Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
I. Упражнение на исследование субмодальностей

(выполняется в группе из трех человек) Берите по одной субмодальности из приведенно­го выше списка и используйте их для изменения пе­реживания (переживания основного уровня) в каче­стве совместного исследования. Перед тем как перей­ти к другой субмодальности, кратко поделитесь своими переживаниями друг с другом. Я советую вам выбрать визуальную субмодальность, такую как по­ложение, размер и/или яркость. Если вы будете ра­ботать с метауровневыми переживаниями, процесс может не работать. Если он работает, обратите осо­бое внимание на то, какие качества субмодальности работают. Затем исследуйте его при помощи метауровневого анализа. Какая ресурсная мысль более высокого уровня (метасостояние) вызывает сдвиг переживания?

Изменяйте только одну субмодальность за раз, чтобы обнаружить, как ее изменения влияют на переживание. При этом следите за экологией! Это уп­ражнение устроено так, что ведет вас только к исследованию субмодальностей. К вмешательствам мы перейдем позднее, в дополнительных упражнениях. Если сдвиг вызывает неприятные ощущения или приводит к протесту, отнеситесь к этому с уважени­ем и исследуйте какую-нибудь другую субмодаль­ность. Обратите внимание на следующее:

Экология - забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой.

1. Сдвигаются ли вместе с данной субмодальностью какие-нибудь другие?

2. Изменяется ли при этом интенсивность или каче­ство ваших ощущений?

3. Спросите себя: «В каком контексте этот сдвиг суб­модальности может привести к более полезному поведению?» «Как я могу использовать его для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?»

4. Кроме визуальных, попробуйте какие-нибудь аудиальные и кинестетические (тактильные [внешние] и проприоцептивные [внутренние]) отличительные признаки.

II. «Лечение» головной боли и других дискомфортных ощущений.

1. Оцените головную боль по шкале от 1 до 10. Это, во-первых, инициирует процесс диссоциации; во-вторых, даст образец для сравнения; в-третьих, позволит клиенту «разукрупнить» головную боль на части и, наконец, позволит ему постоянно чув­ствовать подкрепление, вызываемое успехом при уменьшении головной боли, например, с 7 до 6.

2. Осуществите репрезентацию головной боли, со­здав в своем сознании картину или фильм. Этот этап диссоциирует головную боль и переводит ее из общей формы в конкретную. Вместо того что­бы головная боль контролировала человека, он сам начинает контролировать ее.

3. Если картина содержит движущиеся элементы, вызывающие боль, вы можете попросить челове­ка изменить движение. Предположим, что он ис­пытывает головную боль как удары молота. По­просите его представить между молотом и местом удара что-нибудь, что уменьшит силу ударов, на­пример подушку. Спросите его: «На сколько бал­лов вы бы сейчас оценили свою головную боль?».

4. Измените цвет головной боли так, чтобы она уменьшилась с__ до__. Этот простой субмодаль­ный метод часто приводит к эффективному изме­нению.

5. Спроецируйте картину головной боли на киноэк­ран и уменьшите размер картины, пока боль не будет оцениваться всего лишь 3 баллами. Так как размер картины обычно является действенным субмодальным драйвером, сохраните его на время уменьшения главного компонента головной боли. Если человек испытывает сложность, используй­те двойную диссоциацию; пусть испытуемый вый­дет из своего тела, находящегося в кресле киноте­атра и смотрит на себя, смотрящего на себя с го­ловной болью на экране.

6. Уменьшите размер картины на экране, пока она не станет небольшим воздушным шариком. Позволь­те шарику начать подниматься. Когда он достигнет облаков, головная боль уменьшится до 1 балла.

7. Теперь наблюдайте за шариком, исчезающим в об­лаках. Когда вы больше не сможете видеть его, у

вас останется только слабое воспоминание о го­ловной боли.

Если вы заметили, на многих этапах этого процес­са качество репрезентации (ее субмодальности) используется как фрейм метауровня. Вы берете диссо­циацию (голубой цвет, ощущение прохлады и т. д.) и делаете так, что она влияет на переживание основно­го уровня - на головную боль.

Вы можете использовать этот метод по отноше­нию к нежелательным чувствам, таким как гнев, де­прессия и желание поесть. Познакомьте испытуемо­го с методикой, использованной в случае лечения го­ловной боли. Затем сделайте так, чтобы лечение головной боли стало метафорой удаления нежела­тельных чувств. Попросите его представить чувство, от которого он хочет избавиться, как что-то, распо­ложенное внутри воздушного шарика. Затем пусть он представит, как эти чувства медленно, одно за другим, выходят из воздушного шарика. Наконец, ускорьте процесс, так чтобы он требовал времени не больше, чем нужно вам для того, чтобы сказать «Раз!».

*По книге: Burt Wasserman, «The Cure» for Headaches and Other Uncomfortable Feelings, in Anchor Point (Franktown: Cahill Mountain Press, Inc., April, 1993), p. 4-7.

III. Перекрестное отображение субмодальностей

(выполняется в группе из трех человек)

1. «Б» думает о проблемном состоянии и соответ­ствующем ресурсном состоянии, которое, как он считает, необходимо ему для преодоления про­блемного состояния. «А» говорит «Б»: «Подумай­те о контексте, в котором вы ощущаете себя в ту­пике, или в котором вы каким-либо другим обра­зом ощущаете себя обладающим меньшим количеством ресурсов, чем хотели бы». «А» осуще­ствляет калибровку состояния «Б». Когда «Б» по­лучит доступ к проблемному состоянию, и «А» осуществит его калибровку, «А» говорит «Б»: «Те­перь подумайте о том времени, когда у вас было ресурсное состояние, которое, как вы считаете, могло бы вам помочь в этом контексте тупика». «Б» позволяет «А» убедиться в том, что ресурс обладает всеми характеристиками, необходимыми «Б» в проблемном состоянии. «А» калибрует это состояние вместе с «Б».

