Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение — это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинает с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также всрбально, с использованием . естественных моментов переживания, которые существуют между модальностями.
Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено представить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнообразие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до вас.
Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено представить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнообразие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до вас.
Я уже упоминала, что можно использовать переформирование для освобождения человека от проблемного симптома, установив коммуникацию с симптомом. В следующем примере Кэрол пришла на терапию, чтобы смягчить повторяющиеся головные боли. Наверное, каждый время от времени страдает от головных болей, но у Кэрол они составляли значимый паттерн. Они возникали тогда, когда она оказывалась в такой ситуации, что оставалась наедине с мужчиной, и проходили, когда ситуация менялась. Кроме этого особого контекста Кэрол была спокойна и уверена в социальных ситуациях.
Зная, что такой систематический поведенческий паттерн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.
ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?
Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).
ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?
Зная, что такой систематический поведенческий паттерн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.
ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?
Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).
ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?
В этом случае предполагается, что всякое поведение может быть полезным в каком-нибудь контексте. В этой технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим, и затем прикрепить поведение к этому контексту. Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что шаг 3 становится установлением подходящего контекста, а 4 шаг необходим только если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходящего контекста. В таком случае может быть вызвана творческая часть, чтобы создать возможный подходящий контекст. На пятом шаге часть принимает на себя ответственность за порождение поведения только в соответствующем контексте.
Следующая запись показывает комбинацию этих техник переформирования с клиентом. Томом, который страдал импотенцией.
ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.
Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).
ЛКБ. Так что же произошло?
Том. Я задал вопрос но никто не ответил.
ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?
Следующая запись показывает комбинацию этих техник переформирования с клиентом. Томом, который страдал импотенцией.
ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.
Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).
ЛКБ. Так что же произошло?
Том. Я задал вопрос но никто не ответил.
ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?
Есть два существенно различных типа переформирования: шестишаговое, отделяющее намерение от поведения, и контекстуальное. Шестишаговое переформирование состоит из шести последовательных шагов:
1) Определите нежелательное поведение. Определите специфическое нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический симптом или любое действие, от которого клиент не может удерживаться. Это может быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя желательным образом.
2) Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить:
“Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?” Затем клиент проявляет внимание к любой реакции — звукам, картинам, чувствам или словам. Терапевт также следит за любыми заметными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.
1) Определите нежелательное поведение. Определите специфическое нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический симптом или любое действие, от которого клиент не может удерживаться. Это может быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя желательным образом.
2) Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить:
“Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?” Затем клиент проявляет внимание к любой реакции — звукам, картинам, чувствам или словам. Терапевт также следит за любыми заметными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.
За процессом рефрейминга (переформирования) стоит вера в то, что любое поведение (внутреннее или внешнее), любой симптом, любая коммуникация полезна и значима тем или иным образом. В структуре переформирования содержится также уверенность в том, что люди обладают всеми ресурсами, которые необходимы, чтобы совершить желательное изменение. Это может быть неверно. Важно, что когда я организую свое поведение так, как будто это верно, позитивные изменения легче совершить. Нужно помнить, что мы, люди, никогда не переживаем мир непосредственно, мы всегда создаем карты или модели наших переживаний мира, так что единственная реальность, которую мы знаем — это субъективная реальность. Принятие вышеназванных предположений дает колоссальные преимущества. Поскольку субъективные реальности могут быть изменены и реорганизованы, мы имеем возможность формировать их полезным и благотворным образом.
Обращение описанного процесса полезно для клиентов, страдающих от потери телесных ощущений. Например, женщина, которая ничего не чувствует во всем районе таза, или мужчина, импотенция которого происходит из-за нечувствительности пениса. В подобных случаях я нашла весьма эффективную визуализацию, когда человек ясно визуализирует себя в ситуации, когда он (она) совершенно очевидно наслаждается сексуальным переживанием. Когда человек может реально увидеть себя реагирующим полноценным ощущением (для мужчины — реагирующим полной эрекцией), я предлагаю ему (ей) выйти из себя и войти в свою визуализацию. Таким образом человек ассоциируется в кинестетическую часть желательного визуального переживания, входя в картину.
Таким образом, процесс ассоциации — это обращение визуальнокинестетической диссоциации. Клиент визуализирует себя в сцене и улучшает ее до степени, когда он ею полностью доволен. Затем он входит в себя в этой картине, переживания чувства, конгруентные проецированному переживанию.
