ВПФ - высшие психические функции
НПФ - низшие психические функции.
1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:
- материальная(внешняя);
- духовная (внутренняя);
Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S )
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму.(Н., Sкв.= а*в)
2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает(Н., овладевает системой знаков - речь).
3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
НПФ - низшие психические функции.
1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:
- материальная(внешняя);
- духовная (внутренняя);
Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S )
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму.(Н., Sкв.= а*в)
2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает(Н., овладевает системой знаков - речь).
3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности: учение, общение, игровая, трудовая, музыкальная, спортивная, рисование и тд.
Следовательно, он активно познает мир, усложняется его мир с другими людьми и все это окрашено эмоциями.
таким образом, эмоциональная сфера тесно связана с познавательной сферой.
Направление развития эмоциональной сферы:
- общий фон настроения (общение со взрослыми, внимание, поощрение..)
- формируются высшие чувства:
1. моральные (любовь, долг, ревность, привязанность..)
2. интеллектуальные (любознательность, удивление)
3. эстетическое (понимание любви к прекрасному, к природе, к музыке…)
4. творческие - праксические (аппликация, рисование…)
Следовательно, он активно познает мир, усложняется его мир с другими людьми и все это окрашено эмоциями.
таким образом, эмоциональная сфера тесно связана с познавательной сферой.
Направление развития эмоциональной сферы:
- общий фон настроения (общение со взрослыми, внимание, поощрение..)
- формируются высшие чувства:
1. моральные (любовь, долг, ревность, привязанность..)
2. интеллектуальные (любознательность, удивление)
3. эстетическое (понимание любви к прекрасному, к природе, к музыке…)
4. творческие - праксические (аппликация, рисование…)
Законы развития (закономерности) - это существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями.
1. Неравномерность и гетерохронность развития.
Неравномерность - это неравномерное развитие психических функций и свойств.
Гетерохронность - это несовпадение во времени развития отдельных процессов и свойств.
Н, в раннем возрасте развиваются все функции, но ярче и сильнее восприятие, в дошкольном возрасте - память, а в мл. школьном - мышление.
2. Неустойчивость развития связано с 1 законом, но проявляется в чередовании стабильных и кризисных периодов.
3. Сензитивность развития - означает, что в онтогенезе, в каждом возрасте есть свой сензитивный период Н, обучение чтению - 6 лет.
4. Кумулятивность - означает, что результаты прошлого периода включаются в новый период развития. Н, развитие мышления в раннем детстве ности наглядно-действенный характер, в дошкольном - наглядно-образный, в школьном - логическое мышление.
5. Конвергенции и дивергенции развития - означает направление в развитии.
К. - одно направление, Д. - несколько направлений.
Вывод: Детский возраст имеет одну важную особенность, а именно пластичность, т.е. компенсации, замещения одной функции другой.
1. Неравномерность и гетерохронность развития.
Неравномерность - это неравномерное развитие психических функций и свойств.
Гетерохронность - это несовпадение во времени развития отдельных процессов и свойств.
Н, в раннем возрасте развиваются все функции, но ярче и сильнее восприятие, в дошкольном возрасте - память, а в мл. школьном - мышление.
2. Неустойчивость развития связано с 1 законом, но проявляется в чередовании стабильных и кризисных периодов.
3. Сензитивность развития - означает, что в онтогенезе, в каждом возрасте есть свой сензитивный период Н, обучение чтению - 6 лет.
4. Кумулятивность - означает, что результаты прошлого периода включаются в новый период развития. Н, развитие мышления в раннем детстве ности наглядно-действенный характер, в дошкольном - наглядно-образный, в школьном - логическое мышление.
5. Конвергенции и дивергенции развития - означает направление в развитии.
К. - одно направление, Д. - несколько направлений.
Вывод: Детский возраст имеет одну важную особенность, а именно пластичность, т.е. компенсации, замещения одной функции другой.
Кризис 7 лет.
Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности;
2) манерничание (появляются тайны)
3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.
Кризис 7 лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (д/с и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремиться скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и мл.шк. возраст.
Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности;
2) манерничание (появляются тайны)
3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.
Кризис 7 лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (д/с и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремиться скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и мл.шк. возраст.
Развитие психических функций происходи неравномерно, непропорционально. Одни психические функции развиваются более интенсивно, другие менее интенсивно, есть доминирующие функции (в определенном периоде одна функция более интенсивно развивается и влияет на развитие остальных психических процессов). В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
Личностная нестабильность характерна для подросткового возраста:
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием младшего школьного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте). Ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Но ситуативная речь еще совершенно не исчезает.
Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
К концу возрастного периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
Социальный фактор развития – влияние на развитие социальной среды (общество, культурные традиции, уровень науки, искусства…)
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.