Фрейм возвращения

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
В НЛП фреймингом называется помещение предметов в различные контексты (фреймы) и наделение их, таким образом, различными значениями.

При использовании фрейма возвращения вы отзеркаливаете слова других людей.

Часть I - использование различных фреймов.

В НЛП фреймингом называется помещение пред­метов в различные контексты (фреймы) и наделение их различными значениями. Некоторые из этих фреймов неявно встречаются в других разделах это­го учебника.

Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели хорошо сформулированного результата

Параметры коммуникации

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Рэй Бердуистл считает, что только 7% инфор­мации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами ин­формации передается посредством тональ­ности голоса и сигналов тела.

В статье, озаглавленной «Кинетика и контекст: эссе по коммуникации посредством телодвижений», Рэй Бердуистл высказал мнение, что только 7% ин­формации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами информации пере­дается посредством тональности голоса и сигналов тела. Кроме того, он утверждает, что 38% эффективной коммуникации осуществляется посредством то­нальности голоса (тональность включает высоту го­лоса, его скорость, тембр, громкость и т. д.), в то вре­мя как остальные 55% коммуникации включают физиологические параметры. Это относится к ин­формации, передающейся посредством позы, жестов, выражения лица и дыхания.

Бывало ли так, что когда вы дарили кому-нибудь подарок, вербальный ответ этого человека указывал на то, что подарок ему понравился (он говорил это), но на другом уровне невербальные аспекты комму­никации (тональность голоса и физиология) «гово­рили» вам, что на самом деле подарок ему не понра­вился? Какой информации вы доверяли? Более чем вероятно, что вы были склонны верить невербаль­ным сигналам. Когда человек говорит «да», повора­чивая голову из стороны в сторону, мы чувствуем не­конгруэнтность. Итак, чему же мы верим? Что мы решаем? Огромное количество людей доверяют не­осознанному сигналу покачивания головой в знак отрицания.

Аспекты коммуникации Сложности при коммуникации

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
В теории коммуникации рассматриваются следу­ющие процессы: 1) обработка - размышление, оцен­ка, умозаключение, интерпретация и т. д. 2) вывод – передача данных при помощи языка (вербальный) и поведения (невербальный) и 3) ввод – получение данных, слушание и т. д. Мы оперируем репрезента­циями. Это означает, что слова не имеют значений, – их наделяют значениями люди. Слова являются лишь средствами для передачи значения, символами референций, отличных от их самих. Мы используем слова как символы наших идей, мыслей, убеждений, понимания и т. д. Мы используем их для переноса наших идей в голову другого человека. Язык суще­ствует в визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой модальностях, а также в форме абстрактных значений слов.

Аспекты коммуникации Сложности при коммуникации


Рис. 5.3. Линейная модель коммуникации

Обзор модели коммуникации НЛП

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Если мы разделим на части термин «коммуника­ция» (communication), мы обнаружим, что он пред­полагает соединение (со - «со»; union - «единение») значений. Следовательно, это существительное («коммуникация») фактически относится к процес­су, а именно к протекающему по принципу обратной связи процессу пояснения посылаемых и получае­мых сообщений двумя людьми, которые пытаются установить связь и понять друг друга. Этот процесс затрагивает двух людей, которые обмениваются друг с другом значениями посредством слов или жестов, пока не начнут разделять эти значения (согласятся с ними или нет). В конечном счете, они совместно создают так называемое «состояние понимания». Та­ким образом, коммуникативный процесс представляет собой взаимный обмен сообщениями.

«Разговор» коренным образом отличается от «коммуникации». В то время как необходимым усло­вием разговора является участие одного человека, для коммуникации требуется, по меньшей мере, двое. Большинство людей могут с легкостью разговари­вать. Для этого им требуется лишь открыть рот и по­зволить изливаться потоку слов! При помощи како­го-нибудь записывающего устройства, фиксирующе­го посланные нами сигналы, мы можем узнать, что и даже как мы сказали. Это справедливо в случае раз­говора. Но это неверно в случае коммуникации. При коммуникации мы никогда не знаем, что мы сооб­щили! Почему? Потому что мы никогда не знаем, что услышал другой человек!

Эта неопределенность, связанная с посланными и услышанными при коммуникации сообщениями, ве­дет к частому несоответствию значений у разных лю­дей. Посланные и полученные значения не совпада­ют. Соответственно, для того чтобы стать более профессиональными и чуткими в коммуникации, мы должны рассмотреть данное несоответствие сообще­ний. Это является одной из центральных проблем интерактивного процесса коммуникации.