Это прекрасная техника для изменения образа и для подготовки клиента к выражению нового поведения. Это также средство образования. Ведя семинары, я часто прошу участников представить себя взаимодействующими с точки зрения их представления о совершенных отношениях. Когда они создают себе такую картину, я прошу их войти в себя в этой картине и отметить, как они себя чувствуют. Действительно ли это оказывается совершенным отношением, или следует изменить образ того, какими отношения должны быть? Если отношения действительно кажутся совершенными, я предлагаю запомнить, как они реагируют и ведут себя по отношению к другим. Эти воспоминания можно использовать для текущих оценок своего поведения. Это помогает убедиться, что они продолжают проявлять качества и характеристики, которые они считают необходимыми для превращения в реальность желательного будущего.
Таким образом, процесс ассоциации — это обращение визуальнокинестетической диссоциации. Клиент визуализирует себя в сцене и улучшает ее до степени, когда он ею полностью доволен. Затем он входит в себя в этой картине, переживания чувства, конгруентные проецированному переживанию.
Это прекрасная техника для изменения образа и для подготовки клиента к выражению нового поведения. Это также средство образования. Ведя семинары, я часто прошу участников представить себя взаимодействующими с точки зрения их представления о совершенных отношениях. Когда они создают себе такую картину, я прошу их войти в себя в этой картине и отметить, как они себя чувствуют. Действительно ли это оказывается совершенным отношением, или следует изменить образ того, какими отношения должны быть? Если отношения действительно кажутся совершенными, я предлагаю запомнить, как они реагируют и ведут себя по отношению к другим. Эти воспоминания можно использовать для текущих оценок своего поведения. Это помогает убедиться, что они продолжают проявлять качества и характеристики, которые они считают необходимыми для превращения в реальность желательного будущего.
Нередко клиенты, приходящие на терапию, страдают от результата крайне травматического прошлого опыта. Их реакция столь сильна, что когда в настоящем появляется что-то, что связано с травмой, их переполняют чувства, уместные лишь по отношению к прошлому эпизоду. Короче говоря, они подвержены фобической реакции.
Таким был рассмотренный ранее случай с женщиной, которая проявляла фобическую реакцию на эрегированный пенис. Мастере и Джонсон рассказывают о джентльмене, который вошел в комнату, когда его жена завершала половой акт с любовником; с тех пор он был импотентным с ней. Каждый раз, когда он начинал с ней половой акт, он визуально возвращался к этому неприятному инциденту и чувствовал себя так, как он чувствовал себя тогда.
Все фобическис реакции имеют одинаковую форму:
Таким был рассмотренный ранее случай с женщиной, которая проявляла фобическую реакцию на эрегированный пенис. Мастере и Джонсон рассказывают о джентльмене, который вошел в комнату, когда его жена завершала половой акт с любовником; с тех пор он был импотентным с ней. Каждый раз, когда он начинал с ней половой акт, он визуально возвращался к этому неприятному инциденту и чувствовал себя так, как он чувствовал себя тогда.
Все фобическис реакции имеют одинаковую форму:
Та же процедура может быть использована в работе с парами. Если оба партнера продолжают сохранять дурные переживания — ссоры, ситуации, в которых они наносили обиды другому, или момент, когда один из них был особенно оскоблен, — примените к этому изменение истории. Это уменьшит боль, приносимую им в настоящем, очистит дорогу в будущее и научит их, что делать в следующий раз, когда возникнет подобная ситуация. Если они уже зафиксировали определенный инцидент, вы можете прямо ввести их в него (в действительности часто трудно вывести их из подобных воспоминаний, пока вы не осуществите некоторого позитивного изменения в этом отношении). Тогда они оба имеют доступ к своим воспоминаниям о том, что случилось, попросите их определить для себя, чего они больще всего хотели бы, чтобы произошло в этой ситуации какими ресурсами они должны были бы обладать и проявлять их, чтобы привести к более удовлетворительному разрешению этого прошлого переживания. Не просите их описывать, что произошло, потому что очень маловероятно, чтобы они полностью согласились, а спор, — это то, от чего вы как раз хотите их увести. Подчеркните, и удостоверьтесь, что они поняли, что в этом процессе каждый из них сам должен быть иным, а не партнер.
Личная история человека — это его воспоминания о прошлых переживаниях, и в этом смысле она может быть изменена. Преимущества возможности изменить воспоминания и тем самым личную историю я покажу на работе с клиентом по имени Чак. Чак полагал, что он всегда терпел неудачи с женщинами, в особенности в сексуальном контексте. Судя по его поведению, с этим нетрудно было согласиться. Он проходил терапию в течение двух лет, и его психолог, мужчина, послал его ко мне, полагая, что я могу быть особенно полезна ему в этой области.
