Есть мир, в котором вы обладаете абсолютной властью. Там правите вы и только вы. И даже если там заправляет кто-то еще, то это только с вашего разрешения. Даже если вы об этом никогда не догадывались. Мы создаем свой собственный реальный мир! Он реален только для нас, и только мы делаем в нем погоду. Только мы отвечаем за то, что там творится.
Этот мир – наш Внутренний Мир. И любые события внешнего мира – это лишь повод для изменений нашей душевной погоды. Как мы им воспользуемся – это уже наш выбор.
– Алло! Это ты, любимый?
– Я! А кто говорит?
Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает. Вы получили сообщение. Теперь именно от вас зависит, как на него отреагировать. Каким смыслом его наполнить. Кто сказал, что ваши ответы заранее предопределены? Всегда есть возможность перевернуть все так, как удобно вам.
Этот мир – наш Внутренний Мир. И любые события внешнего мира – это лишь повод для изменений нашей душевной погоды. Как мы им воспользуемся – это уже наш выбор.
– Алло! Это ты, любимый?
– Я! А кто говорит?
Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает. Вы получили сообщение. Теперь именно от вас зависит, как на него отреагировать. Каким смыслом его наполнить. Кто сказал, что ваши ответы заранее предопределены? Всегда есть возможность перевернуть все так, как удобно вам.
Толерантность – терпимость, способность уважать инакомыслие, начинать общение с позиции поиска точек соприкосновения, объединяющих мотивов и целей; своим поведением, мимикой и аргументацией показывать искреннее уважение и к самому собеседнику, и к его позиции, точке зрения.
Помните, мы обсуждали, что порядка пяти шестых восприятия информации передается формой и только одна шестая – содержанием сообщения? Настало время поговорить именно о том, что вы говорите. О способе формирования содержания. Об оформлении речи.
Правда, совсем чуть-чуть – только в контексте подстройки и ведения.
Чебурашка подходит к крокодилу Гене:
– Гена! Верни мне мои пять рублей!
– Пять рублей? Какие еще четыре рубля? А, та самая трешка? Ну хорошо, сейчас найду твои два рубля… Держи свой рубль.
Словарь риторики
Помните, мы обсуждали, что порядка пяти шестых восприятия информации передается формой и только одна шестая – содержанием сообщения? Настало время поговорить именно о том, что вы говорите. О способе формирования содержания. Об оформлении речи.
Правда, совсем чуть-чуть – только в контексте подстройки и ведения.
Чебурашка подходит к крокодилу Гене:
– Гена! Верни мне мои пять рублей!
– Пять рублей? Какие еще четыре рубля? А, та самая трешка? Ну хорошо, сейчас найду твои два рубля… Держи свой рубль.
Сейчас, когда мы уже изучили множество тонкостей и граней раппорта, разобрали по косточкам процесс его построения и поддержания, учли многообразие его влияния на нашу жизнь и научились отстраиваться, начинается самое интересное. Подстройка и ведение – это гораздо более общий принцип, нежели просто построение доверия и достижение согласия с другим человеком.
Это намного больше.
Однажды чукча взял с собой на охоту русского. Идут, видят – берлога. Чукча бросил туда камень. Из берлоги вылез разъяренный медведь и бросился на охотников. Чукча бросился наутек, за ним русский, замыкающий – медведь.
Бегут, бегут, тут русский сообразил, что у него на плече висит карабин. Он на бегу сорвал оружие, развернулся и убил медведя наповал. Чукча подходит и говорит: "Однако, русский охотник – плохой охотник. Зачем сейчас убивал медведя? Надо было сначала до дома добежать, а теперь кто тащить его будет?"
Применяя подстройку и ведение, можно достигнуть куда более значительных результатов, чем благодаря одному только состоянию раппорта. Повести другого можно практически куда угодно, важно только сохранять подстройку. Можно, например, буквально механически отвести человека туда, куда нужно вам. Идем, беседуем – зубы друг другу заговариваем, а ноги сами несут, куда глаза глядят. Точнее, куда вы поведете…
Это намного больше.
Однажды чукча взял с собой на охоту русского. Идут, видят – берлога. Чукча бросил туда камень. Из берлоги вылез разъяренный медведь и бросился на охотников. Чукча бросился наутек, за ним русский, замыкающий – медведь.
Бегут, бегут, тут русский сообразил, что у него на плече висит карабин. Он на бегу сорвал оружие, развернулся и убил медведя наповал. Чукча подходит и говорит: "Однако, русский охотник – плохой охотник. Зачем сейчас убивал медведя? Надо было сначала до дома добежать, а теперь кто тащить его будет?"
