Если мы хотим, чтобы по-прежнему создавали семьи и жили семьями, как это было в прошлом, мы должны найти способы совершенствования качества отношений в паре. По ряду экономических и социальных причин люди имеют выбор —состоять ли, оставаться ли в отношениях пары. Поэтому критическим оказывается то, насколько связанность с другим оказывается обогащающим опытом в актуальности, а не только в идеалах. Поскольку люди часто приходят за консультацией, когда принимают важное решение относительно своих отношений, на терапевтах лежит ответственность, ибо терапевты имеют возможность помочь им в достижении переживаний, к которым они стремятся.
Удовлетворяющий сексуальный контакт вносит значительную лепту в качества отношений. Сексуальным переживаниям присущи удовольствие, и моменты разделенной физической близости, в котором двое дают друг другу переживания осуществления, может стать основой для отношений, способных противостоять значительному внешнему разрушительному давлению. Сексуальное поведение может передавать страсть, интимность, любовь и нежность. Слова тоже могут внести что-то, но жизненность и глубина чувства общения выражается непосредственным чувственным опытом. Прикосновения, запахи, звуки и взгляды — это глубокое общение. Физическая любовь — естественное глубокое и острое человеческое переживание которое ни у кого без необходимости не следует отнимать.
Удовлетворяющий сексуальный контакт вносит значительную лепту в качества отношений. Сексуальным переживаниям присущи удовольствие, и моменты разделенной физической близости, в котором двое дают друг другу переживания осуществления, может стать основой для отношений, способных противостоять значительному внешнему разрушительному давлению. Сексуальное поведение может передавать страсть, интимность, любовь и нежность. Слова тоже могут внести что-то, но жизненность и глубина чувства общения выражается непосредственным чувственным опытом. Прикосновения, запахи, звуки и взгляды — это глубокое общение. Физическая любовь — естественное глубокое и острое человеческое переживание которое ни у кого без необходимости не следует отнимать.
Как возможно, что два человека, которые поистине любят друг друга, приносят друг другу так много боли? Двое, согласившиеся участвовать в демонстрации на учебном семинаре, говорили, что они “хотели быть счастливы друг с другом и наладить общение”. Нынешнее состояние он описал так: “Она нападает на меня и мне становится плохо”. Ее описание было таким: “Он скрывает от меня информацию; он не говорит мне того, что мне нужно знать”. Когда я попросила их разыграть типичную ситуацию, в которой могли бы проявиться их обычные привычки общения, их различия сразу выявились:
Зазвонил телефон, подошел он. Это была их дочь-подросток, которая просила позволения пройтись вечером по магазинам.
Он: Хорошо (вешает трубку).
Она: Кто это?
Он: Энн.
Она: Что она сказала?
Он: Она пройдется по магазинам.
Она: А ты ей что сказал?
Он: “Хорошо” (до сих пор все о'кей; но теперь начинаются проблемы)
Она: А с кем она?
Он: Не знаю.
Она: А куда они пойдут?
Он: Не знаю.
Она: А деньги у нее есть?
Он: Не знаю.
Она:А она в куртке?
Он: Да откуда, черт побери, я знаю?!
Зазвонил телефон, подошел он. Это была их дочь-подросток, которая просила позволения пройтись вечером по магазинам.
Он: Хорошо (вешает трубку).
Она: Кто это?
Он: Энн.
Она: Что она сказала?
Он: Она пройдется по магазинам.
Она: А ты ей что сказал?
Он: “Хорошо” (до сих пор все о'кей; но теперь начинаются проблемы)
Она: А с кем она?
Он: Не знаю.
Она: А куда они пойдут?
Он: Не знаю.
Она: А деньги у нее есть?
Он: Не знаю.
Она:А она в куртке?
Он: Да откуда, черт побери, я знаю?!
Прежде чем разобраться, как возможен дисфункциональный сексуальный опыт, нужно понять, каким образом возможен удовлетворительный сексуальный опыт. Знание переменных субъективного опыта делает это возможным. Попросту говоря, сочетание определенного расположения, эмоций, мыслей, действий и физиологических реакций автоматически кульминирует в великом оргазме — сексуальном опыте. Если сексуальный опыт человека дисфункционален, некоторая часть опыта не соответствует сочетанию. Задача состоит в том, чтобы определить, какая часть нуждается в изменении — верования, внутренние состояния, внутренние процессы, внешнее поведение или физиологические реакции — и приспособить эту часть к остальному.
Допустим, если имеет место отвлекающий внутренний диалог — “Это не получится и в этот раз”, или “Он совершенно не заботится обо мне” — ему или ей трудно будет достичь удовлетворяющего сексуального переживания. Столь же мешающей может быть отношение типа “Он со мной это делает”, или если отсутствует простое чувственное удовольствие, осознаваемое как “быть мужчиной” или “быть женщиной”.
Допустим, если имеет место отвлекающий внутренний диалог — “Это не получится и в этот раз”, или “Он совершенно не заботится обо мне” — ему или ей трудно будет достичь удовлетворяющего сексуального переживания. Столь же мешающей может быть отношение типа “Он со мной это делает”, или если отсутствует простое чувственное удовольствие, осознаваемое как “быть мужчиной” или “быть женщиной”.
Однажды, в не столь уж отдаленной стране, называющейся Ном, прекрасные юноша и девушка полюбили друг друга. Они решили, что остальную часть своей жизни они проживут вместе, храня любовь друг к другу. Они полагали, что любовь может преодолеть все, и мечтали о будущем, полном непрекращающейся радости и возрастающего счастья.
Но со временем некое таинственное зло прокралось в их радость. Медленно, бесшумно и незаметно оно пробиралось внутрь их отношений. Поначалу каждый из них думал, что это всего лишь мимолетное настроение другого. Но со временем каждый стал подозревать, что другой каким-то образом околдован. С каждым днем стало стоить все больших усилий сохранять хотя бы подобие когда-то царившего счастья. Дело шло все хуже, и наконец им стало ясно, что даже притворяться, что они по-прежнему счастливы — невыносимая задача. В конце концов они начали обвинять друг друга, и каждый считал сам себя невиновным в одолевшем их зле. Они искали поддержки своим обвинениям у друзей и родных; те были вынуждены принять ту или другую сторону и принять участие в разраставшейся вражде.
Были приглашены эксперты для консультации. Трое из них утверждали, что вина несомненно в мужчине. Другие трое столь же уверенно приписывали вину женщине. Каждая из сторон предъявляла убедительные доводы, данные и теории, и в результате вражда продолжала разрастаться. Мужчина и женщина не могли уже посмотреть друг на друга, не почувствовав злобы или опустошения. Иногда, наедине, каждый из них чувствовал себя и виноватым, задавая себе вопрос “Не из-за меня ли все это произошло?” — или: “Неужели они не видят, что я тоже виноват?” — Время шло, и дело было передано в суд.
Но со временем некое таинственное зло прокралось в их радость. Медленно, бесшумно и незаметно оно пробиралось внутрь их отношений. Поначалу каждый из них думал, что это всего лишь мимолетное настроение другого. Но со временем каждый стал подозревать, что другой каким-то образом околдован. С каждым днем стало стоить все больших усилий сохранять хотя бы подобие когда-то царившего счастья. Дело шло все хуже, и наконец им стало ясно, что даже притворяться, что они по-прежнему счастливы — невыносимая задача. В конце концов они начали обвинять друг друга, и каждый считал сам себя невиновным в одолевшем их зле. Они искали поддержки своим обвинениям у друзей и родных; те были вынуждены принять ту или другую сторону и принять участие в разраставшейся вражде.
Были приглашены эксперты для консультации. Трое из них утверждали, что вина несомненно в мужчине. Другие трое столь же уверенно приписывали вину женщине. Каждая из сторон предъявляла убедительные доводы, данные и теории, и в результате вражда продолжала разрастаться. Мужчина и женщина не могли уже посмотреть друг на друга, не почувствовав злобы или опустошения. Иногда, наедине, каждый из них чувствовал себя и виноватым, задавая себе вопрос “Не из-за меня ли все это произошло?” — или: “Неужели они не видят, что я тоже виноват?” — Время шло, и дело было передано в суд.