Чак был совершенно уверен, что его ждет неудача с женщиной почти в каждой ситуации, и особенно уверен он был в этом в сексуальной сфере. Он утверждал, что его уверенность основывалась на прошлом опыте, и что он не мог себе представить, чтобы что-нибудь изменилось и стало лучше в будущем. Пока мы разговаривали, я поняла, что поведение Чака в основном определялось событиями прошлого. Он использовал эйдетические образы (образы прошлого) для управления текущим поведением. То, что он в своей жизни делал хорошо, он делал очень хорошо — снова и снова. Он использовал эйдетические образы в качестве ведущей системы и затем репрезентировал их кинестетически как чувства по поводу того, что он собирался делать. Так что когда он встречался с женщиной, он находил визуальный образ из прошлых переживаний неудач с женщинами (а только такие у него и были) и был уверен, что ему предстоит это вновь. И конечно так и случалось.
Чак был совершенно уверен, что его ждет неудача с женщиной почти в каждой ситуации, и особенно уверен он был в этом в сексуальной сфере. Он утверждал, что его уверенность основывалась на прошлом опыте, и что он не мог себе представить, чтобы что-нибудь изменилось и стало лучше в будущем. Пока мы разговаривали, я поняла, что поведение Чака в основном определялось событиями прошлого. Он использовал эйдетические образы (образы прошлого) для управления текущим поведением. То, что он в своей жизни делал хорошо, он делал очень хорошо — снова и снова. Он использовал эйдетические образы в качестве ведущей системы и затем репрезентировал их кинестетически как чувства по поводу того, что он собирался делать. Так что когда он встречался с женщиной, он находил визуальный образ из прошлых переживаний неудач с женщинами (а только такие у него и были) и был уверен, что ему предстоит это вновь. И конечно так и случалось.
До сих пор я говорила преимущественно об использовании кинестетических якорей. Поскольку прикосновения являются естественным аспектом моей манеры общения, мне легко использовать эту форму якорей. Одно из них состоит в том, что они могут быть продолжительно удер-живаемы, и таким образом эффект их может использоваться в течение длительного времени, с большим удобством, чем в случае визуальных или слуховых якорей. С точки зрения процесса обучения на семинарах мое специфическое прикосновение может быть сделано очень видным для аудитории, тем самым облегчая процесс обучения. Кроме того, прикосновение может быть выполнено другим человеком, таким образом якорь может быть передан с большей точностью, чем тон голоса или выражение лица. Это увеличивает способность клиента эффективно использовать якорь.
Однако и у визуальных и слуховых якорей есть свои особенности, которые делают их предпочтительными для определенных людей и в определенных контекстах. Ричард Бэндлер использует почти исключительно изменения тона голоса и темпа речи в качестве слуховых якорей. Благодаря тому, что такие изменения могут быть столь тонкими, что заметить сознательно их может только специально обученный человек, эти якоря остаются совершенно вне сознания клиента. Умение намеренно изменять голос легко пришло к Ричарду, в то время как я потратила много времени, чтобы ввести эти тонкие аспекты в мое поведение под сознательным контролем. На меня произвела большое впечатление полезность этого умения несколько лет назад при работе с одной парой. Мы с Ричардом работали с ними вдвоем, и я заметила, что он использует тональность и интонационные паттерны мужа в своей речи каждый раз в качестве якоря, когда кто-нибудь из нас вызывал в ней сильную позитивную реакцию. Таким образом естественный для мужа тон голоса и интонационная манера стали вызывать позитивные реакции у жены. Таким образом было осуществлено общее и глубокое изменение настроения в их отношениях.
Однако и у визуальных и слуховых якорей есть свои особенности, которые делают их предпочтительными для определенных людей и в определенных контекстах. Ричард Бэндлер использует почти исключительно изменения тона голоса и темпа речи в качестве слуховых якорей. Благодаря тому, что такие изменения могут быть столь тонкими, что заметить сознательно их может только специально обученный человек, эти якоря остаются совершенно вне сознания клиента. Умение намеренно изменять голос легко пришло к Ричарду, в то время как я потратила много времени, чтобы ввести эти тонкие аспекты в мое поведение под сознательным контролем. На меня произвела большое впечатление полезность этого умения несколько лет назад при работе с одной парой. Мы с Ричардом работали с ними вдвоем, и я заметила, что он использует тональность и интонационные паттерны мужа в своей речи каждый раз в качестве якоря, когда кто-нибудь из нас вызывал в ней сильную позитивную реакцию. Таким образом естественный для мужа тон голоса и интонационная манера стали вызывать позитивные реакции у жены. Таким образом было осуществлено общее и глубокое изменение настроения в их отношениях.
