Давай представим, что с этого момента мы все одели невидимые очки. У этих очков большое количество различных линз. Мы можем заменять линзы всякий раз, когда мы делаем какой-то выбор в жизни. Возьми эти линзы и реши, какие из них ты хочешь установить?
Линзы эти — не обычные стекла. Каждая из них представляет верования или идеи, которые влияют на твою жизнь. Они воздействуют на то, что ты делаешь, думаешь и чувствуешь.
Вообрази себя трехлетним ребенком, вспоминающим своего отца. Ребенок видит перед собой вазу, полную леденцов. Он видит это через свои очки.
Представь себе, что этот набор линз, обозначающий верование, которое утверждает: «Я должен получать леденцы, чтобы быть счастливым». Ребенок убежден, что для счастья ему необходимы леденцы.
«Если я сейчас же не получу леденцы, я буду несчастным! Это будет ужасно! Мир рухнет! Я умру!»
Линзы эти — не обычные стекла. Каждая из них представляет верования или идеи, которые влияют на твою жизнь. Они воздействуют на то, что ты делаешь, думаешь и чувствуешь.
Вообрази себя трехлетним ребенком, вспоминающим своего отца. Ребенок видит перед собой вазу, полную леденцов. Он видит это через свои очки.
Представь себе, что этот набор линз, обозначающий верование, которое утверждает: «Я должен получать леденцы, чтобы быть счастливым». Ребенок убежден, что для счастья ему необходимы леденцы.
«Если я сейчас же не получу леденцы, я буду несчастным! Это будет ужасно! Мир рухнет! Я умру!»
«Умственный мусор»: пища для страждущих
В предыдущей главе мы научились устанавливать причину некоторых проблем. Но верования, которые есть у нас по поводу событий и фактов, обедняют и ограничивают наше восприятие. Итак, давайте рассмотрим их более пристально.
Вероятно, наиболее точный способ исследовать нашу систему верований состоит в изучении нашего языка. Под этим мы понимаем и то, что мы говорим вслух, и то, что мы храним в наших головах. Язык, которым мы думаем, называется «внутренней речью». Мы постоянно пользуемся ею, не осознавая этого.
1. Я всегда...
2. Я не могу...
3. Это нечестно...
4. Он не должен...
5. Я должен...
6. Что, если...
В предыдущей главе мы научились устанавливать причину некоторых проблем. Но верования, которые есть у нас по поводу событий и фактов, обедняют и ограничивают наше восприятие. Итак, давайте рассмотрим их более пристально.
Вероятно, наиболее точный способ исследовать нашу систему верований состоит в изучении нашего языка. Под этим мы понимаем и то, что мы говорим вслух, и то, что мы храним в наших головах. Язык, которым мы думаем, называется «внутренней речью». Мы постоянно пользуемся ею, не осознавая этого.
1. Я всегда...
2. Я не могу...
3. Это нечестно...
4. Он не должен...
5. Я должен...
6. Что, если...
Теперь мы понимаем, что наши плохие чувства вызываются не тем, что случается, а нашими мыслями относительно того, что произошло. Итак, если мы хотим распрощаться с нашими отрицательными эмоциями, самое время сделать первый шаг и уделить больше внимания тому, что мы думаем, по-новому взглянуть на наши верования, наш язык и слова, которые мы обычно говорим.
В этой главе мы найдем сведения о том, почему мы чувствуем, что именно это мы должны делать.
Имеется различие между фактом и верованием. Истинность факта, как известно, может быть доказана и принята почти каждым из нас.
Имеются некоторые факты:
1. «Мороженое — это еда»
2. «Велосипед не загрязняет окружающую среду»
3. «Математика — это предмет, который изучают в школе»
В этой главе мы найдем сведения о том, почему мы чувствуем, что именно это мы должны делать.
Имеется различие между фактом и верованием. Истинность факта, как известно, может быть доказана и принята почти каждым из нас.
Имеются некоторые факты:
1. «Мороженое — это еда»
2. «Велосипед не загрязняет окружающую среду»
3. «Математика — это предмет, который изучают в школе»
Чувства не проявляются сами по себе. Они вовсе не похожи на черные облака, плавающие в небе и ожидающие момента, чтобы атаковать нас. Чувства всегда имеют причину. Они проявляются «потому что». Мы можем научиться понимать наши чувства и причины их проявлений.
Как меняются чувства. Иногда они изменяются очень быстро. Только что вы вышли из дома в прекрасном настроении и вдруг, в следующую минуту, в памяти всплывает плохой завтрак. Почему??? Если кто-то в этот момент спросит вас: «Что случилось?», вы вероятно, должны ответить «Не знаю». Чувство изменилось, но мы не понимаем, почему это произошло. Иногда может казаться, что мы не имеем выбора в проявлении своих чувств.