2. «А» узнает у «Б» о различиях между визуальны­ми, аудиальными и кинестетическими субмодаль­ностями проблемного состояния и ресурсного со­стояния. «А» записывает субмодальности каждого образа и отмечает их различия (сравнительный анализ). «Б» ничего не рассказывает о содержа­нии; при этом вы найдете сравнительный анализ намного более легким. Когда клиент обращается к содержанию, он оставляет процесс. Помните, что изменение осуществляется на уровне процесса. «А» заносит субмодальности обоих состояний в контрольный список субмодальностей. «А» спрашивает у «Б»: «Как ваши переживания в проблемном состоянии отличаются от пережива­ний в ресурсном состоянии?». Пусть «Б» сообщит о наблюдаемых различиях субмодальностей. За­тем вы можете спросить о других субмодальнос­тях. Пусть «Б» удерживает оба образа в сознании одновременно.

3. Перекрестное отображение. «А» говорит «Б»: «Те­перь подумайте одновременно и о проблемном состоянии, и о ресурсном состоянии. Вы будете удер­живать содержание проблемного состояния, а я попрошу вас изменить способ, которым вы испы­тываете это состояние. Возьмите субмодальности проблемного состояния и примените их по отно­шению к ресурсному состоянию». Сначала ис­пользуйте визуальные субмодальности, а затем, если понадобится, аудиальные. Используйте кине­стетические субмодальности только в том случае, если они важны для «Б».

Переносите по одной субмодальности за раз. По­сле того как «А» попросит «Б» изменить одну субмодальность, он спрашивает у него, изменились ли другие субмодальности. Если да, «А» ставит звездочку возле изменяемой субмодальности; это означает, что она является ведущей, или критичес­кой, субмодальностью. Верните субмодальность в ее исходное состояние. Мы осуществим изменение после проверки каждой субмодальности.

«Б» использует гипнотические языковые паттер­ны Милтон-модели. «А» направляет «Б», исполь­зуя, например, такие высказывания: «Вы можете позволить черно-белой картине стать цветной, и это изменение цвета позволит вам переместить образ проблемного состояния в то же место в ре­сурсном состоянии, и т. д.».

4. Перекрестное отображение субмодальностей. Ис­пользуя драйверы, которые «А» определил на 3 этапе, он направляет «Б» к сдвигу субмодально­стей проблемного состояния в субмодальности ре­сурсного состояния.

5. Проверка. «А» спрашивает у «Б»: «Чувствуете ли вы теперь в этом контексте, что обладаете ресурсами?» Если тот невербально или вербально ука­зывает на то, что еще не полностью обладает доступными ресурсами, попросите его сравнить «по­чти ресурсное состояние» с «ресурсным состояни­ем» и определите все различающиеся субмодаль­ности. Перекрестно отображайте эти субмодаль­ности, пока «Б» не получит доступ к состоянию полного обладания ресурсами (сохраняя то же «проблемное» содержание).

6. Подстройка к будущему. «А» говорит «Б»: «Пред­ставьте себя когда-нибудь в близком будущем в похожем контексте. Обратите внимание на то, как вы теперь испытываете это состояние, обладая дополнительными ресурсами». «А» осуществляет калибровку невербальных реакций «Б». Отвлеки­тесь на несколько минут и поговорите о чем-ни­будь другом (прервите состояние), затем еще раз проведите проверку, спросив «Б» о содержании или о контексте проблемы.

Субмодальности «линии времени»

Психотерапия на «линии времени» является эф­фективным вмешательством НЛП. Таким образом, понимание того, как мы кодируем наши «линии вре­мени», является для человека, использующего НЛП, эффективным средством обучения. Это упражнение на субмодальности «линии времени» познакомит вас с представлением понятия «времени» как линии. Психотерапия на «линии времени» основана на ви­зуальной субмодальности положения, которую мы используем в качестве метафрейма.

Эффективность методов психотерапии на «линии времени» основана на визуальной субмодальности положения.

Как мозг различает время

Вспомните, что в НЛП мы фокусируемся, глав­ным образом, на процессе или структуре, а не на содержании. Поэтому мы задаем вопрос: «Как наш мозг понимает время?» Что, происходящее внутри головы, позволяет нам знать о различии между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о последовательности событий в прошлом? Мозг должен делать что-то для этого, иначе мы не смогли бы разделять события, происходящие в нашей жизни. Одна под­сказка заключается в самом способе, которым мы го­ворим о времени:

«Это еще впереди».

«Я постоянно оглядываюсь назад и не могу изба­виться от этого».

Такие высказывания являются пространственны­ми метафорами понятия времени, и описывают, как мы при помощи метафор наделяем «понятия» смыс­лом. Пространственная метафора времени позволя­ет нам «установить положение» времени в простран­стве относительно своего тела.

Проведите следующий эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните время около пяти лет назад, когда вы де­лали это. Конечно, вы, наверное, не сможете вспом­нить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществ­ляли это действие. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. Затем вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года спустя и пять лет спу­стя.

Когда вы вспоминали и представляли данную де­ятельность, вы, вероятно, наблюдали в своем созна­нии ряд картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы за­мечаете.

Черно-белой или цветной выглядит каждая карти­на?

Содержит ли каждая картина движущиеся эле­менты?

Трехмерной или плоской выглядит каждая карти­на?

Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

Каждая ли картина заключена в рамку или выгля­дит как панорама?

Насколько яркими выглядят картины?

Становится ли яркость больше или меньше, когда вы уходите дальше в прошлое?

Как далеко вы видите каждую картину?

Как различается фокус картин?

Где вы видите каждую картину в своем поле зре­ния?

Способ, которым мы кодируем время, позволяет нашему мозгу мысленно различать «прошлое», «настоящее» и «будущее». Он также позволяет нам знать, к насколько давнему времени относится дан­ное воспоминание. Мы также можем различать прошлое и настоящее, прошлое и будущее и знаем, на­сколько далеко находится это будущее. Обычно мы делаем это неосознанно. Подсознание помнит поло­жение воспоминаний. Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных психотерапии, на линии времени зада­ет такой вопрос: «Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?» Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний, и когда мы смотрим в зеркало, мы сравниваем то, что видим, с прошлыми воспоминаниями о том, как мы выглядим, и говорим: «Да, это я». В НЛП мы называем этот на­бор воспоминаний линией времени. Наше ощущение идентичности является метауровневой системой от­счета.

При работе с линией времени важнейшим компо­нентом является положение картин. Большинство людей кодируют и сохраняют «время» линейным образом. Обратили ли вы внимание на важность по­ложения в списке субмодальностей линии времени? Это связано с тем, что для «времени» вы используе­те пространственную метафору. Кодирование «вре­мени» при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.

Для кодирования изменений времени мозг должен выбрать аналоговую субмодальность.

Из-за пространственной метафоры (линии), ис­пользуемой в случае «времени», для кодирования и сохранения «времени» мы используем, главным об­разом, визуальную субмодальность положения. Хронологическое расстояние по времени мы кодируем в терминах размера и/или расстояния. Яркость и интенсивность указывают на другие аспекты времени. У нас есть «потухшие воспоминания», «смутное или мрачное прошлое» или «яркое будущее».

Кодирование «времени» при помощи поло­жения — основной способ репрезентации мозгом времени последовательным обра­зом.

Аудиальные субмодальности не позволяют осуще­ствить одновременный доступ к воспоминаниям. Неточность кинестетических субмодальностей у боль­шинства людей исключает всякий смысл их использования для хранения времени. Мы можем репрезентировать намного больше информации визуально, чем при помощи аудиальной или кинестетической системы. Конечно же, каждый человек обладает своим собственным способом хранения време­ни. Итак, одна система имеет преимущество перед другими. Однако способ, при помощи которого вы храните время, имеет определенное значение. Что случится, если ваше прошлое появится прямо перед вами? Ваши воспоминания, появившиеся прямо пе­ред вами, будут управлять вашим состоянием и по­ведением.

Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Год назад его бросила девушка. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я использовал определенные вмешательства. Главное изменение состояния Билла было вызвано перемещением образа от его лица, назад, за его затылок.

IV. Субмодальности «линии времени» (выполняется в группе из трех человек)

1. «Б» выбирает действия, которые выполняет до­статочно часто. Возьмите, например, поездку на работу, чистку зубов, завтрак и т. д.

2. «А» подводит «Б» к тому, чтобы он подумал о нескольких случаях выполнения данной деятель­ности. (Если «Б» испытывает трудности при из­влечении из памяти конкретных воспоминаний, ему следует просто представить, как он выполнял/будет выполнять эти действия).

а) год назад;

б) неделю назад;

в) вчера;

г) сегодня;

д) завтра;

е) на следующей неделе;

ж) в следующем году.

3. «А» узнает у «Б» различающиеся субмодально­сти каждого воспоминания. Проверьте в этом уп­ражнении все три основные репрезентативные си­стемы. Уделите пристальное внимание таким па­раметрам, как положение картины, ассоциация/ диссоциация, расстояние, размер, четкость, внут­ренний диалог и т. д.

Для определения различий этих картин при их не­изменном содержании «Б» будет некоторым обра­зом осуществлять к этим картинам внутренний доступ. Как он узнает, что одна картина относится к прошлому, другая – к настоящему, а третья – к будущему? Как он узнает различия между дав­ним и недавним прошлым?

4. Поменяйтесь ролями.

5. Обсудите результаты, поделившись сходствами и различиями.

6. Поэкспериментируйте с личными формами време­ни для того, чтобы узнать, как это изменяет переживания. Предположим, что в воспоминаниях о прошлом вы ассоциированы, а в картинах будуще­го – диссоциированы; что случится, если вы из­мените это на противоположное? Или, предполо­жим, что ваше будущее появляется слева, а прош­лое – справа; что случится, если вы измените это? Какой эффект произведет переключение с одной картины на другую? Поэкспериментируйте с другими субмодальностями. Когда закончите, верни­те все в исходное состояние.

V. Паттерн «Шоколад леди Годивы»

Апатия является чувством, с которым время от вре­мени вынуждено бороться большинство из нас. Допустим, вы вынуждены что-то сделать, но в настоящее вре­мя вам делать это не хочется. Вы вынуждены сделать это или чувствуете, что должны, но не даете себе сде­лать это конкретное задание из-за того, что не получа­ете при этом удовольствия. Для изменения чувства апа­тии на желание Ричард Бэндлер разработал паттерн изменения субмодальностей, названный им паттерном «Шоколад леди Годивы». Желание (хотение, принуж­дение) и нежелание (апатия) сделать нечто можно рас­сматривать как переживания основного уровня. Сдвиг этих переживаний легко осуществить при помощи перекрестного отображения субмодальностей.

1. «Б» начинает с размышления о чем-то, по отно­шению к чему он испытывает энтузиазм или принуждение. Этот метод получил свое название из-за способа, при помощи которого некоторые люди принуждают себя съедать чрезмерное количество шоколада. В своем образе используйте все три репрезентативные системы.

2. «Б» думает о чем-либо, что он должен или что ему нужно сделать и от чего мог бы при этом по­лучить удовольствие. Решение должно быть кон­груэнтным целой системе. «Б» выбирает то, что он не только вынужден, но и хочет сделать. «Б» де­лает экологическую проверку, спрашивая о том, не возражают ли какие-нибудь части, чтобы он полу­чил удовольствие в процессе увлеченного выпол­нения этого решения.

3. «А» направляет «Б» при формировании образа решения (№ 2) в своем разуме. Затем «А» про­сит «Б» сделать небольшое отверстие точно в се­редине образа.

4. «А» направляет «Б» на формирование образа № 1 позади образа № 2. «Б» будет видеть небольшую часть образа № 1 через отверстие в образе № 2.

5. Теперь «А» направляет «Б» на то, чтобы «Б» по­зволил отверстию раскрыться, но только с той скоростью, какая нужна ему для того, чтобы полнос­тью почувствовать реакцию на образ № 1. Затем «А» просит «Б» закрыть отверстие, но не быстрее той скорости, при которой «Б» может удерживать чувства, вызванные переживанием образа № 1.

6. «А» просит «Б» повторить описанный в пункте 5 процесс еще три или четыре раза. «Б» выполня­ет эти повторы быстро. Перед каждым повтором прерывайте состояние. Убедитесь в том, что чув­ства, вызываемые образом № 1, присоединились к чувствам, вызываемым образом № 2.

7. «А» просит «Б» одновременно представить об­раз № 2 и испытать чувства, вызываемые обра­зом № 1.

8. Поменяйтесь ролями.

VI. Паттерн «Взмах»

Паттерн «Взмах» позволяет изменять воспомина­ния или заменять визуальные компоненты стертых воспоминаний. В книге «Используйте свой мозг для изменений» Бэндлер описал метод, предназначен­ный для влияния на специфические формы поведе­ния, которыми клиент больше обладать не хочет. Паттерн доказал свою эффективность при удалении нежелательных привычек. Он также служит очень эффективным инструментом для удаления негатив­ных образов и замены их позитивными. Паттерн «Взмах» дает человеку, практикующему НЛП, эф­фективное средство создания новых ответов. Это приводит к позитивным изменениям поведения.

Данный метод создает новое направление работы мозга человека. Паттерн «Взмах» имеет два основных элемента:

1. Цепь, которая ведет от сигнала, вызывающего про­блемное состояние, к желаемому состоянию.

2. Мотивационная часть, использующая диссоцииро­ванный образ себя с привлекательными субмодальностями.

Здесь мы приводим краткое содержание общей модели «Паттерн «Взмах»».

1. Определите специфический вид поведения, кото­рый вы желаете изменить. Метод доказал свою эффективность в случае привычки грызть ногти, переедания и иногда курения. Лучше всего он ра­ботает при изменении второстепенных привычек. Хотели бы вы отвечать кому-нибудь иначе, не так, как вы отвечаете сейчас?

2. Определите точный сигнал, который запускает нежелательную реакцию. Как вы узнаете, когда нужно совершать нежелательные действия? Испы­тываете ли вы ощущение, звук или картину? Если бы вы должны были научить кого-нибудь, как де­лать это, что бы вы сказали ему? Если сигнал при­ходит снаружи, получите образ того, что именно вы видите. Ассоциируйтесь с переживанием. В случае привычки грызть ногти этим сигналом может быть образ руки, движущейся ко рту. Как и большинство методов НЛП, паттерн «Взмах» работает лучше с визуальными образами. Однако аудиальные и кинестетические сигналы также будут работать. Определите субмодальности сигнала.

Задавайте вопросы по следующей схеме:

A. «Когда у вас проявляется нежелательное пове­дение?» (Это помещает человека в соответству­ющий контекст и, таким образом, создает кон­текст для ответа на следующий вопрос.)

Б. «Что из того, что вы видите/слышите/ощущаете, вызывает у вас желание осуществить нежелатель­ное поведение?» Если человек не знает этого, и вы не можете это обнаружить, вы можете найти сиг­нал, который должен существовать перед запус­ком поведения, например, приближение руки к лицу в случае привычки грызть ногти.

B. «Создайте большой, яркий, ассоциированный образ того, что вы видите непосредственно перед началом нежелательного поведения». Откалибруйте внешнее невербальное поведение клиента.

Г. «Теперь отложите эту картину в сторону на ко­роткое время».

3. Создайте образ обладания желаемым результатом.

Задайте следующие вопросы:

A. «Как вы видите себя с желаемым изменением?»

Б. «На кого бы вы были похожи, если бы не осу­ществляли нежелательное поведение?»

B. «Как бы вы выглядели, если бы осуществляли желаемое поведение?»

Г. «Создайте диссоциированную картину». Помни­те, что в НЛП вы ассоциируетесь с текущим и

* Richard Bandler, Using Your Brain For a Change, p. 131-152.

диссоциируетесь с желаемым состоянием. В ас­социированной картине вы уже имеете ощуще­ние полученного желаемого результата. Таким образом, ассоциированная картина не будет мо­тивировать вас. Картина должна представлять собой привлекательный и желаемый образ. Чем более желанным кажется состояние, тем выше вероятность, что паттерн «Взмах» сработает.

4. Создали ли вы экологичное желаемое состояние?

Проверьте желаемое состояние при помощи моде­ли хорошо сформулированного результата.

A. Сформулировали ли вы его позитивно?

Б. Опишите его сенсорным языком.

B. Ваше желаемое состояние инициируется и кон­тролируется вами?

Г. Ваше желаемое состояние соответствует всем контекстам вашей жизни?

Д. Учли ли вы соответствующие вторичные выгоды?

Е. Какие ресурсы вам понадобятся?

Ж. Экологично ли ваше желаемое состояние для всей вашей системы? Есть ли какая-нибудь ваша часть, не согласная с тем, чтобы вы обла­дали этим состоянием?

Задайте следующие вопросы:

A. «Сформулировали ли вы свой результат пози­тивным образом?»

Б. «Что вы будете видеть, слышать и ощущать, когда будете обладать своим результатом?»

B. «Зависит ли ваше желаемое состояние от вас и только от вас?»

Г. «Где, когда, как и с кем я хочу обладать этим ре­зультатом? Хотите ли вы обладать этим резуль­татом всегда и везде безо всяких ограничений?»

Д. «Что вы потеряете, если получите свой резуль­тат?»

Е. «Что вы уже имеете и в чем нуждаетесь для по­лучения своего результата?»

Ж. «Как обладание этим результатом повлияет на жизнь окружающих вас людей?»

5. Примените к образам паттерн «Взмах», исполь­зуя их размер и яркость. Возьмите картину и сде­лайте ее яркой и большой. Убедитесь в том, что вы ассоциированы с картиной. Скажите клиенту: «Закройте глаза и увидьте перед собой большой яркий ассоциированный образ себя в текущем со­стоянии (в котором вы находитесь сейчас). В ле­вом нижнем углу картины поместите маленькую,

Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей


Рис. 14. 2. Паттерн «Взмах» I - использование размера/яркости


тусклую и диссоциированную картину образа желаемого состояния (рис. 14.2.). Теперь возьмите большую яркую картину и быстро сделайте ее ма­ленькой и тусклой. В это же время сделайте ма­ленький тусклый образ желаемого состояния большим и ярким. Сделайте это очень быстро. По­мните, что мозг обучается быстро. Когда клиент выполняет эту процедуру, скажите «Ра-з-з-з!» для того, чтобы помочь вызвать изменения. Очистите экран. Повторите эту процедуру по меньшей мере пять раз.

6. Подстройтесь к будущему, проверив результаты.

Попросите клиента подумать о сигнале, запуска­ющем нежелательное поведение. Если он приво­дит к получению нового образа, процесс завершен. Если нет, перейдите к следующему этапу.

7. Применение к образам паттерна «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Если размер и яркость не работают, драйвером может стать расстояние. Возможно, вы захотите проверить это. Следуйте вышеописанной методике, только вместо использования маленькой тусклой картины, расположен­ной в углу, вы применяете паттерн «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Попросите клиента представить картину, вызывающую нежелательное и отдалять ее к горизонту до тех пор, пока она не станет черной точкой.

Паттерн взмаха

Положение/размер/расстояние поведение

Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей


Рис. 14.3. Паттерн «Взмах» II – использование положения/размера/расстояния.


Поместите на горизонте маленькую, тусклую и диссоцииро­ванную картину желаемого результата. Затем по­просите клиента приблизить с горизонта картину желаемого поведения. Попросите клиента сделать это по-настоящему быстро. Повторите это пять или шесть раз и выполните проверку (рис. 14. 3.).

Убеждения

То, что мы считаем истинным или не истинным, в значительной степени определяет наше поведение. В самом деле, убеждения – это очень важная сила, управляющая нашей жизнью. Если вы убеждены в том, что сможете выполнить что-то, вы, вероятно, на самом деле сможете. Если вы убеждены в том, что не сможете выполнить конкретное задание, ваши шан­сы не справиться с ним действительно велики.

Убеждение связано с обобщением связей между переживаниями.

Убеждение связано с обобщением переживаний, связей между ними и их значений. Предположим, вы не смогли выполнить какое-то задание. С этого мо­мента вы начинаете считать, что вы всегда будете тер­петь неудачу, пытаясь выполнить схожее задание. Итак, вы осуществили обобщение, связав первую неудачу при выполнении задания с неизбежными неудачами при выполнении схожих заданий.

Медицинское сообщество все лучше осознает роль убеждений в выздоровлении. В одном исследовании у ста пациентов был диагностирован рак в терми­нальной стадии. Однако затем исследователи обна­ружили, что эти люди еще живы, хотя прошло от десяти до двадцати лет. Они получали различное ле­чение. Некоторые подвергались стандартному меди­цинскому лечению: хирургическим операциям, хи­миотерапии и воздействию радиоактивного излуче­ния. Некоторые получали немедицинское лечение, вроде акупунктуры. Лечение некоторых людей за­ключалось в специальных диетах и особенном пита­нии. Еще одна группа обратилась к психологии и ре­лигии. Некоторые из них вообще не получали лече­ния. Репортер, который брал интервью у этих людей, обнаружил у всех них одну общую черту: все они были убеждены в том, что получаемое ими лечение сработает. В каждом случае пациент исходил из обобщения, что конкретный вид терапии приведет к излечению рака. И поскольку они были убеждены в этом, так и случилось. Используя субмодальности, посредством нейротрансмиттеров и иммунной систе­мы они осуществили обобщение от средства лечения к действительному физическому излечению. Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомнева­емся и во что не верим, из структуры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодальностей. Более подробно мы рассмот­рим этот феномен в упражнении по изменению убеждений.

Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомневаемся и во что не верим, из струк­туры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодально­стей.

Вы, наверное, слышали об эффекте плацебо. При этом экспериментатор дает испытуемому неактив­ный препарат, обычно таблетку глюкозы, но делает это так, что испытуемый убежден в том, что получил настоящее лекарство. Наблюдается интересный фе­номен. Примерно в трети случаев плацебо работает так же эффективно, как и настоящее лекарство. Не­которые исследования показывают, что в 54% случа­ев плацебо работает так же хорошо, как настоящий морфий. Этот феномен хорошо документирован, по­этому при испытании лекарств экспериментаторы, конечно же, всегда принимают во внимание эффект плацебо.

Роберт Дилтс пишет:

«Было проведено даже обратное исследова­ние; при этом как реагировавшим, так и не реа­гировавшим на плацебо людям давали настоя­щее лекарство. Им давали обезболивающие, такие как морфий, и оказалось, что люди, реаги­ровавшие на плацебо, более чем в 95% случаев эффективно реагировали и на морфий. Другая группа реагировала на морфий в 46% случаев. Разница примерно в 50% указывает на то, что в некоторых случаях убежденность требуется для эффективности даже настоящих лекарств.

Было показано, что плацебо дает эффект даже при лечении рака. В одном исследовании людей подвергали «химиотерапии плацебо», и у трети из них выпали все волосы.

Наиболее эффективным аппаратом электро­судорожной терапии в штате Калифорния был тот, который не работал три года. Перед тем как поместить пациентов в аппарат, им давали об­щий наркоз, так что эти душевнобольные люди думали, что они подвергаются воздействию электрошока, хотя на самом деле это было не так. И это давало лучший эффект, чем реальная электросудорожная терапия»

Убеждения действительно имеют очень важное значение для нашего поведения и здоровья. Боль­шинство глубинных убеждений, хотя, конечно же, не все, мы встраиваем в детстве. Родители, сверстники, учителя и окружение способствуют формированию наших убеждений даже до того, как мы достигнем зрелости достаточной, чтобы иметь возможность вы­бирать, какими убеждениями мы хотим обладать, а какими нет. Встраивание - процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто достигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Можем ли мы изменить убеждения, которыми ре­шили не обладать и которые каким-либо образом ограничивают нас? Да, НЛП предоставляет техники, необходимые для стирания или изменения старых нежелательных убеждений и создания новых. В этом практическом курсе мы изучим одну технику изменения нежелательных убеждений - перекрестное отображение субмодальностей.

VII. Паттерн изменения убеждения

Как ваш мозг узнает о различии между тем, в чем он убежден и что считает истинным, и тем, что счи­тает ложным? Как ваш мозг узнает о различии меж­ду убежденностью, неверием, недоверием и сомне­нием? В НЛП мы традиционно полагали, что ответ на эти вопросы касается различий субмодальностей. Соответственно, для изменения убеждений Бэндлер и другие специалисты разработали несколько вариантов использования сдвигов субмодальностей и «отображения» процессов. В более недавнее время Холл (Hall, 1997, 1998) и Боденхамер в своей книге «Структура мастерства» (Bodenhamer, 1999) поста­вили их под сомнение.

Безусловно, убеждения имеют свое собственное кодирование. Однако это структурное кодирование не происходит просто на репрезентативном уровне. Оно объясняет, как вы думаете об убеждении, репрезентируете его полным, основательным, привле­кательным образом и т. д., но все же не то, как вы уверены в нем. Это на самом деле невероятно и уди­вительно. Мы можем думать, не имея уверенности. Следовательно, убежденность должна включать не только репрезентации, но и что-то еще. Она должна включать еще один элемент осведомленности – оп­ределенный способ мышления о первых мыслях.

То, что мы узнали об убеждениях, сводится к сле­дующему: чтобы иметь убеждение, человек должен начать с мысли – репрезентации чего-нибудь. Она может включать способ репрезентации существо­вания чего-либо, связи между двумя событиями (структура причинно-следственной связи), значимости и ценности чего-либо (конструкция значения), идентичности чего-либо (убеждения в идентичнос­ти), того, что человек предполагает и допускает по отношению к окружающему миру (онтологические убеждения и убеждения в пресуппозициях) и т. д. После того как человек создаст один из этих процессов отображения, он должен

* Robert Dilts, Changing Belief Systems with NLP (Cupertino: Meta Publications, 1990), p. 11-13.

подтвердить истинность репрезентации. Без метауровневого подтверждения истинности репрезентации человек не получит «убеждение». Он получит только «мысль», набор репрезентаций.

Опираясь на понимание структурной природы убеждений, можно заключить, что для трансформа­ции или изменения убеждения мы должны опроверг­нуть истинность, валидность или полезность ре­презентации. Мы можем сделать это при помощи рефрейминга понятий и репрезентаций с использова­нием метамодели. Мы можем сделать это также, об­наружив противоположные идее примеры. Это осво­бождает в нашем внутреннем мире «пространство», необходимое для последующего конструирования другой идеи или другого понятия, которые мы смо­жем утвердить в качестве убеждения.

НЛП предлагает несколько техник изменения убеждений. Ранние модели были полностью основа­ны на технике перекрестного отображения субмо­дальностей. Мы обнаружили, что при этом люди в большинстве случаев не получают желаемых резуль­татов. Если человек находит, что конкретное пере­крестное отображение субмодальностей работает, обычно это вызвано тем, что оно позволило челове­ку изменить фрейм старой структуры реальности и, таким образом, предоставило возможность встраива­ния другого убеждения.

Сбор и подготовка информации

1. Определите старое нежелательное убеждение. «А» просит «Б» подумать о том убеждении, ко­торым он не желает обладать. «Б» думает об убеждении, которое каким-либо образом ограни­чивает его или приводит к нежелательным послед­ствиям. «А» узнает у «Б» субмодальности нежела­тельного убеждения. «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе это убеждение?» Исполь­зуйте в этом упражнении визуальные субмодаль­ности репрезентации: цветная/черно-белая, фильм/неподвижная картина, трехмерная/плос­кая, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссо­циированная, яркая/темная, в фокусе/не в фоку­се, далекая/близкая и положение. После опреде­ления этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезента­ции аудиальные или кинестетические субмодаль­ности, которые кажутся важными. Если да, узнай­те о них. «Б» приводит список этих субмодально­стей в левой верхней части чистого листа бумаги.

Затем запишите язык убеждений. Как человек вы­ражает идею или понятие, которые ограничивают его и создают различные трудности? С каким понятием связано это убеждение? Какой тип убеж­дения оно репрезентирует: существования, онто­логии, причинно-следственных отношений, значе­ния или другое?

2. Подумайте о чем-либо, в чем вы сомневаетесь и относительно чего чувствуете неуверенность. «Теперь подумайте о чем-то, в чем вы сомневае­тесь. Вы чувствуете неуверенность относитель­но истинности или ложности этого. Вы просто не знаете. Это может быть, но этого может и не быть. Вы не уверены в этом, вы сомневаетесь». Определите субмодальности переживания сомне­ния и неуверенности. «Как вы представляете себе это сомнение?» Составьте список соответствую­щих субмодальностей в правой верхней части ли­ста бумаги. Запишите их рядом с субмодальностя­ми нежелательного убеждения в том же по­рядке.

Также определите язык сомнения или ощущения неуверенности. Как вы выражаете это для себя?

3. Проведите сравнительный анализ. Теперь выпол­ните сравнительный анализ этих двух пережива­ний: убеждения и сомнения. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности. Определите, как различается язык двух переживаний.

4. Проверьте структуру репрезентаций убеждений. Проверьте все отмеченные звездочками (*) раз­личия субмодальностей убеждения и сомнения. Это нужно для того, чтобы определить, какие субмодальности дадут наибольший эффект при изменении убежденности в сомнение. После про­верки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние.

5. Определите новое желаемое убеждение. «Какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо ста­рого ограничивающего, которое вам перестало нравиться?» Исследуйте новое убеждение «Б» при помощи модели хорошо сформулированного результата и убедитесь в том, что оно сформули­ровано правильно. Например, проверьте, что «Б» сформулировал это убеждение в позитивных тер­минах, не используя отрицания. Уделите особен­ное внимание определению языка нового улуч­шенного убеждения.

Пример: Используйте высказывание «Я могу на­учиться изменяться в ответ на обратную связь», вместо «Я не хочу быть неспособным изменить свои действия». Определите субмодальности но­вого убеждения. «Как вы представляете себе это убеждение так, что оно ощущается желаемым, привлекательным и реальным?» Составьте список субмодальностей в левой нижней части листа бумаги. Также убедитесь в том, что «Б» думает о но­вом убеждении в терминах способности или про­цесса, а не обладания желаемой целью.

6. Определите структуру сильного убеждения. По­просите «Б» подумать о чем-либо, в чем он убеж­ден без тени сомнения, например «Завтра взойдет солнце», «Мать любит меня», «Бог любит меня». Определите субмодальности такого неоспоримого убеждения. «Как вы представляете себе это силь­ное убеждение?» Составьте список его субмодаль­ностей в левой нижней части листа бумаги, рядом с субмодальностями желаемого убеждения (№ 5) в том же порядке. Осуществите калибровку «Б» для будущей проверки. Убедитесь в том, что «Б» излагает и формулирует это новое убеждение так, что оно ощущается силь­ным, прочным, реальным и привлекательным.

7. Выполните еще раз сравнительный анализ. Сопо­ставьте новое желаемое убеждение (№ 5) и нео­споримое убеждение (№ 6). Составьте список ви­зуальных, аудиальных и кинестетических субмо­дальностей убеждений, а также определите их язык. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности и языковые форматы.

8. Проверьте структуру убеждений. Проверьте все отмеченные звездочками различия субмодальнос­тей нового желаемого убеждения (№ 5) и твердого неоспоримого убеждения. Это нужно для опреде­ления того, какие субмодальности окажут наи­больший эффект при изменении нового желаемо­го убеждения в неоспоримое. После проверки каж­дой субмодальности перед тем, как перейти к следующей, просите человека вернуть ее в исход­ное состояние.

Процесс изменения убеждения

9. Превратите нежелательное убеждение в сомне­ние. Используя один или несколько наиболее действенных субмодальных драйверов, которые вы обнаружили в пункте № 4, попросите «Б» изме­нить субмодальности нежелательного убеждения в субмодальности сомнения. Пусть человек выска­жет старую мысль так: «Может быть да, но может быть и нет. Я не знаю. Я очень сомневаюсь в этом».

10. Превратите новое желаемое убеждение в твер­дое неоспоримое. Используя один или несколь­ко наиболее действенных субмодальных драйве­ров, которые вы обнаружили в пункте № 8, помо­гите человеку изменить субмодальности нового желаемого убеждения (№ 5) в субмодальности твердого неоспоримого убеждения

Адаптировано из: Connirae & Steve Andreas, «Resolving

(№ 6). При этом предложите ему использовать язык утверж­дения, надежности и неоспоримости, чтобы задать фрейм для идеи или понятия, которые человек хочет использовать в качестве функционирующе­го убеждения.

11. Проверьте структуры убеждений. У вас есть два способа проверки.

Первый способ. Попросите «Б» подумать о новом желаемом убеждении. При этом осуществите ка­либровку «Б» чтобы проверить, соответствует ли его физиология твердому неоспоримому убежде­нию.

Второй способ. Определите субмодальности ново­го желаемого убеждения «Б», Новое убеждение те­перь должно иметь те же субмодальности и язы­ковые паттерны, что и твердое неоспоримое убеждение (№ 6). Если они не совсем совпадают, «А» подводит «Б» к такому изменению субмодальнос­тей и языка нового желаемого убеждения, чтобы они соответствовали субмодальностям и языку ис­тинного убеждения.

12. Подстройка к будущему. «Теперь переместитесь в будущее, ассоциируясь с воображаемым време­нем, в котором без этого изменения вы бы чувство­вали соблазн вести себя в соответствии со старым нежелательным убеждением, и обратите внимание на то, как вы реагируете теперь, обладая новым убеждением». Осуществите калибровку реакций «Б».

VIII. Паттерн горя/потери

Часть I

1. Определите «потерю» – (отсутствие/пустоту).

«А» просит «Б» подумать о реальной потере, на­пример, о потере в результате смерти или разво­да. Или «А» может попросить «Б» подумать о потенциальной потере, например, значимого человека, страдающего от хронического заболевания. Если «Б» выберет потенциальную потерю, вы бу­дете иметь дело с «заблаговременным горем», ра­бота над которым позволяет справиться с возмож­ной будущей потерей. «А» следует убедиться в том, что репрезентация «Б» включает то, что «Б» ценит и не хочет потерять, а не человека после смерти или развода. Состояние, придуманное Андреас: «Горе вызывает то, что вы ценили, чего вам теперь не хватает – смех и игра ребенка, особые качества, надежды на будущее и т. д.». Если «Б» представляет больного ребенка или гроб, спроси­те его: «Как вы узнали, что потеряли что-то цен­ное?» или «Как вы узнали, что это имело значи­тельную ценность и заслуживает того, чтобы горе­вать об этом?» Задавайте подобные вопросы, пока «Б» не подумает о каком-нибудь ценном пережи­вании, а не о его отрицании. В данном паттерне эта часть играет крайне важную роль. Без нее паттерн горя работать не будет.

2. Определите структуру «потери». «А» спрашива­ет «Б»: «Как вы представляете себе этого челове­ка - потерю этого человека?» Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репре­зентации: цветная/черно-белая, фильм/непо­движная картина, трехмерная/плоская, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезентации аудиальные или кинестетические субмодальности, которые кажутся значимыми и важными. Если да, опреде­лите их. «Б» приводит список этих субмодальнос­тей в левой верхней части чистого листа бумаги.

Структура потери будет тем или иным образом со­держать ощущение пустоты. Человек попытается представить человека, предмет, переживание, цен­ность и т. д., а затем для создания значения «пре­вратить это в призрак» - «на самом деле этого больше нет».

3. Определите структуру наличия и полноты (ресур­сного человека). «А» просит «Б» подумать о зна­чимом для него человеке, который умер или боль­ше не живет с ним рядом, но при воспоминании о котором «Б» больше не ощущает потери. «Б» вы­бирает такого человека, смерть или потеря которо­го вызвала у него горе, но при воспоминании о ко­тором в настоящее время «Б» ощущает полноту или его наличие, как если бы тот человек «в неко­тором роде все еще был с ним». Этот человек явля­ется для «Б» в некотором смысле ресурсом.

Иногда человек может оказаться неспособным определить такой ресурс. В таком случае попроси­те клиента подумать о человеке, который обычно доступен, но в данный момент живет в другом ме­сте. Ресурсом может явиться ребенок, живущий в другом месте. Или я могу попросить человека вспомнить любимого учителя, который еще жив, но проживает в другом месте. Человек подойдет при условии, что клиент будет ощущать его как ресурс, имеющийся в его распоряжении.

«А» определяет субмодальности ресурсного че­ловека «Б». «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе этого ресурсного человека?» «Б» приводит список соответствующих субмодально­стей в правой верхней части листа бумаги. Запи­шите их рядом с субмодальностями нежелатель­ного убеждения (№ 1) в том же порядке.

4. Выполните сравнительный анализ. Сопоставьте эти два переживания (№ 1 и № 2). Отметьте звез­дочкой различающиеся субмодальности. Обрати­те внимание на то, как человек говорит о каждом Переживании, и определите специфический язык каждого из них.

5. Проверьте структуры переживаний. «А» предла­гает «Б» проверить все (помеченные звездочкой) различия субмодальностей 1 и 2 переживаний. Это нужно для определения того, какие субмо­дальности окажутся наиболее действенными при изменении горя/потери в наличие/полноту. После проверки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние.

6. Проведите экологическую проверку. «А» спраши­вает у «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против восприятия человека № 1 как чело­века № 2? Отнесется ли какой-нибудь из членов вашей семьи неодобрительно к тому, что вы пре­кратите горевать?» Удовлетворите при помощи рефрейминга все возражающие части. Например, если «Б» скажет, что если он не будет горевать, тем самым он не отдаст покойному дань уважения, вы можете осуществить рефрейминг, спросив: «Что может быть лучшим способом отдать дань уваже­ния этому человеку, чем радостное сохранение его в своем сердце на протяжении всей оставшейся жизни и расходование ресурсов, которые он дал вам, на то, чтобы сделать свою жизнь более пол­ной?»

7. Отобразите различия субмодальностей с одного человека на другого. Используя субмодальные драйверы, обнаруженные в пункте № 4, «А» под­водит «Б» к изменению переживания потери (№ 1) в переживание наличия/полноты (№ 2). Как правило, содержание репрезентации будет ос­таваться неизменным. Однако иногда для соответ­ствия структуре текущего переживания содер­жание необходимо отрегулировать. Также пере­крестно отобразите то, что человек говорит о потере, когда примиряется с ней и полностью при­нимает ее.

8. Проверка. «А» говорит «Б»: «Подумайте сейчас о переживании "потери". Ощущается ли оно вами как ресурс; как исходное переживание "полно­ты"? «А» проверяет субмодальности бывшего пе­реживания потери «Б». Они должны оказаться теми же, что и субмодальности переживания наличия/полноты. Иногда субмодальности этих пе­реживаний могут слегка отличаться. В таких слу­чаях используйте эти различия для завершения изменения.

Часть II

В части I вы использовали перекрестное отобра­жение субмодальностей для трансформации пережи­вания прошлой потери в имеющийся в настоящем ресурс. В части II вы будете направлять клиента на поиск переживаний, которые смогут заменить в на­стоящем и в будущем переживания, связанные с ут­раченным человеком, и на осуществление этой заме­ны. Это делается с помощью подстройки к будуще­му, призванной гарантировать то, что человек уладит свою собственную жизнь.

1. Получите доступ к ценному переживанию. «А» просит «Б» вызвать тот связанный со значимым человеком опыт, который вы только что трансфор­мировали из потери в полноту, и репрезентировать его таким образом, который кажется ему есте­ственным и самым простым. Представьте перед собой пустой экран. Поместите на одной стороне этого экрана образ данного человека.

2. Определите ресурсы. «А» говорит «Б»: «Я знаю, что этот человек многое значил для вас. Он дал вам многое, что позволяет вам улучшить свою жизнь сейчас и в будущем. Получите репрезента­цию (образ) того, как этот человек дарит вам ре­сурсы, качества и ценности, которые помогут вам сейчас и в будущем. Поместите этот образ на вто­рой стороне экрана». «А» осуществляет подстрой­ку к «Б». Иногда клиенту для получения такого образа потребуется несколько минут и небольшая тренировка. «А» вспоминает некоторые качества, ценности и ресурсы, которые узнал от «Б» в пре­дыдущей беседе, и указывает на них «Б» для того, чтобы помочь ему сформировать такой образ.

3. Выполните экологическую проверку. «А» спра­шивает «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против того, чтобы сделать эти переживания или инструкции частью вашего будущего? Будет ли кто-нибудь в вашей жизни иметь возражения против того?» Перед тем как продолжить, отрегу­лируйте эту репрезентацию и/или осуществите ее рефрейминг так, чтобы это удовлетворяло все воз­ражающие части.

4. Встраивание в будущее. «А» говорит «Б»: «Теперь возьмите ресурсы, качества и ценности, которые этот человек дал вам, с собой в будущее, и обра­тите внимание на то, какую форму примут эти ре­сурсы, и как они помогут вам жить с другими людьми». «А» может предложить «Б» представить последовательность образов, в которых «Б» ис­пользует эти ресурсы для улучшения своей жиз­ни. Эти репрезентации должны выглядеть привле­кательно и убедительно, но они не должны быть слишком конкретными. Они должны выглядеть в чем-то неопределенно и неясно, допуская множе­ство возможностей. Большинство клиентов полу­чают при этом очень ценный опыт.



Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.