Применяя подстройку и ведение, можно достигнуть куда более значительных результатов, чем благодаря одному только состоянию раппорта. Повести другого можно практически куда угодно, важно только сохранять подстройку. Можно, например, буквально механически отвести человека туда, куда нужно вам. Идем, беседуем – зубы друг другу заговариваем, а ноги сами несут, куда глаза глядят. Точнее, куда вы поведете…
Разрыв – использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерывания или окончания совещания или разговора.
Приехал Чукча в Москву. Едет в такси по городу. Вдруг наперерез – старушка. Водитель – вправо, и старушка вправо, водитель – влево и старушка влево. Еле-еле разминулись. Едут дальше. Чукча говорит: "Русский охотник – плохой охотник. Если бы Чукча дверцу не открыл – ушла бы старуха!"
Раппорт – вещь совершенно замечательная. Удобная и практичная. Легкая в использовании и универсальная по своей природе. Его достаточно просто построить и совсем не сложно поддерживать, но… Всегда ли то, что делать легко, делать стоит? Всегда ли он уместен? Уверены ли вы, что подстраиваться надо ко ВСЕМ людям, с которыми вам приходится иметь дело?
Для меня, это скорее вопрос наличия выбора. Можно подстраиваться, можно отстраиваться, можно подстроиться на минуту, а потом – опять отстроиться. По обстоятельствам. В соответствии с поставленной целью. А еще – это действительно взвешивание преимуществ и недостатков, которыми обладает состояние раппорта. И чтобы вы примерно представляли себе какие неожиданные эффекты он может дать, мы рассмотрим несколько частных примеров.
Словарь НЛП
Приехал Чукча в Москву. Едет в такси по городу. Вдруг наперерез – старушка. Водитель – вправо, и старушка вправо, водитель – влево и старушка влево. Еле-еле разминулись. Едут дальше. Чукча говорит: "Русский охотник – плохой охотник. Если бы Чукча дверцу не открыл – ушла бы старуха!"
Раппорт – вещь совершенно замечательная. Удобная и практичная. Легкая в использовании и универсальная по своей природе. Его достаточно просто построить и совсем не сложно поддерживать, но… Всегда ли то, что делать легко, делать стоит? Всегда ли он уместен? Уверены ли вы, что подстраиваться надо ко ВСЕМ людям, с которыми вам приходится иметь дело?
Для меня, это скорее вопрос наличия выбора. Можно подстраиваться, можно отстраиваться, можно подстроиться на минуту, а потом – опять отстроиться. По обстоятельствам. В соответствии с поставленной целью. А еще – это действительно взвешивание преимуществ и недостатков, которыми обладает состояние раппорта. И чтобы вы примерно представляли себе какие неожиданные эффекты он может дать, мы рассмотрим несколько частных примеров.
Когда только начинаешь задумываться о применении раппорта в собственной жизни, просто дух захватывает. А когда применяешь – начинаешь привыкать к чудесам. И перестаешь им удивляться. Точнее удивляешься: "А как же иначе?"
Чужая радость уже давно перестала быть для тебя чужой. Ты легко можешь "подзарядиться" счастьем близкого, который решил поделиться с тобой своей удачей. Помогая другим, ты неизменно получаешь самую непосредственную отдачу – в тебе самом происходит перемена к лучшему. Тебе легко понять радость другого, ведь подстраиваясь напрямую, ты непосредственно испытываешь те же переживания, что и он. Ты прекрасно создаешь иллюзию сострадания, даже когда на душе у тебя легко и спокойно.
Тебе привычно хорошо ладить с людьми и слегка удивляет, как это они умудряются ссориться по нескольку раз на дню. Ты разговариваешь с суровым начальником и не понимаешь, почему это люди не могут нормально общаться с этим милым человеком. Как он может на кого-то вообще орать? И как это некоторые умудряются до хрипоты отстаивать тот факт, что вчера было 17 градусов тепла, а не 15? Ведь это же не важно!
Впрочем, понять все это тоже легко. И ты это неоднократно делал. Действительно: "Что это за чушь, округлять СЕМНАДЦАТЬ градусов до пятнадцати. Это же целых ДВА градуса. Они бы еще приравняли 36,6° к 37,2° – это же грипп!" И легко соглашался с любой из предложенных точек зрения.
Чужая радость уже давно перестала быть для тебя чужой. Ты легко можешь "подзарядиться" счастьем близкого, который решил поделиться с тобой своей удачей. Помогая другим, ты неизменно получаешь самую непосредственную отдачу – в тебе самом происходит перемена к лучшему. Тебе легко понять радость другого, ведь подстраиваясь напрямую, ты непосредственно испытываешь те же переживания, что и он. Ты прекрасно создаешь иллюзию сострадания, даже когда на душе у тебя легко и спокойно.
