Горе – сильнейшая эмоциональная боль из всех, что мы когда-либо испытывали. Оно может поразить внезапно и с убийственной силой. Оно сжимает нас в своих тисках и давит на протяжении многих месяцев, даже лет. И в довершение всего медицинские исследования показывают, что оно может разрушить нашу иммунную систему, оставляя нас уязвимыми перед множеством физических заболеваний от артрита до рака.
Но несмотря на все беды, которые приносит нам горе, такие специалисты, как доктор медицины Элизабет Кюблер-Росс – женщина, которая заставила нас принять смерть и умирание как должное, – продолжают заверять нас, что это эмоция естественная и даже полезная для здоровья.
«Горе – это процесс исцеления от боли или утраты, – говорит доктор философии Дональд Тьюбсинг, психолог, священник и автор книги «Воспротивьтесь вашим стрессовым привычкам». – [Этот процесс] так же естествен и предсказуем, как образование струпа на порезе и последующий зуд, который сигнализирует о заживлении».
Но несмотря на все беды, которые приносит нам горе, такие специалисты, как доктор медицины Элизабет Кюблер-Росс – женщина, которая заставила нас принять смерть и умирание как должное, – продолжают заверять нас, что это эмоция естественная и даже полезная для здоровья.
«Горе – это процесс исцеления от боли или утраты, – говорит доктор философии Дональд Тьюбсинг, психолог, священник и автор книги «Воспротивьтесь вашим стрессовым привычкам». – [Этот процесс] так же естествен и предсказуем, как образование струпа на порезе и последующий зуд, который сигнализирует о заживлении».
1. Отдайте себе отчет в том, что чувствуете гнев. Это может показаться достаточно простым делом, но слишком часто именно это является самым большим препятствием, с которым мы сталкиваемся. «Мы можем отрицать наличие гнева, потому что чувствуем свою вину за него или боимся его», – утверждает д-р Лео Мэдоу. В результате это чувство направляется внутрь себя и постепенно отравляет организм.
2. Определите, что заставляет вас сердиться. Задайте себе очень важный вопрос: это достаточно серьезная причина? Если то, что вывело вас из себя, – это небольшая неприятность (как и большинство поводов для раздражения) – выбросьте ее из головы. Если не можете забыть, тогда, вероятно, источник вашего гнева находится за пределами этого инцидента. Разыщите лежащую в основе причину вашей враждебности. Выведите ваши чувства на поверхность и займитесь именно ими.
3. Предоставьте «виновному» право сомнения в пользу ответной стороны. Вместо того чтобы распалять свой гнев, прокручивая в голове мысли наподобие: «Кем он себя считает, чтобы так со мной обходиться!» – предположите, что, возможно, у этого типа был плохой день. Придумайте разумное оправдание этому поведению – нечто такое, что вы можете понять и простить.
2. Определите, что заставляет вас сердиться. Задайте себе очень важный вопрос: это достаточно серьезная причина? Если то, что вывело вас из себя, – это небольшая неприятность (как и большинство поводов для раздражения) – выбросьте ее из головы. Если не можете забыть, тогда, вероятно, источник вашего гнева находится за пределами этого инцидента. Разыщите лежащую в основе причину вашей враждебности. Выведите ваши чувства на поверхность и займитесь именно ими.
3. Предоставьте «виновному» право сомнения в пользу ответной стороны. Вместо того чтобы распалять свой гнев, прокручивая в голове мысли наподобие: «Кем он себя считает, чтобы так со мной обходиться!» – предположите, что, возможно, у этого типа был плохой день. Придумайте разумное оправдание этому поведению – нечто такое, что вы можете понять и простить.
Понимание, почему определенное действие вызывает определенные чувства, а также, что, может быть, даже более важно, почему именно это действие вообще было, помогает рассеять гнев на самом глубоком уровне.
Д-р Кэрол Тэврис рассказвает об интересном исследовании, проведенном среди детей-третьеклассников, которых знакомили с одним из трех методов работы с личной фрустрацией, вызванной поступками другого ребенка. Некоторым было позволено высказать свои чувства, другим дали поиграть с игрушечными пистолетами и этим способом выразить свою злость, третьим были представлены разумные объяснения поступка, вызвавшего их гнев.
Какой метод доставил наибольшее эмоциональное облегчение?
Д-р Кэрол Тэврис рассказвает об интересном исследовании, проведенном среди детей-третьеклассников, которых знакомили с одним из трех методов работы с личной фрустрацией, вызванной поступками другого ребенка. Некоторым было позволено высказать свои чувства, другим дали поиграть с игрушечными пистолетами и этим способом выразить свою злость, третьим были представлены разумные объяснения поступка, вызвавшего их гнев.
