Работу с фиксированными идеями, "расфиксирование", можно разделить на три четко отличающихся шага:
1: Обнаружьте фиксированные идеи. Естественно, сначала нужно их находить. По очереди одну за другой.
2. Отделите идею. Личности нужно немного отдалиться от того, что мы нашли.
3. Высвободите идею. Мы исследуем, оспариваем и расширяем идею, пока она не перестанет быть фиксированной.
Шаг первый: Обнаружьте фиксированные идеи
Обнаружение фиксированных идей—это и охота, и искусство, а совсем не механическая процедура. Вам нужно быть очень гибким и уметь издалека чуять фиксированные идеи. У нас есть список возможных способов добраться до области с фиксированными идеями, но когда вы получите эту область, вам нужно самому разнюхать остальное. Главный способ выслеживать сами фиксированные идеи—это оспаривать любую логику, которую вам дает клиент, требовать объяснений и спрашивать, на чем это основано. Это проводится в дружественной и шутливой манере, но очень прямо и любознательно. Не тратьте время, выслушивая рассказы или реакции, ищите части застывшей логики. Вот некоторые полезные для этого вопросы:
"Почему?"
"Как это так?"
"Ты можешь это объяснить?"
"На каком принципе это основано?"
Вам желательно оспаривать или исследовать те идеи, в которых клиент больше всего уверен, а не те области, где он знает о своих проблемах и реакциях. Вы можете натолкнуться на что-то еще кроме фиксированных идей, но это нужно прорабатывать другими техниками. Просто сознавайте, что предмет обнаружения здесь совершенно особый.
Вот некоторые общие вопросы, которые можно использовать для вылавливания фиксированных идей:
1. "Ты в чем-то считаешь других неправыми?"
2. "У тебя есть способы превосходства над другими?"
3. "У тебя есть идеи, которые улучшают твою жизнь?"
4. "У тебя есть способы обеспечивать свою правоту?"
5. "Как ты избегаешь того, чтобы кто-то другой оказался лучше?"
6. "Какие идеи ты используешь как истину?"
7. "Какая идея постоянна в твоей жизни?"
8. "Какой твой принцип действий в жизни?"
9. "Какие логические правила ты используешь в отношениях с другими людьми?"
10. "Какой у тебя принцип оценки чего-то?"
11. "Во что тебе не нравится вовлекаться? Почему?"
12. "Что тебе не нравится? Почему?"
13. "Что для тебя оказалось очень интересным (в процессинге)? Почему?"
14. "Какой уровень активности для тебя приемлем? Почему?"
15. "Что тебя беспокоит насчет других? Почему?"
Еще можно систематически проработать то, что человек делает в разных областях жизни. Обсудите, как он ведет дела, какие у него стандарты и принципы действий. Заметьте, чего он избегает и как. Заметьте, что не подлежит изменениям. Углубитесь в это.
Шаг второй: Отделите идею
Недостаточно выяснить, в чем состоит фиксированная идея. Клиент должен воспринять её как отдельную от себя идею, хотя бы чуть-чуть. Мы не можем расфиксировать идею, если клиент полностью ей является. Ему нужно осознать, что это идея. Она должна перейти из царства однозначной логики (Да) в двухзначную (Да/Нет) или трехзначную (Да/ Нет/ Может быть) логику. То есть идея вместо неоспоримой бессознательной истины должна стать предметом разумного рассмотрения. Клиент может продолжать считать идею вполне истинной и универсально применимой, это прекрасно. Но ему нужно осознать, что это идея, отдельная от других идей.
Часто нужно только обнаружить фиксированную идею. Наилучший результат шага обнаружения—это что клиент попадает в затруднительное положение, понимает что происходит, смеется, и признается в использовании идеи. Тогда идея отделена и можно перейти к дальнейшим шагам по её высвобождению в третьем шаге.
Иногда идея становится очевидной, но клиент не замечает в ней юмора и еще не видит, что её вообще можно обсудить. В таком случае нам нужно еще немного подтолкнуть клиента, чтобы отделить идею. Вопросы в этом направлении:
"Это что, идея?"
"И ты это применяешь?"
"Это улучшает твою жизнь?"
"И ты в этом не сомневаешься?"
"Как долго ты ___?"
"Может, есть люди, которые так не считают?"