Экологичность результата для целой системы.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Значительная часть силы НЛП заключена в экологии. Как наука о взаимоотношениях между организмом и окружающей средой, в контексте НЛП экология утверждает, что изменения одной части че­ловеческой системы должны согласовываться с дру­гими частями системы и приспосабливаться к ним, принося пользу. Следовательно, формулируя резуль­тат, мы рассматриваем и отдельного человека, и дру­гих людей в системе. Человеческие системы включают в себя семью, коллег по работе, школу, друзей и общество. Если мы извлекаем выгоду в одной облас­ти за счет другой, эта выгода не сохранится. В НЛП считается, что «мы должны оценивать поведение и его изменения в терминах контекста и экологии».

Следующие четыре вопроса берут начало в карте­зианской логике. Эти вопросы содержат некоторые полезные и действенные лингвистические паттер­ны. Теория картезианской логики утверждает, что если результат (или какая-нибудь теория) удов­летворит всем четырем приведенным ниже вопросам, то вы можете рассматривать его как достижи­мый. Когда вы будете «обрабатывать» свой резуль­тат при помощи этих вопросов, обратите внимание на то, испытываете ли вы негативное внутреннее ощущение или чувство протеста. Если да, то вам, вероятно, потребуется вносить изменения в ваш результат до тех пор, пока вы не будете испы­тывать в связи с ним позитивные мысли и ощуще­ния. Эти вопросы позволяют эффективно опреде­лить, действительно ли ваш результат соответству­ет вашим потребностям. Возможно, вы захотите запомнить эти вопросы и проверить, как сильно они вам помогут при построении коммуникации и осуществлении изменений.

Учет необходимых ресурсов.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Для того чтобы достичь желаемых результатов, нам нужны ресурсы! Следовательно, хорошо сформулиро­ванный результат будет включать в себя ресурсы та­ким образом, чтобы мы представляли их и осуществ­ляли их репрезентацию как части итогового успеха. Многие люди ставят перед собой цели, которых они не могут прочувствовать! Это указывает на то, что они не включили в цель необходимые ресурсы.

Что вы уже имеете и что вам требуется для дости­жения результата?

Делали ли вы это когда-нибудь ранее?

Знаете ли вы кого-нибудь, кто делал это ранее?

Учет вторичной выгоды.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Все наше текущее поведение соответствует пози­тивным ценностям и результатам. Мы не продолжа­ем и не поддерживаем поведение, которое не удов­летворяет этому условию. В психологии клиницис­ты называют такую обратную связь вторичной выгодой. В НЛП мы говорим об этом как об эколо­гии целой системы (личная система мыслей и эмо­ций человека, взаимоотношений и т. д.). Курящий человек извлекает из курения какую-то выгоду. Если бы это было не так, он бы не курил. Человек, который слишком много ест, извлекает какую-то выгоду из переедания. Если бы это было не так, он бы не переедал. Следовательно, если, изменяя пове­дение, мы не предоставляем альтернативные спосо­бы достижения вторичных выгод, желаемые изменения поведения, вероятно, не сохранятся. Бесспор­но, это объясняет, почему не сохраняется так много изменений. Для обнаружения вторичных выгод, связанных с вашими действиями, используйте сле­дующие вопросы.

Что вы потеряете, если достигнете результата?

Когда, где и с кем отсутствие результата ощуща­ется как нормальное состояние?

Отказались бы вы от чего-либо, что считаете важ­ным, ради достижения результата?

Соответствие результата контексту.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Нам нужен такой хорошо сформулированный ре­зультат, чтобы он подходил ко всем соответствую­щим контекстам нашей жизни. Если мы упускаем это из виду, мы конструируем чрезмерно обобщенный результат, который может вызвать проблемы в дру­гих областях. Поэтому мы спрашиваем: «Где и когда вы желаете получить данный конкретный результат? В каких условиях? Какие другие ограничения во вре­мени, энергии, контексте и т. д. вы должны рассмотреть при построении репрезентаций результата?»

В каких ситуациях достижение вашего результата окажется неуместным или бесполезным?

Где, когда и как вы хотите получить результат? Хотите ли вы обладать этим результатом все время, во всех контекстах и безо всяких ограничений?

Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
В то время как мы можем контролировать соб­ственные интеллектуальные и эмоциональные реакции на жизнь, мы не можем контролировать других людей, особенно их мысли и эмоции. Мы часто слы­шим, как человек задает вопрос: «Как я могу изме­нить поведение моей жены (моего мужа)?» Это очень просто. «Измените ваше поведение и ваши реакции так, чтобы лишить вашу жену (вашего мужа) необ­ходимости в старой программе. В чем вы нуждаетесь, чтобы сделать это?» Непосредственное изменение других людей лежит вне нашего контроля. Мы мо­жем изменить их косвенно, посредством изменения самих себя. Хорошо сформулированный результат связан с изменениями, которые мы можем иниции­ровать, поддерживать и которыми мы можем управ­лять. Передача управления нашим результатом дру­гому человеку только лишит нас сил и приведет к не­удаче.

Контролируете ли вы и только вы ваш результат?

Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь еще?

Можете ли вы инициировать и поддерживать ре­акции, необходимые для достижения вашего результата?

Описание результата сенсорным языком

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Сформулировав результат в позитивных терми­нах, мы можем теперь спросить: «Что я буду видеть, слышать и чувствовать, когда достигну результата?» Этот шаг позволит нам определить, что мы достигли результата, то есть он представляет собой процедуру подтверждения. В НЛП мы основываем результаты на сенсорном опыте (картины, звуки, ощущения). Почему? Потому что именно в такой форме разум обрабатывает информацию.

Мы достигаем результата посредством со­здания внутренней карты нашего результата в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать.

Наши индивидуальные навыки появляются в ре­зультате того, что мы совершенствуем репрезентативные системы и устанавливаем последователь­ность их использования. Иначе говоря, мы достига­ем результата посредством создания внутренней карты нашего результата в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать. Эти процессы, в свою очередь, определяют наше внутреннее состояние. А наше внутреннее состояние в паре с нашей физиологией, в конечном счете, управляет нашим поведением. Посредством же поведения мы создаем наш результат.

Затем мы кодируем желаемый результат в диссо­циированном образе, чтобы видеть, слышать и ощу­щать его как бы «снаружи». Это вызовет у нас на уровне нервной системы стремление к достижению результата.

Как вы узнаете, что вы достигли результата?

Что вы будете видеть, когда достигнете результата?

Что вы будете слышать, когда достигнете ре­зультата?

Что вы будете чувствовать, когда достигнете ре­зультата?

Позитивная формулировка результата.

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Репрезентация, сформулированная позитивно, мотивирует сильнее, чем негативная репрезентация. Фактически, человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Пред­положим, что кто-то говорит вам: «Не думай о бедности!» Для того чтобы обработать это высказы­вание, вы должны будете представить ментальную репрезентацию «бедности». Затем вы можете попы­таться осуществить отрицание репрезентации, пере­черкнув ее, позволив ей постепенно исчезнуть и т. д., но сначала вы должны получить репрезентацию. Если вы попросите ребенка не выходить на улицу, то он, возможно, сначала увидит себя «выходящим на улицу». А дети, к сожалению, после создания репре­зентации часто забывают осуществить ее отрицание

(«Не ешь это вкусное печенье!»). Учет этой менталь­ной обработки позволяет нам понимать, как и поче­му мы часто в итоге получаем в точности противо­положное тому, что просили сделать других или себя. Мы должны спросить себя: «Какой образ создает мой вопрос или мое высказывание в сознании другого че­ловека?» Фактически, человеческий разум не обраба­тывает негативные репрезентации непосред­ственно. По определению, результат описывает то, чего мы на самом деле желаем достигнуть. Он описывает что-то, что вы желаете, а не то, чего вы не желаете. Мы чувствуем гораздо более сильную мотивацию при стремлении к позитивному результату, чем к нега­тивному. Поэтому нам не следует формулировать результаты с использованием отрицания: «Я собира­юсь прекратить курить». Это высказывание описы­вает то, чего мы стремимся не делать (отрицание). Каждый раз, когда вы думаете о вашем результате, то есть о прекращении курения, вы внутренне представ­ляете себя делающим именно то, что вы желаете пре­кратить делать. Получается, что вы вынуждены ду­мать о том, чего вы не хотите делать, то есть, о куре­нии. А как мы думаем, такими мы и становимся.

Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Рассмотрим процедуру «определения целей». В последние десятилетия было много написано об эф­фективном определении целей. Много лет назад я (Б. Б.) запомнил акростих, определяющий S.M.A.R.T.* цели:

S – специфичность (Specific)

М – измеримость (Measurable)

А – достижимость/определимость (Attainable/ Assignable)

R – реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding)

Т – определенность во времени/отчетливость (Timeable/Tangible)

Определение целей является необходимым усло­вием успеха в большинстве сфер жизни. Печально, но 95% американцев все еще не определили свои цели. На кого работают эти 95%? На те 5%, которые определяют цели!