МОДАЛЬНОСТИ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спег.тра находятся 2-3 ученика, испытывающие труд­ности обучения по причинам, не связанным с особенностями воспри­ятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4-6 учащих­ся, так называемые “трансляторы” - это преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких “детей риска” показал, что большинство из “отсева” составляют кинестетики.

Некоторое время трансляторы работают достаточно функциональ­но, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других.

Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модаль­ность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключе­ния от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная -несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифферен­цированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

начальные(третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реаль­ность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИИ, ОПЫТА, СТРА¬ТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ.
В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благода¬ря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”. С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы “один на один”, в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования.
Мой опыт образования охватывает 17 лет стажа и все три образовательных уровня. Последние 5 лет я потратил на то, чтобы привести его в соответствие с НЛП. Для этого мы организовали большую группу учителей, наблюдали за работой друг друга, помогали советами и замечаниями, а если это было уместно, то и демонстрацией своих методов обучения. Побывав в 100 различных классах, я имел возможность наблюдать паттерны (установившиеся правила, шаблоны поведения - прим. перев.), приносящие успех учителя в классе или группе. Часть этих паттернов представлена в этой книге и является результатом продолжающихся исследований.

История одного случая

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Вот последовательность сеансов с одной клиенткой приблизительно за полтора года, с сеансами где-то раз в две недели. Она не занималась до этого никакими практиками самосовершенствования, вряд ли задумывалась о смысле жизни, и была очень сосредоточена на монотонном стрессе повседневной жизни. Не делалось никаких обязательств пройти через какую-то конкретную программу, не давалось заранее никаких объяснений, единственной договоренностью было время следующего сеанса.

1: У нее был спор с начальником и она себя очень плохо почувствовала, потому что начальник всегда должен быть прав. Мы рассмотрели особенности восприятия плохого самочувствия. Мы провели переключение сценария к тому, какой она хочет быть. Я переосмысливаю ситуацию, чтобы клиентка поняла положительное намерение начальника. Затем мы добавляем в происшествие недостающие ресурсы и переживаем его, каким бы оно тогда было. И затем мы воображаем будущее этого изменения. Она чувствует себя гораздо лучше.

2: Она беспокоится о том, что делает ошибки на работе. Я узнаю особенности восприятия, которые вызывают у нее плохое самочувствие. Я тренирую её изменять их, удалять картинку дальше и так далее. Мы берем высказывание, которое она говорит сама себе: "О боже, что я буду делать?", и я прошу её говорить это с разнообразными интонациями, пока она не меняет своего отношения к этим словам. Затем я переосмысливаю ошибки как достижение, необходимое для обучения, и прошу её пообещать делать по меньшей мере три ошибки в день. Затем я прошу её вообразить себя в будущем, какой она хочет быть, со всеми подробностями. И затем я прошу её пройти по временной линии на полу, моделируя её путешествие к будущему "я". Она чувствует себя гораздо расслабленнее, и её эмоционально тронула положительность будущего "я", которую она заметила.

Созданные конструкции

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Встречаются разнообразные астральные механизмы или остатки деятельности, которые были созданы с какой-то целью, часто совместно многими личностями. Они могут быть заброшенными, поломанными или заросшими бурьяном, еще полезными или уже нет.

Если вы натолкнулись на такую конструкцию, то скорее всего вы имеете к ней прямое отношение. Наверное, вы когда-то создали её с какой-то целью вместе с другими существами.

Конструкции обычно создаются, чтобы что-то делать. У них есть цель, они для чего-то предназначены. Другое дело, это еще имеет смысл или уже нет, но по крайней мере они когда-то были созданы, чтобы делать что-то.

Может быть, группа людей создала систему, чтобы поддерживать связь друг с другом. Может быть, два человека создали что-то, чтобы пугать друг друга. Или они создали что-то, чтобы навсегда влюбиться. Может быть, кто-то создал механизм для запоминания чего-то, или для создания мотивации.

Играющая толпа

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Встречается такое явление, как группа единиц сознания, играющая в какую-то общую игру. Они могут быть вашими собственными точками зрения, они могут быть реальными людьми, они могут быть разнообразными остатками игры, мыслеформами и так далее. Они могут сначала восприниматься просто как беспорядочная толпа. Это может быть просто жужжащей толпой в какой-то области личного пространства.

Еще может быть, что где-то предположительно должна быть толпа, но её там нет. Возможно, там обычно были все игроки данной игры или все, кто интересуется данной темой, но почему-то всё это рассеялось. Например, ребята, с которыми вы часто гуляли. Или участники галактической войны миллион лет назад.

Может быть, вы знаете, что внимание многих существ обращено на общую интересующую их тему, но они сами еще не поняли, что можно действовать вместе как группа и разделять интересы с другими. Например, все налогоплательщики, любители ансамбля "Moody Blues", или выздоравливающие алкоголики в вашем городе. Тема может быть положительно или отрицательно ориентированной, техника действует так же.

Астральный шум

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Есть разнообразные явления, которые могут привести к тому, что вокруг воспринимается много деятельности или шума, общий туман, беспорядок, называйте это как хотите. Непрерывная умственная болтовня, которую индивид замечает, не зная, в чем дело.

Эффективный способ справиться с этим состоит в том, чтобы проследить шум до источника и проработать разнообразные сущности. Можно следовать той модели, что именно эти сущности создают шум и нам нужно выяснить, что происходит.