Вы просто стараетесь поощрить личность согласиться с тем, что идея—"что-то". То, что личность использует. Это лучше всего делать с помощью встроенных в вопросы предпосылок, а конечно не споря об этом.
Шаг третий: Раскрепостите идею
Теперь нам нужно превратить идею из фиксированной в подвижную. Далее приведен набор способов, с помощью которых это можно сделать. Эффективность разных подходов зависит от того, с какой фиксированной идеей мы работаем. Абстрактная информация требует несколько других действий, чем отстаиваемая роль или действия. К тому же формулировки вопросов нужно приспосабливать к формулировке фиксированной идеи. Это не механическая процедура, а просто набор подсказок по тому, что можно сделать.
1. Преимущества
Спросите о преимуществах, которые человек получает при использовании фиксированной идеи. Часто клиент может сразу отбарабанить все преимущества. Просто дайте ему выдать все, что он может придумать. Преимущества не нужно искать, они должны быть прямо здесь, как только вы о них спросили. Ни с чем не соглашайтесь, просто получите все автоматические ответы.
"В чем преимущество ___?"
"В чем выгоды ___?"
"Что ___ тебе дает?"
2. Улучшение
Выясните, в чем по мнению человека идея помогает ему в делах, делает его лучше, в чем улучшает его условия жизни. Узнайте примеры того, как дела улучшались благодаря идее.
"В чем ___ помогла тебе в делах?"
"В чем ___ тебя улучшила?"
"В чем ___ улучшила твою жизнь?"
3. Не допускать
Выясните, что идея предотвращает. Она скорее всего существует для того, чтобы предотвращать что-то "плохое", не допускать его, или маскировать его как не плохое. Разбирайтесь со всем, что всплывает, по мере необходимости. Например, если появляется нежелательное ощущение, вы можете прояснить его с помощью повторного переживания. Фиксированная идея—это всего лишь простое, близорукое средство исправления нежелательной ситуации. Можно по-настоящему исправить ситуацию с помощью одной из наших техник, и фиксированная идея больше не будет нужна.
"Чему ___ мешает?"
"Чего ___ не допускает?"
"Что ___ предотвращает?"
4. Унижает
Фиксированные идеи часто используются для унижения других, чтобы делать себя лучше по сравнению с ними. Вот некоторые из самых важных сторон, с которыми нужно справиться:
"Как ___ унижает других?"
"Как ___ затормаживает других?"
"Как ___ ставит других на место?"
5. Решения
Личность использует фиксированные идеи, потому что они вроде бы что-то решают. Они обычно ничего не решают, если мы копнем чуть глубже.
"Какую проблему ___ может решать?"
"Что ___ решила?"
6. Наружу и внутрь
Фиксированные идеи вроде бы выводят личность из неприятностей или вводят в желательные ситуации. Но обычно они на самом деле не делают этого, так что нам нужно это рассмотреть.
"Из чего ___ тебя вывела?"
"Во что ___ тебя ввела?"
7. Освободиться
Может, человек просто никогда не думал о том, что случится, если он не будет использовать фиксированную идею. Он к ней просто очень привык.
"Что может случиться, если ты освободишься от ___?"
8. Откуда ты знаешь
Фиксированная идея считается не требующей доказательств и используется без полного обдумывания. Мы можем высвободить ее, если обнаружим, какую систему личность использует для установления "истинности" идеи, на чем основана эта система и так далее. Личность вполне может обнаружить, что идея подтверждается только чем-то очень сомнительным, которое никогда не рассматривалось.
"Откуда ты знаешь, что ___?"
9. Особенности восприятия
Узнайте особенности восприятий темы идеи. Может быть, она ощущается, и если да, то где и как. Может быть, личность это видит или слышит, может это тоненький голос? Связь идеи с реальными восприятиями часто извлекает её из царства абстрактных обобщений.
"Как это ощущается, звучит, выглядит?"
10. Безопасное пространство
Фиксированная идея создает видимость, что личность обеспечила себе пространство, защищенное от внешних возмущений. Личность делает вид, что в рамках безопасной зоны всё находится в неизменном согласии с фиксированной идеей. Скорее всего это только видимость, так что её нужно исследовать. Наличие фиксированных идей на самом деле не обеспечивает никакой безопасности.
"Может быть, ___ обеспечивает безопасное пространство?"
11. Не существует
Фиксированные идеи пытаются устранять из жизни нежелательные беспорядки. Фиксированная идея делает вид, что всё упорядочено, предсказуемо и что непредсказуемых возмущений нет. Нам, конечно, нужно выяснить, что именно устраняется как несуществующее. Потому что когда мы реально встретимся с этим и проясним его, фиксированная идея уже не будет особо нужна.
"Может, ___ делает что-то несуществующим?"
12. Равновесие
Жизнь веселее всего, когда есть наилучшее равновесие предсказуемого и непредсказуемого. Не было бы радостного волнения от управления всем миром. У идей обычно есть противоположные идеи, у действий есть противодействия, и так далее. Личность может отрезвиться, когда поймет, что было бы, если бы фиксированная идея была абсолютно верной и ничего противоположного не существовало.
"Что случилось бы, если бы существовало только ___?"
"Что, если не существовало бы противоположного?"
13. Примеры
Если узнать и получить примеры применения фиксированной идеи, она может лучше заземлиться в реальности и её можно будет исследовать. Если вы можете поощрить человека дать контр-примеры, еще лучше, фиксированная идея уже высвобождается.
"Ты можешь дать мне пример ___?"
"Дай мне пример, когда ___—неправда."
14. Происхождение
Если мы сможем исследовать, откуда происходит идея, как человек принял такое решение, или не принимал такого решения, и тому подобное, это поможет раскрепостить идею. Идея сильнее всего как обособленное утверждение общего характера. Если становится ясно, что личность так решила в определенный момент, то она может с таким же успехом отменить это решение.
"Когда ты решил, что ___?"
"Откуда взялось, что ___?"
"Кто говорит, что ___?"
"Кто считает, что ___?"
15. Кто использует идею
Исследование идеи с разных позиций восприятия раскрепощает ее. Когда человек замечает, что другие используют эту идею, ему становится яснее, что он ИСПОЛЬЗУЕТ ее. Еще очень полезно рассмотреть случаи, когда идея использовалась против этого человека.
"Кто еще использует ___?"
"Кто, как ты заметил, использовал ___?"
16. Предпосылки
Исследуйте, что подразумевается или предполагается. Идея не просто обособленно существует. Чтобы она была правдой, другие вещи тоже должны быть правдой. Проследите ход логики в обоих направлениях, чтобы найти предпосылки. Возможно, личность совсем не думала раньше о родственных идеях, и сможет посмотреть на них более гибко.
"Что должно быть правдой, чтобы ___ было правдой?"
"Что должно быть правдой, если ___ правда?"
17. Преувеличение
Преувеличивайте идею, пока она не станет абсурдной. Обобщите её еще больше, чем это делает клиент. Распространите её за границы, в которых клиент её использовал. Специально найдите её красочные примеры. Это побудит клиента понять, что идея не абсолютна и не универсально применима.
"Это так каждый раз, всегда, для всех, в любых обстоятельствах?"
18. Произойдет и не произойдет
Исследуйте границы и последствия идеи. Извлеките её из царства просто идей и исследуйте, что может реально произойти, если она истинна или используется, что если она ложна или не используется. Что может не произойти, если её использовать, что если не использовать. Всё это проясняет, что всегда есть выбор, есть плюсы и минусы. Что может "не произойти" можно еще выразить как что человек может "упустить". Мы говорим о положительных событиях, которые смогут или не смогут произойти. Просто называть в соответствии с фиксированной идеей хорошие и плохие вещи—ни к чему не приводит.
"Что может произойти, если ___ ___?"
"Что может произойти, если ___ не ___?"
"Что может не произойти, если ___ ___?"
"Что может не произойти, если ___ не ___?"
19. Намерение
Найдите положительное намерение в основе идеи. Преобразовывайте её из фиксированной идеи в гибкий принцип. Найдите другие формы осуществления намерения.
"Какое исходное намерение лежит в основе?"
20. Ценность и важность
Исследуются "ценность" и "важность" идеи. Это делается для того, чтобы разъяснить, что ценность и важность—отвлеченные понятия и не абсолютны. Как можно надеяться, личность сможет сравнить идею с другими идеями, увидеть, как она связана с ситуацией, вместо того чтобы придавать ей фиксированную ценность.
"В чем ценность ___?"
