Введение в работу на линии времени

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Насколько фреймы, заданные нами в детстве, вли­яют на нашу взрослую жизнь? Я (Б. Б.) убежден, что многие абстрактные фильтры, которые мы использу­ем, став взрослыми, берут начало на ранних этапах нашей жизни. Проблемы возникают тогда, когда ста­рые паттерны мышления больше не удовлетворяют нас. Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышле­ния.

Работа на линии времени и средства НЛП позво­ляют психотерапевту помочь клиенту излечиться от болезненных воспоминаний при помощи своих соб­ственных ресурсов. Когда эти болезненные воспоминания подвергаются лечению, клиент может про­стить мать, отца или кого-то другого, причинившего ему вред. Мы убеждены в том, что полное излечение происходит только после прощения. Помните, что в НЛП мы имеем дело, главным об­разом, с процессом, а не с содержанием. При работе на линии времени мы спрашиваем: «Как наш мозг кодирует время?» Что, происходящее внутри головы, позволяет нам узнавать различие между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о порядке, в котором произошли события прошлого? Мозг дол­жен иметь какой-то способ кодирования времени, иначе мы были бы не способны различить в нашей жизни отдельные события. Признаки кодирования содержатся в метафорах времени и в том, как мы го­ворим о нем: «Я вижу впереди себя яркое будущее», «Я остался позади в прошлом и не вижу пути впе­ред». Такие высказывания указывают на то, что мы рассматриваем прошлые, настоящие и будущие со­бытия в пространственных терминах, в терминах на­правлений.

В разделе, посвященном субмодальностям, мы подробно описали временную кодировку. Здесь мы лишь кратко повторяем этот материал. Попробуйте провести такой эксперимент. Подумайте о чем-ни­будь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните, как вы делали это примерно пять лет назад. Конеч­но, вы вряд ли сможете вспомнить конкретное вре­мя. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществляли данную деятель­ность. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. После этого вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте, как вы дела­ете это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года и пять лет спустя.

Когда вы вспоминали и представляли данную де­ятельность, вы, вероятно, получили ряд мысленных картин. Посмотрите на эти картины еще раз и ска­жите, какие различия субмодальностей вы замечае­те? Сравните и сопоставьте эти несколько картин, задав себе следующие вопросы:

• Черно-белой или цветной выглядит каждая карти­на?

• Содержит ли каждая картина движущиеся эле­менты?

• Трехмерной или плоской выглядит каждая карти­на?

• Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

• Каждая ли картина заключена в рамку или выгля­дит как панорама?

• Насколько яркими выглядят картины? Увеличи­вается или уменьшается яркость, когда вы уходи­те дальше в прошлое?

• Как далеко вы видите каждую картину?

• Когда вы смотрите на каждую картину, они нахо­дится в фокусе или не в фокусе? Отличаются ли по этому признаку «более старые» и «более но­вые» картины?

• Где в своем поле зрения вы видите каждую карти­ну? Обратите внимание на то, как «более старые» картины отличаются от «более новых».

Такое кодирование субмодальностей позволяет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее. Эта деятельность мозга позволяет вам знать, что вы рас­сматриваете воспоминание о прошлом, и то, к на­сколько давнему прошлому оно относится. Эта дея­тельность также позволяет вам отличать прошлое от настоящего и будущего. Данная способность – не­осознаваемый процесс. Ваше подсознание кодирует воспоминания таким способом, что они занимают определенное место во времени. В НЛП этот набор воспоминаний мы называем линией времени. Вы можете счесть полезным, что все ваши воспоминания располагаются линейно.

Такое кодирование субмодальностей позво­ляет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее. Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышления.

Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных «психотерапии на линии времени», задает такой во­прос: «Когда вы проснулись этим утром, как вы узна­ли, что это вы?» Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний о том, как мы выглядим, зву­чим, ощущаем себя и т. д.

Работа на линии времени предполагает, что кар­тины наших воспоминаний упорядочены линейным образом. Мы обычно представляем время как тече­ние или движение, поэтому нам нужно кодировать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством. Большинство людей со­храняют время как определенную линию: прямую, кривую, изогнутую или ломаную. Когда вы состав­ляли список субмодальностей своей линии времени, обратили ли вы внимание на их пространственное расположение? Можете ли вы объединить отдельные воспоминания так, чтобы они сформировали непре­рывную линию? Мы называем эту линию «линией времени».

Мы обычно представляем время как течение или движение, поэтому нам нужно кодиро­вать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством.

Использование метафоры «время - это линия» означает, что мы обращаем внимание, главным об­разом, на визуальные субмодальности, такие как цвет, яркость, размер, расстояние или положение. Критическим фактором (критической субмодально­стью) обычно является расстояние. Отдаленное вос­поминание символизирует событие, которое про­изошло очень давно. Чем больше воспринимаемое расстояние, тем к более отдаленному времени отно­сится воспоминание. Другие визуальные качества также указывают на возраст и на то, относится не­что к прошлому или к будущему. Некоторые люди находят, что яркость или фокус также важны для определения того, как «далеко» во времени рас­положено воспоминание. Некоторые люди имеют темное или «мрачное» прошлое, а будущее часто рассматривается как «яркое» и может выглядеть расфокусированным или очень маленьким, распо­ложенным на горизонте. Также стоит обратить вни­мание на то, рассматриваете ли вы время как дви­жение («Время - постоянно текущая река») или вы сами движетесь во времени, совершая «путешествие по жизни».

* Книга притчей Соломоновых 29 : 18. В английском перевод: «Где нет видения, люди гибнут»).

Использование метафоры «время — это ли­ния» означает, что мы обращаем внимание, главным образом, на визуальные субмодаль­ности, такие как цвет, яркость, размер, рас­стояние или положение. Критическим факто­ром (критической субмодальностью) обычно является расстояние.

Аудиальные субмодальности не позволяют нам осуществлять одновременный доступ к воспоми­наниям. Кинестетические субмодальности обычно слишком неточны. Однако некоторые люди пытают­ся кодировать время таким способом и обычно нахо­дят, что он работает не очень хорошо! В подобных случаях предложите им больше использовать визу­альное кодирование, например, визуальную метафо­ру времени, тогда они смогут увидеть время и най­дут это намного более полезным, когда дело касает­ся поиска, пересмотра и «изменения» воспоминаний.

Каждый человек имеет свой собственный способ хранения времени. Никакой способ не является бо­лее верным или неверным. Однако то, как вы храни­те время, имеет некоторые последствия. Что случи­лось бы, если бы ваше прошлое было расположено прямо перед вами? Разве ваши прошлые воспомина­ния не управляли бы вами? Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Его девушка бросила его год назад. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я ис­пользовал некоторые вмешательства. Депрессия ис­чезла, когда Билл переместил этот образ от своего лица назад, за затылок.

Если образ будущего располагается позади чело­века, будет ли он иметь мотивацию достичь этого образа? Нет, мотивация будет слабой, если вообще будет, потому что будущее располагается позади. Наиболее полезное расположение будущего - перед собой. Маловероятно, чтобы картины, располагаю­щиеся позади нас, мотивировали, так как бессозна­тельный разум говорит: «Эй! Позади меня - прош­лое, поэтому эта картина не важна для будущего».

С другой стороны, каковы ваши шансы достичь цели, если образ будущего располагается перед вами и выглядит большим и ярким? Если величина и яр­кость функционируют у вас как критические субмодальности, вы будете обладать намного большей мо­тивацией достижения своих целей. Есть старая пого­ворка: «Без откровения свыше народ необуздан»*. Работа на линии времени учит нас тому, как осознать истинность этого выражения.

Вы испытываете интерес, главным образом, к тому, что происходит сейчас, или к тому, что произой­дет в будущем? Интересует ли вас будущее вообще? Как священник, я (Б. Б.) испытывал разочарование, когда встречал людей, которые живут только одним моментом. Как они могли не взвешивать обстоятель­ства? В то же время я завидовал им, потому что они, казалось, получали большее удовольствие от насто­ящего, чем я. НЛП научило меня пониманию того, что люди рассматривают время по-разному. Эта про­блема имеет отношение к нейрофизиологии, а не ду­ховности.

Тэд Джеймс в книге «Психотерапия на линии вре­мени и основа личности» говорит о различии между англо-европейским и арабским временем. Англо-ев­ропейское время пришло к нам как результат индустриальной революции. Работа конвейера требует, чтобы все рабочие приходили вовремя. Конвейер требует, чтобы время было структурировано линей­ным образом. На каждом успешном этапе сборки рабочий вносит специфический вклад в изготавливае­мое оборудование. Англо-европейское время описывает время так, что одно событие происходит после другого. Время воспринимается линейно, и события во времени располагаются как на конвейере.

В противоположность этому в арабском времени все происходит в одно и то же время. Несмотря на то, что человек, характеризуемый при помощи англо­-европейского понятия времени, прибывает вовремя, для другого человека, живущего с арабским поняти­ем времени, время не имеет значения. Если кто-то не появился сегодня, то он может с тем же успехом по­явиться завтра! Люди из исламских стран и регионов мира с теплым климатом, по-видимому, действуют, главным образом, в арабском времени. Они живут моментом. Время для них происходит сейчас, а не при следующей встрече. Эти люди могут занимать­ся несколькими делами одновременно.

