно сконцентрирован на неких личных, внутренних переживаниях, а прикосновение переносит его внимание во внешний мир, что может плохо повлиять на создание и поддержание состояния глубокого гипноза. Пользуясь прикосновением необдуманно, вы можете неосознанно действовать себе во вред!
Спросить ли клиента перед началом гипноза, или в течении сессии, вы должны решить самостоятельно. Помните, что спрашивая своего клиента согласия, прикоснуться к нему, вы демонстрируете ему уважение.