"В чем важность ___?"
1: Обнаружьте фиксированные идеи. Естественно, сначала нужно их находить. По очереди одну за другой.
2. Отделите идею. Личности нужно немного отдалиться от того, что мы нашли.
3. Высвободите идею. Мы исследуем, оспариваем и расширяем идею, пока она не перестанет быть фиксированной.
Шаг первый: Обнаружьте фиксированные идеи
Обнаружение фиксированных идей—это и охота, и искусство, а совсем не механическая процедура. Вам нужно быть очень гибким и уметь издалека чуять фиксированные идеи. У нас есть список возможных способов добраться до области с фиксированными идеями, но когда вы получите эту область, вам нужно самому разнюхать остальное. Главный способ выслеживать сами фиксированные идеи—это оспаривать любую логику, которую вам дает клиент, требовать объяснений и спрашивать, на чем это основано. Это проводится в дружественной и шутливой манере, но очень прямо и любознательно. Не тратьте время, выслушивая рассказы или реакции, ищите части застывшей логики. Вот некоторые полезные для этого вопросы:
"Почему?"
"Как это так?"
"Ты можешь это объяснить?"
"На каком принципе это основано?"
Вам желательно оспаривать или исследовать те идеи, в которых клиент больше всего уверен, а не те области, где он знает о своих проблемах и реакциях. Вы можете натолкнуться на что-то еще кроме фиксированных идей, но это нужно прорабатывать другими техниками. Просто сознавайте, что предмет обнаружения здесь совершенно особый.
Вот некоторые общие вопросы, которые можно использовать для вылавливания фиксированных идей:
1. "Ты в чем-то считаешь других неправыми?"
2. "У тебя есть способы превосходства над другими?"
3. "У тебя есть идеи, которые улучшают твою жизнь?"
4. "У тебя есть способы обеспечивать свою правоту?"
5. "Как ты избегаешь того, чтобы кто-то другой оказался лучше?"
6. "Какие идеи ты используешь как истину?"
7. "Какая идея постоянна в твоей жизни?"
8. "Какой твой принцип действий в жизни?"
9. "Какие логические правила ты используешь в отношениях с другими людьми?"
10. "Какой у тебя принцип оценки чего-то?"
11. "Во что тебе не нравится вовлекаться? Почему?"
12. "Что тебе не нравится? Почему?"
13. "Что для тебя оказалось очень интересным (в процессинге)? Почему?"
14. "Какой уровень активности для тебя приемлем? Почему?"
15. "Что тебя беспокоит насчет других? Почему?"
Еще можно систематически проработать то, что человек делает в разных областях жизни. Обсудите, как он ведет дела, какие у него стандарты и принципы действий. Заметьте, чего он избегает и как. Заметьте, что не подлежит изменениям. Углубитесь в это.
Шаг второй: Отделите идею
Недостаточно выяснить, в чем состоит фиксированная идея. Клиент должен воспринять её как отдельную от себя идею, хотя бы чуть-чуть. Мы не можем расфиксировать идею, если клиент полностью ей является. Ему нужно осознать, что это идея. Она должна перейти из царства однозначной логики (Да) в двухзначную (Да/Нет) или трехзначную (Да/ Нет/ Может быть) логику. То есть идея вместо неоспоримой бессознательной истины должна стать предметом разумного рассмотрения. Клиент может продолжать считать идею вполне истинной и универсально применимой, это прекрасно. Но ему нужно осознать, что это идея, отдельная от других идей.
Часто нужно только обнаружить фиксированную идею. Наилучший результат шага обнаружения—это что клиент попадает в затруднительное положение, понимает что происходит, смеется, и признается в использовании идеи. Тогда идея отделена и можно перейти к дальнейшим шагам по её высвобождению в третьем шаге.
Иногда идея становится очевидной, но клиент не замечает в ней юмора и еще не видит, что её вообще можно обсудить. В таком случае нам нужно еще немного подтолкнуть клиента, чтобы отделить идею. Вопросы в этом направлении:
"Это что, идея?"
"И ты это применяешь?"
"Это улучшает твою жизнь?"
"И ты в этом не сомневаешься?"
"Как долго ты ___?"
"Может, есть люди, которые так не считают?"
Вы просто стараетесь поощрить личность согласиться с тем, что идея—"что-то". То, что личность использует. Это лучше всего делать с помощью встроенных в вопросы предпосылок, а конечно не споря об этом.
Шаг третий: Раскрепостите идею
Теперь нам нужно превратить идею из фиксированной в подвижную. Далее приведен набор способов, с помощью которых это можно сделать. Эффективность разных подходов зависит от того, с какой фиксированной идеей мы работаем. Абстрактная информация требует несколько других действий, чем отстаиваемая роль или действия. К тому же формулировки вопросов нужно приспосабливать к формулировке фиксированной идеи. Это не механическая процедура, а просто набор подсказок по тому, что можно сделать.
1. Преимущества
Спросите о преимуществах, которые человек получает при использовании фиксированной идеи. Часто клиент может сразу отбарабанить все преимущества. Просто дайте ему выдать все, что он может придумать. Преимущества не нужно искать, они должны быть прямо здесь, как только вы о них спросили. Ни с чем не соглашайтесь, просто получите все автоматические ответы.
"В чем преимущество ___?"
"В чем выгоды ___?"
"Что ___ тебе дает?"
2. Улучшение
Выясните, в чем по мнению человека идея помогает ему в делах, делает его лучше, в чем улучшает его условия жизни. Узнайте примеры того, как дела улучшались благодаря идее.
"В чем ___ помогла тебе в делах?"
"В чем ___ тебя улучшила?"
"В чем ___ улучшила твою жизнь?"
3. Не допускать
Выясните, что идея предотвращает. Она скорее всего существует для того, чтобы предотвращать что-то "плохое", не допускать его, или маскировать его как не плохое. Разбирайтесь со всем, что всплывает, по мере необходимости. Например, если появляется нежелательное ощущение, вы можете прояснить его с помощью повторного переживания. Фиксированная идея—это всего лишь простое, близорукое средство исправления нежелательной ситуации. Можно по-настоящему исправить ситуацию с помощью одной из наших техник, и фиксированная идея больше не будет нужна.
"Чему ___ мешает?"
"Чего ___ не допускает?"
"Что ___ предотвращает?"
4. Унижает
Фиксированные идеи часто используются для унижения других, чтобы делать себя лучше по сравнению с ними. Вот некоторые из самых важных сторон, с которыми нужно справиться:
"Как ___ унижает других?"
"Как ___ затормаживает других?"
"Как ___ ставит других на место?"
5. Решения
Личность использует фиксированные идеи, потому что они вроде бы что-то решают. Они обычно ничего не решают, если мы копнем чуть глубже.
"Какую проблему ___ может решать?"
"Что ___ решила?"
6. Наружу и внутрь
Фиксированные идеи вроде бы выводят личность из неприятностей или вводят в желательные ситуации. Но обычно они на самом деле не делают этого, так что нам нужно это рассмотреть.
"Из чего ___ тебя вывела?"
"Во что ___ тебя ввела?"
7. Освободиться
Может, человек просто никогда не думал о том, что случится, если он не будет использовать фиксированную идею. Он к ней просто очень привык.
"Что может случиться, если ты освободишься от ___?"
8. Откуда ты знаешь
Фиксированная идея считается не требующей доказательств и используется без полного обдумывания. Мы можем высвободить ее, если обнаружим, какую систему личность использует для установления "истинности" идеи, на чем основана эта система и так далее. Личность вполне может обнаружить, что идея подтверждается только чем-то очень сомнительным, которое никогда не рассматривалось.
"Откуда ты знаешь, что ___?"
9. Особенности восприятия
Узнайте особенности восприятий темы идеи. Может быть, она ощущается, и если да, то где и как. Может быть, личность это видит или слышит, может это тоненький голос? Связь идеи с реальными восприятиями часто извлекает её из царства абстрактных обобщений.
"Как это ощущается, звучит, выглядит?"
10. Безопасное пространство
Фиксированная идея создает видимость, что личность обеспечила себе пространство, защищенное от внешних возмущений. Личность делает вид, что в рамках безопасной зоны всё находится в неизменном согласии с фиксированной идеей. Скорее всего это только видимость, так что её нужно исследовать. Наличие фиксированных идей на самом деле не обеспечивает никакой безопасности.
"Может быть, ___ обеспечивает безопасное пространство?"