Эта книга — о чувствах. У нас есть две цели: одна из них — понять, почему мы чувствуем то, что мы делаем. Другая цель состоит в том, чтобы научиться управлять нашими чувствами.
Как меняются чувства. Иногда они изменяются очень быстро. Только что вы вышли из дома в прекрасном настроении и вдруг, в следующую минуту, в памяти всплывает плохой завтрак. Почему??? Если кто-то в этот момент спросит вас: «Что случилось?», вы вероятно, должны ответить «Не знаю». Чувство изменилось, но мы не понимаем, почему это произошло. Иногда может казаться, что мы не имеем выбора в проявлении своих чувств.
Эта книга — о чувствах. У нас есть две цели: одна из них — понять, почему мы чувствуем то, что мы делаем. Другая цель состоит в том, чтобы научиться управлять нашими чувствами.
Всюду, где бы мы ни находились, мы получаем информацию в виде зрительных и слуховых образов, она формирует у нас непосредственную самооценку. Мы окружены мнениями и представлениями других людей относительно того, кем мы являемся и кем они хотят, чтобы мы были. Это родители, преподаватели, друзья, телевидение, реклама, журналы. Все они сообщают нам о том, кем мы являемся и кем должны быть. Иногда кажется, что все они говорят о разных вещах. Наши родители хотят, чтобы мы совершенствовались (12:) одним путем, наши друзья — другим, телевидение — третьим, а журналы — четвертым. Кого нам слушать? Мы можем запутаться и потерять свою индивидуальность.
При обсуждении самооценки будет полезно знать несколько вещей. Давайте ниже рассмотрим диаграмму. Каждая область нашей жизни обозначена знаком «X».
Слева «X» представляет, кем мы являемся сейчас. Знак «X», расположенный справа, показывает нам, кем мы хотим быть. Если мы хотим измениться, нас ждет длинный путь из того пункта, где мы находимся сейчас, туда, где мы хотели бы быть.
При обсуждении самооценки будет полезно знать несколько вещей. Давайте ниже рассмотрим диаграмму. Каждая область нашей жизни обозначена знаком «X».
Слева «X» представляет, кем мы являемся сейчас. Знак «X», расположенный справа, показывает нам, кем мы хотим быть. Если мы хотим измениться, нас ждет длинный путь из того пункта, где мы находимся сейчас, туда, где мы хотели бы быть.
Что такое самооценка?
Осознание того, насколько уверены в себе, насколько мы любим себя, сколько проявляем заботы по отношению к себе и называется самооценкой. Человек, который искренне любит и ценит себя, имеет высокую самооценку.
Человек, думающий, что он или она не заслуживают получения любви, имеет низкую самооценку. Обычно у большинства из нас самооценка время от времени изменяется. Иногда это — чувство совершенства. Спустя какое-то время мы можем чувствовать, что мы хуже других, в этот момент самооценка снижается. Такие изменения могут вызывать у нас проблемы, особенно если они часто происходят.
Осознание того, насколько уверены в себе, насколько мы любим себя, сколько проявляем заботы по отношению к себе и называется самооценкой. Человек, который искренне любит и ценит себя, имеет высокую самооценку.
Человек, думающий, что он или она не заслуживают получения любви, имеет низкую самооценку. Обычно у большинства из нас самооценка время от времени изменяется. Иногда это — чувство совершенства. Спустя какое-то время мы можем чувствовать, что мы хуже других, в этот момент самооценка снижается. Такие изменения могут вызывать у нас проблемы, особенно если они часто происходят.
Эта книга написана для детей в возрасте 10 лет и старше. Для использования в начальной школе я предложила бы проводить по 3 сеанса в неделю, по 1/2 часа каждый, в течение 10 недель. Такие занятия помогают детям эффективнее использовать свой потенциал. Они приносят пользу как при работе с маленькими группами, так и при индивидуальной работе. Групповые занятия позволяют преодолеть сенсорную изоляцию и почувствовать свое индивидуальное «Я». Они также обеспечивают замечательные возможности для ролевых игр.
Непросто изменить закрепившиеся образы негативного мышления и иррациональные верования. Они находятся в глубинах подсознания и часто не совсем очевидны, так что требуется некоторое время большинству детей и взрослых для осознания даже того, что у них они есть. Постепенно, по мере проводимой работы, дети и взрослые меняют некоторые из них и начинают видеть всю пользу в проявлении чувств. На преодоление уже сложившихся стереотипов поведения требуется определенное время. С другой стороны, совместное чтение книги поможет улучшить взаимопонимание между детьми и родителями.
Авторский семинар под названием «ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» содержит материал, позволяющий учителям, психологам и родителям в создании собственных вариантов обучения. Для получения дополнительной информации вы можете связаться с издателем.