Какой метод доставил наибольшее эмоциональное облегчение?
Однако д-р Брукс, так же как и д-ра Тэврис и Харбург, не считает нервные срывы достойным противоядием против подавленного гнева.
По ее словам, другое исследование, в котором внимание было сосредоточено на английских женщинах, подвергавшихся биопсии груди, «показывает, что женщины, которые сердились крайне редко, и женщины, которые проявляли высокую агрессивность, были более склонны к развитию злокачественных опухолей, чем женщины, которые проявляли гнев в приемлемом выражении».
Собственное исследование д-ра Брукс это подтверждает. Она недавно провела опрос 1100 женщин, у которых не было рака груди, и сравнила результаты с результатами 15 женщин, имеющих доброкачественные опухоли, и 15 женщин со злокачественными опухолями.
«Значительно большая часть из числа пациенток как с доброкачественными, так и со злокачественными опухолями утверждали, что они часто злились в течение последнего года, чем из числа тех 1100 респонденток, которые не страдали заболеванием, – говорит д-р Брукс. – Женщины, имеющие злокачественные опухоли, в большем числе чувствовали гнев чаще, чем женщины с доброкачественными образованиями. И среди женщин с доброкачественными опухолями процент часто впадавших в гнев в предыдущем году тоже был выше, чем у женщин с нормальным состоянием здоровья».
По ее словам, другое исследование, в котором внимание было сосредоточено на английских женщинах, подвергавшихся биопсии груди, «показывает, что женщины, которые сердились крайне редко, и женщины, которые проявляли высокую агрессивность, были более склонны к развитию злокачественных опухолей, чем женщины, которые проявляли гнев в приемлемом выражении».
Собственное исследование д-ра Брукс это подтверждает. Она недавно провела опрос 1100 женщин, у которых не было рака груди, и сравнила результаты с результатами 15 женщин, имеющих доброкачественные опухоли, и 15 женщин со злокачественными опухолями.
«Значительно большая часть из числа пациенток как с доброкачественными, так и со злокачественными опухолями утверждали, что они часто злились в течение последнего года, чем из числа тех 1100 респонденток, которые не страдали заболеванием, – говорит д-р Брукс. – Женщины, имеющие злокачественные опухоли, в большем числе чувствовали гнев чаще, чем женщины с доброкачественными образованиями. И среди женщин с доброкачественными опухолями процент часто впадавших в гнев в предыдущем году тоже был выше, чем у женщин с нормальным состоянием здоровья».
Д-р Тэврис одобряет эту стратегию. «Психологическое обоснование взрыва эмоций как клапана для сброса гнева, подвергнутое тщательной экспериментальной проверке, теряет свое правдоподобие, – говорит она. – Выражение гнева заставляет вас злиться еще больше, закрепляет установку на гнев и упрочивает привычку к враждебности. Если вы спокойно относитесь к мимолетным раздражающим факторам и отвлекаете себя приятной деятельностью, пока ваша ярость не остынет, есть вероятность, что вы почувствуете себя лучше, причем скорее, чем если бы вы позволили себе ввязаться в перепалку».
Конечно, иногда бывает просто необходимо высказаться напрямик – даже д-р Тэврис признает это, хотя она советует приберечь подобные словоизвержения для ситуаций, связанных с социальной несправедливостью.
«Отругать кого-то, кто, по вашему мнению, плохо обращается с вами, – это особенное удовольствие, – считает она. – Публикация истинной истории про то, как вы пострадали от действий важных персон, заставляет вас чувствовать, что справедливость восстановлена».
Конечно, иногда бывает просто необходимо высказаться напрямик – даже д-р Тэврис признает это, хотя она советует приберечь подобные словоизвержения для ситуаций, связанных с социальной несправедливостью.
«Отругать кого-то, кто, по вашему мнению, плохо обращается с вами, – это особенное удовольствие, – считает она. – Публикация истинной истории про то, как вы пострадали от действий важных персон, заставляет вас чувствовать, что справедливость восстановлена».
Кричать иль не кричать – вот в чем вопрос.
Как лучше избавиться от гневных чувств – взорвавшись и отведя душу или сдерживая себя и втайне скрипя зубами? На эту тему ведутся бурные споры даже в психологических кругах, и спорная книга доктора философии Кэрол Тэврис «Гнев: недооцененная эмоция» их еще больше подогрела.
