Якори

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Если вы уже понимаете настоящее состояние и знаете, какой ряд переживаний составляет желаемое состояние, ваша задача состоит в том, чтобы перевести вашего клиен­та из нынешнего состояния в желаемое. Важно, чтобы вы располагали достаточным количеством эффективных воз­можностей для решения этой задачи. Когда вы располагае­те достаточным количеством таких возможностей, вы мо­жете выбрать такой метод, который подходит как клиентам с их особенностями, так и специфическому со­держанию проблемы.

Как плотник тщательно выбирает нужную пилу для каждой особой работы, как швея выбирает особую иглу для каждой нити, — одну для шелка, другую для шерсти, так эффективный терапевт должен решить, какого рода вме­шательство или комбинация вмешательств лучше всего со­ответствует потребностям определенного клиента. Есть много различных способов эффективного осуществления изменения. Предлагая вам в дальнейшем описания различных способов вмешательства, я хочу снабдить вас разнообразием эффективных средств, каждое из которых предназначено для определенного рода проблем. Если вы будете располагать большим репертуаром техник, это даст вам возможность добиваться изменений уместным и эф­фективным образом, переводя опыт клиентов из ряда ограничений в ряд выборов и возможностей.

Основная предпосылка моей работы состоит в том, что люди располагают всеми ресурсами, которые им нужны, чтобы совершить те изменения, которых они хотят или которые им необходимы. Мое дело — помочь им получить доступ к своим ресурсам и организовать их, чтобы сделать желательные изменения совершившимся фактом. Незави­симо от того, верна ли эта предпосылка, результаты того, что я структурирую свое поведение так, как будто она вер­на, свидетельствуют о том, что эта предпосылка по мень­шей мере полезна.

Ресурсы, о которых я здесь говорю, лежат в личной истории каждого. Каждое и любое переживание, какое только у человека было, может быть богатством. Почти каждый имеет опыт того, как он или она был (а) уверенным в себе, смелым, настойчивым, ненапряженным — в опре­деленные моменты. Каждое из этих переживаний может быть ресурсом. Моя задача состоит в том, чтобы обеспе­чить доступ к этим ресурсам тогда, когда они необходимы. Бэндлер, Гриндер, Делуазье и я разработали метод, назы­ваемый методом якоря, который выполняет эту задачу.

Таким же образом, как определенные внешние стиму­лы становятся связанными с прошлым опытом (и таким образом напоминают о прошлом опыте), вы можете произ­вольно создать ассоциацию стимула с определенным опы­том. Если такая ассоциация возникла, вы можете произ­вольным образом вызывать переживание. Это работает та­ким же образом, как язык.

Например, если я попрошу вас вспомнить время, когда вы были очень уверены в себе, или момент, когда вы чувст­вовали удовлетворенность собой, мои слова направят вас на поиски в прошлых переживаниях. По мере того, как вы вызывается различные воспоминания, соответствующие уверенности в себе или удовлетворенностью собой, раз­личные аспекты этих прошлых переживаний становятся частью переживания в настоящем. Точно так же вам на­верное знакомо состояние гнева, и вы можете вспомнить соответствующую ситуацию ссоры, или вы можете пере­жить страх, вспомнив сцену из фильма или из собственной жизни. Вызывая это воспоминание (то есть внутренне по­рождая переживание), мы переживаем вновь многое их тех чувств, которые владели нами в момент формирования этого переживания.

Якорь использует этот естественный процесс, создавая произвольную ассоциацию между определенным стиму­лом и специфическим переживанием. Каждый может найти примеры этого, например, в реакции на национальный гимн1 или в реакции на “грозящий палец”. Или другой пример: случалось ли вам, будучи уже взрослым, загля­нуть в ту школу, где вы учились ребенком, помните ли, какие чувства на вас нахлынули? Можете ли вы вспомнить свой первый поцелуй, реально воспроизвести полноту это­го опыта и все связанные с ним чувства?

Все эти примеры того или иного аспекта (определенно­го стимула) в опыте настоящего, вызывающего в вас про­шлые переживания, так что чувства приходят в соответст­вие этому прошлому опыту. Я обнаружила, что произволь­ное введение (при соблюдении необходимой осторожности) нового стимула в тот момент, когда человек полно переживает свой прошлый опыт, ставит этот новый стимул в связь с вспоминаемым переживанием. Этот но­вый стимул может быть прикосновением, звуком, каким-то специальным визуальным стимулом, даже запахом или звуком. Если момент выбран удачно, повторение точно то­го же стимула приводит к повторению чувств в вспоминае­мом переживании. Это и называется якорем. Якорь можно использовать для вызывания соответствующего пережива­ния вновь и вновь. Например, если вам с вашим партнером было особенно хорошо, когда звучала музыка, то при зву­ках этой музыки вас вновь охватят те же романтические мысли и чувства. Исполняют “вашу песню”. Якорь позво­ляет вам произвольно организовать эти чувства любым выбранным способом и сделать их доступным тогда, когда они желательны или необходимы.

Для эффективного установления якоря необходимо уметь определить, когда человек получил доступ к важному переживанию. В предыдущей главе шла речь о связи между внешними стимулами и соответствующим опытом и говорилось о важности распознавания специфических вы-ражений. Поскольку вы не можете точно знать, какое внутреннее состояние переживает человек, вы зависите от своих чувств в определении внешнего выражения внутреннего опыта и отличении одного опыта от другого. Для техники поставки якоря важные области, на которых стоит сосредоточиться (поскольку они достаточно резко изменяются и поэтому за ними легко следить) — это тон голоса, цвет кожи, объем губ, тонус лицевых мышц, температура кожи, частота дыхания и тип дыхания (верх или низ груди или живот). Получая сильные реакции, соответствующие различные внутренним состояниям, вы можете научиться распознавать и различать выражения, свойственные дан­ному человеку.

Вы можете вызвать различные интенсивные реакции просто попросив человека вспомнить ряд прошлых эмо­ций, например, спросив, когда человек был в последний раз сердит, или испуган, или взволнован, — и при этом смотреть и слушать, улавливая изменения. Чем более вы практикуетесь, тем более вы сможете распознавать важ­ные различия. Губы человека могут стать тоньше, цвет лица — бледнее, дыхание — более поверхностным когда он вспоминает переживание испуга; губы обычно становятся полнее, цвет лица — ярче и дыхание глубже, а мышцы лица размягчаются, когда человек вспоминает какое-то страстное переживание. Ваши глаза и уши постепенно бу­дут все более привыкать к этим небольшим различиям, чем больше вы в этом практикуетесь. Если вы совсем не различаете изменений, или изменения клиента незначи­тельны, — проверьте две вещи. Во-первых, конгруентны ли ваши собственные тон голоса, выражение лица и слова той реакции, которую вы хотите получить? Чем более вы сами выразительны, тем большую выразительность вы вы­зовете. Ваше собственное поведение должно быть конгруентным той реакции, на которую вы рассчитываете, тому, о чем вы спрашиваете. Если вы просите клиента вспомнить переживание страсти, спрашивайте это подходящим голо­сам и соответствующим выражением лица: может быть бо­лее низким тоном, страстным голосом и т.п. Успех в поста­новке якоря в значительной степени зависит от вашей соб­ственной гибкости поведения, поскольку часто вам нужно быть выразительным, чтобы вызвать желаемую реакцию.

Во-вторых, проверьте, как клиенты вспоминают требуемое переживание: находясь в картине, или видя себя в картине со стороны. Помните, что видение себя в картине со стороны — это конструируемый образ, и часто это можно распознавать по соответствующему ключу доступа. Если вы не уверены, спросите клиента об этом прямо. Это важно выяснить, потому что если человек видит себя со стороны, он не переживает чувств, связанных с прошлым опытом; он переживает чувства по поводу прошлого опыта. Для примера, представьте себя на карусели, как вы смотрели бы на это со стороны, — как вы вращаетесь все скорее и сидение взлетает все выше. А теперь попробуйте ввести свое тело в картину и попробуйте представить, как вы сидите там и смотрите на землю, поднимаясь все выше и вращаясь все быстрее. Когда вы почувствуете толчок в желудке в момент остановки мотора, — вы действительно попали в картину. Разумеется, между этими двумя пред­ставлениями — большая разница, и она является решаю­щей. Если ваш клиент наблюдает себя как бы со стороны, в том переживании, которое вы просите его вспомнить, вам не удастся поставить на якорь те мощные чувства, которые у него были бы, если бы он был внутри картины. Обнару­жив, что он смотрит со стороны, попросите его войти внутрь картины и почувствовать то, что он чувствовал тог­да, услышал те звуки, которые он тогда слышал и увидеть то, что он в тот момент видел.

Когда вы можете вызвать и заметить различные пере­живания, вы можете и поставить их на якорь. Наблюдая момент полного выражения (внешнего представления внутреннего переживания), которое может быть полезным в терапевтическом процессе, вы можете ввести стимул, с которым это выражение может быть ассоциировано. Это может быть прикосновение к тыльной стороне ладони, или щелчок пальцев. Если момент выбран удачно, то повторе­ние того же стимула вызовет то же выражение, что означа­ет, что оно приводит также и к ассоциируемому с этим внутреннему состоянию.

Многие терапевты используют этот процесс, пользуясь особым тоном голоса и темпом речи во время управляемой фантазии или гипноза. Этот тон голоса становится якорем для измененных состояний, которые переживались, когда этот тон голоса использовался. В гештальтистской работе со стульями каждый из двух стульев также становится якорем для различных эмоциональных состояний и клиент радикально изменяется, пересаживаясь с одного стула на другой.