11. Не существует
Фиксированные идеи пытаются устранять из жизни нежелательные беспорядки. Фиксированная идея делает вид, что всё упорядочено, предсказуемо и что непредсказуемых возмущений нет. Нам, конечно, нужно выяснить, что именно устраняется как несуществующее. Потому что когда мы реально встретимся с этим и проясним его, фиксированная идея уже не будет особо нужна.
"Может, ___ делает что-то несуществующим?"
12. Равновесие
Жизнь веселее всего, когда есть наилучшее равновесие предсказуемого и непредсказуемого. Не было бы радостного волнения от управления всем миром. У идей обычно есть противоположные идеи, у действий есть противодействия, и так далее. Личность может отрезвиться, когда поймет, что было бы, если бы фиксированная идея была абсолютно верной и ничего противоположного не существовало.
"Что случилось бы, если бы существовало только ___?"
"Что, если не существовало бы противоположного?"
13. Примеры
Если узнать и получить примеры применения фиксированной идеи, она может лучше заземлиться в реальности и её можно будет исследовать. Если вы можете поощрить человека дать контр-примеры, еще лучше, фиксированная идея уже высвобождается.
"Ты можешь дать мне пример ___?"
"Дай мне пример, когда ___—неправда."
14. Происхождение
Если мы сможем исследовать, откуда происходит идея, как человек принял такое решение, или не принимал такого решения, и тому подобное, это поможет раскрепостить идею. Идея сильнее всего как обособленное утверждение общего характера. Если становится ясно, что личность так решила в определенный момент, то она может с таким же успехом отменить это решение.
"Когда ты решил, что ___?"
"Откуда взялось, что ___?"
"Кто говорит, что ___?"
"Кто считает, что ___?"
15. Кто использует идею
Исследование идеи с разных позиций восприятия раскрепощает ее. Когда человек замечает, что другие используют эту идею, ему становится яснее, что он ИСПОЛЬЗУЕТ ее. Еще очень полезно рассмотреть случаи, когда идея использовалась против этого человека.
"Кто еще использует ___?"
"Кто, как ты заметил, использовал ___?"
16. Предпосылки
Исследуйте, что подразумевается или предполагается. Идея не просто обособленно существует. Чтобы она была правдой, другие вещи тоже должны быть правдой. Проследите ход логики в обоих направлениях, чтобы найти предпосылки. Возможно, личность совсем не думала раньше о родственных идеях, и сможет посмотреть на них более гибко.
"Что должно быть правдой, чтобы ___ было правдой?"
"Что должно быть правдой, если ___ правда?"
17. Преувеличение
Преувеличивайте идею, пока она не станет абсурдной. Обобщите её еще больше, чем это делает клиент. Распространите её за границы, в которых клиент её использовал. Специально найдите её красочные примеры. Это побудит клиента понять, что идея не абсолютна и не универсально применима.
"Это так каждый раз, всегда, для всех, в любых обстоятельствах?"
18. Произойдет и не произойдет
Исследуйте границы и последствия идеи. Извлеките её из царства просто идей и исследуйте, что может реально произойти, если она истинна или используется, что если она ложна или не используется. Что может не произойти, если её использовать, что если не использовать. Всё это проясняет, что всегда есть выбор, есть плюсы и минусы. Что может "не произойти" можно еще выразить как что человек может "упустить". Мы говорим о положительных событиях, которые смогут или не смогут произойти. Просто называть в соответствии с фиксированной идеей хорошие и плохие вещи—ни к чему не приводит.
"Что может произойти, если ___ ___?"
"Что может произойти, если ___ не ___?"
"Что может не произойти, если ___ ___?"
"Что может не произойти, если ___ не ___?"
19. Намерение
Найдите положительное намерение в основе идеи. Преобразовывайте её из фиксированной идеи в гибкий принцип. Найдите другие формы осуществления намерения.
"Какое исходное намерение лежит в основе?"
20. Ценность и важность
Исследуются "ценность" и "важность" идеи. Это делается для того, чтобы разъяснить, что ценность и важность—отвлеченные понятия и не абсолютны. Как можно надеяться, личность сможет сравнить идею с другими идеями, увидеть, как она связана с ситуацией, вместо того чтобы придавать ей фиксированную ценность.
"В чем ценность ___?"
"В чем важность ___?"
Источник: Флемминг Фанч «Общие модули процессинга»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи