Переведите эти выразительные медицинские названия на русский язык:
танатофобия,
кинофобия,
силурофобия,
эргофобия,
фобофобия,
лукулианизм,
бахизм,
гедонизм,
ятрофобия,
гипергелонтотрофия.
танатофобия,
кинофобия,
силурофобия,
эргофобия,
фобофобия,
лукулианизм,
бахизм,
гедонизм,
ятрофобия,
гипергелонтотрофия.
Медицинский ярлык, в особенности если он выражается сложным латинским названием, ставит печать респектабельности, которой это состояние может не заслуживать.
На самом деле медицина создает болезни. Например, в XIX веке рабы в южных штатах Америки страдали, как тогда думали, от вспышек болезни, которую называли "drapetomania" (от латинского drapeta - сбежавший раб). Основным симптомом этой "болезни" было непреодолимое желание сбежать - совершенно не поддающийся объяснению медицинских авторитетов того времени, а следовательно, патологический процесс. Другими "симптомами" были недобросовестное выполнение порученной им работы и небрежное обращение с инструментом. Использование психиатрических ярлыков для задержания и "лечения" диссидентов в бывшем Советском Союзе представляет собой более недавний пример медицины под личиной политической власти. Вероятно, врачи подвержен "номиномании" - непреодолимому желанию подвешивать ярлыки на состояния.
Медицинский словарь является внутренним языком и часто кажется таинственным и трудным для представителей других профессий. У каждой группы людей есть свой жаргон, который создается с целью прикрепления простых ярлычков для обозначения сложных процессов. (НЛП не является исключением.) Но, когда медицинский жаргон диссоциирует пациента от своей собственной физиологии и вносит трудности, а не упрощения, от него следует освобождаться. Многие доктора, следует отдать им должное, умеют прекрасно объяснять болезнь легкодоступными понятиями. Педиатры особенно нуждаются в этом умении.
На самом деле медицина создает болезни. Например, в XIX веке рабы в южных штатах Америки страдали, как тогда думали, от вспышек болезни, которую называли "drapetomania" (от латинского drapeta - сбежавший раб). Основным симптомом этой "болезни" было непреодолимое желание сбежать - совершенно не поддающийся объяснению медицинских авторитетов того времени, а следовательно, патологический процесс. Другими "симптомами" были недобросовестное выполнение порученной им работы и небрежное обращение с инструментом. Использование психиатрических ярлыков для задержания и "лечения" диссидентов в бывшем Советском Союзе представляет собой более недавний пример медицины под личиной политической власти. Вероятно, врачи подвержен "номиномании" - непреодолимому желанию подвешивать ярлыки на состояния.
Медицинский словарь является внутренним языком и часто кажется таинственным и трудным для представителей других профессий. У каждой группы людей есть свой жаргон, который создается с целью прикрепления простых ярлычков для обозначения сложных процессов. (НЛП не является исключением.) Но, когда медицинский жаргон диссоциирует пациента от своей собственной физиологии и вносит трудности, а не упрощения, от него следует освобождаться. Многие доктора, следует отдать им должное, умеют прекрасно объяснять болезнь легкодоступными понятиями. Педиатры особенно нуждаются в этом умении.
Диагноз тоже показывает силу слов. Он похож на магическое заклинание: срывает завесу таинственности и называет неизвестное. Это первый шаг в процессе лечения. Когда врачи ставят диагноз, они говорят: "Да, нам известно это состояние, мы сталкивались с ним раньше, вы не единственный такой". Слова могут работать как плацебо.
Диагноз может быть и проклятием. Для многих людей слово "рак" является смертным приговором. Огромная сила заключена в этих трех буквах. Некоторые люди приравнивают диагноз рака или СПИДа к неизбежной смерти, теряют всякие надежды и отказываются бороться за жизнь, поэтому такой диагноз может действовать как крайне негативное плацебо.
Есть впечатляющая история, рассказанная Бернардом Лоуном, профессором кардиологии в Гарварде, который сопровождал своего шефа во время клинического обхода. Начальник Лоуна осматривал женщину средних лет, у которой была сердечная недостаточность. Обратившись к своим студентам, он сказал: "У этой дамы TS" - и перешел к следующему больному. Женщина сразу забеспокоилась. Она сказала Лоуиу, что, "о ее мнению, TS означало "terminal situation" - смертный приговор. Лоун пытался переубедить ее, что эти буквы значат "tricuspid stenosis", что означает сужение сердечного клапана. У нее развились сильные застойные явления в легких, и она умерла в тот же день от остановки сердца.
Диагноз может быть и проклятием. Для многих людей слово "рак" является смертным приговором. Огромная сила заключена в этих трех буквах. Некоторые люди приравнивают диагноз рака или СПИДа к неизбежной смерти, теряют всякие надежды и отказываются бороться за жизнь, поэтому такой диагноз может действовать как крайне негативное плацебо.
Есть впечатляющая история, рассказанная Бернардом Лоуном, профессором кардиологии в Гарварде, который сопровождал своего шефа во время клинического обхода. Начальник Лоуна осматривал женщину средних лет, у которой была сердечная недостаточность. Обратившись к своим студентам, он сказал: "У этой дамы TS" - и перешел к следующему больному. Женщина сразу забеспокоилась. Она сказала Лоуиу, что, "о ее мнению, TS означало "terminal situation" - смертный приговор. Лоун пытался переубедить ее, что эти буквы значат "tricuspid stenosis", что означает сужение сердечного клапана. У нее развились сильные застойные явления в легких, и она умерла в тот же день от остановки сердца.
Слова выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную систему и здоровье. Что наши слова говорят нам о том, как наши мысли действуют на организм?
Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов, но и с помощью самого тела. Слова и язык тела - это два различных способа говорить одни и те же вещи. Наше тело может выражать внутреннее состояние морщинками смеха или нахмуренными бровями.
У нас есть целая группа метафор о своем теле, которую называют "языком органов" - в них участвуют части тела. Вы когда-нибудь думали о том, что кто-то является вашей "головной болью"? Это слова, которые напоминают вам какое-то чувство. Некоторые люди выражают раздражение по-другому. Они получают настоящую головную боль. Такие слова могут стать пророчествами: они выражают мысль, а мысль действует на тело. Они как накликанное на самого себя проклятие.
Мы поражаемся, как упорно люди повторяют определенные ключевые фразы. Мы не утверждаем, что вам следует вовсе избегать фраз такого рода, чтобы они не превратились в правду. Это такие привычные, упорно повторяемые, навязчивые метафоры, которые могут причинить вред. Слова разрушают тело подобно волнам, размывающим утес. Осознание языка органов - это первый шаг к пониманию того, что ваше тело не отражает слова по-своему.
Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов, но и с помощью самого тела. Слова и язык тела - это два различных способа говорить одни и те же вещи. Наше тело может выражать внутреннее состояние морщинками смеха или нахмуренными бровями.
У нас есть целая группа метафор о своем теле, которую называют "языком органов" - в них участвуют части тела. Вы когда-нибудь думали о том, что кто-то является вашей "головной болью"? Это слова, которые напоминают вам какое-то чувство. Некоторые люди выражают раздражение по-другому. Они получают настоящую головную боль. Такие слова могут стать пророчествами: они выражают мысль, а мысль действует на тело. Они как накликанное на самого себя проклятие.
Мы поражаемся, как упорно люди повторяют определенные ключевые фразы. Мы не утверждаем, что вам следует вовсе избегать фраз такого рода, чтобы они не превратились в правду. Это такие привычные, упорно повторяемые, навязчивые метафоры, которые могут причинить вред. Слова разрушают тело подобно волнам, размывающим утес. Осознание языка органов - это первый шаг к пониманию того, что ваше тело не отражает слова по-своему.
Какова существующая метафора для вашего тела? Многие подразумевают при этом нечто механическое, а следовательно, безжизненное. Они представляют тело в виде объединения частей, а не органического целого. Медицинское лечение находится под влиянием господствующей метафоры. Весьма популярна водопроводная метафора - тело представляет собой хитросплетение трубок, переносящих воздух и жидкости.
Что вы делаете, когда водопровод выходит из строя? Вы вызываете водопроводчика, чтобы тот починил его, отрезая и заменяя куски труб или спустив воду из системы и задав ей хорошую чистку. Он может перекрыть одни трубы и присоединить другие. Эта метафора довольно ограничена, но может быть полезной. Шунтирование коронарных сосудов похоже на это. Когда артерия, которая поставляет кровь к стенке сердечной мышцы, оказывается блокированной, необходимо провести обводной канал или заменить ее веной, взятой из нижней части ноги. У этой операции могут быть свои достоинства, но некоторым пациентам это не продлевает жизнь.
Иногда о теле думают, как об автомобиле. "Подумайте о своем теле, как о суперавтомобиле,- читаем мы в книге.- Если вы едете не слишком быстро и отправляетесь не слишком далеко, заправили его хорошим горючим, регулярно проводите техосмотр и, может быть, даже моете от случая к случаю, то вы предотвратите проблемы перед тем, как они появятся все разом". Кроме того, вы можете "покататься" в выходные, чтобы "подзарядить батареи".
Каким образом вы поддерживаете в порядке водопроводную систему? Как вы заботитесь о своем автомобиле? Прошло то время, когда мы думали о хирургах как о мясниках, но что вы думаете о них в качестве автомехаников или слесарей? Доктор как плотник? Телемастер? Егерь? Военный стратег?
Что вы делаете, когда водопровод выходит из строя? Вы вызываете водопроводчика, чтобы тот починил его, отрезая и заменяя куски труб или спустив воду из системы и задав ей хорошую чистку. Он может перекрыть одни трубы и присоединить другие. Эта метафора довольно ограничена, но может быть полезной. Шунтирование коронарных сосудов похоже на это. Когда артерия, которая поставляет кровь к стенке сердечной мышцы, оказывается блокированной, необходимо провести обводной канал или заменить ее веной, взятой из нижней части ноги. У этой операции могут быть свои достоинства, но некоторым пациентам это не продлевает жизнь.
Иногда о теле думают, как об автомобиле. "Подумайте о своем теле, как о суперавтомобиле,- читаем мы в книге.- Если вы едете не слишком быстро и отправляетесь не слишком далеко, заправили его хорошим горючим, регулярно проводите техосмотр и, может быть, даже моете от случая к случаю, то вы предотвратите проблемы перед тем, как они появятся все разом". Кроме того, вы можете "покататься" в выходные, чтобы "подзарядить батареи".
Каким образом вы поддерживаете в порядке водопроводную систему? Как вы заботитесь о своем автомобиле? Прошло то время, когда мы думали о хирургах как о мясниках, но что вы думаете о них в качестве автомехаников или слесарей? Доктор как плотник? Телемастер? Егерь? Военный стратег?
Какая метафора есть у вас для своего тела? Закончите эти высказывания:
Мое тело похоже на...
Потому что...
Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы всегда сможете изменить это, если захотите.
Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего тела, которую вы предпочли бы иметь?
Я хочу, чтобы мое тело было похоже на...
Потому что...
Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и медицинское лечение?
Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого изменения.
Мое тело похоже на...
Потому что...
Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы всегда сможете изменить это, если захотите.
Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего тела, которую вы предпочли бы иметь?
Я хочу, чтобы мое тело было похоже на...
Потому что...
Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и медицинское лечение?
Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого изменения.
Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Мы не собираемся убеждать вас в том, что существует "правильная" метафора, мы лишь хотим помочь вам найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать.
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак, какова существующая у вас метафора здоровья?
Чтобы узнать это, закончите следующие предложения:
Здоровье похоже на...
Потому что...
То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложения:
Болезнь похожа на...
Потому что...
О чем эти метафоры говорят вам?
Что они позволяют делать?
Что запрещают?
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак, какова существующая у вас метафора здоровья?
Чтобы узнать это, закончите следующие предложения:
Здоровье похоже на...
Потому что...
То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложения:
Болезнь похожа на...
Потому что...
О чем эти метафоры говорят вам?
Что они позволяют делать?
Что запрещают?
1. Мы являемся частью мира.
2. Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования и окружения.
3. Заболевание является признаком нарушения равновесия.
4. Заболевание может быть признаком здоровья - оно может восстанавливать равновесие.
5. Мы лучше знаем свое собственное тело, потому что мы знаем его изнутри.
6. Тело постоянно находится в контакте с микроорганизмами. Одни являются полезными, другие - вредными, а третьи могут вызывать особенные симптомы в чувствительных организмах.
7. Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на сигналы своего тела.
8. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение.
9. Иммунная система - это наше физиологическое "я". Она знает, что есть "я", а чего нет. Она удаляет антигены, сохраняя нашу целостность.
10. Выздоровление является естественным процессом. Нам может понадобиться внешняя помощь, если мы слишком сильно вышли из равновесия.
11. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку, поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие.
2. Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования и окружения.
3. Заболевание является признаком нарушения равновесия.
4. Заболевание может быть признаком здоровья - оно может восстанавливать равновесие.
5. Мы лучше знаем свое собственное тело, потому что мы знаем его изнутри.
6. Тело постоянно находится в контакте с микроорганизмами. Одни являются полезными, другие - вредными, а третьи могут вызывать особенные симптомы в чувствительных организмах.
7. Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на сигналы своего тела.
8. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение.
9. Иммунная система - это наше физиологическое "я". Она знает, что есть "я", а чего нет. Она удаляет антигены, сохраняя нашу целостность.
10. Выздоровление является естественным процессом. Нам может понадобиться внешняя помощь, если мы слишком сильно вышли из равновесия.
11. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку, поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие.
1. Мы существуем отдельно от окружающей обстановки.
2. Мы выдерживаем атаки внешних сил, над которыми у нас нет никакого контроля.
3. Организм постоянно находится в состоянии осады.
4. Сохранение здоровья - это борьба.
5. Мы побеждаем в битвах, убивая болезнетворные микроорганизмы.
6. Организм - необычайно сложный аппарат, и только военные эксперты (врачи) допускаются к работе с ним.
7. Иммунная система - это убивающая машина.
8. Прогресс в медицине подразумевает более совершенное вооружение и более сильные лекарства для борьбы с болезнями.
9. Даже умея побеждать в битвах, мы в конечном счете проигрываем войну, потому что умираем.
Метафоры не могут быть ни правильными, ни ошибочными, но у них есть последствия. Каковы последствия того, что мы действуем, как будто военная метафора является верной? Как она влияет на наше мышление? Во-первых, она притягивает наше внимание к болезни, а не к здоровью. Если вы находитесь в состоянии осады, вы, естественно, будете настороженно смотреть вокруг, ожидая нападения врагов. Поэтому мы смотрим наружу, а не внутрь. Это подталкивает нас полагаться на мнение профессионалов, как будто они управляют нашим собственным здоровьем.
2. Мы выдерживаем атаки внешних сил, над которыми у нас нет никакого контроля.
3. Организм постоянно находится в состоянии осады.
4. Сохранение здоровья - это борьба.
5. Мы побеждаем в битвах, убивая болезнетворные микроорганизмы.
6. Организм - необычайно сложный аппарат, и только военные эксперты (врачи) допускаются к работе с ним.
7. Иммунная система - это убивающая машина.
8. Прогресс в медицине подразумевает более совершенное вооружение и более сильные лекарства для борьбы с болезнями.
9. Даже умея побеждать в битвах, мы в конечном счете проигрываем войну, потому что умираем.
Метафоры не могут быть ни правильными, ни ошибочными, но у них есть последствия. Каковы последствия того, что мы действуем, как будто военная метафора является верной? Как она влияет на наше мышление? Во-первых, она притягивает наше внимание к болезни, а не к здоровью. Если вы находитесь в состоянии осады, вы, естественно, будете настороженно смотреть вокруг, ожидая нападения врагов. Поэтому мы смотрим наружу, а не внутрь. Это подталкивает нас полагаться на мнение профессионалов, как будто они управляют нашим собственным здоровьем.
Сейчас мы попадаем в переделку, в которой участвуют различные метафоры здоровья. Господствующая медицинская метафора - это не баланс, а война. Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных нападений извне. Мы используем военный словарь столь естественно, что даже не задумываемся об этом. На вас постоянно нападают "чужеродные захватчики": болезнетворные микроорганизмы пытаются "проникнуть" внутрь и вызвать заболевание. Необходимо постоянно быть настороже. Тонизирующие средства и витамины могут "укрепить защитные свойства организма". Выздоровление означает "сражение" с болезнью, "борьбу" с недомоганием. У вас могут быть внезапные "приступы" или "схватки".
Присмотритесь и прислушайтесь к рекламе огромного арсенала лекарств, находящегося на вооружении у современной медицины. Многие из них содержат в своих названиях такие части, как "анти-", "контра-", "противо-". Некоторые "борются" с болью и пытаются "подавить" ее. А после окончания войны организм восстанавливает "разрушенное" болезнью здоровье.
А наша иммунная система? Это должна быть наша самая секретная служба безопасности для борьбы с организованной инфекцией. Она патрулирует тело, бдительно охраняя его от вторжения злоумышленников. Она нападает на них, убивает и затем выбрасывает останки. Здоровье - это постоянная готовность к отражению нападения бессовестных микроорганизмов, это организм в состоянии осады. Борьба с инфарктом и война с раковыми заболеваниями ведутся с привлечением огромных оборонных резервов с целью создания все более и более сложного аппарата и лекарств для нанесения поражения врагу, несмотря на те исследования, которые показывают, что мы сами в состоянии создать эти условия у себя. Мы уже проникли в лагерь врагов.
Битва не может быть выиграна, если вы воюете за обе стороны одновременно.
Присмотритесь и прислушайтесь к рекламе огромного арсенала лекарств, находящегося на вооружении у современной медицины. Многие из них содержат в своих названиях такие части, как "анти-", "контра-", "противо-". Некоторые "борются" с болью и пытаются "подавить" ее. А после окончания войны организм восстанавливает "разрушенное" болезнью здоровье.
А наша иммунная система? Это должна быть наша самая секретная служба безопасности для борьбы с организованной инфекцией. Она патрулирует тело, бдительно охраняя его от вторжения злоумышленников. Она нападает на них, убивает и затем выбрасывает останки. Здоровье - это постоянная готовность к отражению нападения бессовестных микроорганизмов, это организм в состоянии осады. Борьба с инфарктом и война с раковыми заболеваниями ведутся с привлечением огромных оборонных резервов с целью создания все более и более сложного аппарата и лекарств для нанесения поражения врагу, несмотря на те исследования, которые показывают, что мы сами в состоянии создать эти условия у себя. Мы уже проникли в лагерь врагов.
Битва не может быть выиграна, если вы воюете за обе стороны одновременно.
Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются "метафорами" (с греческого - "перенос") и сами по себе тоже являются метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ мышления - иногда полезный, а иногда ограничивающий.
В метафоре содержится больше смысла, чем в простом описании. Можно думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не произносится вслух Это - как подводная часть айсберга.
В метафоре содержится больше смысла, чем в простом описании. Можно думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не произносится вслух Это - как подводная часть айсберга.
"Важно знать, у какого пациента возникла болезнь, а не какая болезнь возникла у пациента".
Сэр Вильям Ослер
"По-видимому, Бог не поместил рецептор опиата в наш мозг для того, чтобы мы смогли в конце концов узнать ценность опиума".
Кэндейс Перт
"Некоторые пациенты, каким бы опасным ни было их состояние, выздоравливают просто от того, что получают удовлетворение от общения с добродетельным доктором".
Гиппократ
"Взаимоотношения между доктором и пациентом напоминают тесные дружеские отношения. Они предполагают не только знания со стороны терапевта, но и симпатию. Этот аспект медицинской практики относят к разряду искусства. И все-таки, я полагаю, было бы более точным назвать его квинтэссенцией" .
Бюллетень госпиталя Джона Хопкинса
Сэр Вильям Ослер
"По-видимому, Бог не поместил рецептор опиата в наш мозг для того, чтобы мы смогли в конце концов узнать ценность опиума".
Кэндейс Перт
"Некоторые пациенты, каким бы опасным ни было их состояние, выздоравливают просто от того, что получают удовлетворение от общения с добродетельным доктором".
Гиппократ
"Взаимоотношения между доктором и пациентом напоминают тесные дружеские отношения. Они предполагают не только знания со стороны терапевта, но и симпатию. Этот аспект медицинской практики относят к разряду искусства. И все-таки, я полагаю, было бы более точным назвать его квинтэссенцией" .
Бюллетень госпиталя Джона Хопкинса