Чтобы добиться успеха в постановке на якорь опреде­ленной реакции, вам нужно следовать трем правилам:

— дайте своему клиенту получить доступ к требуемому переживанию (или вызовите его) так полно и глубоко, как только возможно;

— вводите добавочный стимул в момент наиболее пол­ного выражения или наиболее интенсивной реакции; выбор момента является решающим!

-- позаботьтесь о том, чтобы стимул мог быть воспроизведен в точности; воспроизведение стимула вызовет воспроизведение внутреннего состояния достаточно полно только если он воспроизводится совершенно точно; я могу описать установление якоря как прикосновение к колену

или плечу клиента, или к тыльной стороне руки, но нужно иметь в виду, что это вполне специфическое прикоснове­ние; я буду воспроизводить его совершенно точно, вплоть до интенсивности давления; вы можете и должны сами проверить на опыте, какие отклонения возможны (если возможны).

Использование техники постановки якоря дает вам до­ступ к различным внутренним состояниям клиента. Рабо­тая с клиентами с психическими нарушениями, обычно жалуются, что такие клиенты часто изменяются в отноше­нии того, кто они, что они такое и в каком они состоянии. Только терапевт нашел правильное направление в работе с таким клиентом, как клиент оказывается совсем другим. Якорь может помочь стабилизировать эмоциональное со­стояние клиента, давая терапевту возможность придти к намеченной цели.

Желательный сексуальный опыт также может быть за­креплен с помощью якоря. Пары обычно располагают сво­ими полезными якорями. Некий мужчина всегда знал, что у него будет фантастическая ночь, когда жена надевала определенную ночную сорочку. Один вид этой сорочки не­медленно возбуждал его. Таким образом, эта ночная со­рочка была для него якорем, вызывавшим возбуждение. У пар часто устанавливаются “ключи”, касающиеся сексу­альных желаний, например, с какой стороны постели ло­жится один из них. Я обнаружила, что женщина часто ис­пользуют невербальное поведение, определенные прикос­новения, которые сигнализируют мужчине, что они готовы и хотят введения пениса.

В случаях сексуальных дисфункций могут быть якори, запускающие нежелательные переживания. Часто якорь находится вне сознавания человека, и человек сознает только возникающие в результате нежелательные пережи­вания.

Молодая женщина, Мелисса, пришла ко мне на терапию по поводу сексуальной дисфункции. Она совершенно цепенела, когда мужчина приближался к ней с сексуаль­ным желанием. Когда я лишь попросила ее описать свой переживания, когда мужчина подходит к ней, она страшно испугалась. Я поставила эту реакцию на якорь. Затем, ис­пользуя якорь для вызывания этого ряда переживаний, я попросила ее вернуться в свое прошлое и описать другие ситуации, когда она переживала те же чувства. Задача состояла не в том, чтобы получить информацию относительно того, почему она пугалась, когда к ней подходил мужчина. Нужно было получить чувственный ответ на вопрос, что не давало ей чувствовать себя хорошо, когда подходил мужчина, что прекращало хорошее самочувствие. Шаги этого метода получения информации таковы:

— определите выражение (внешний ключ), которое указывает, что клиент переживает нежелательное состоя­ние;

— закрепите это состояние якорем, который может быть повторен и удержан;

— удерживаете якорь, и когда клиент переживает нежелательные чувства, попросите его вернуться в прошлое и найти другие случаи, когда он переживал те же чувства;

— в то время как клиент движется назад по своей лич­ной истории, используйте прием наложения (см. далее), помогая ему восстановить все детали индивидуальных прошлых переживаний (это дает возможность большего выбора, чем в случае, если детали остаются вне сознава­ния — см. ранее, в разделе о различиях ведущей и первич­ной репрезентативной систем); находите информацию, ко­торую дают описания клиента, то, что может иметь отно­шение к нынешнему состоянию.

— верните клиента в настоящее время, позаботьтесь, чтобы он чувствовал себя хорошо и безопасно; спросите, чему они научились в этом путешествии в прошлое.

Использование этой техники дало мне возможность провести Мелиссу через ее личную историю к давно забы­тому инциденту в детстве: случаю, когда ей показалось, что ее мать побудила приятеля демонстрировать соблазни­тельное поведение относительно Мелиссы. Когда он проде­лал это, мать с силой предупредила ее, что мужчина, кото­рый ведет себя таким образом, хочет нанести ее большой вред, что такое поведение означает, что мужчина опасен, и что ей нужно убегать изо всех сил. Когда эта история стала доступной сознательному уму Мелиссы, ей стало легко правильно отнестись к предупреждению матери, ко­торая делала его с самыми лучшими намерениями. Теперь Мелисса не нуждалась в такого роде защите, потому что на самом деле она могла защитить себя от опасных мужчин множеством иных способов. Используя якори, мы восстановили более подходящие ресурсы для реализации ее желаний в настоящем.


Источник: Кэмерон-Бендлер Лесли «С тех пор они жили счастливо»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.