Непросто изменить закрепившиеся образы негативного мышления и иррациональные верования. Они находятся в глубинах подсознания и часто не совсем очевидны, так что требуется некоторое время большинству детей и взрослых для осознания даже того, что у них они есть. Постепенно, по мере проводимой работы, дети и взрослые меняют некоторые из них и начинают видеть всю пользу в проявлении чувств. На преодоление уже сложившихся стереотипов поведения требуется определенное время. С другой стороны, совместное чтение книги поможет улучшить взаимопонимание между детьми и родителями.
Авторский семинар под названием «ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» содержит материал, позволяющий учителям, психологам и родителям в создании собственных вариантов обучения. Для получения дополнительной информации вы можете связаться с издателем.
Родителям, преподавателям, психологам
В наших школах обучение и воспитание поставлены так, что они не дают возможность учащимся проявить свою энергию и инициативу. В то же время не уделяется должное внимание эмоциональному росту. Мы попытались исправить эти явные академические НЕТОЧНОСТИ, но временами чувствовали себя беспомощными, так как система образования приводила к разрушительной эрозии самоуважения и всевозможных индивидуальных проявлений «Я». Эта книга предлагает определенное направление в улучшении самоосознания детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Первое ее издание вначале было написано как курс лекций, разработанных для студентов. Финансирование этих исследований осуществлялось Отделом образования США, а на локальном уровне через B.E.S.T. — Центр в Eugene, штат Орегон. Это значительно расширило диапазон наших исследований.
В наших школах обучение и воспитание поставлены так, что они не дают возможность учащимся проявить свою энергию и инициативу. В то же время не уделяется должное внимание эмоциональному росту. Мы попытались исправить эти явные академические НЕТОЧНОСТИ, но временами чувствовали себя беспомощными, так как система образования приводила к разрушительной эрозии самоуважения и всевозможных индивидуальных проявлений «Я». Эта книга предлагает определенное направление в улучшении самоосознания детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Первое ее издание вначале было написано как курс лекций, разработанных для студентов. Финансирование этих исследований осуществлялось Отделом образования США, а на локальном уровне через B.E.S.T. — Центр в Eugene, штат Орегон. Это значительно расширило диапазон наших исследований.
С позиций рефрейминга различие между «проблемой» и «возможностью» носит преимущественно семантический характер. Любая проблема подразумевает существование (иногда глубоко в подсознании) решения, а также возможностей для его отыскания. Итак, мы вновь обращаемся к процессу решения проблем.
С прагматической точки зрения удобнее разделять решение проблем и их выявление. Причем решить проблему значительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психолог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сделать). Выявить и решить свои проблемы и использовать имеющиеся возможности вам поможет рефрейминг.
С прагматической точки зрения удобнее разделять решение проблем и их выявление. Причем решить проблему значительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психолог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сделать). Выявить и решить свои проблемы и использовать имеющиеся возможности вам поможет рефрейминг.
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые возможности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными представлениям о том, что правильно, а что неправильно. Такой подход способствует установлению взаимопонимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.
Контекстуальный и содержательный рефрейминг
Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.
Контекстуальный и содержательный рефрейминг
Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.
Стадии процесса мышления
Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотносится с универсальными мыслительными стратегиями.
• Подготовка
Стадия подготовки соответствует этапу планирования какого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной циклической модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.
Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой другой, заключается в преодолении разрыва между вашим нынешним и желаемым состоянием (при помощи обмена информацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)
Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотносится с универсальными мыслительными стратегиями.
• Подготовка
Стадия подготовки соответствует этапу планирования какого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной циклической модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.
Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой другой, заключается в преодолении разрыва между вашим нынешним и желаемым состоянием (при помощи обмена информацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)
Целенаправленное поведение невозможно при отсутствии тщательно продуманной стратегии. Выработка определенных стратегий мышления является неотъемлемой составной частью процесса моделирования. Взгляните на ребенка, отец которого — футбольный фанат. Естественно, такой ребенок будет пытаться подражать отцу, неосознанно моделировать его поведение. То же самое будет происходить, если ребенка окружают художники, портные, любители чтения, плавания, велосипедных прогулок и т. п. Значительное влияние на формирование мировоззрения и, соответственно, определенного типа поведения оказывает телевидение. При этом моделируется не только позитивное поведение, но и негативное, асоциальное. НЛП позволяет придать моделированию более позитивный и сознательный характер.
Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигом и означает такой способ восприятия, при котором вы как будто видите мир глазами другого человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время говорить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагировать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, — иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по–настоящему кому–то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдайте за кем–либо, представьте себя делающим то же самое, а затем попытайтесь сделать это в действительности.
Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигом и означает такой способ восприятия, при котором вы как будто видите мир глазами другого человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время говорить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагировать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, — иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по–настоящему кому–то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдайте за кем–либо, представьте себя делающим то же самое, а затем попытайтесь сделать это в действительности.