Несколько лет назад я (Б. Б.) и моя жена навеща­ли нашего друга, миссионера, на Мартинике. Марти­ника - это французский остров, находящийся в юж­ной части Карибских островов. Начало заседания комитета с опозданием на час или около того - обыч­ное дело на Мартинике. Если кто-нибудь сказал вам, что он придет к вам домой в три часа пополудни, он может явиться и в пять, думая, что ничего не про­изошло. Я пережил состояние культурного шока. Человек, который думает таким образом, будет редко строить планы на время, превышающее две неде­ли. Исключением будут случаи, когда работа или какая-нибудь другая очень важная причина заставит человека строить планы на большее время. В США вы обнаружите и англо-европейское, и арабское по­нимание времени. Например, если жена функциони­рует в англо-европейском режиме времени, а муж – в арабском, не будет сюрпризом обнаружить в их браке конфликт: жена планирует сохранить деньги на будущее, а муж хочет потратить их сейчас!

Определение своей личной линии времени

Как вы можете узнать, в каком фрейме времени вы функционируете? Фрейм времени, в котором вы функционируете, определяется вашим внутренним кодированием субмодальностей времени. Останови­тесь на мгновение и проделайте следующий экспери­мент. Вспомните событие, случившееся с вами шесть месяцев или год назад. Обратите особое внимание на то, в каком направлении будет расположен этот об­раз воспоминания. Образ может располагаться внут­ри вашей головы или снаружи ее. Он может появить­ся вверху или внизу, справа или слева. Укажите паль­цем в направлении расположения этого образа. Получите образ события, произошедшего пять лет назад. Обратите внимание на то, где вы видите его. Продолжите возвращение во времени, получая обра­зы десятилетней, пятнадцатилетней давности и т. д., до раннего детства. Обращайте внимание на распо­ложение каждого образа.

Теперь проделайте это же с будущим. Представь­те что-нибудь, что, вероятно, случится через шесть месяцев, год, через два года, пять лет и т. д. Обратите особое внимание на то, в каком направлении будет располагаться каждый образ. Укажите пальцем в этом направлении. Эти образы и образы прошлого появляются в различных местах, не так ли? Ваше будущее и ваше прошлое обычно появляются в противоположных направлениях, хотя у некоторых лю­дей они могут появляться и в одном направлении. Я (Б. Б.) обнаружил, что у меня прошлое и будущее по­являются в одном направлении, но на различном расстоянии.

Для выполнения упражнения вам может понадо­биться закрыть глаза. Установив положение образов прошлого и будущего, получите теперь в своем со­знании образ настоящего. Где вы располагаете настоящее? Обратите внимание на то, что «настоящее» появляется в ином месте, чем ваше прошлое и будущее. Это иллюстрирует то, как мозг различает вре­мя у большинства людей. И если вы объедините все свои отдельные воспоминания (которые включают прошлые и будущие «воспоминания»), вы получите свою личную линию времени. Если вы не можете сделать это, не волнуйтесь. Просто читайте дальше.

Сложности при извлечении линии времени

Для установления линии времени у многих людей достаточно просто попросить их указать в направле­нии расположения их прошлого и будущего. Однако если в вашем случае это не работает, вам, возможно, нужно потренироваться в видении визуальных обра­зов своих воспоминаний. Ранее мы просили вас вспомнить ряд дел, которые вы регулярно делаете. Вы вспоминали, как делаете их в прошлом и представляли в будущем. Было ли это легко? Если вы были способны сделать это, то ряд картин прошлого и будущего репрезентирует вашу линию времени. У меня были клиенты, которые говорили: «Я могу получить картины, но они не настолько ясны, как если бы я смотрел на них». Большинство людей име­ют такой опыт, и это хорошо, потому что это означа­ет, что они могут сказать, когда они находятся в состоянии «аптайм» и когда они вспоминают. Полез­ное различие! Мы не хотим, чтобы ясность вспоми­наемого образа была такой же, как и ясность действи­тельности. Использование этой техники воспроизве­дения ряда событий, относящихся к различному возрасту, является эффективным средством извлече­ния линии времени. Вы можете попросить клиентов вспомнить счастливые события, произошедшие за определенное количество лет. Попробуйте это сами.

Вы все еще не знаете положение своей линии вре­мени? Не волнуйтесь. Давайте попытаемся. Просто предположите, что вы знаете положение своей ли­нии времени. Попросите свое подсознание взять на себя управление вашим пальцем. Оно знает, какой палец, на какой руке указывает в направлении ваше­го прошлого. Если бы вы знали положение своего прошлого, то в каком направлении вы бы указали? Когда ваше подсознание укажет на прошлое, побла­годарите его. Теперь, подсознание, скажи, в каком направлении я располагаю будущее? Позвольте ему указать вашим пальцем в направлении вашего будущего.

Вы все еще не знаете положение своей линии вре­мени? Не волнуйтесь. Вы не вступаете в клуб чуда­ков. Я извлек много линий времени. Многие Клиен­ты отвечали немедленно, когда я просил их указать в направлении их линий времени. У меня (Б. Б.) была только одна неудача.

Мой друг Рэнди испытывал сложности при созда­нии картин в своей голове. Рэнди осуществлял репрезентации, главным образом, кинестетически. По­этому я сделал так, чтобы он расположил свою ли­нию времени на полу. Я попросил Рэнди представить свою линию времени на полу, сделав ее длиной де­сять или пятнадцать футов. Затем Рэнди разместил воспоминания на своей линии времени. «Рэнди, вот твоя линия времени на полу, какой ее конец пред­ставляет твое прошлое, а какой настоящее?» Он ска­зал мне, какой конец представляет прошлое, а какой настоящее. Затем я предложил Рэнди пройти по сво­ей линии времени. Я всегда пытаюсь вызвать визу­альные репрезентации. Однако вы можете оказаться как раз одним из тех, кто испытывает при этом слож­ности. Прогулка по своей линии времени является одним из вариантов.

Могу я предупредить вас? Вы помните про ассо­циацию и диссоциацию? Основной ключ к эффек­тивности линии времени заключается в том, что она диссоциирует человека с его воспоминаниями. Про­гулка по линии времени мешает этому. Клиент с лег­костью ассоциируется с каждым воспоминанием. Однако НЛП предлагает методы, позволяющие на­учить клиента диссоциироваться при прогулке по линии времени*. Благодаря такой диссоциации рабо­та на линии времени оказывается эффективным при­емом в удалении эмоциональных страданий при по­мощи рефрейминга.

При извлечении линии времени обращайте больше внимания на процесс припоминания.

При извлечении линии времени обращайте боль­ше внимания на процесс припоминания. Спрашивай­те о воспоминании, а не о содержании. Знайте, что когда люди начинают описывать содержание воспо­минаний, они перешли к содержанию, а не к образу воспоминания. Побудите их фокусироваться на вос­поминании, то есть на положении припоминаемого образа.

* Роберт Дилтс в своей книге «Изменение убеждений с помощью НЛП» широко использует понятие прогулки по линии времени. Мы рекомендуем читателю эту книгу как пример прекрасного использования данного понятия при изменении убеждений и реймпринтинге.

Рефрейминг частей

Вы все еще испытываете сложности, пытаясь уви­деть свою линию времени? Если это так, у вас, воз­можно, есть абстрактная часть, которая возражает против того, чтобы вы видели свою линию времени. Цель этой части может заключаться в защите вас от некоторого воспоминания или воспоминаний про­шлого. К сожалению, многие люди пережили тяже­лое детство. Болезненные воспоминания об этом скрыты в глубинах бессознательного разума. Ваша защитная часть скрывает эти воспоминания от созна­ния. Иногда сознание создает неосознаваемые части для подавления болезненных воспоминаний, чтобы иметь с ними дело как бы сознательно, но не реалис­тично. Поблагодарите эту часть за то, что она защи­щала вас все эти годы. Убедите ее в том, что вы уже достигли того возраста и той мудрости, когда може­те принять болезненные воспоминания, чтобы рас­смотреть и трансформировать их. Скажите этой час­ти, что у вас есть другие способы самозащиты. Убе­дите ее в том, что она не будет уничтожена и что ваша цель заключается в том, чтобы позволить ей выпол­нить свое самое важное для вас намерение. Вступите в контакт с этой частью, которая, без сомнения, убеж­дена в том, что она защищает вас, и спросите ее, в чем заключаются ее намерения/цели по отношению к вам. Когда вы получите ответ, спросите ее, в чем для вас заключается цель/намерение этого ответа. Про­должайте задавать этот вопрос, пока не получите на­мерение/цель, которые дадут вам разрешение вер­нуться и очистить старые воспоминания. Я вас уве­ряю, что если вы продолжите задавать вопрос о самом важном намерении/цели, вы получите поло­жительный ответ. А этот положительный ответ даст вам разрешение на установление своей линии време­ни и, в конечном счете, на рефрейминг (лечение) про­блемы, когда вы обнаружите новые ресурсы.

