Первый, глобальный принцип - единство психологии. Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого.
Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.
Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии.
Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.
Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии.
В последнее время происходит кристаллизация двух наиболее важных потоков в психологии — методологии и понимания предмета самой психологии.
Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно останавливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной соединить все уровни и аспекты функционирования психического
На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознательное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристаллизация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разума» или, если употребить более точное и современное понятие, — сознания.
Общеизвестны основания, по которым построена современная научная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размышлениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.
В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно останавливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной соединить все уровни и аспекты функционирования психического
На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознательное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристаллизация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разума» или, если употребить более точное и современное понятие, — сознания.
Общеизвестны основания, по которым построена современная научная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размышлениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.
В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Заканчивая описание пространства измененных состояний сознания, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина — Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психоделиков, дыхание, медитация.
Рис. 3 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при применении психоделиков
Особенности вхождения в ИСС во многом определяются способами, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю картографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Человечеством накоплен богатый, великолепный арсенал способов вхождения в измененные состояния сознания — как естественных, базирующихся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусственных, с использованием различных веществ (17, 39, 41, 59, 89, 124).
Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкнулись, анализируя истоки применения расширенных состояний сознания, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).
Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкнулись, анализируя истоки применения расширенных состояний сознания, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).
Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания
Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации.
Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.
Рис 1 Континуум уровней измененности сознания
Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации.
Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.
Рис 1 Континуум уровней измененности сознания
Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.
К Вейцзеккер
Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.
В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхарма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта (7,8, 39).
Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделических, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профессионалов — синонимичными для определения тех психических состояний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтересными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристической точки зрения.
К Вейцзеккер
Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.
В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхарма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта (7,8, 39).
Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделических, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профессионалов — синонимичными для определения тех психических состояний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтересными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристической точки зрения.
Истинно, истинно говорю вам:
если пшеничное зерно, пав на землю,
не умрет, то останется одно:
а если умрет, то принесет много плода.
От Иоанна, 12:24
Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим маленькую деревянную матрешку с алым букетом на груди.
Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные звуки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем телом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.
если пшеничное зерно, пав на землю,
не умрет, то останется одно:
а если умрет, то принесет много плода.
От Иоанна, 12:24
Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим маленькую деревянную матрешку с алым букетом на груди.
Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные звуки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем телом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.
Как хорошо известно, habent sua fata libelli. Римский грамматик Те-ренциан Мавр (I —II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, утверждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, этот труд найдет своего читателя.
На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить — в те времена на русском языке не существовало тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.
На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить — в те времена на русском языке не существовало тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.
Наука » Психология » Гипноз » Атака на мозг
Хуже Несправедливости только Справедливость без карающего меча. Когда Добро бессильно, оно – Зло.
Оскар Уайльд
Передо мной лежит законченная рукопись. Какие мысли еще остались невысказанными… Наверное, стоит отметить, что работа над данной книгой, несмотря на очень и очень серьезную проблематику, прошла довольно спокойно. Мне на этот раз никто не звонил, не угрожал зловещий голос по телефону, тем более в меня не стреляли. У меня сложилось такое впечатление, что я впервые попал в вакуум. И не видя обычной реакции, я задумался. А может быть, я не прав и все время шел по ложному следу, упуская что‑то действительно важное? Но как спросить у тишины? Какие будут ответы?
Всего этого я не знал и, вполне возможно, отказался бы публиковать книгу, но трезвый голос разума, к которому я всегда прислушиваюсь, вновь и вновь приводил неопровержимые доказательства присутствия в нашем мире психотронного оружия. Конечно, я, как всякий здравомыслящий человек, начиная данное расследование, не мог даже предположить, чем все закончится.
Оскар Уайльд
Передо мной лежит законченная рукопись. Какие мысли еще остались невысказанными… Наверное, стоит отметить, что работа над данной книгой, несмотря на очень и очень серьезную проблематику, прошла довольно спокойно. Мне на этот раз никто не звонил, не угрожал зловещий голос по телефону, тем более в меня не стреляли. У меня сложилось такое впечатление, что я впервые попал в вакуум. И не видя обычной реакции, я задумался. А может быть, я не прав и все время шел по ложному следу, упуская что‑то действительно важное? Но как спросить у тишины? Какие будут ответы?
Всего этого я не знал и, вполне возможно, отказался бы публиковать книгу, но трезвый голос разума, к которому я всегда прислушиваюсь, вновь и вновь приводил неопровержимые доказательства присутствия в нашем мире психотронного оружия. Конечно, я, как всякий здравомыслящий человек, начиная данное расследование, не мог даже предположить, чем все закончится.
Наука » Психология » Гипноз » Атака на мозг
Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Джордано Бруно
Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.
Стругацкие
Поездка в Колумбию стала последним пазлом в мозаике, которую я собирал уже довольно продолжительное время. Как всегда, оказался прав мой разум, циничный и прожженный: я правильно делал, что не доверял никому особо ценную информацию. Только благодаря этому мне удалось выяснить очень важную вещь. Действительно, психотроника и геномное оружие, по отдельности в чем‑то несовершенные орудия, ввиду своей массовости поражения вместе представляют самый опасный альянс из ранее существующих. Они дополняют друг друга. И, надо сказать, у геномно‑психотронного оружия большое будущее, особенно если разработчикам никто не попытается помешать и санкционировать их деятельность.
Джордано Бруно
Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.