Якори могут быть использованы для обеспечения более желательных реакций в парах. Когда пара приходит на терапию, история разделяемых ими переживаний может быть доступным ресурсом. Тот факт, что они являются парой, указывает, что они хотели друг друга в какой-то момент в прошлом, что они, возможно, любят друг друга, и что они мечтали о будущем. Наконец, они прошли определенные тяжелые времена вместе.
Якори позволяют мне получить доступ и использовать этот прошлый опыт, чтобы построить между ними теперь лучшие отношения. И поскольку они хотят терапии, то переживание вновь тех чувств, которые свели их вместе, может быть очень полезными.
Например, в одной паре, которая пришла ко мне на терапию, каждый раз, когда она бросала на него сексуальнейший “поди-сюда” взгляд, ему казалось, что она выглядит забавно, даже смешно. Ее взгляд “поди-сюда” определенно не вызывал той реакции, которой она хотела. Она собиралась поискать мужчину, который бы реагировал на ее призывный взгляд так, как она того хотела. Однако она любила своего мужа и утверждала, что была бы довольна, если бы только он реагировал таким образом, который показал ей, что он ценит ее сексуальность. Одна из возможностей для меня состояла в том, чтобы научить ее перестать бросать на него этот взгляд “поди-сюда” и найти какое-нибудь другое поведение, которое лучше обеспечивало бы то, чего она хотела. Но изменение внешнего поведения часто — длительная работа, требующая времени и сильной мотивации со стороны индивидуума.
Якори позволяют мне получить доступ и использовать этот прошлый опыт, чтобы построить между ними теперь лучшие отношения. И поскольку они хотят терапии, то переживание вновь тех чувств, которые свели их вместе, может быть очень полезными.
Например, в одной паре, которая пришла ко мне на терапию, каждый раз, когда она бросала на него сексуальнейший “поди-сюда” взгляд, ему казалось, что она выглядит забавно, даже смешно. Ее взгляд “поди-сюда” определенно не вызывал той реакции, которой она хотела. Она собиралась поискать мужчину, который бы реагировал на ее призывный взгляд так, как она того хотела. Однако она любила своего мужа и утверждала, что была бы довольна, если бы только он реагировал таким образом, который показал ей, что он ценит ее сексуальность. Одна из возможностей для меня состояла в том, чтобы научить ее перестать бросать на него этот взгляд “поди-сюда” и найти какое-нибудь другое поведение, которое лучше обеспечивало бы то, чего она хотела. Но изменение внешнего поведения часто — длительная работа, требующая времени и сильной мотивации со стороны индивидуума.
Если вы уже понимаете настоящее состояние и знаете, какой ряд переживаний составляет желаемое состояние, ваша задача состоит в том, чтобы перевести вашего клиента из нынешнего состояния в желаемое. Важно, чтобы вы располагали достаточным количеством эффективных возможностей для решения этой задачи. Когда вы располагаете достаточным количеством таких возможностей, вы можете выбрать такой метод, который подходит как клиентам с их особенностями, так и специфическому содержанию проблемы.
Как плотник тщательно выбирает нужную пилу для каждой особой работы, как швея выбирает особую иглу для каждой нити, — одну для шелка, другую для шерсти, так эффективный терапевт должен решить, какого рода вмешательство или комбинация вмешательств лучше всего соответствует потребностям определенного клиента. Есть много различных способов эффективного осуществления изменения. Предлагая вам в дальнейшем описания различных способов вмешательства, я хочу снабдить вас разнообразием эффективных средств, каждое из которых предназначено для определенного рода проблем. Если вы будете располагать большим репертуаром техник, это даст вам возможность добиваться изменений уместным и эффективным образом, переводя опыт клиентов из ряда ограничений в ряд выборов и возможностей.
Как плотник тщательно выбирает нужную пилу для каждой особой работы, как швея выбирает особую иглу для каждой нити, — одну для шелка, другую для шерсти, так эффективный терапевт должен решить, какого рода вмешательство или комбинация вмешательств лучше всего соответствует потребностям определенного клиента. Есть много различных способов эффективного осуществления изменения. Предлагая вам в дальнейшем описания различных способов вмешательства, я хочу снабдить вас разнообразием эффективных средств, каждое из которых предназначено для определенного рода проблем. Если вы будете располагать большим репертуаром техник, это даст вам возможность добиваться изменений уместным и эффективным образом, переводя опыт клиентов из ряда ограничений в ряд выборов и возможностей.