«Сквозь время» и «во времени»

Появляются ли образы прошлого, настоящего и бу­дущего перед вами? Если это так, вы функционируете как человек «сквозь время». Ваша линия времени тянется

Введение в работу на линии времени


Рис. 16.1. «Сквозь время» и «во времени»


справа налево или, может быть, сверху вниз или может даже образовывать угол или букву «V». Может наблюдаться любая комбинация. Однако все картины, образующие вашу линию времени, будут появляться где-нибудь перед вами. Человек «сквозь время» обыч­но действует в англо-европейском режиме времени. Если вы располагаете какие-нибудь образы линии вре­мени позади себя, так, что линия проходит сквозь ваше тело, то вы, вероятно, действуете в арабском режиме времени, как человек «во времени» (рис. 16.1).

Линия времени влияет на личность человека (см. книгу Холла и Боденхамера «Постижение человека: планирование с помощью метапрограмм», 1997). Как упоминалось ранее, ваша линия времени может иметь любое направление. Линия времени может выглядеть прямой линией, спиралью или петлей. Вы можете функционировать в режимах «сквозь время» или «во времени». Люди «сквозь время» обычно диссоциированы от своих воспоминаний. Они видят себя в своих воспоминаниях. Из-за того, что их ли­нии времени располагаются перед ними, время для них часто имеет высокую ценность. Этим людям трудно впустую тратить время. Человек «сквозь вре­мя» всегда будет стремиться не прогадать.

Линия времени влияет на личность человека.

Вы, возможно, хорошо знакомы с опросчиком «Индикатор типов Майерс-Бриггс». Человек «сквозь время» по Майерс-Бриггс оценивается как «ориен­тированный на суждения». «Ориентированный на суждения» «сквозь время» любит организацию. Он будет делать что-либо шаг за шагом. Он любит про­цедуру. Время у него функционирует всегда на созна­тельном уровне. Вы можете быть уверены в том, что человек «сквозь время» придет на встречу вовремя. Таким людям нравятся карманные календари, и они носят их с собой. Человек «сквозь время» любит цели и регулярно задает их. Он нуждается в закры­тости. Человек «сквозь время» скажет: «Давайте ре­шим это сейчас и продолжим действовать».

Человек «сквозь время» по Майерс-Бриггс оценивается как «ориентированный на суж­дения». Человек «во времени» сравнивается по Майерс-Бриггс с «перцептивно-ориенти­рованным» типом.

Человек «во времени» сравнивается по Майерс-Бриггс с «перцептивно-ориентированным» типом. Помните, что если какая-нибудь часть линии времени человека располагается позади его, он живет «во времени». Прошлое человека «во времени» обычно располагается позади него. С другой стороны, чело­век «сквозь время» видит свое прошлое перед собой (обычно слева). Поэтому прошлое может преследо­вать человека «сквозь время» сильнее, чем человека «во времени». Оба этих варианта по-своему ценны.

Однако человек «во времени» испытывает слож­ности с освобождением от эмоций. В отличие от че­ловека «сквозь время», человек «во времени» скло­нен ассоциироваться со своими воспоминаниями. Такие люди смотрят на прошлое своими собственны­ми глазами. Поэтому они ощущают прошлое так, как если бы оно происходило сейчас. Для людей «во вре­мени» работа на линии времени является счастливой находкой. Она позволяет им диссоциироваться от своего прошлого, осуществить рефрейминг пробле­мы и освободиться от эмоций.

По Майерс-Бриггс, человек «во времени» оцени­вается как перцептивно-ориентированный. Организованность не является свойством человека «во вре­мени». Он живет сейчас, наслаждаясь моментом. Из-за того, что люди «во времени» живут сейчас, они хорошие любовники. Время не кажется им важным. С другой стороны, человек «сквозь время» может ис­пытывать трудности, живя сейчас. Прошлое и буду­щее человека «сквозь время», как и сейчас, всегда существуют в настоящем. Помните, что линия вре­мени человека «сквозь время» всегда полностью рас­полагается перед ним.

Человек «во времени» всегда живет настоящим и желает наслаждаться им сейчас. Любимым выраже­нием человека «во времени» может быть «Немедлен­но будь здесь». Живя в состоянии постоянной ассо­циации, человек «во времени» может каждую неде­лю испытывать различные проблемы. Когда ему захочется, человек «во времени» может вспомнить и заново пережить любое воспоминание или состоя­ние. Люди «во времени» испытывают трудности с чувством времени и для них непросто прибыть на встречу вовремя. Из-за того, что они живут настоя­щим моментом, они могут забыть о следующей встрече. Ежедневники и списки дел имеют малую важность для людей «во времени». Они могут ис­пользовать их в своей жизни, но не ожидайте, что они им понравятся. Относясь к перцептивно-ориентиро­ванному типу, они действуют противоположно ори­ентированным на суждения людям. Человек «во вре­мени» не хочет немедленного решения всех проблем; он желает, чтобы варианты были открытыми. Люди «во времени» приспосабливаются к той жизни, кото­рая есть.

Может ли кто-нибудь действовать, сочетая харак­теристики и человека «сквозь время», и человека «во времени»? Да, многие определенно могут. В различных контекстах вы можете проявлять обе формы поведения. Цель НЛП заключается в увеличении вари­антов выбора. Некоторые люди с пользой действуют в обоих режимах времени.

Иногда вы будете сталкиваться с людьми, которые испытывают сложности при доступе к одиночному воспоминанию. Это может быть вызвано тем, что схожие воспоминания сгруппированы вместе. Хотя я не могу научно обосновать это, мой психотерапев­тический опыт показывает мне, что такое явление существует. Жестокое обращение, страдания, несча­стья и т. д. создают у человека нежелательные фор­мы поведения, такие как депрессия, приступы пани­ки, тревожные расстройства и т. д.

Например, случалось ли, что кто-нибудь напоми­нал вам значимого для вас человека и тем самым запускал у вас изменение, приводящее к нежелатель­ному состоянию? Это происходило, хотя вы знали, что это не тот человек, который первоначально по­влиял на ваше состояние. То, что незнакомец напо­минал значимого для вас другого человека, запуска­ло гештальт воспоминания об этом человеке. Это объединение воспоминаний и дает работе на линии времени его силу. Воспоминания являются результа­том личностной истории.

Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными пережи­ваниями. Значительное эмоциональное болезненное переживание происходит тогда, когда мы встраива­ем нечто, полученное при переживании высокой ин­тенсивности. Модель работы на линии времени состоит

Введение в работу на линии времени


Другие похожие воспоминания, связанные со значительным эмоциональным болезненным переживанием

Введение в работу на линии времени


Рис. 16.2. Гештальт и значительные эмоциональные болезненные переживания


из гештальта или группировки наших воспоми­наний на эмоциональном уровне (см. рис. 16. 2.). Я (Б. Б.) убежден в том, что это происходит на не­рвном уровне и связано с активностью нейротрансмиттеров. Нейротрансмиттеры - это те химические посредники, которые позволяют одной нервной клет­ке осуществлять коммуникацию с другой. Любой стимул или якорь, который запускает одно воспоми­нание, будет запускать целый гештальт.

Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными переживаниями.

Я (Б. Б.) знал о существовании этой модели до того, как осознал ее. У меня в приходе были люди, которые не любили меня, что было вызвано обобще­нием. Некоторые даже покинули церковь. Пытаясь найти причину этого, я обнаружил, что напоминаю им отца, который эмоционально оскорблял их. Моя сильная личность выступала в качестве триггера, за­пускавшего целый отрицательный гештальт воспо­минаний об отце. Один человек сказал: «Даже ваш голос звучит как голос моего отца!» Гештальт всегда имеет триггер (якорь). Когда бы вы ни увидели, услышали или почувствовали что-нибудь похожее на исходный триггер, запустится целый гештальт. Рабо­та на линии времени при помощи рефрейминга со­держания воспоминания на метауровне приведет к сдвигу субмодальной структуры воспоминания и из­менению эмоциональной части гештальта. Это при­ведет к удалению триггера. При работе на линии вре­мени изменяется вся ментальная стратегия значений, которыми мы их наделяем, с телом. При работе на линии времени мы не

Удаляя эмоциональную часть гештальта, ра­бота на линии времени удаляет триггер.

воздействуем на саму эту связь. Вместо этого мы позволяем клиенту осво­бодиться (осуществить рефрейминг воспоминаний) от эмоционального содержания воспоминания, и при этом разрывается связь воспоминаний, так как изме­няется процесс нейротрансмиссии. Воспоминания остаются, но работа на линии времени позволяет че­ловеку осуществить полный рефрейминг воспомина­ния, изменяя эмоциональную реакцию. Таким обра­зом, осуществляя рефрейминг значительного эмоци­онального болезненного переживания, человек, образно говоря, выходит из этой последовательнос­ти, и гештальт больше не запускается, как это было раньше.

Помните, что люди «сквозь время» все свои воспо­минания располагают перед собой. Так как все их воспоминания находятся перед ними, то, теоретически, они будут испытывать большее влияние своих болез­ненных воспоминаний, чем люди «во времени». Од­нако люди «во времени» также создают гештальт вос­поминаний и также испытывают их влияние. В самом деле, из-за того, что люди «во времени» склонны ассоциироваться со своими воспоминаниями о прош­лом, они могут «ощущать» их интенсивность в большей степени, чем люди «сквозь время», которые склонны диссоциироваться от своих воспоминаний.

Люди «сквозь время» создают гештальт своих вос­поминаний с большей легкостью, чем люди «во времени». Когда вы попросите человека «сквозь время» получить доступ к конкретному воспоминанию, он может испытывать сложность при выделении гештальта. Вместо того чтобы увидеть одно воспоми­нание, он может увидеть несколько. Когда это про­исходит, попросите клиента представить свои вос­поминания так, как если бы они находились в фото­альбоме. Затем пусть он перелистывает страницы в обратном порядке. Это поможет ему получить доступ к отдельным воспоминаниям. (См. раздел «Трансдеривационный поиск» в главе 13.)

Посмотрите на линию между отдельными воспо­минаниями (рис. 16.2) и скажите, что она содержит. Линия обозначает нервные импульсы, запускающие эмоции. Нейротрансмиттеры – это химические по­средники, которые передают информацию между двумя нервными клетками. Окружности обозначают воспоминания (значительные эмоциональные болез­ненные переживания). Эмоции являются результа­том взаимодействия этих воспоминаний с телом. Вспомните, базовая модель НЛП учит нас, что наши состояния являются результатом осуществляемого при помощи центральной нервной системы взаимо­действия внутренних репрезентаций и словесных.

Периоды развития

Хотя работа на линии времени формально не яв­ляется частью НЛП, она касается значительных эмоциональных болезненных переживаний, а гештальт предоставляет области для изменений. Обнаружение исходной причины отрицательного состояния явля­ется ключом к успешной и полной психотерапии. Где клиент располагает исходную причину первого зна­чительного эмоционального болезненного пережива­ния проблемы? Как только вы узнаете положение первого значительного эмоционального болезненно­го переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для рефрейминга отрицательных эмоций из целого гештальта.

Как только вы узнаете положение первого значительного эмоционального болезненно­го переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для удаления всех отрицательных эмоций из целого гештальта.

Тэд Джеймс, первый разработчик «психотерапии на линии времени», указывая на три основных этапа развития, через которые проходят все, опирался на работу социолога Мориса Масси. Масси называл эти три основных периода периодом отпечатков, кото­рый имеет место с рождения до семилетнего возрас­та, периодом моделирования, который начинается в 8 лет и продолжается до 13 лет, и периодом социа­лизации, который начинается примерно в 14 лет и продолжается до 21 года. Знание этих периодов по­может вам при установлении положения и избавле­нии от значительных эмоциональных болезненных переживаний.

Период отпечатков

В период отпечатков (от рождения до семи лет) разум ребенка функционирует как губка. Развитие ментальных фильтров (сознания) в этом раннем воз­расте не происходит. Поэтому ребенок усваивает уро­ки и поведение своих родителей и других значимых взрослых. Из-за того, что большая часть изученного в этот период располагается в подсознании, многие воспоминания о событиях этого периода находятся вне сознательной осведомленности. Метамодель и языковые паттерны Милтон-модели позволяют обнаруживать эти вытесненные воспоминания.

В этот период у ребенка развивается понятие о Боге/божественном. Попробуйте предположить, от кого они узнают о понятии Бога? Правильно, от отца. Если отец любит ребенка и заботится о нем, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также любит своих детей и заботится о них. Если отец обращается с ребенком жестко и даже жестоко, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также обращается со своими детьми жестко и жестоко. Работа на линии времени предоставляет средство для реймпринтинга этих воспоминаний. Большая часть вашей работы с линией времени и значительными эмоциональными переживаниями будет связана с воспоминаниями, образо­ванными в период формирования отпечатков на ли­нии времени клиента.

Работа на линии времени предоставляет средство для реймпринтинга этих воспоми­наний.

Период моделирования

В период моделирования (между восемью и 13 го­дами) ребенок начинает моделировать поведение окружающих его людей как бессознательно, так и со­знательно. До семилетнего возраста ребенок не различает себя и своих родителей. Однако примерно в восемь лет он начинает замечать различия между собой и родителями. У него также развивается осо­знание других окружающих его людей. Он начинает моделировать поведение своих кумиров. Личные ценности начинают формироваться в восьмилетнем возрасте. Масси утверждает, что в этот период фор­мируются наши основные ценности. По Масси, особенно важен десятилетний возраст. Какие значимые события, произошедшие в вашей жизни, когда вам было десять лет, определили ваши ценности? Масси убежден в том, что ваши жизненные ценности определяются вашим миром в десятилетнем возрасте. Когда вы имеете дело с людьми, у которых пробле­мы с ценностями, ищите неприятности, случившие­ся в периоде моделирования.

Период социализации

Период социализации — это возраст от 14 лет до 21 года. На этом этапе развития человек начинает взаимодействовать с другими людьми. В этот пери­од формируются взаимоотношения и социальные ценности. Эти взаимоотношения и социальные цен­ности обычно сохраняются до конца жизни. Работа на линии времени предоставляет средства изменения этих ценностей. Если клиент испытывает трудности в социальных областях своей жизни, вы можете сна­чала поискать их исходную причину в данном пери­оде. Однако подобные проблемы могут иметь нача­ло также в периоде моделирования или периоде от­печатков.

По ту сторону предъявленной проблемы

Большинство клиентов не сообщают вам о дей­ствительной проблеме, когда приходят в первый раз. Сью пришла ко мне в состоянии дистресса из-за того, что ее врач прекратил лечение антидепрессантами. Муж Сью оставил ее шесть лет назад. С того време­ни у нее развилась лекарственная зависимость. Как она сможет жить без препаратов? Ее предъявляемая проблема была связана с тем временем, когда ее по­кинул муж. Однако после опроса на поверхность всплыла более значительная проблема. Ее мать умер­ла от рака, когда Сью была еще ребенком. Воспоми­нание о смерти матери обобщилось (образовало гештальт) с воспоминанием о более раннем разводе ее родителей. Эмоции, сопровождающие развод с му­жем, слились с эмоциями о смерти ее матери и пред­шествующем этому разводе родителей Сью. Итак, развод с мужем являлся только лишь примером бо­лее серьезной проблемы или значительного эмоцио­нального болезненного переживания. Большая про­блема заключалась в смерти ее матери и предшеству­ющем этому разводе родителей. Психотерапия Сью требовала того, чтобы я привел ее обратно, к исход­ной причине или значительному эмоциональному болезненному переживанию. Исходная причина име­ла место давно, когда Сью узнала, что ее родители планируют разойтись.

Развод с мужем являлся лишь примером действи­тельной проблемы Сью. Развод был одной из последствий на длинной нитке жемчужин значитель­ных эмоциональных болезненных переживаний. При опросе Сью она рассказала о более серьезной пробле­ме, которая касалась открытия, что у ее матери рак в терминальной стадии. Для того чтобы результаты работы на линии времени были устойчивыми, вы должны справиться с большей проблемой, значи­тельным эмоциональным болезненным переживани­ем или исходной причиной. Когда вы осуществите рефрейминг большей проблемы, исчезнут и другие связанные с ней проблемы (рис. 16.3). Клиент, веро­ятно, не будет осведомлен об их существовании. Ра­бота на линии времени позволяет изменять гештальты воспоминаний и связанные с ними стратегии.

Для того чтобы результаты работы на линии времени были устойчивыми, вы должны справиться с большей проблемой, значи­тельным эмоциональным болезненным пере­живанием или исходной причиной.

Большая проблема или исходная причина функ­ционируют как метауровневые структуры, неосо­знанно управляющие клиентом и вызывающие неже­лательное поведение. Лечение требует доступа к

Введение в работу на линии времени


Рис. 16.3. Большая проблема


нервным процессам этой части клиента, и в то же время клиент должен получить доступ к метауровневым ресурсам, которые излечат его (осуществят рефрейминг) от большей проблемы. Работа на линии времени – это способ, позволяющий обнаружить и извлечь стратегию лечения большей проблемы, и в то же время получить доступ к ресурсам более высо­кого уровня, которые могут повлиять на проблему.

Наши воспоминания вносят значительный вклад в нашу личность. Работа на линии времени обраща­ется непосредственно к воспоминаниям. При рабо­те на линии времени изменяется весь гештальт и связанные с ним стратегии. Стратегии формируют­ся за долгое время. При помощи работы на линии времени можно изменить целые стратегии. Причи­на этого состоит в том, что работа на линии време­ни проводится непосредственно со способом коди­рования нами воспоминаний, лежащих в основе создания стратегий. У Сью была завершенная стра­тегия депрессии. Работа на линии времени полно­стью разрушила эту стратегию. Сью больше не мог­ла реализовать ее. Я знал, что психотерапия срабо­тает, когда Сью больше не сможет реализовать стратегию депрессии.

Управление памятью: переживание своей линии времени

По мере прогрессировать в обучении вы накап­ливаете все больше средств, помогающих вам при работе на линии времени. Пора испытать собствен­ную линию времени в более практическом смысле.

Вспомните свою личную линию времени. Я хочу, чтобы вы сейчас просто диссоциировались от своего тела. Представьте, что вы выплываете из своего тела. Покиньте свое сидящее или стоящее тело и поднимитесь над ним и над образами своей линии времени. Поднимитесь высоко и увидьте весь континуум прошлого, настоящего и будущего. Вы можете видеть образы на своей линии времени. Разве не приятно подняться над всем этим? Да, это просто описывает, как люди «поднимаются над всем этим». Когда вы делаете это, вы переходите на метауровень по отно­шению к своей линии времени. Когда вы «поднимаетесь» над линией времени, вы диссоциируетесь.