Где именно находятся эти сущности, и какие они именно—вопрос спорный. По-видимому эти сущности—нечто большее, чем только умственные конструкции. Они часто общие у разных людей. Их изменение иногда изменяет что-то для других людей или в физической вселенной. Они часто существуют независимо от людей. Некоторые из них могут быть совершенно самостоятельными и самодостаточными личностями. Или даже чем-то больше.

Заметные результаты работы с сущностями

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
При работе с сущностями результаты могут находиться или не находиться в царстве осязаемых, заметных в физической вселенной результатов.

Можно проводить работу с сущностями просто как технику для преобразования реакций клиента. В таком случае это разновидность семантического процессинга. Мы обнаруживаем, что во внутреннюю реальность личности входит присутствие каких-то вещей, реагирующих как сущности, мы соглашаемся с этим, и мы изменяем это. Для получения субъективных результатов не так уж важно, насколько это "правильно" или с кем мы на самом деле разговариваем. Это не имеет никакого значения, если работа проводится только как способ изменения состояния клиента. К сущностям можно относиться просто как к подходящим метафорам.

Другое дело, если мы проводим какой-то процессинг сущностей для изменения внешних явлений. Я подчеркиваю здесь это потому, что на первый взгляд может показаться, что такой процессинг действует точно так же. Вы устанавливаете связь с какими-то подходящими сущностями, которые готовы с вами разговаривать, работаете с ними и они изменяются.

Разница здесь в вашем взаимопонимании.

Стаи сознания

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Можно считать личность стаей единиц сознания, похожей на рой пчел, в котором каждая пчела самостоятельно двигается по своей собственной воле. Когда все пчелы двигаются совершенно самостоятельно, получается много шума и неразберихи. Когда пчелы согласовывают свои движения, получается удивительно эффективная и многоцелевая организация.

Личность тоже состоит из многих частей, многих самостоятельных единиц сознания. Когда все они делают собственные дела, получается сумасшедший беспорядок. Но когда они согласованы и скоординированы друг с другом, получается цельная способная личность с огромными ресурсами.

Частями личности являются: центр сознательного внимания, подсознательные механизмы, точки зрения, мысли, воспоминания, восприятия, тело, уровни высшего осознания, и тому подобное.

Методы общения

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Есть много способов общения с сущностями. Какие именно использовать, зависит от личных вкусов и от эффективности способа для индивида. Это может зависеть от предпочитаемой системы восприятия человека, то есть зрительной, слуховой или кинестетической.

Можно разговаривать с сущностями. Этот метод, если он доступен, часто удобнее всего для обмена информацией, получения ответов на вопросы и так далее. Нужно просто задавать сущности вопросы и выслушивать то, что приходит в ответ. Не беспокойтесь о логике того, почему сущность должна уметь говорить по-русски, а просто предполагайте, что она умеет. Вы можете получить отчетливый голос, или слова могут просто материализоваться в вашем уме. Иногда сущности в самом деле настаивают на использовании иностранного языка, так что словесное общение может быть ограничено.

Еще сущность может отвечать картинками. Такой способ может давать нам столько же информации, но может быть немного непривычным. Обычно всё же можно говорить сущности слова, а она будет давать вам картинку как ответ или реакцию на то, что вы сказали. Конечно, такой способ действует лучше всего, если на ваши вопросы можно легко отвечать картинками, то есть они не слишком абстрактны.

Язык общения с сущностями

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Не так уж важно, что вы говорите клиенту насчет общения с сущностями и какой уровень реальности вы договариваетесь им приписывать.

Любые сущности можно считать просто психологическим инструментом, который можно использовать для облегчения нашей работы. Например, легче решить свои проблемы с мамой, если вообразить маму и поговорить с ней. Это можно считать полностью воображаемым упражнением. Вполне можно подразумевать, что всё о чем мы говорим происходит в уме клиента. Такой подход будет настолько же эффективен, насколько клиент верит в его эффективность.

Еще можно считать, что все сущности—это реальные живые существа, такие же как вы и я. Существа со своим собственным совершенно независимым существованием, живущие своей собственной жизнью. И можно предполагать, что повсюду есть духи, которые являются творческими силами в любой деятельности. Так что когда что-то не действует, можно найти ответственный за это дух, считая само собой разумеющимся, что этот дух и раньше здесь был. Можно обращаться с этими сущностями как с объективной реальностью и это будет прекрасно работать.

Групповые сущности

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования
Иногда можно обнаружить несколько сгруппированных вместе сущностей, действующих как одно целое.

Это особенность духовных существ—уметь действовать в унисон как одно. Такая группировка обычно происходит только тогда, когда члены группы находятся на настолько высоком уровне вибраций, что готовы разделять свое пространство с другими, не имея личных планов своих "эго".

Но можно и на более низком уровне встретиться с похожим явлением, вызванным давлением обстоятельств. Вы можете увидеть, как группы людей действуют как роботы совершенно одинаково без обособления. Они находятся ниже обособления, и это состояние очень отличается от действий в унисон выше обособления.

В мире клиента можно обнаружить оба типа явлений в виде групповых сущностей. Вы можете встретить группу, говорящую в один голос, потому что в ней великолепное взаимопонимание; или вы можете встретить группу, сплоченную вместе каким-то травматическим происшествием.