Д-р Тэврис оспаривает распространенное убеждение, что подавленный гнев опасен для здоровья. Гнев, ударивший в голову, говорит она, может быть гораздо более вредоносен, чем старание сохранить невозмутимость. К примеру, люди, подвергающиеся высокому риску сердечных заболеваний – так называемые Круглые Отличники, – обычно чрезмерно выражают свой гнев.
В поддержку этой теории д-р Тэврис ссылается на масштабный исследовательский проект – исследование «Западной объединенной группы», в котором в течение нескольких лет отслеживалась жизнь 3154 мужчинка– лифорнийцев в возрасте от 39 до 59 лет, чтобы собрать информацию о том, какое поведение чаще приводит к сердечным приступам.
Как лучше избавиться от гневных чувств – взорвавшись и отведя душу или сдерживая себя и втайне скрипя зубами? На эту тему ведутся бурные споры даже в психологических кругах, и спорная книга доктора философии Кэрол Тэврис «Гнев: недооцененная эмоция» их еще больше подогрела.
Д-р Тэврис оспаривает распространенное убеждение, что подавленный гнев опасен для здоровья. Гнев, ударивший в голову, говорит она, может быть гораздо более вредоносен, чем старание сохранить невозмутимость. К примеру, люди, подвергающиеся высокому риску сердечных заболеваний – так называемые Круглые Отличники, – обычно чрезмерно выражают свой гнев.
В поддержку этой теории д-р Тэврис ссылается на масштабный исследовательский проект – исследование «Западной объединенной группы», в котором в течение нескольких лет отслеживалась жизнь 3154 мужчинка– лифорнийцев в возрасте от 39 до 59 лет, чтобы собрать информацию о том, какое поведение чаще приводит к сердечным приступам.
Стонать можно регулярно, в установленное время, и это бывает чрезвычайно эффективно. К примеру, у контролера на предприятии к концу рабочего дня обычно накапливается множество причин для раздражения. Приходя домой, он часто срывает свое раздражение на жене, детях и домашних животных. Д-р Савари предложил ему постонать по пути с работы домой. «Закройте окна вашего автомобиля, – посоветовал он, – и никто не услышит ваших стонов. Выстоните ваш дневной избыток напряжения». И этот человек обнаружил, что в те дни, когда он стонет по дороге домой – поездка занимала у него полчаса, и ему вовсе не нужно было стонать всю дорогу, – он въезжает в свой гараж в гораздо более расслабленном состоянии, чем обычно, и не нуждается в том, чтобы изливать свое раздражение на жену и детей. Поэтому он решил сделать стоны постоянной частью своих ежедневных поездок домой после рабочего дня.
Стоны – это весьма ценный инструмент для сбрасывания давления, накопившегося на работе и в человеческих отношениях, если у людей нет других возможностей или нет выбора. Например, начальники, администраторы, менеджеры, медицинские сестры, учителя и родители зачастую не могут избежать ситуаций, которые ежедневно, почти ежечасно порождают напряжение, конфликты и фрустрации. Стоны не уничтожают источник напряжения – ничто не в состоянии это сделать, пока человек сохраняет данную работу или данные взаимоотношения, – но они могут помочь справиться с избытком нагрузки, когда ее накапливается слишком много.
Стоны – это весьма ценный инструмент для сбрасывания давления, накопившегося на работе и в человеческих отношениях, если у людей нет других возможностей или нет выбора. Например, начальники, администраторы, менеджеры, медицинские сестры, учителя и родители зачастую не могут избежать ситуаций, которые ежедневно, почти ежечасно порождают напряжение, конфликты и фрустрации. Стоны не уничтожают источник напряжения – ничто не в состоянии это сделать, пока человек сохраняет данную работу или данные взаимоотношения, – но они могут помочь справиться с избытком нагрузки, когда ее накапливается слишком много.
«Я пояснил, что предлагаю им лечь навзничь на пол, застеленный ковром, и начать издавать глубокие стоны всем телом. Затем я показал пример такого стона. Наблюдая и слыша, как я стону, они представили, как сами делают то же самое, и поэтому в смущении стали смеяться.
Немного набравшись храбрости, каждая участница выбрала себе местечко на полу. Когда я попросил их начать стонать, я услышал вместо этого хихиканье и смешки: это было признаком смущения, разумеется, но также и признаком напряжения. Я дал им пересмеяться, чтоб напряжение покинуло их организм. После нескольких минут хихиканья каждая устроилась поудобнее и начала стонать, а фоном к этому играла джазовая музыка».
После пятнадцати минут громких стонов д-р Савари попросил участниц описать, как они теперь себя чувствуют. Вот несколько их комментариев: «Я почувствовала, что расслабилась впервые за всю неделю». «Напряжение ушло». «Больше нет этой давящей головной боли». «Мое тело по ощущениям мягкое и расслабленное, изнутри и снаружи». «Меня этот семинар привел в совершенно необычайное возбуждение». «Может, и правда, это лучший способ избавиться от стресса и нагрузок».
Немного набравшись храбрости, каждая участница выбрала себе местечко на полу. Когда я попросил их начать стонать, я услышал вместо этого хихиканье и смешки: это было признаком смущения, разумеется, но также и признаком напряжения. Я дал им пересмеяться, чтоб напряжение покинуло их организм. После нескольких минут хихиканья каждая устроилась поудобнее и начала стонать, а фоном к этому играла джазовая музыка».
После пятнадцати минут громких стонов д-р Савари попросил участниц описать, как они теперь себя чувствуют. Вот несколько их комментариев: «Я почувствовала, что расслабилась впервые за всю неделю». «Напряжение ушло». «Больше нет этой давящей головной боли». «Мое тело по ощущениям мягкое и расслабленное, изнутри и снаружи». «Меня этот семинар привел в совершенно необычайное возбуждение». «Может, и правда, это лучший способ избавиться от стресса и нагрузок».
Если уж вы взялись учиться плакать, возможно, вам понадобится и научиться как следует стонать. Как считает доктор философии Луис Савари, с незапамятных времен люди начинали стонать инстинктивно, чтобы облегчить физическую и душевную боль.
К примеру, пациенты в больницах, выходя из анестезии после хирургической операции, непроизвольно начинают стонать. Точно так же люди, испытывающие сильную боль, могут стонать, чтобы хоть немного облегчить свои страдания. К сожалению, говорит д-р Савари, который на семинарах по управлению стрессом учит участников стонать, доктора и медицинские сестры обычно не одобряют это полезное для здоровья обыкновение, рассматривая его как негативное и беспокоящее действие.
«Однажды на семинаре, в котором принимало участие много медицинских сестер, я говорил про терапевтические свойства стона. Я объяснял, что, несмотря на укоренившееся в нашей культуре неодобрительное отношение к стонам, которые могут слышать другие люди, это полезный для здоровья процесс. Некоторые участницы выказывали признаки недоверия, так что я решил на практике показать им, что такое стон».
К примеру, пациенты в больницах, выходя из анестезии после хирургической операции, непроизвольно начинают стонать. Точно так же люди, испытывающие сильную боль, могут стонать, чтобы хоть немного облегчить свои страдания. К сожалению, говорит д-р Савари, который на семинарах по управлению стрессом учит участников стонать, доктора и медицинские сестры обычно не одобряют это полезное для здоровья обыкновение, рассматривая его как негативное и беспокоящее действие.
«Однажды на семинаре, в котором принимало участие много медицинских сестер, я говорил про терапевтические свойства стона. Я объяснял, что, несмотря на укоренившееся в нашей культуре неодобрительное отношение к стонам, которые могут слышать другие люди, это полезный для здоровья процесс. Некоторые участницы выказывали признаки недоверия, так что я решил на практике показать им, что такое стон».
А что же делать тому, кому трудно плакать?
«Человеку следует осознать, что ему необходимо заплакать, – говорит д-р Плутчик, – и он должен чувствовать, что может свободно говорить об этом желании плакать. Да, плачьте, если вы того хотите, но и говорите о том чувстве потери, которое заставляет вас плакать».
Д-р Флэч тоже считает, что людям нужно плакать, не стесняясь. «Не плакать – означает отказаться от одного из важнейших способов высвобождения эмоций и общения, – говорит он. – Парадоксально, но люди, впавшие в депрессию, часто не способны плакать. Депрессия случается, когда вы неадекватно реагируете на собственные чувства, утраты и горе. И то, что в первую очередь происходит с людьми, страдающими депрессией, когда они начинают выбираться из нее, – это то, что они плачут, они начинают переживать и выражать вовне те чувства, что сопутствуют их горю».
Психолог Гей Гаэр Люс, доктор философии, убеждена, что люди, которых социум приучил сдерживать слезы, нуждаются в восстановлении своей способности плакать.
«Человеку следует осознать, что ему необходимо заплакать, – говорит д-р Плутчик, – и он должен чувствовать, что может свободно говорить об этом желании плакать. Да, плачьте, если вы того хотите, но и говорите о том чувстве потери, которое заставляет вас плакать».