Сравните относительную яркость прошлого и бу­дущего. Если вы в прошлом испытали много боли, оно может выглядеть намного более темным, чем ваше будущее. Если вы видите темные области в прошлом, это может указывать на жестокое обраще­ние. Обратите внимание на то, что я сказал «может», это важно. Если яркость прошлого и будущего раз­лична, попытайтесь увеличить яркость прошлого, чтобы она приблизилась к яркости будущего. Теперь, возможно, ваше будущее темнее, чем прошлое. Если это так, попытайтесь увеличить яркость будущего, чтобы оно стало даже ярче, чем прошлое. Можете ли вы увеличить яркость как прошлого, так и будущего на своей линии времени? Если да, изменяет ли это ваше восприятие? У некоторых людей изменяет, у некоторых - нет. Как мы обсудили в разделе, посвя­щенном субмодальностям, принципиальные разли­чия находятся, главным образом, в метауровневых структурах. Однако у некоторых людей, особенно у визуально ориентированных, изменение яркости линии времени может привести к некоторым положи­тельным сдвигам. У такого типа людей «яркость» передает положительные метауровневые значения.

Вы все еще находитесь над своей линией времени? Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы выбрали в прошлом воспоминание, которое имеет для вас небольшую важность. Выберите, пожалуйста, несущественное воспоминание. Сохраните эту неинтересную инфор­мацию до более позднего времени. Переместитесь назад, чтобы находиться над этим воспоминанием, и посмотрите вниз, на него. Вы видите себя в воспоминании, верно? Хорошо, теперь удалите это воспоми­нание из своей линии времени и вытолкните его куда-нибудь далеко. Просто толкайте его все дальше и дальше, пока оно не исчезнет. По мере того как оно удаляется, делайте его темнее. Обратите внимание на пустой промежуток в своей линии времени, там рань­ше было это воспоминание. Теперь выберите новое воспоминание. Пусть оно будет приятным. Возьми­те его и вставьте в пустое место, которое раньше за­нимало старое воспоминание.

Хорошо. Оставаясь над линией времени, перемес­титесь в будущее. У вас есть будущая линия времени, не так ли? Мудрец сказал: «Без откровения свыше народ необуздан». Этот мудрый человек знал, что все мы имеем потенциал, позволяющий часто мечтать о будущем. А, часто мечтая о будущем, мы создаем это будущее. Что вы хотите от своего будущего? Вы хо­тите, чтобы произошло какое-то событие? Выберите образ себя, живущего и поступающего так, как вы хо­тите жить и поступать, но так, чтобы это не нарушало вашу экологию. Сделайте образ по-настоящему при­влекательным. Вам может понадобиться увеличить яркость или фокус цветов. Поэкспериментируйте с размером образа, чтобы сделать его очень привлекательным. У большинства людей эмоциональный ком­понент образа усиливает его увеличение.

Как только вы получите образ, шагните внутрь него. Создайте вокруг себя все ощущения жизни и поведения человека, которым вы хотите быть. Испы­тав эмоции человека, которым вы хотите быть, вый­дите из рисунка. Продолжая видеть себя в образе, по­местите образ в свою будущую линию времени. Вы­берите время в будущем, к которому, как вы считаете, реально стать таким человеком. Хорошо. Просто вставьте этот образ в свою будущую линию времени. Прекрасно. Оставаясь над своей линией времени, над этим будущим событием, посмотрите назад, на «сейчас». Обратите внимание на то, как все события между настоящим и тем будущим событием начинают вырав­ниваться так, чтобы вы стали тем человеком. Теперь переместитесь, чтобы находиться над настоящим, вой­дите в свое тело и ассоциируйтесь с ним. Посмотрите вперед, на свою линию времени, и обратите внимание на то, как все события между этим будущим и настоя­щим выравниваются так, что вы не можете не стать таким человеком. Хорошо. Как вы ощущаете управ­ление своими воспоминаниями и мечтами о будущем?

Рефрейминг воспоминаний при помощи быстрого лечения фобий

Использование работы на линии времени вместе с быстрым лечением фобий является наиболее эффективным средством удаления визуального компо­нента значительного эмоционального болезненного переживания. При удалении визуального компонен­та обычно исчезает и соответствующий кинестетический компонент. Работая с клиентом, страдающим от фобии, проведите его назад по его линии времени, пока он не прибудет к месту встраивания фобии.

Нельзя, чтобы он ассоциировался с моментом встраивания фобии. Просто оставьте его над лини­ей времени, и пусть он поместит над ней вообра­жаемый киноэкран. Проведите с клиентом быстрое лечение фобии. Сделайте это после удаления от­рицательных эмоций. Это сделает процедуру более эффективной и более легкой для клиента.

Использование работы на линии времени вместе с быстрым лечением фобий является наиболее эффективным средством удаления визуального компонента значительного эмо­ционального болезненного переживания.

Я часто использую эту модель с жертвами сексу­ального насилия. Спросите клиентку, понравилось ли бы ей, если бы эта картина (картины) были уда­лены из ее сознания. Если она ответит «да», прове­дите быстрое лечение фобии с этим конкретным вос­поминанием. В редких случаях модель быстрого лечения фобий не удалит визуальный образ эф­фективным образом. В таких случаях для полного удаления картины я использую паттерн «Взмах». Используйте паттерн «Взмах» также для того, что­бы заменить удаленное воспоминание приятным. В следующем разделе это будет объяснено более по­дробно.

Замена воспоминаний при помощи паттерна «Взмах»

Заменяя воспоминания на линии времени, выпол­ните паттерн «Взмах», используя ассоциированную картину пустого промежутка на линии времени. По­мните, что при быстром лечении фобии клиент сти­рает визуальный компонент образа воспоминания. Попросите его сформировать ассоциированную кар­тину пустой области. Если части картины останутся, предложите клиенту сформировать ассоциирован­ную картину того, что осталось после быстрого лече­ния фобии. Применяя паттерн «Взмах», замените эту ассоциированную картину диссоциированной карти­ной приятного воспоминания, которое выбрал клиент. Паттерн «Взмах» дает нам еще одно действенное средство замены этих старых удаленных воспомина­ний. Помните, что сначала стоит попытаться осуще­ствить взмах при помощи большой и маленькой кар­тин. Если это не работает, осуществите взмах при помощи расстояния.

Этапы работы на линии времени

Приведенная ниже схема облегчит вам начало не­посредственного процесса работы на линии времени. Выполняя эту последовательность этапов, вы сможе­те побудить клиента начать психотерапевтический процесс. На основе изучения психотерапевтических методик Ричарда Бэндлера Тэд Джеймс разработал следующую процедуру направления клиента к пси­хотерапевтическому вмешательству.

1.Установление раппорта

Перед любым психотерапевтическим вмешатель­ством всегда устанавливайте раппорт с клиентом. Перед переходом к непосредственному вмешатель­ству проверяйте раппорт.

2. Сбор информации

Когда клиент приходит к вам, он находится под влиянием следствия некоторой причины. Ваша ра­бота включает перемещение его к причине. Исполь­зование метамодели и других навыков консультиро­вания, которые вам, возможно, известны, позволя­ет собрать столько информации о клиенте, сколько вы считаете нужным. Помните, что метамодель при­водит вас к глубинной структуре, лежащей под дан­ными поверхностной структуры. Вы вызываете по­стоянные изменения в глубокой структуре. Перед началом психотерапии посвятите от тридцати ми­нут до одного часа сбору информации. Ваша цель заключается в том, чтобы добраться до большей проблемы.

3. Переход от следствия к причине

НЛП и работа на линии времени используются главным образом на уровне процессов. Когда клиент приходит к вам и говорит: «Я в депрессии», - вы пе­ремещаете его от следствия к причине, спрашивая: «Как вы делаете это?». Клиент, вероятно, скажет: «Что вы имеете в виду? Как я делаю что?» Вы отве­чаете: «Я хочу знать, что вы делаете внутри своей головы для того, чтобы вызвать у себя процесс де­прессии».

«Депрессия» является примером номинализации. Большинство проблем, с которыми люди приходят к вам, выражаются в виде номинализации. Можете ли вы поместить депрессию в тачку? Можно ли помес­тить в тачку вину, тревогу, страх и стыд? Вы переме­стите клиента к причине/выбору тогда, когда превра­тите их номинализированные проблемы в процесс.

Вопрос «Как вы делаете это?» хорошо подходит для работы с номинализациями. Он также применя­ется ко всем видам чтения мыслей и причинно-след­ственных отношений. Когда вы задаете вопрос «Как вы делаете это?», вы обычно диссоциируете клиента от его проблемы. Некоторые клиенты могут быть ас­социированы со своим проблемным состоянием, по­этому они диссоциируются (становятся «мета») для того, чтобы увидеть, как они создают проблему. Со­стояние диссоциации позволяет им описать, как они делают это. Если у них есть фобия или тяжелая трав­ма, они должны запустить стратегию создания про­блемы. В противном случае вы сами должны захо­теть, чтобы они запустили стратегию создания проблемы. Затем вы сможете откалибровать (заметить невербальные компоненты их поведения, то есть вы­ражение лица, дыхание и т. д.) то, как они запускают свое проблемное состояние. Это позволит вам узнать, когда психотерапия завершена. Если они не могут запустить стратегию еще раз, вы добились желаемо­го результата.