Тебе привычно хорошо ладить с людьми и слегка удивляет, как это они умудряются ссориться по нескольку раз на дню. Ты разговариваешь с суровым начальником и не понимаешь, почему это люди не могут нормально общаться с этим милым человеком. Как он может на кого-то вообще орать? И как это некоторые умудряются до хрипоты отстаивать тот факт, что вчера было 17 градусов тепла, а не 15? Ведь это же не важно!
Впрочем, понять все это тоже легко. И ты это неоднократно делал. Действительно: "Что это за чушь, округлять СЕМНАДЦАТЬ градусов до пятнадцати. Это же целых ДВА градуса. Они бы еще приравняли 36,6° к 37,2° – это же грипп!" И легко соглашался с любой из предложенных точек зрения.
Тема использования раппорта настолько же безгранична, насколько и неоднозначна. Здесь есть огромные возможности и неисчерпаемые варианты. Здесь есть место для приятных неожиданностей и чудесных открытий. И в то же время, практически нет стопроцентных рецептов. Работающих всегда и со всеми. Как механические игрушки. Раппорт действительно можно испытывать и испытывать. И порою эффекты, которые он дает, удивляют самого подстраивающегося.
Звонит женщина в магазин "Ткани":
– У вас веселенькие расцветки есть?
– Приезжай, обхохочешься…
С подстройки уместно завязывать знакомство с новым человеком. Начиная общаться с присоединения, мы можем значительно ускорить построение доверительных и легких отношений. Сознательно, он еще о вас ничего не знает, а бессознательно – чувствует, что сойтись с вами ему будет очень легко. Вы уже настроены на одну волну, уже на толику ближе друг к другу. Может быть, вы еще не обменялись и парой слов, но несловесно вы уже давно подстроены. И уже понимаете друг друга.
Звонит женщина в магазин "Ткани":
– У вас веселенькие расцветки есть?
– Приезжай, обхохочешься…
С подстройки уместно завязывать знакомство с новым человеком. Начиная общаться с присоединения, мы можем значительно ускорить построение доверительных и легких отношений. Сознательно, он еще о вас ничего не знает, а бессознательно – чувствует, что сойтись с вами ему будет очень легко. Вы уже настроены на одну волну, уже на толику ближе друг к другу. Может быть, вы еще не обменялись и парой слов, но несловесно вы уже давно подстроены. И уже понимаете друг друга.
При общении большая часть сообщения передается несловесным образом – с помощью мимики, жестов, позы, интонаций и т.п. Таким образом, большее влияние на исход коммуникации оказывает форма сообщения, а не его содержание.
Раппорт – это процесс построения и поддержания отношения взаимного доверия, гармонии и взаимопонимания между двумя и более людьми. Его можно рассматривать, как состояние наиболее эффективного взаимодействия в системе живых организмов.
Раппорт начинается с подстройки – заимствования (отражения и повторения) характерных деталей поведения другого человека. Ее так же иногда называют присоединением и отзеркаливанием.
К несловесным формам присоединения можно отнести подстройку по позе, по жестам, по мимике, по дыханию, по ритмам, по скорости речи, ее громкости, высоте и особенностям интонации.
При буквальном отражении поведения другого человека – прямой подстройке – происходит передача состояния этого человека подстраивающемуся. При этом, люди настроены на поиск общего в своих моделях мира, на согласие с точкой зрения другого человека.
Раппорт – это процесс построения и поддержания отношения взаимного доверия, гармонии и взаимопонимания между двумя и более людьми. Его можно рассматривать, как состояние наиболее эффективного взаимодействия в системе живых организмов.
Раппорт начинается с подстройки – заимствования (отражения и повторения) характерных деталей поведения другого человека. Ее так же иногда называют присоединением и отзеркаливанием.
К несловесным формам присоединения можно отнести подстройку по позе, по жестам, по мимике, по дыханию, по ритмам, по скорости речи, ее громкости, высоте и особенностям интонации.
При буквальном отражении поведения другого человека – прямой подстройке – происходит передача состояния этого человека подстраивающемуся. При этом, люди настроены на поиск общего в своих моделях мира, на согласие с точкой зрения другого человека.
Научиться устанавливать несловесный контакт с другим человеком примерно так же интересно и полезно, как учиться читать и писать.