Стругацкие
Поездка в Колумбию стала последним пазлом в мозаике, которую я собирал уже довольно продолжительное время. Как всегда, оказался прав мой разум, циничный и прожженный: я правильно делал, что не доверял никому особо ценную информацию. Только благодаря этому мне удалось выяснить очень важную вещь. Действительно, психотроника и геномное оружие, по отдельности в чем‑то несовершенные орудия, ввиду своей массовости поражения вместе представляют самый опасный альянс из ранее существующих. Они дополняют друг друга. И, надо сказать, у геномно‑психотронного оружия большое будущее, особенно если разработчикам никто не попытается помешать и санкционировать их деятельность.
Наука » Психология » Гипноз » Атака на мозг
Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Эмерсон
Это одутловатое лицо я узнал сразу, едва только завидел торчащие в разные стороны кудряшки. К нам приближался собственной персоной доктор Свен, этакий злой коротышка из мультсериала, хотя был он скорее среднего роста, но какой‑то весь квадратный, напоминал тумбочку. Мультяшную тумбочку, однако кто так думал, ошибался.
Свен Кроули, тот самый доктор Свен, чье имя не раз и не два всплывало в прессе в связи с различными злоупотреблениями на ниве психиатрии. В последний раз, когда мы с ним встречались, против Кроули выдвинули иск сразу несколько человек, за то что Свен ввел их в гипнотический транс, после которого у людей в головах начал царить полный кавардак.
В частности, один фермер, милейший и добрейший человек, после обработки Кроули вдруг ни с того ни с сего рассердился на жену и сына, в результате расстрелял их из охотничьего карабина, выпустив в каждого по две‑три обоймы.
Эмерсон
Это одутловатое лицо я узнал сразу, едва только завидел торчащие в разные стороны кудряшки. К нам приближался собственной персоной доктор Свен, этакий злой коротышка из мультсериала, хотя был он скорее среднего роста, но какой‑то весь квадратный, напоминал тумбочку. Мультяшную тумбочку, однако кто так думал, ошибался.
Свен Кроули, тот самый доктор Свен, чье имя не раз и не два всплывало в прессе в связи с различными злоупотреблениями на ниве психиатрии. В последний раз, когда мы с ним встречались, против Кроули выдвинули иск сразу несколько человек, за то что Свен ввел их в гипнотический транс, после которого у людей в головах начал царить полный кавардак.
В частности, один фермер, милейший и добрейший человек, после обработки Кроули вдруг ни с того ни с сего рассердился на жену и сына, в результате расстрелял их из охотничьего карабина, выпустив в каждого по две‑три обоймы.
Наука » Психология » Гипноз » Атака на мозг
Все сложное менее совершенно, чем простое.
Плотин
Бывают дни, когда человек вселяет в меня ужас.
Сартр
Если быть честным, то мне вряд ли было нужно пускаться в какую‑либо авантюру или мчаться в неизвестность. В деньгах я пока не нуждался; конечно, миллионами на моих счетах не пахло, но на ближайший год, а то и два, привычной жизни их вполне хватало, так как единственное, на что я тратился, – это на еду, сигареты и кофе. Все остальное меня вполне устраивало.
Расследование благополучно замерло на месте, несмотря на то, что я ежедневно просматривал большой объем информации для нахождения примера применения психотронного оружия совместно с геномным, но ничего не находил. После нескольких недель страха на съемной квартире я вернулся домой, каждый миг ожидая либо горячей посылки, либо приступа безотчетного страха. Но шли дни, ничего не происходило, я мало‑помалу успокоился, полная картина происшедшего уже сложилась у меня в голове. Как обычно, наше самое демократичное правительство финансировало исследования психотронного воздействия на людей и животных. Сначала исследования носили индивидуальный характер, то есть применялись только к определенному человеку, но в 1997 году был впервые сделан прорыв в данной области науки, когда на японских школьниках всему миру продемонстрировали мощь подобных воздействий. Такому обстоятельству способствовало развитие и генного оружия. Дальнейшие исследования уже стали носить массовый характер, то есть испытывали новейшие психотронные генераторы на морских животных, у которых также присутствует альфа‑ритм головного мозга. Это электромагнитное излучение, названное «шумановскими резонансами», роднит нас именно с млекопитающими дельфинами, а не с обезьянами.
Плотин
Бывают дни, когда человек вселяет в меня ужас.
Сартр
Если быть честным, то мне вряд ли было нужно пускаться в какую‑либо авантюру или мчаться в неизвестность. В деньгах я пока не нуждался; конечно, миллионами на моих счетах не пахло, но на ближайший год, а то и два, привычной жизни их вполне хватало, так как единственное, на что я тратился, – это на еду, сигареты и кофе. Все остальное меня вполне устраивало.
Расследование благополучно замерло на месте, несмотря на то, что я ежедневно просматривал большой объем информации для нахождения примера применения психотронного оружия совместно с геномным, но ничего не находил. После нескольких недель страха на съемной квартире я вернулся домой, каждый миг ожидая либо горячей посылки, либо приступа безотчетного страха. Но шли дни, ничего не происходило, я мало‑помалу успокоился, полная картина происшедшего уже сложилась у меня в голове. Как обычно, наше самое демократичное правительство финансировало исследования психотронного воздействия на людей и животных. Сначала исследования носили индивидуальный характер, то есть применялись только к определенному человеку, но в 1997 году был впервые сделан прорыв в данной области науки, когда на японских школьниках всему миру продемонстрировали мощь подобных воздействий. Такому обстоятельству способствовало развитие и генного оружия. Дальнейшие исследования уже стали носить массовый характер, то есть испытывали новейшие психотронные генераторы на морских животных, у которых также присутствует альфа‑ритм головного мозга. Это электромагнитное излучение, названное «шумановскими резонансами», роднит нас именно с млекопитающими дельфинами, а не с обезьянами.