4. Научите меня, как делать это

Когда клиента диссоциируется от своих проблем при помощи вопроса «Как вы делаете это?», вы мо­жете диссоциировать его далее. Скажите клиенту: «Как я делаю это?». Он, вероятно, опять спросит: «Что вы имеете в виду? Как вы делаете что?» Вы от­вечаете: «Просто предположите, что я вынужден за­менить вас сегодня. Как я должен был бы выполнять процесс введения себя в депрессию?» Вы хотите узнать его стратегию создания проблемы. Этот во­прос заставит клиента объяснить происходящие внутри его головы процессы создания проблемы. Объясняя проблему, клиент диссоциируется от нее.

Недавно моя соседка попросила у меня помощи. У Дианы были серьезные проблемы со здоровьем. Мало того, ее мать пыталась покончить с собой за несколько недель до этого. Она почти преуспела в этом. Диана провела большую часть дня, плача в сво­ей постели. В ответ на мой вопрос «Как вы делаете процесс плача?», она сказала: «Я вижу себя у гроба матери». Диана создала картину (как и большинство людей) своей проблемы. Этот пример иллюстриру­ет, что именно вы стремитесь получить от клиента. Поэтому я сказал ей: «Итак, я создаю в своей голове картину себя, стоящего у гроба своей матери? Да, это может заставить меня заплакать».

Боб: «Диана, эта картина расположена близко или далеко?»

Диана: «Близко».

Боб: «Если вы перемещаете ее вдаль, она продол­жает действовать на вас?»

Диана: «Да».

Боб: «Где она расположена? Сверху или снизу? Справа или слева относительно вас?»

Диана: «Она расположена снизу и справа относи­тельно меня».

Боб: «Если вы перемещаете ее вверх и влево, она продолжает действовать на вас?»

После некоторых усилий Диана переместила об­раз и сказала: «Он все еще причиняет мне страдания, но далеко не такие сильные».

5. Прерывание стратегии

Что случилось? Стратегия плача Дианы заключа­лась в том, что она сначала видела себя у гроба ма­тери. Заметьте: чтобы увидеть себя у гроба, Диана должна была диссоциироваться. Мое первое предпо­ложение о субмодальном драйвере той картины ока­залось неверным. В случае Дианы расстояние не вы­ступало в качестве драйвера. Однако когда она пере­местила образ снизу справа (кинестетика) вверх влево (визуальное вспоминание), ее эмоции изме­нились.

Этот процесс «разлаживает» проблему клиента, прерывая стратегию. Такие процедуры прерывают стратегию. Сначала вы должны получить у клиента образ и субмодальности проблемы. Затем вы пробу­ете драйверы. Вы просто экспериментируете. Если хотите, доведите субмодальности до предельных зна­чений. Когда вы говорите клиенту: «Переместите ее вдаль и посмотрите, будет ли она действовать на вас, он фактически попытается сделать это так, как слы­шит в высказывании. Доведение субмодальностей до предельных значений берет начало в модели Бэндлера «Разрушение навязчивости».

Если вы случайно выберете субмодальный драй­вер, клиент может в итоге прийти к уничтожению стратегии. Если бы в вышеприведенном примере рас­стояние выступало в качестве драйвера, Диана мог­ла бы перемещать картину вдаль, до тех пор, пока она не исчезла бы. Тогда бы ее внутренняя репрезента­ция распалась. В НЛП мы называем это преодолени­ем порога. Если такое происходит, клиент больше не может запустить данную стратегию. Иногда вы смо­жете обнаружить, что соответствующие последова­тельности вопросов могут привести к уничтожению проблемы. В лучшем случае это приведет к разруше­нию стратегии.

6. Обнаружение исходной причины

Вышеописанная процедура часто позволяет вам обнаружить исходную причину проблемы. Иногда она является только первым этапом, и для того что­бы обнаружить исходную причину, вам нужно задать некоторые другие вопросы. Когда вы завершите пя­тый этап, спросите клиента: «Что является исходной причиной этой проблемы; отсоединение от чего при­водит к исчезновению проблемы? Если вы знаете, то скажите, было это до вашего рождения, во время него или после?». Запомните этот вопрос. Если клиент ответит: «Я не знаю», скажите: «Знаете, я ценю то, что вы думаете, что не знаете, но просто предполо­жите, что вы знаете... это было...?». Если клиент от­вечает: «После моего рождения», вы говорите: «Хо­рошо, в каком году?».

Если клиент говорит: «До моего рождения», вы го­ворите: «Хорошо, это было тогда, когда вы находились в утробе матери, или до того?» Если клиент говорит: «В утробе», вы говорите: «Хорошо, на каком месяце?».

У меня было много клиентов, которые находили исходную причину своих проблем в том времени, ког­да они находились в утробе матери. Помните, что воп­рос при работе на линии времени обращен к подсознанию. Когда я впервые начал использовать работу на линии времени, ко мне пришла жена одного из моих друзей, священника. Я (Б. Б.) спросил ее: «Если бы вы знали основную причину своей проблемы, такую, что отсоединение от нее привело бы к исчезновению про­блемы, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?» Сандра немедленно ответила: «До рождения». «Хорошо, это было, когда вы находи­лись в утробе матери, или до того?» «В утробе» «Хо­рошо, на каком месяце?» «Это было на четвертом ме­сяце». И на ее лице, и на моем появилось удивление. «Я слышала, как мать сказала: "Господи, меньше все­го я нуждаюсь еще в одном ребенке"». Жена моего друга была пятым ребенком. Она росла, ощущая себя нежеланной. Исходная причина относилась к тому времени, когда она находилась в утробе матери.

Современная медицина располагает большим ко­личеством фактов, не оставляющих сомнения в том, что плод реагирует на внешние стимулы. Отцы раз­говаривают со своими детьми, находящимися в утро­бе матери. Если отец делал это, новорожденный бу­дет реагировать на голос отца, а не на голос какого-нибудь другого человека. Исследования убедительно указывают на то, что ребенок в утробе матери слы­шит, чувствует и учится. На основе этого раннего опыта, получаемого во время внутриутробного раз­вития, начинают формироваться установки и пред­положения относительно себя.

Что вы можете предпринять, если на вопрос: «В утробе или до того?» клиент ответит: «До того»? Иногда вы будете получать такой ответ. При работе на линии времени вам следует в ответ на это спро­сить: «Это было в прошлой жизни или передалось к вам вместе с генами?». Очевидно, что в наше время иудейско-христианское сообщество не верит в суще­ствование прошлых жизней. Некоторые другие рели­гии убеждены в обратном. Там, где я живу, в Север­ной Каролине, я получил только два ответа, относя­щихся к прошлой жизни. Во время одного из моих НЛП-тренингов я использовал линию времени для работы с одной женщиной из Канады. Она ответила: «В прошлой жизни». Что я сделал? Я присоединил­ся к ее модели мира и продолжил. Во многих случа­ях клиенты упоминают о существовании исходной причины в линиях времени родителей или дедов. Часто они уходят еще дальше по генеалогическому дереву. Что вы делаете в таких случаях? Вы застав­ляете их подняться над своими линиями времени и переместиться к исходной причине. Приведите их назад, к основной причине, и неважно, сколько поко­лений они должны преодолеть. Этот ответ исходит из подсознания клиента. Следовательно, для того, чтобы изменение было постоянным, вы должны про­делать весь путь до исходной причины.

Освобождение от отрицательных эмоций с помощью работы на линии времени

Отрицательные эмоции подобны камню, висяще­му на нашей шее. Они лишают нас энергии, которую мы могли бы использовать более продуктивным об­разом. Работа на линии времени поможет нам быст­ро и эффективно решить проблемы, связанные с от­рицательными эмоциями. Описанные ниже методы будут работать с любой отрицательной эмоцией, включая депрессию, вину, стыд, страх прошлого, горе и печаль.

Переживание своей линии времени: освобождение от отрицательных эмоций

Самый лучший способ научиться работе на линии времени, как и любой другой технике НЛП, связан с ее переживанием. Вы переживали свою линию вре­мени. Вы также экспериментировали с заменой воспоминаний. Сейчас вы испытаете на себе освобожде­ние от отрицательных эмоций. Перед тем как начать упражнение, внимательно рассмотрите диаграмму, изображенную на рис. 16.4. На этой диаграмме пока­зана ваша линия времени. Линия, проходящая выше вашей линии времени, показывает вас в диссоцииро­ванном состоянии, над вашей линией времени. Чис­ла — это четыре ключевые позиции, используемые при работе на линии времени. Позиция 1 находится

Позиция 1: позиция над линией времени, в настоящем Позиция 2: позиция непосредственно над «исходной причиной» Позиция 3: за пятнадцать минут до «исходной причины» Позиция 4: ассоциация с событием

Введение в работу на линии времени


Рождение и Событие, запускающее «исходную причину»

Рис. 16. 4. Диаграмма работы на линии времени


выше линии времени и символизирует прибытие вас или клиента к исходной причине или к значительно­му эмоциональному болезненному переживанию. Позиция 2 находится точно над исходной причиной. Позиция 3 находится над вашей линией времени, за пятнадцать минут до исходной причины. Обратите пристальное внимание на концептуальное положе­ние позиции 3, так как в этом месте вы вызываете изменение. В этом концептуальном месте, в позиции 3, мы вводим метапозицию (диссоциированную) по отношению к проблеме. Мы также временно распо­лагаемся там, где проблема еще не возникла. Мы концептуально берем в эту позицию все наши тепереш­ние знания и ресурсы (метауровневые структуры), которые посредством рефрейминга проблемы, а именно влияния ресурсов на проблему позволяют нам осуществить действенную работу по вызову из­менений. Позиция 4 указывает на ассоциацию вас или клиента с событием.

Создайте ментальную картину этих четырех пози­ций, находящихся над вашей линией времени. Теперь выберите какое-нибудь переживание, которое приве­ло к незначительной отрицательной эмоции. Кто-то мог оскорбить ваши чувства, или, может быть, вы сделали что-то, что вызвало у вас легкую вину. Вы­берите незначительную отрицательную эмоцию, от которой вы хотели бы освободиться. Окажитесь в вашем любимом месте в состоянии релаксации. Вам, возможно, захочется, чтобы звучала какая-нибудь фоновая расслабляющая музыка. Возьмите это вос­поминание и поднимитесь над своей линией време­ни. Переместитесь вдоль линии времени и достигни­те позиции 1. С этой позиции увидьте внизу перед собой исходную причину события.

От позиции 1 переместитесь к позиции 2. В пози­ции 2 вы находитесь прямо над исходной причиной. Теперь переместитесь в событие (Внимание: никогда не ассоциируйте себя или кого-нибудь другого с травмой или фобией). Полностью ассоциируйтесь с событием, которое является исходной причиной. Увидьте, что вы видели, услышьте, что слышали, ощутите то, что ощущали тогда, когда формирова­лась эта эмоция. Теперь отсоединитесь от тех эмоций и поднимитесь к позиции 2. От позиции 2 перемес­титесь к позиции 3, которая находится за пятнадцать минут (или больше, если вам это нужно) до исход­ной причины. В позиции 3 повернитесь и посмотри­те на настоящее. Вы увидите внизу и спереди исход­ную причину вашей отрицательной эмоции. Где те­перь находится отрицательная эмоция? Исчезли ли также и другие отрицательные эмоции, связанные с тем переживанием?

Если после того как вы посмотрите на настоящее, вы все еще будете испытывать отрицательные чувства, останьтесь в позиции 3 и «дайте себе разреше­ние» на то, чтобы эти отрицательные эмоции «вытек­ли» из вас. Оставайтесь в этой позиции, пока не «вы­текут» все эмоции. Если вы не можете освободиться от эмоций полностью, их часть, возможно, нуждает­ся в рефрейминге. В следующем разделе «Когда эмо­ции не хотят уходить» вы найдете способы рефрей­минга конкретных частей для того, чтобы освобо­диться от эмоций, находясь в позиции 4.

1. Выполните шаги 1-5 из раздела «Этапы работы на линии времени».

2. Обнаружьте исходную причину. Спросите клиен­та: «Если бы вы знали исходную причину отрицательной эмоции, такую, что отсоединение от нее привело бы к ее исчезновению, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?»

3. Когда вы обнаружите исходную причину, пусть клиент поднимется над своей линией времени. Пусть он находится над ней, и вы направьте его назад, в прошлое, к исходной причине отрица­тельной эмоции. Скажите клиенту: «Позвольте своему подсознанию привести вас назад, к исход­ной причине отрицательной эмоции. Я хочу, что­бы вы остановились, когда окажетесь у нее, но не приближайтесь к ней вплотную. Пусть он пере­местится назад, к позиции 1, оставаясь над лини­ей времени (см. рис. 16. 4). С этой позиции он мо­жет видеть событие, которое является исходной причиной отрицательной эмоции.

4. Пусть клиент переместится назад, пока не будет находиться непосредственно над событием, в позиции 2. Когда он расположится непосредствен­но над событием, предложите ему снизиться к со­бытию и ассоциироваться со своим телом. Ассоци­ируйте его с событием. Скажите клиенту: «Смот­рите собственными глазами, услышьте то, что слышали во время того переживания. Ощущайте, что ощущали в то время». Спросите клиента, ка­кие эмоции он чувствует, и выполните калибров­ку. Составьте список всех эмоций, испытываемых клиентом. Используйте этот список во время про­верки для того, чтобы убедиться, что все эмоции стали тусклыми.

Почему люди должны снижаться к позиции 4? Почему они должны ассоциироваться с пережива­нием? Вы получите более убедительные результа­ты, если клиент испытает эмоции непосредствен­но перед тем, как отсоединится от них. В один мо­мент клиент испытывает всю боль и все страдание, причиняемые исходной причиной отрицательно­го переживания. В следующий момент эти эмоции исчезают. Это переживание ратифицирует изме­нение для сознания. Вы хотите ратифицировать все изменения для сознания. Помните, что нельзя никого ассоциировать с травмирующими пережи­ваниями, такими как фобия или случай жестоко­го обращения. При работе на линии времени вы и не должны делать это. Просто приведите человека назад, непосредственно к позиции 3. В случае фобий используйте модель быстрого лечения фобий.

5. Пусть клиент переместится из позиции 4 и под­нимется над своей линией времени. Попросите его сохранить то, чему он научился при этом пе­реживании. Скажите клиенту: «Вы кое-чему на­учились при этом переживании, не так ли?» Ког­да клиент ответит, что он кое-чему научился, ска­жите: «Сохраните то, чему вы научились при этом переживании, в том месте в своей голове, где вы храните подобные знания». Сейчас я предполагаю, что специальное место для хранения таких знаний существует. Сознание примет это описание и со­здаст такое «специальное место».

Эта процедура хорошо работает в качестве рефрейминга. Зачем сохранять знания? Даже в случае самых тяжелых травм или эпизодов жестокого об­ращения клиент учится чему-то полезному. Пред­положим, что ваша клиентка пережила изнасило­вание. Сохранение знаний позволит ей быть насто­роже в случае будущих угрожающих ситуаций. Вы ведь не хотели бы, чтобы она еще раз пережи­ла то же самое для того, чтобы изучить признаки возможности другого изнасилования. Важно все­гда соответствовать клиенту. Спросите его, полу­чил ли он какое-нибудь знание, которое должно быть сохранено. Если клиент ответит: «Да», - вы говорите: «Хорошо, я хочу, чтобы вы сохранили то, что вынесли из этого переживания, в том специ­альном месте в своей голове, где вы храните подоб­ные знания». И он сделает это. Как только клиент сохранит знания, вы можете удалить воспомина­ния при помощи быстрого лечения фобии, если он желает, чтобы вы сделали это.

6. Попросите клиента переместиться назад, к пози­ции 3, за пятнадцать минут до события, и посмот­реть вперед, на настоящее. Скажите клиенту: «Я хочу, чтобы вы, оставаясь над своей линией време­ни, переместились назад, ко времени, находящем­ся примерно за пятнадцать минут до события». Дайте клиенту время, чтобы осуществить менталь­ный сдвиг.

Наблюдая за его глазами и выражением лица, вы обычно можете сказать, когда клиент достиг пози­ции 3. Когда вы думаете, что клиент достиг позиции 3, спросите его: «Вы видите событие внизу и перед собой?». Если он говорит: «Да», вы отвеча­ете: «Где теперь находятся все эти эмоции? Все эти эмоции, которые были здесь, фактически исчез­ли?» Если нужно, дайте клиенту время на осво­бождение от эмоций. В случае особенно сильных эмоций, как только клиент достигнет позиции 3, скажите ему: «Теперь позвольте этим эмоциям выйти из вас». Подстройтесь к клиенту, повторив фразу: «Освободитесь от эмоций». Повторяйте эти слова каждый раз, когда клиент выдыхает. Когда он освободится от эмоций, вы увидите перед со­бой, без преувеличений, изменение жизни. Недавно я (Б. Б.) нашел еще один хорошо работа­ющий языковой паттерн. Когда по мере того как эмоции покидают клиента, я наблюдаю у него фи­зиологические изменения, я говорю: «Теперь, ко­гда вы освобождаетесь от этих эмоций, вы замеча­ете, что образ, расположенный ниже и спереди вас, меняется, не так ли?» Он кивает или говорит: «Да». Если он отвечает положительно, скажите: «Отлично! Значит, это работает». Это также озна­чает, что это работает и в случае техник, которые имеют дело непосредственно со способами, при помощи которых мозг закодировал событие. Когда клиент осуществит рефрейминг проблемы и осво­бодится от эмоций, изменятся и субмодальности. Делая это высказывание и, затем, ратифицируя его, дайте сознанию дальнейшее подтверждение того, что произошло быстрое изменение.

7. Осуществите проверку, переместив клиента на­зад, к позиции 2. Направьте его на ассоциацию с позицией 4. Спросите клиента: «Вы испытываете какие-нибудь отрицательные эмоции?» Убедитесь в том, что эмоции сгладились. Под этим я пони­маю то, что клиент больше не испытывает какие-нибудь из тех отрицательных эмоций, которые ис­пытывал ранее, когда ассоциировался с позицией 4. Если клиент не может испытать никаких отри­цательных эмоций, вы почти завершили психоте­рапию. Если какие-нибудь из эмоций остаются, используйте информацию, приведенную в разде­ле «Когда эмоции не хотят уходить».