Д-р Флэч тоже считает, что людям нужно плакать, не стесняясь. «Не плакать – означает отказаться от одного из важнейших способов высвобождения эмоций и общения, – говорит он. – Парадоксально, но люди, впавшие в депрессию, часто не способны плакать. Депрессия случается, когда вы неадекватно реагируете на собственные чувства, утраты и горе. И то, что в первую очередь происходит с людьми, страдающими депрессией, когда они начинают выбираться из нее, – это то, что они плачут, они начинают переживать и выражать вовне те чувства, что сопутствуют их горю».
Психолог Гей Гаэр Люс, доктор философии, убеждена, что люди, которых социум приучил сдерживать слезы, нуждаются в восстановлении своей способности плакать.
Доктор философии Роберт Плутчик, психолог-исследователь, профессор психиатрии и психологии в медицинском колледже Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке и автор книги «Эмоция: психоэволюционный синтез», соглашается с д-ром Флэчем – плач есть средство коммуникации.
«Плач – это целенаправленный призыв о помощи или индикатор того, что требуется помощь, – считает он. – Это нечто вроде сигнала, который информирует окружающих людей, в особенности тех, кто состоит в близких отношениях с плачущим, что тому необходима помощь».
По мнению д-ра Плутчика, те, кто просит о помощи слезами, обычно бывают услышаны.
«Плач эффективен, хотя, разумеется, не одинаково эффективен в каждом случае, – говорит он. – Точно так же, как когда кого-то грабят, некоторые не обращают на это внимания, а другие пытаются что-то сделать, так и когда кто-то плачет, одни будут помогать, а другие нет. Но стремление отозваться на сигнал, подаваемый другим человеком о своей боли или утрате, – это то, что есть у всех нас».
«Плач – это целенаправленный призыв о помощи или индикатор того, что требуется помощь, – считает он. – Это нечто вроде сигнала, который информирует окружающих людей, в особенности тех, кто состоит в близких отношениях с плачущим, что тому необходима помощь».
По мнению д-ра Плутчика, те, кто просит о помощи слезами, обычно бывают услышаны.
«Плач эффективен, хотя, разумеется, не одинаково эффективен в каждом случае, – говорит он. – Точно так же, как когда кого-то грабят, некоторые не обращают на это внимания, а другие пытаются что-то сделать, так и когда кто-то плачет, одни будут помогать, а другие нет. Но стремление отозваться на сигнал, подаваемый другим человеком о своей боли или утрате, – это то, что есть у всех нас».
Многие психиатры и психологи – даже не имея никаких биохимических подтверждений – тоже считают, что плакать полезно.
«Плач разряжает напряжение – накопленные чувства, связанные с той проблемой, которая и вызвала слезы», – говорит доктор медицины Фредерик Флэч, адъюнкт-профессор клинической психиатрии в медицинском колледже Корнеллского университета Нью-Йорка и автор книги «Выбор» (Бэнтам).
«Стресс вызывает нарушение равновесия в организме, а плач восстанавливает равновесие, – утверждает д-р Флэч. – Он избавляет центральную нервную систему от напряжения. Если мы не плачем, напряжение никуда не девается».
Д-р Флэч также считает, что плач – это форма коммуникации.
«Если супружеская пара ссорится и, к примеру, жена начинает плакать, ссора, как правило, утрачивает большую часть своего агрессивного накала. Это потому, что жена сообщает своему мужу, что ей больно: ее плач – это не акт подчинения или унижения, но демонстрация ее страдания. И если ее мужу не свойственна чрезмерная жестокость, он откликнется, попытавшись смягчить это страдание».
«Плач разряжает напряжение – накопленные чувства, связанные с той проблемой, которая и вызвала слезы», – говорит доктор медицины Фредерик Флэч, адъюнкт-профессор клинической психиатрии в медицинском колледже Корнеллского университета Нью-Йорка и автор книги «Выбор» (Бэнтам).
«Стресс вызывает нарушение равновесия в организме, а плач восстанавливает равновесие, – утверждает д-р Флэч. – Он избавляет центральную нервную систему от напряжения. Если мы не плачем, напряжение никуда не девается».
Д-р Флэч также считает, что плач – это форма коммуникации.
«Если супружеская пара ссорится и, к примеру, жена начинает плакать, ссора, как правило, утрачивает большую часть своего агрессивного накала. Это потому, что жена сообщает своему мужу, что ей больно: ее плач – это не акт подчинения или унижения, но демонстрация ее страдания. И если ее мужу не свойственна чрезмерная жестокость, он откликнется, попытавшись смягчить это страдание».