Конечно, и без того, и без этого можно прожить. Люди долгие века спокойно обходились без грамоты. Грамотность была достоянием элиты, и ее это вполне устраивало. Только сравнительно недавно (в масштабах мировой истории) грамоте начало обучаться большинство цивилизованного населения. И прогресс стал расти несравнимо быстрее. Это действительно напоминает взрыв. Взрывное развитие новых областей знаний.
А базисные знания закладываются постепенно. Капля за каплей. В каждого нового ученика. Сначала ему приходится пользоваться прописями. Надо научиться рисовать палочки и кружочки. Первоклассник пыхтит, старательно вырисовывая все новые и новые значки. Раз за разом получается все лучше и лучше. И скоро нам доверяют писать самые настоящие буквы.
А вот уже и новое задание – оказывается, буквы надо правильно сочетать, чтобы одна плавно переходила в другую. Две буквы, связанные вместе, уже могут родить целый слог. Из которых мы будем составлять слова. Из слов – предложения, из предложений – диктанты и изложения. Пока не научимся создавать собственные сочинения.
Конечно, и без того, и без этого можно прожить. Люди долгие века спокойно обходились без грамоты. Грамотность была достоянием элиты, и ее это вполне устраивало. Только сравнительно недавно (в масштабах мировой истории) грамоте начало обучаться большинство цивилизованного населения. И прогресс стал расти несравнимо быстрее. Это действительно напоминает взрыв. Взрывное развитие новых областей знаний.
А базисные знания закладываются постепенно. Капля за каплей. В каждого нового ученика. Сначала ему приходится пользоваться прописями. Надо научиться рисовать палочки и кружочки. Первоклассник пыхтит, старательно вырисовывая все новые и новые значки. Раз за разом получается все лучше и лучше. И скоро нам доверяют писать самые настоящие буквы.
А вот уже и новое задание – оказывается, буквы надо правильно сочетать, чтобы одна плавно переходила в другую. Две буквы, связанные вместе, уже могут родить целый слог. Из которых мы будем составлять слова. Из слов – предложения, из предложений – диктанты и изложения. Пока не научимся создавать собственные сочинения.
Мы начали с прямой подстройки – когда некоторая часть вашего поведения буквально отражает действия другого человека. Ведение здесь тоже чаще всего получается буквальным: вы откинулись назад – он откинулся. Вы подняли руку – он поднял. Правда, не реже получаются и менее предсказуемые ответы. В этом вы убедитесь, как только начнете активно применять подстройку и ведение в собственной жизни.
Небольшую ясность в этом вопросе может внести понятие перекрестной подстройки и ведения. Перекрестная подстройка позволяет создавать раппорт, не перенимая состояния собеседника. Оставаться в своем – очень удобном и комфортном – состоянии. Или абсолютно дискомфортном – это уж кому как нравится. И при этом все-таки подстраиваться.
Сидит в яме человек. Орет – просит о помощи. Сам он оттуда выбраться не может, как это делается – не представляет. Вы шли мимо, услышали или увидели. Решили помочь.
Дальше у вас, как минимум, два варианта действий. Первый – это залезть в ту же яму и попытаться выбраться уже вместе. С двойным грузом. Вариант второй – кинуть ему веревку и вытягивать, стоя на твердой почве.
Небольшую ясность в этом вопросе может внести понятие перекрестной подстройки и ведения. Перекрестная подстройка позволяет создавать раппорт, не перенимая состояния собеседника. Оставаться в своем – очень удобном и комфортном – состоянии. Или абсолютно дискомфортном – это уж кому как нравится. И при этом все-таки подстраиваться.
Сидит в яме человек. Орет – просит о помощи. Сам он оттуда выбраться не может, как это делается – не представляет. Вы шли мимо, услышали или увидели. Решили помочь.
Дальше у вас, как минимум, два варианта действий. Первый – это залезть в ту же яму и попытаться выбраться уже вместе. С двойным грузом. Вариант второй – кинуть ему веревку и вытягивать, стоя на твердой почве.
Подстраиваться мы уже умеем. Раппорт построить можем. Что же происходит потом, когда раппорт построен? Что дальше? А дальше начинается самое интересное! Бессознательно стремясь сохранить достигнутое состояние единения, ваш собеседник начинает подстраиваться под вас. Раппорт начинает жить собственной жизнью.
Проведя некоторое время в одинаковых позах, вы, скорее всего, обнаружите, что изменение вашей позы приводит к соответствующему изменению позы другого. Если у вас уже есть подстройка на уровне жестов, то не исключено, что ваши собственные жесты будут влиять на движения собеседника. Когда дыхание согласовано – здесь тоже может проявиться взаимное влияние. И любое влияние может быть как прямым и непосредственным, так и косвенным и отсроченным. Все это называется ведение.
