Техника изменения личной истории

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Постановка искусственного якоря поможет вам получить непосредственный ответ на вопрос, что не позволяет клиенту чувствовать себя хорошо. Шаги получения информации таковы:

1. Определите выражение (внешний ключ), которое указывает, что клиент переживает нежелательное состояние.

2. Закрепите это состояние якорем, который можно повторить и удержать.

3. Удерживайте якорь, и когда клиент переживает нежелательные чувства, попросите его вернуться в прошлое и найти другие случаи, когда он переживал те же чувства.

4. В то время как клиент движется назад по своей личной истории используйте прием наложения, помогая ему восстановить все детали индивидуальных прошлых переживаний. Это дает возможность большего выбора, нежели в случае, когда детали остаются вне сознания. Находите в информации- в описаниях клиента- то, что может иметь отношение к нынешнему состоянию.

5. Верните клиента в настоящее время, позаботьтесь, чтобы он чувствовал себя хорошо и безопасно; спросите, чему он научился в этом путешествии в прошлое.

Эта техника имеет непосредственное отношение к процессу, который авторы называют изменением личной истории. Здесь нет ничего общего с кастанедовским «стиранием личной истории». Если хотите поискать параллели, лучше вспомните о «перепросмотре».

Личная история человека- это его воспоминания о прошлых переживаниях. В этом смысле она может быть изменена- с помощью техники, использующей якоря.

«Огромная эффективность изменения истории прояснилась для меня,- пишет Лесли Кэмерон,- когда я обратила внимание на то, как люди могут искажать свои внутренне порождаемые переживания и затем реагировать на искажение, забывая, что прежде всего они сами его создали... Человек должен вспомнить- в какой-то другой, не этой репрезентативной системе- что он сам создал этот образ.»

На семинаре, где Гриндер и Бэндлер демонстрировали, в числе прочего, якорные техники, их первым и существенным замечанием было следующее: «Когда клиент говорит вам: «Я хочу быть уверенным в себе, доверять людям» и пр., он дает вам столько же информации, как если бы он сказал: «Я хочу Х.» В каком-то смысле информации даже меньше, потому что вы берете ваш смысл слов «уверенный в себе» и приписываете его своему клиенту. Если бы он сказал: «В чем я нуждаюсь, так это в некотором X», то вы бы избежали риска неправильно понять клиента. Иногда кажется, что терапию легче проводить на иностранном языке, которого вы не понимаете. Таким образом, у вас не будет иллюзий, что слова для вас имеют то же значение, что и для произносящего их человека. Поверьте, что это действительно иллюзия.»

Женщина, желавшая избавиться от некоторого переживания, в начале создавала эйдетический визуальный образ, а затем испытывала по этому поводу неприятные чувства, что стало ясно по ключам доступа. Пока она это переживала, терапевт коснулся ее правого плеча, создав кинестетический якорь. Эта реакция была названа Y. Затем ее попросили подумать о ресурсе, в котором она тогда нуждалась, чтобы отреагировать на ситуацию по-другому, позитивно. Эта реакция также была закреплена кинестетически- прикосновением к левому плечу- и названа X. В целях демонстрации и проверки якорей были поочередно вызваны реакции Х и Y, и они не замедлили появиться. Это- прямое обусловливание, стимул- реакция. Гриндер и Бэндлер считают, что оно является одним из наиболее мощных скрытых инструментов терапевта и вообще коммуникатора. Оно может помочь вам достичь почти всех нужных результатов. Девяносто процентов всего, что происходит в процессе терапии- это изменение кинестетических реакций на аудиальные и визуальные стимулы.

Далее был показан один из способов использования этого явления.

Женщину попросили закрыть глаза и вернуться к переживанию, взяв с собой ресурс, при этом терапевт воспроизводит якорь X. Она получила инструкции увидеть себя реагирующей на ту ситуацию совершенно иначе и переживать все это до тех пор, пока она не будет удовлетворена результатом.

«Сейчас она переживает прошлое,- комментирует терапевт,- имея новый ресурс, недоступный ей, когда это случилось впервые, и будет переживать до тех пор, пока реакция не станет удовлетворительной. Этот процесс называется изменением личной истории. Вы возвращаетесь в прошлое с новым ресурсом, который не был вам доступен тогда. Мы не знаем конкретно, что это за ресурс, и это нам не нужно. Сейчас она заново переживает прошлое. После этого мы будем иметь две истории: одну- реальную, когда у нее не было ресурса, и другую- новую, когда ресурс у нее был. В зависимости от того, насколько полно все это переживается (а это мы гарантируем закреплением с помощью якоря ), обе истории будут в равной степени служить новому будущему поведению.»

Изменение было успешно осуществлено, после чего клиентку попросили снова создать старый образ и рассказать, что произойдет. Участники семинара отметили невербальную смесь ответов Х и Y; клиентка сообщила, что ее страх исчез. Чтобы проверить результат, терапевт воспроизводит якорь Y, и зрители отметили, что прошлая реакция наблюдается частично. «Если бы реакция была полностью противоположной,- поясняет терапевт,- то я считал бы, что сослужил клиенту плохую службу. Работая с выбором, занимайтесь увеличением количества выборов, добавлением новых, а не заменой их или замещением одного порочного круга «стимул- реакция» на другой. Допустим, ваш клиент чувствует себя на работе маленьким и беспомощным, и вы измените его так, что всякий раз, приходя на работу, он будет чувствовать уверенность, счастье и доверие к людям,- его состояние вовсе не улучшится. У него по-прежнему остается только один выбор из всех реакций.

Очень важно, чтобы клиент имел выбор, не только сидя в данный момент в аудитории или в кабинете, но и в других ситуациях. Иначе... Вы поработали с клиентом, и оба знаете, что у него сейчас есть выбор. Он покидает кабинет, вы счастливы, и он тоже, но через две недели он возвращается... И так далее. Вы можете с помощью якоря перенести новое поведение в соответствующий контекст. Задайте клиенту следующий вопрос (можете разбить его на несколько вопросов-частей): «Какой первый признак (который вы можете увидеть/услышать/ почувствовать), указывает, что вы находитесь в той ситуации, в которой хотите сделать новый выбор?» А когда клиент зафиксируется там: «Каждый раз, когда вы увидите нечто подобное, вы почувствуете это (прикосновение к ресурсному якорю). Я хочу, чтобы вы помнили, что у вас есть именно этот ресурс.»

А что делать, если клиент в самом начале работы охлаждает ваш пыл: «Я не знаю, чего хочу, действительно не знаю. Я не знаю, какой ресурс мне бы тогда пригодился.» Что ж, попросите его угадать, сочинить, солгать, вспомнить кого-нибудь, кто знает, как делается Х. Или: «Как бы вы себя чувствовали, если бы знали? Как бы выглядели? Как бы звучал ваш голос?» Как только получите реакцию, можете заякорить ее. Вы в состоянии буквально конструировать личностные ресурсы.

Для большинства приходящих к вам людей личностная история является набором ограничений на ваш сегодняшний опыт и поведение. Якорение и конструирование новых возможностей с помощью якорения может буквально преобразить личностную историю из набора ограничений в набор ресурсов.

Даже когда у человека нет прямого опыта, необходимого в качестве ресурса, у него есть некое представление о том, что бы это могло быть хотя бы в поведении других людей. То есть внутри человека есть представление, обозначенное им «поведение других людей», демонстрировать которое он себе не позволяет. Тем не менее, это имеющаяся у него репрезентация. Если вы в состоянии добраться до нее в полном объеме, то можете заякорить ее, сделав это прямо или скрыто. «Знаете, я не могу увидеть образ этого вашего друга, у которого Х получается. Не могли бы вы сыграть его, чтобы дать мне представление о том, на какой результат мы работаем?» «Продемонстрируйте мне это поведение, чтобы я себе представил, как поступил бы Джо.» «Покажите мне, как вы не стали бы реагировать.» Затем поставьте якорь в то время, как он это делает. Теперь это фрагмент поведения, столь же реальный, как любой другой.

При использовании якорей вам не надо перед началом сеанса решать, какие категории человеческого опыта или коммуникации являются узаконенными. Вы можете просто принять все, что возникнет без понимания смысла чего бы то ни было. Вы не обязаны требовать от своих клиентов гибкости, достаточной для реорганизации их опыта согласно ВАШИМ критериям. Вы просто принимаете то, что предлагается, якорите это и используете.

Ваш клиент не может сделать ничего такого, что бы вы не смогли закрепить с помощью якоря. Собираясь использовать якорь, вы должны хорошо осознать, что он из себя представляет. Если клиент Приходит и говорит: «Я в сильной депрессии», а вы отвечаете: «Угу...», этот ответ может точно так же стать якорем, как и прикосновение к руке. Нужно хорошо отдавать себе отчет в том, какой якорь какому переживанию соответствует. НЛП-исты рекомендуют вам поначалу в течение месяца практиковать использование кинестетических якорей. Делая так, вы обнаружите, что якорите в любом случае, постоянно и во всех PC. Большую часть времени люди используют якоря таким образом, что это замедляет процесс изменения- потому что не знают, что якорят и как.