8. Пусть клиент выплывет из позиции 4 и поднимет­ся над своей линией времени. Предложите ему переместиться вперед, находясь над линией вре­мени. Дайте клиенту следующие указания: «Я хо­чу, чтобы вы переместились вперед над своей ли­нией времени, но только с той скоростью, которая позволяет вам освободиться от всех других собы­тий, связанных с подобными эмоциями, между тем событием и настоящим. Обратите особенное внимание на эти события. Если непосредственно пе­ред тем, как вы окажетесь у них, вы будете испы­тывать какие-нибудь отрицательные эмоции, выз­ванные этими переживаниями, дайте мне знать, и я помогу вам освободиться от них, как мы сдела­ли с предыдущими воспоминаниями». Если кли­ент обнаруживает другие болезненные воспомина­ния, используйте описанный метод последова­тельно с каждым воспоминанием. В этом разделе я отступаю от того способа, которому учит Тэд Джеймс. Он позволяет отрицательным эмоциям уходить самим по мере движения человека вперед по линии времени. Я получаю лучшие результаты, если помогаю клиенту последовательно с каждым воспоминанием.

9. Подстройте клиента к будущему, ассоциировав его с воображаемым временем в будущем. По­просите его выбрать событие, которое ранее за­пустило бы отрицательные эмоции. Пусть клиент поднимется над временем и переместится в буду­щее. Попросите его выбрать событие, которое ра­нее запустило бы отрицательные эмоции. Пусть он снизится и полностью ассоциируется с этим собы­тием. Скажите: «Теперь попытайтесь испытать эти отрицательные эмоции». Если он не может испы­тать отрицательные эмоции, вы завершили психо­терапию. В противном случае продолжите работу с эмоцией (эмоциями), которую он сейчас испы­тывает.

Когда эмоции не хотят уходить

Предположим, клиент не может осуществить рефрейминг всех отрицательных эмоций, находясь в позиции 3, что тогда? Иногда клиент не может освободиться от всех эмоций. Или, когда вы вы­полняете проверку, вы обнаруживаете, что ушли не все эмоции. Когда клиент не может отказаться от определенных эмоций, обычно нужен рефрейминг возражающей части. Следующие способы рефрейминга доказали свою эффективность. Запомните все формулировки. Используйте их по порядку. Если один способ не работает, переходите к следу­ющему.

1. Скажите клиенту: «Я знаю, что существует часть вас, которая думает, что вы должны чему-то на­учиться в результате этого события. Я согласен, что вам важно сохранить все положительные зна­ния в том специальном месте, которое вы зарезер­вировали для подобной информации. После этого было бы хорошо освободиться от этих эмоций, не так ли?» Мы обнаружили, что этот языковой паттерн полезен почти во всех случаях, поэтому при­водим его как стандарт.

2. Если первый способ рефрейминга не работает, ска­жите клиенту: «Самое важное намерение подсо­знания заключается в сохранении тела. Я уверен, эта часть знает, что эти удерживаемые вами отри­цательные эмоции вредны для тела. Учитывая это, даст ли эта часть разрешение на то, чтобы освобо­диться от этих эмоций сейчас?».

3. Если никакой из этих способов рефрейминга не работает, определите самое важное намерение дан­ной части. Продолжайте подходить ближе к этой части или укрупнять ее. Задавайте следующие вопросы: «Каковы цели/намерения этой части?» Задавайте подобные вопросы, пока не узнаете са­мое важное намерение/цель, что даст клиенту раз­решение на освобождение от эмоции. Чтобы вы­полнить эту задачу наименее болезненным спосо­бом, вам, возможно, понадобится обнаружить какую-нибудь другую часть. Если вы обнаружите конфликтующие части, используйте визуальное сдавливание для их объединения.

Если во время проверки выясняется, что эмоция не исчезла

У вас будут случаи, когда во время проверки в позиции 4 выяснится, что эмоция сгладилась не пол­ностью. Если эти методы не сработали, это может объясняться одной или несколькими из следующих причин.

1. Клиент не полностью находился в позиции 3.

Убедитесь в том, что клиент диссоциируется с вос­поминанием, находясь над линией времени в по­зиции 4. Клиент должен расположиться не толь­ко над воспоминанием, но и до него. При помощи проб и ошибок мы узнали, что лучше всего рабо­тает время за пятнадцать минут до воспоминания. Вы обнаружите исключения. Если клиент долгое время живет в состоянии ассоциации с отрица­тельным воспоминанием, он будет естественным образом вновь ассоциироваться с ним. Следите за своими формулировками и аккуратно направляй­те клиента к позиции 3.

2. Клиент все еще не обнаружил первое событие или исходную причину. Может случиться так, что произойдет освобождение клиента от большей ча­сти отрицательных эмоций, связанных со значи­тельным эмоциональным болезненным пережива­нием, когда вы еще не добрались до первого события. Иногда клиент будет сообщать, что исчезло 90% эмоций или более. Однако в НЛП мы не при­нимаем 90%. Мы стремимся к 100%. Если остает­ся хотя бы небольшой компонент эмоции, может восстановиться целый гештальт. Продолжайте ра­ботать, пока отрицательная эмоция не исчезнет полностью. Очень часто ваша работа будет напо­минать снятие кожуры с лука. Вы будете разби­раться с одним событием только для того, чтобы обнаружить другое. Продолжайте действовать, пока не доберетесь до первого события и эмоция не сгладится.

3. Какая-то часть клиента возражает против осво­бождения от воспоминания. Смотрите раздел «Когда эмоции не хотят уходить».

Основные принципы «психотерапии на линии времени» (Young, 1999)

• Все проблемы существуют в «настоящем», хотя относятся к «прошлому». Обычно проблемы при­нимают запутанную, сбивающую с толку, неясную и т. д. форму, по крайней мере, для сознания.

• Чтобы вызвать изменение, мы должны перевести человека в другую реальность, другую модель. Переводя его в другую реальность, мы получаем другую точку зрения на «проблему».

• Мы делаем это, знакомя человека с метафорой «время - это линия». Эта метафора распростра­нена в западной культуре и является основой на­шего календаря.

• Так как опыт кодируется мозгом, мозг может опре­делить, что является наиболее значимой частью жизненной истории. Кажется, что этот процесс разделения осуществить легче, если мы разметим его пространственным образом.

• Если мы попросим мозг найти ключевое пережи­вание, он будет делать это аналогичным обра­зом, – он будет перемещаться вдоль линии време­ни назад, пока не «определит его положение». Оно не обязательно «истинно» – нет подтверждений того, что выбираемое мозгом событие произошло в действительности. Это неважно. Достаточно ча­сто мозг будет «выдумывать» какое-нибудь пере­живание для своей работы.

• «Психотерапия на линии времени» предполагает, что существует исходная причина, и что человек способен определить ее. Фактически, мозг будет благодарен за сознательный опрос и даст ответ, который «имеет смысл».

Альтернативная методика работы на линии времени (Young, 1999)

• Пусть человек создаст (воображаемую) физиче­скую линию времени на полу.

• Пусть он пройдет назад (в обратном направлении) по этой линии, пока не достигнет критического ме­ста «в прошлом», когда следовало совершить не­которое действие.

• Когда человек находится в этом месте, пусть он диссоциируется от него, чтобы он мог иметь осведомленность об этом событии. Он диссоциирует­ся, сойдя с линии.

• Затем попросите его найти ресурс или для себя, или для другого связанного с данным событием человека. Иначе говоря, он переходит на более вы­сокий уровень описания, на метапозицию, для того чтобы расширить данную модель вселенной.

• Человек должен быть способным найти ресурс либо потому, что он переходит в метареальность, или универсальную реальность, либо, выражаясь обычными понятиями, с того времени он приобрел большой жизненный опыт, поэтому он знает то, что не знал тогда.

• Пусть он использует ресурс – поместите то «про­шлое» переживание в больший контекст. Каким бы то ни было образом, теперь ситуация измени­лась из-за метаосведомленности.

• Пусть он ассоциируется с тем переживанием и ста­нет на линию времени, обращая внимание на то, как изменились события.

• Затем вы можете провести подстройку к будуще­му – удлините линию времени в будущее, и пусть человек исследует ее для того, чтобы увидеть, что ситуация в будущем будет отличаться. «Вот так».

Более подробное исследование работы на линии времени вы можете найти в недавно изданной книге «Работа на линии времени: паттерны путешествия по "времени"» (Bodenhamer and Hall, 1997, Crown House Publishing, Wales, UK).

Вопросы для размышления

1. Как вы представляете себе «время»?

2. Опишите различия между восточным и западным «временем».

3. Как использовать НЛП для извлечения линии вре­мени? Опишите этот процесс.

4. Как человек «во времени» отличается от человека «сквозь время»?

5. Свяжите виды обработки «времени» («во време­ни», «сквозь время») с «Индикатором типов Майерс-Бриггс».

6. Что означает «значительное эмоциональное болез­ненное переживание» и как оно связано с линией времени?

7. Какие результаты получили вы или другие люди при использовании процессов, связанных с лини­ей времени?


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.