Ведение зачастую используется как критерий достижения полноценного раппорта. С него и начинается действительно серьезная работа. Подстроился – попробовал повести. Получилось? Значит, раппорт установлен – можно начинать работу.
Проведя некоторое время в одинаковых позах, вы, скорее всего, обнаружите, что изменение вашей позы приводит к соответствующему изменению позы другого. Если у вас уже есть подстройка на уровне жестов, то не исключено, что ваши собственные жесты будут влиять на движения собеседника. Когда дыхание согласовано – здесь тоже может проявиться взаимное влияние. И любое влияние может быть как прямым и непосредственным, так и косвенным и отсроченным. Все это называется ведение.
Ведение зачастую используется как критерий достижения полноценного раппорта. С него и начинается действительно серьезная работа. Подстроился – попробовал повести. Получилось? Значит, раппорт установлен – можно начинать работу.
Итак, раппорт начинается с совпадения. С подстройки, присоединения, отражения. С того момента, когда вы настроили себя на собеседника, подстроили свои действия под его. С чего же обычно начинают изучать подстройку? Как и мы – с позы.
Подстройка по позе – это один из самых простых и верных способов. Здесь даже не требуется особо изощренной внимательности и наблюдательности. Свою позу в карман не спрячешь – она всегда на виду. Это даже близоруким под силу. Причем возможности для творчества здесь определяются только вашей собственной фантазией.
Можно подстраиваться "как в зеркале": ваша правая рука зеркалит его левую, левая – правую и т.п. Можно подстраиваться буквально: правое правому, левое – левому. Если угодно – ноги отражают зеркально, руки – буквально. При желании, степень подстройки легко регулируется. Присоединитесь, например, только к наклону туловища и к положению ног – это тоже вариант построения раппорта.
Не забудьте про возможность подстраиваться по жестам. Вряд ли ваш визави в течение всего разговора будет неподвижен, словно истукан. Он же не собирается сидеть, сложа руки на коленях. Напротив – он будет двигаться, жестикулировать, выделять жестами свои главные мысли, ставить акценты. Ну, чем не повод для присоединения? Вы будете гораздо гармоничнее смотреться, если будете жестикулировать в одинаковой степени.
Подстройка по позе – это один из самых простых и верных способов. Здесь даже не требуется особо изощренной внимательности и наблюдательности. Свою позу в карман не спрячешь – она всегда на виду. Это даже близоруким под силу. Причем возможности для творчества здесь определяются только вашей собственной фантазией.
Можно подстраиваться "как в зеркале": ваша правая рука зеркалит его левую, левая – правую и т.п. Можно подстраиваться буквально: правое правому, левое – левому. Если угодно – ноги отражают зеркально, руки – буквально. При желании, степень подстройки легко регулируется. Присоединитесь, например, только к наклону туловища и к положению ног – это тоже вариант построения раппорта.
Не забудьте про возможность подстраиваться по жестам. Вряд ли ваш визави в течение всего разговора будет неподвижен, словно истукан. Он же не собирается сидеть, сложа руки на коленях. Напротив – он будет двигаться, жестикулировать, выделять жестами свои главные мысли, ставить акценты. Ну, чем не повод для присоединения? Вы будете гораздо гармоничнее смотреться, если будете жестикулировать в одинаковой степени.
Почему работает раппорт, точного и абсолютно правильного объяснения я вам дать не смогу. Точнее, какие-то идеи по этому поводу у меня есть, но это не более чем модель. Карта. А карта – это не территория. Вот как построить и поддержать эффективное общение, как это сделать действительно изящно и эффективно, как воспользоваться – этого сколько угодно. А "Почему?" – это какой-то "неНЛПерский" вопрос.
Поэтому теории действительно немного.
– Поручик, вы ведро водки выпьете?
– Ведро не выпью. Но отхлебну порядочно!
Начнем со школьного и давно знакомого. Резонанс. Этим эффектом все пользовались еще в детстве. Помните качели? Их может раскачать и ребенок, и взрослый. Почти вне зависимости от физических данных. Достаточно просто подталкивать их периодически. В нужную сторону и в определенные моменты времени. Просто согласовывая свои действия с ритмом движения качелей.
Поэтому теории действительно немного.
– Поручик, вы ведро водки выпьете?
– Ведро не выпью. Но отхлебну порядочно!
Начнем со школьного и давно знакомого. Резонанс. Этим эффектом все пользовались еще в детстве. Помните качели? Их может раскачать и ребенок, и взрослый. Почти вне зависимости от физических данных. Достаточно просто подталкивать их периодически. В нужную сторону и в определенные моменты времени. Просто согласовывая свои действия с ритмом движения качелей.