Вообще-то говоря, переживаний, хороших или плохих, даже не существует. Возьмите любое переживание, происшедшее, по вашему убеждению, с вами; при ближайшем рассмотрении- его не было. Изначальная личностная история, которую заново пережила в вышеприведенном примере клиентка, воспроизводя состояние- это миф настолько же, насколько и новый опыт, пережитый ею с ресурсом. То, что создали терапевты, настолько же реально, как и то, что было у нее «на самом деле». На самом деле не было ни того, ни другого.

Поскольку ваша личностная история- миф в любом случае, используйте ее как ресурс, а не как набор ограничений. Один из способов сделать это- с помощью якорения.

«Ну, мои-то переживания произошли в действительности»,- убежденно говорит участница семинара. И... «Ничего никогда не происходило в действительности,- заявляет терапевт.- Единственное, что произошло- вы создали набор восприятий событий. Взаимосвязь между вашим опытом и тем, что действительно происходило, в лучшем случае эфемерна. Но это действительно ваши восприятия. Изменение решений касательно опыта, которого никогда не было, имеет такую же ценность, как и (возможно, большую ценность, чем) изменение решений касательно опыта, который был- особенно если это менее болезненно и особенно если это открывает больше выборов. Я мог бы с большой легкостью внедрить в вас воспоминания- относящиеся к реальному жизненному опыту- о событиях, которых никогда не было, являющихся просто причудливыми плодами моей фантазии. Придуманные воспоминания могут изменить вас столь же успешно, как и те произвольные восприятия, которые вы придумали примерно в период «событий реальной жизни». В терапии это происходит на каждом шагу.»

Чем более полно и богато деталями создаваемое изменение, тем больше возможность, что оно будет иметь для человека ценность, равную «реальной» истории. Благодаря нашей способности сохранять переживания и опираться на них как на ресурсы, измененная история становится свершившимся переживанием и, таким образом, может быть основанием для будущего.

Технические шаги изменения истории:

1. Поставьте на якорь нежелательное или неприятное чувство.

2. Используйте этот якорь, помогая клиенту пройти назад во времени, находя другие случаи, когда он чувствовал себя аналогично.

3. Когда выражение усилится, остановите клиента и попросите полностью прочувствовать переживание, отмечая возраст, когда оно имело место. Ставьте якорь на каждое переживание, чтобы вы могли вернуться к нему при необходимости.

4. Когда клиент пройдет три-четыре таких переживания, отпустите исходный якорь и верните клиента в настоящее.

5. Попросите его определить ресурс, который необходим, чтобы эти прошлые ситуации превратились в удовлетворительные переживания. Убедитесь, что названный ресурс действительно может повлиять на поведение и субъективные переживания клиента. Многие люди думают, что все было бы прекрасно, если бы только другие несколько изменились. Дело, однако, в том, чтобы сам клиент научился чему-то новому, вызывая другие реакции у людей, вовлеченных в прошлые ситуации. Если необходимый ресурс определен, помогите клиенту получить доступ к опыту, где он действительно полностью обладал этим ресурсом и проявлял его. Поставьте это переживание на якорь.

6. Используя якорь ресурса, дайте клиенту пройти каждое из идентифицированных прошлых переживаний и измените их, используя дополнительный ресурс. Можно использовать якоря, соответствующие каждому из трех-четырех переживаний (см. шаг 4), чтобы помочь клиенту прямо войти в них. Договоритесь, что он кивнет или еще как-нибудь сообщит об удовлетворенности изменившимся переживанием Тогда переходите к следующему шагу. Если же клиент не удовлетворен новым результатом, возникающим в старом переживании, вернитесь на шаг 5. Найдите другой ресурс, более подходящий к специфике прошлого переживания, затем снова возвращайтесь на шаг 6.

7. Попросите клиента вспомнить прошлые переживания, не используя якоря, чтобы обнаружить, действительно ли воспоминания субъективно изменились.

8. Когда прошлые переживания изменились, попросите клиента «примерить» их на будущее: пусть он представит себе подобную ситуацию в ближайшем будущем и возьмет с собой необходимые ресурсы. Не используйте якоря. Это способ проверить, генерализованы ли изменения, интегрированы ли они полностью.

Эта техника дает возможность определить, к какому результату вы стремитесь, дает способ достижения этого результата и его проверки.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.