1. Прием наложения мы разберем прежде, чем перейти к изложению якорных техник, где он нередко применяется.
Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того, развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение- это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной PC клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также вербально, с использованием естественных моментов пересечения, которые существуют между модальностями.
Если вы имеете какой-то фрагмент переживания, то можете восстановить все переживание. Например: «Слегка наклонитесь вперед, закройте глаза и представьте, что кто-то или что-то толкает вас сзади. Возьмите эти чувства, усильте их и разрешите им превратиться в картину. Что или кого вы видите? Что в этой картине связано с какими-то звуками, которые могли бы раздаваться, если бы это происходило на самом деле? А теперь послушайте звук. »
Это и есть наложение. Вы всегда можете войти в репрезентативную систему, которая определяется глаголами, и произвести наложение на другую систему. И вы можете этому научить. «Когда я впервые попытался создавать образы,- рассказывал Ричард,- я пошел тем же путем, что и все люди, испытывающие трудности в этом плане. Они говорят себе: «Ну, еще упорнее смотри на это!»- а потом чувствуют разочарование. Конечно, чем больше я говорю себе, и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-то увидеть. Я научился делать это по принципу наложения: вы берете чувство или звук, а потом добавляете к нему визуальное измерение.»
Вы можете применить принцип наложения, чтобы натренировать клиента во всех системах, что полезно для каждого человеческого существа. Проверьте это на себе. Допустим, у вас хорошо развита кинестетическая система, но вы совершенно не можете визуализировать. Вы можете представить себе, какова на ощупь кора дерева? Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую кинестетическую галлюцинацию. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости, твердости, шершавости, гладкости, температуры). Если вы легко визуализируете и хотите развить аудиальную систему, можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем услышать соответствующие звуки.
Для людей, которые не могут сознательно визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким продуктивным переживанием, ведущим к изменению. Для тех, кто визуализирует постоянно, этот опыт будет гораздо менее полезен. Единственное, что вы должны сделать, чтобы визуализация работала у людей, которые не могут нормально визуализировать, это присоединиться к их репрезентативной системе, установить раппорт и медленно, путем наложения, перевести их в ту систему, где вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет весьма мощным средством изменения, более мощным, чем для человека, который уже умеет визуализировать.
Хотя техника наложения PC эффективна и сама по себе, она часто является составной частью паттернов коммуникации, создаваемых для обогащения опыта человека. Она, к примеру, весьма полезна с клиентами, которые не способны сосредоточить свое сознание на кинестетической части опыта в сексуальном контексте.
Чтобы имела место естественная последовательность внутренних и внешних процессов, составляющих сексуальное переживание, нужно, чтобы кинестетическая часть переживания входила в сознание. Начиная с того, что в сознании есть, и добавляя другие модальности, можно привести в сознание телесные ощущения и усилить их.
Наложение может быть полезно тем, чьи внутренние процессы мешают им чувствовать, частично или полностью, интенсивное удовольствие сексуального переживания. Наложение приводит к сознаванию тех сторон переживания, которые ранее не сознавались, а также помогает объединить внешние и внутренние процессы, так что переживание становится конгруэнтным.
«Когда ты видишь, как ее рука протягивается к тебе и слегка
прикасается, ты можешь почувствовать, как она притрагивается к твоей, тепло ее кожи.»
«Слушая тон своего голоса, ты начинаешь сознавать, какие чувства стоят за этим.»
«Когда ты видишь, как она смотрит на тебя, совершенно по-особенному, ты можешь сказать себе, насколько она тебя хочет, и почувствовать, как это хорошо вызывать желание.»
«Слыша, как меняется ритм твоего дыхания. ты возбуждаешься все больше».
Это примеры инструкций, использующих наложение. С клиентами, не имевшими успешного сексуального опыта или полными запретов, полезно проведение их через управляемые фантазии сексуальных переживаний; при этом вы используете наложение, оставаясь максимально неопределенными. Это оставляет им свободу внутренне создавать наиболее удовлетворяющие их переживания. Искусство оставаться достаточно неопределенным при достаточной специфичности, чтобы создавать богатые управляемые фантазии, опирается на языковые паттерны.
Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того, развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение- это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной PC клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также вербально, с использованием естественных моментов пересечения, которые существуют между модальностями.
Если вы имеете какой-то фрагмент переживания, то можете восстановить все переживание. Например: «Слегка наклонитесь вперед, закройте глаза и представьте, что кто-то или что-то толкает вас сзади. Возьмите эти чувства, усильте их и разрешите им превратиться в картину. Что или кого вы видите? Что в этой картине связано с какими-то звуками, которые могли бы раздаваться, если бы это происходило на самом деле? А теперь послушайте звук. »
Это и есть наложение. Вы всегда можете войти в репрезентативную систему, которая определяется глаголами, и произвести наложение на другую систему. И вы можете этому научить. «Когда я впервые попытался создавать образы,- рассказывал Ричард,- я пошел тем же путем, что и все люди, испытывающие трудности в этом плане. Они говорят себе: «Ну, еще упорнее смотри на это!»- а потом чувствуют разочарование. Конечно, чем больше я говорю себе, и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-то увидеть. Я научился делать это по принципу наложения: вы берете чувство или звук, а потом добавляете к нему визуальное измерение.»
Вы можете применить принцип наложения, чтобы натренировать клиента во всех системах, что полезно для каждого человеческого существа. Проверьте это на себе. Допустим, у вас хорошо развита кинестетическая система, но вы совершенно не можете визуализировать. Вы можете представить себе, какова на ощупь кора дерева? Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую кинестетическую галлюцинацию. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости, твердости, шершавости, гладкости, температуры). Если вы легко визуализируете и хотите развить аудиальную систему, можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем услышать соответствующие звуки.
Для людей, которые не могут сознательно визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким продуктивным переживанием, ведущим к изменению. Для тех, кто визуализирует постоянно, этот опыт будет гораздо менее полезен. Единственное, что вы должны сделать, чтобы визуализация работала у людей, которые не могут нормально визуализировать, это присоединиться к их репрезентативной системе, установить раппорт и медленно, путем наложения, перевести их в ту систему, где вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет весьма мощным средством изменения, более мощным, чем для человека, который уже умеет визуализировать.
Хотя техника наложения PC эффективна и сама по себе, она часто является составной частью паттернов коммуникации, создаваемых для обогащения опыта человека. Она, к примеру, весьма полезна с клиентами, которые не способны сосредоточить свое сознание на кинестетической части опыта в сексуальном контексте.
Чтобы имела место естественная последовательность внутренних и внешних процессов, составляющих сексуальное переживание, нужно, чтобы кинестетическая часть переживания входила в сознание. Начиная с того, что в сознании есть, и добавляя другие модальности, можно привести в сознание телесные ощущения и усилить их.
Наложение может быть полезно тем, чьи внутренние процессы мешают им чувствовать, частично или полностью, интенсивное удовольствие сексуального переживания. Наложение приводит к сознаванию тех сторон переживания, которые ранее не сознавались, а также помогает объединить внешние и внутренние процессы, так что переживание становится конгруэнтным.
«Когда ты видишь, как ее рука протягивается к тебе и слегка
прикасается, ты можешь почувствовать, как она притрагивается к твоей, тепло ее кожи.»
«Слушая тон своего голоса, ты начинаешь сознавать, какие чувства стоят за этим.»
«Когда ты видишь, как она смотрит на тебя, совершенно по-особенному, ты можешь сказать себе, насколько она тебя хочет, и почувствовать, как это хорошо вызывать желание.»
«Слыша, как меняется ритм твоего дыхания. ты возбуждаешься все больше».
Это примеры инструкций, использующих наложение. С клиентами, не имевшими успешного сексуального опыта или полными запретов, полезно проведение их через управляемые фантазии сексуальных переживаний; при этом вы используете наложение, оставаясь максимально неопределенными. Это оставляет им свободу внутренне создавать наиболее удовлетворяющие их переживания. Искусство оставаться достаточно неопределенным при достаточной специфичности, чтобы создавать богатые управляемые фантазии, опирается на языковые паттерны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи