Умение проявлять творческий подход посчитают важнейшим условием успешных переговоров. Благодаря такому умению достигается согласие, то есть положение, когда каждый участник может считать себя победителем. При этом удовлетворяются определенные потребности каждой стороны — но не так, как это иногда делают правительства, провозгласившие своей целью защиту интересов граждан.
Одна такая история произошла еще в Древнем Риме. В то время Рим ввозил пшеницу из Северной Африки. Случилось так, что в ходе морского боя между претендентами на престол была потоплена половина флотилии. Проконсула спросили, как быть с зерном. Он ответил: «Половина от нужного запаса пшеницы не спасет население Рима от голода. Зато можно попытаться его отвлечь. Выгрузите оставшуюся пшеницу и загрузите корабли песком для строительства Колизея».
А вот современный пример ложного понимания интересов. Существует группа, гордо именующая себя «консультантами по туалетам» и предлагающая театрам, ресторанам и офисам свои услуги по экономии бумаги в местах общего пользования. Казалось бы, о каком творческом подходе в этой области может идти речь? Ан может. Вышеупомянутые специалисты предлагают вдвое снизить расход бумаги за счет помещения держателей бумажных полотенец почти под самым потолком. Посетители туалета тянут руки вверх — часть воды стекает в рукава. Экономия! Что же касается туалетной бумаги, то «консультанты» предлагают размещать ее не в кабинках, а в Дальнем конце туалета. Не в этом ли причина возникновения надписей на стенах?
Истинно творческий подход иногда диктуется необходимостью. Прежде чем усовершенствованная система сигнализации при АТС прочно вошла в наш быт, некоторым предпринимателям было не по карману оплачивать ее услуги. В случае налета на магазин сигнал шел через АТС в Полицию. Небогатые, но предприимчивые хозяева Придумали свой способ. Закрывая магазин на ночь, владелец набирал на диске телефонного аппарата все цифры своего домашнего номера, кроме последней. Потом набирал последнюю, но не отпускал, а закреплял диск в таком положении, вставив в отверстие пробку, от которой шла нитка к входной двери. В случае нападения взломщик выдергивал пробку, и в квартире хозяина раздавался звонок. Это имело одно неудобство: весь вечер до хозяина магазина и девяти абонентов, чьи номера отличались от его номера одной последней цифрой, было невозможно дозвониться. Позднее телефонная компания изменила систему набора, так что подобные трюки перестали проходить.
Умение творчески подходить к ситуации сродни игре в гольф с полным набором клюшек. Профессиональный игрок в гольф не станет пользоваться одной-единственной клюшкой, а будет всякий раз подбирать ту, которая лучше подходит для данной ситуации.
Творческий подход требуется от обеих сторон. В одном трудовом споре, когда профсоюз предъявил явно завышенные требования, работодатель предложил обсудить каждый пункт договора в отдельности. Он постарался довести до сознания профсоюзных лидеров свои трудности и попросил их либо снять отдельные требования, либо объяснить ему, каким образом он может их удовлетворить. Профессиональная гордость побудила профсоюзных лидеров искать взаимоприемлемое решение.
Следующий эпизод, в котором ярко проявились преимущества творческого подхода, получил название «Призрачные семь миллионов». В 1969 году производителям лекарств пришлось уплатить самый высокий штраф в истории антитрестовского закона (100 миллионов долларов) за монополию на антибиотики. Штраф должен был поступить в казну сорока трех штатов и нескольких крупных городов, а также на счета оптовых и розничных торговцев медикаментами; этим последним причиталось 3 миллиона — явно заниженная сумма. После обнародования судебного решения адвокаты торгующих организаций заявили, что их клиенты имеют право самое меньшее на 40 миллионов. В результате упорных переговоров юристам удалось договориться о десяти миллионах — на 7 миллионов больше, чем предусматривалось вначале.
Однако где взять недостающие 7 миллионов? Фирмы-производители отказались выйти за рамки ста миллионов, а другие истцы не желали уступать ни цента из причитающейся им суммы. И вообще, любые изменения в судебном постановлении потребовали бы ратификации в сорока трех штатах и нескольких крупных городах; процедура обещала стать долгой и архисложной.
Потребовался творческий подход, предполагающий определение основных элементов сделки и отношений между ними, а это — область установления фактов. На первый план вышел фактор времени («Время — деньги»). Мысли участников переговоров получили новое направление. Постановление о штрафных санкциях включало в себя такой пункт: истцы не получат денег до истечения срока окончательной апелляции. Компании — производители лекарств не хотели, чтобы один или несколько истцов потом создавали им дополнительные трудности.
Другим важным фактором в любой современной ситуации, связанной с обращением в суд, являются налоги. Налоги сами по себе способны вылиться в самостоятельную проблему и породить противоречия. Интересы сторон в данной области могут существенно различаться, благодаря чему им неожиданно удается договориться.
В то время корпорациям Соединенных Штатов приходилось платить десятипроцентный налог на Добавочную стоимость. 1969 год сложился для компаний — производителей лекарств исключительно удачно; любые расходы на протяжении этого года были им выгодны. Адвокат истцов обратился к их адвокатам с предложением: пусть они положат на счета торгующих фирм как минимум 85 миллионов долларов. Банк подержит их тринадцать месяцев — срок, установленный для подачи апелляции,— а затем вернет с процентами в сумме семь миллионов. Этот вариант устроил и производителей лекарств, и адвокатов, и оптовых и розничных торговцев. Через 13 месяцев они получили десять миллионов долларов.
Творческий подход доступен для каждого, вне зависимости от обстоятельств. Для доказательства этого положения возьмем несколько стратегий и тактик, которыми пользуются организации в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Комитет по делам бедноты г.Чикаго вынудил мэра вступить с ними в переговоры, угрожая предмету его особой гордости — аэропорту О'Хара. Угроза состояла в следующем. Члены комитета заявили, что займут все комнаты отдыха аэровокзала и не покинут до тех пор, пока мэр не согласится их принять. И он согласился. С той же целью — привлечь внимание департамента здравоохранения к ужасающему состоянию чикагских трущоб — члены комитета забросали дохлыми крысами парадный подъезд Сити-Холла. Другая общественная организация убедила муниципалитет округа в неудовлетворительной работе по уборке мусора, вывалив содержимое мусорных контейнеров на ухоженный газон перед зданием муниципалитета. В наши дни неимущие осознали, что без грубого давления не обойтись. Только оно, в сочетании с дерзкой изобретательностью, способно улучшить их положение.
К «законным» методам нажима на руководство учебных заведений часто прибегают студенты. В одном университетском городке студентам запрещалось танцевать, курить и даже пить пиво. Они пораскинули мозгами и нашли выход. Ректорат великодушно разрешил им жевать резинку. И вот несколько сотен студентов стали разгуливать по кампусу с набитыми жвачкой ртами. Вскоре они заплевали жвачкой всю территорию. Университетский городок превратился в свалку. И ректорату пришлось уступить. Студентам разрешили делать все что угодно — лишь бы не жевали резинку.
Весьма эффективным, но редко употребляемым средством достижения согласия служит юмор. Бывает, благодаря юмору полиции удается без применения насилия справиться с демонстрантами. 6 ноября 1967 года одна западноберлинская газета поместила следующее объявление:
«Дамы и господа, просим вас очистить улицы или оке приготовить банные полотенца и купальные халаты. Мы собираемся осуществить уникальную водную процедуру».
Этот же призыв беспрестанно раздавался из громкоговорителя, установленного в автомобиле полицейского Вернера Текстора. Это развеселило толпу студентов, проводивших сидячую забастовку в центре Западного Берлина. К тому времени, как заработали брандспойты, большинство демонстрантов разошлись. О тех же, кто остался и получил свою порцию холодного душа, полицейский отозвался так: «В любой компании найдутся типы, напрочь лишенные чувства юмора!»
Переговорщики с чувством юмора никогда не теряются. Именно благодаря этому чувству Хью Лонг в тридцатые годы добился замечательного успеха. Он был крайне огорчен вялой раскупае-мостью билетов на открытие футбольного чемпионата с участием его любимой команды Луизиан-ского университета. Дело в том, что на тот же День намечалось открытие цирка. Как победить в столь неравном поединке? Лонг принялся штудировать законы штата и наткнулся на статью об обязательной дезинфекции животных. Он -позволил директору цирка Джону Норту и вежливо Попросил перенести премьеру на более поздний срок. Тот отказался. «Ну что ж,— констатировал Лонг.— Надеюсь, вам известно о существовании в Луизиане закона об обязательной дезинфекции животных? Насколько я понимаю, без этого они не имеют права появляться на арене. Вы когда-нибудь пробовали дезинфицировать тигра? Или слона?» Норт отложил премьеру.
Одна такая история произошла еще в Древнем Риме. В то время Рим ввозил пшеницу из Северной Африки. Случилось так, что в ходе морского боя между претендентами на престол была потоплена половина флотилии. Проконсула спросили, как быть с зерном. Он ответил: «Половина от нужного запаса пшеницы не спасет население Рима от голода. Зато можно попытаться его отвлечь. Выгрузите оставшуюся пшеницу и загрузите корабли песком для строительства Колизея».
А вот современный пример ложного понимания интересов. Существует группа, гордо именующая себя «консультантами по туалетам» и предлагающая театрам, ресторанам и офисам свои услуги по экономии бумаги в местах общего пользования. Казалось бы, о каком творческом подходе в этой области может идти речь? Ан может. Вышеупомянутые специалисты предлагают вдвое снизить расход бумаги за счет помещения держателей бумажных полотенец почти под самым потолком. Посетители туалета тянут руки вверх — часть воды стекает в рукава. Экономия! Что же касается туалетной бумаги, то «консультанты» предлагают размещать ее не в кабинках, а в Дальнем конце туалета. Не в этом ли причина возникновения надписей на стенах?
Истинно творческий подход иногда диктуется необходимостью. Прежде чем усовершенствованная система сигнализации при АТС прочно вошла в наш быт, некоторым предпринимателям было не по карману оплачивать ее услуги. В случае налета на магазин сигнал шел через АТС в Полицию. Небогатые, но предприимчивые хозяева Придумали свой способ. Закрывая магазин на ночь, владелец набирал на диске телефонного аппарата все цифры своего домашнего номера, кроме последней. Потом набирал последнюю, но не отпускал, а закреплял диск в таком положении, вставив в отверстие пробку, от которой шла нитка к входной двери. В случае нападения взломщик выдергивал пробку, и в квартире хозяина раздавался звонок. Это имело одно неудобство: весь вечер до хозяина магазина и девяти абонентов, чьи номера отличались от его номера одной последней цифрой, было невозможно дозвониться. Позднее телефонная компания изменила систему набора, так что подобные трюки перестали проходить.
Умение творчески подходить к ситуации сродни игре в гольф с полным набором клюшек. Профессиональный игрок в гольф не станет пользоваться одной-единственной клюшкой, а будет всякий раз подбирать ту, которая лучше подходит для данной ситуации.
Творческий подход требуется от обеих сторон. В одном трудовом споре, когда профсоюз предъявил явно завышенные требования, работодатель предложил обсудить каждый пункт договора в отдельности. Он постарался довести до сознания профсоюзных лидеров свои трудности и попросил их либо снять отдельные требования, либо объяснить ему, каким образом он может их удовлетворить. Профессиональная гордость побудила профсоюзных лидеров искать взаимоприемлемое решение.
Следующий эпизод, в котором ярко проявились преимущества творческого подхода, получил название «Призрачные семь миллионов». В 1969 году производителям лекарств пришлось уплатить самый высокий штраф в истории антитрестовского закона (100 миллионов долларов) за монополию на антибиотики. Штраф должен был поступить в казну сорока трех штатов и нескольких крупных городов, а также на счета оптовых и розничных торговцев медикаментами; этим последним причиталось 3 миллиона — явно заниженная сумма. После обнародования судебного решения адвокаты торгующих организаций заявили, что их клиенты имеют право самое меньшее на 40 миллионов. В результате упорных переговоров юристам удалось договориться о десяти миллионах — на 7 миллионов больше, чем предусматривалось вначале.
Однако где взять недостающие 7 миллионов? Фирмы-производители отказались выйти за рамки ста миллионов, а другие истцы не желали уступать ни цента из причитающейся им суммы. И вообще, любые изменения в судебном постановлении потребовали бы ратификации в сорока трех штатах и нескольких крупных городах; процедура обещала стать долгой и архисложной.
Потребовался творческий подход, предполагающий определение основных элементов сделки и отношений между ними, а это — область установления фактов. На первый план вышел фактор времени («Время — деньги»). Мысли участников переговоров получили новое направление. Постановление о штрафных санкциях включало в себя такой пункт: истцы не получат денег до истечения срока окончательной апелляции. Компании — производители лекарств не хотели, чтобы один или несколько истцов потом создавали им дополнительные трудности.
Другим важным фактором в любой современной ситуации, связанной с обращением в суд, являются налоги. Налоги сами по себе способны вылиться в самостоятельную проблему и породить противоречия. Интересы сторон в данной области могут существенно различаться, благодаря чему им неожиданно удается договориться.
В то время корпорациям Соединенных Штатов приходилось платить десятипроцентный налог на Добавочную стоимость. 1969 год сложился для компаний — производителей лекарств исключительно удачно; любые расходы на протяжении этого года были им выгодны. Адвокат истцов обратился к их адвокатам с предложением: пусть они положат на счета торгующих фирм как минимум 85 миллионов долларов. Банк подержит их тринадцать месяцев — срок, установленный для подачи апелляции,— а затем вернет с процентами в сумме семь миллионов. Этот вариант устроил и производителей лекарств, и адвокатов, и оптовых и розничных торговцев. Через 13 месяцев они получили десять миллионов долларов.
Творческий подход доступен для каждого, вне зависимости от обстоятельств. Для доказательства этого положения возьмем несколько стратегий и тактик, которыми пользуются организации в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Комитет по делам бедноты г.Чикаго вынудил мэра вступить с ними в переговоры, угрожая предмету его особой гордости — аэропорту О'Хара. Угроза состояла в следующем. Члены комитета заявили, что займут все комнаты отдыха аэровокзала и не покинут до тех пор, пока мэр не согласится их принять. И он согласился. С той же целью — привлечь внимание департамента здравоохранения к ужасающему состоянию чикагских трущоб — члены комитета забросали дохлыми крысами парадный подъезд Сити-Холла. Другая общественная организация убедила муниципалитет округа в неудовлетворительной работе по уборке мусора, вывалив содержимое мусорных контейнеров на ухоженный газон перед зданием муниципалитета. В наши дни неимущие осознали, что без грубого давления не обойтись. Только оно, в сочетании с дерзкой изобретательностью, способно улучшить их положение.
К «законным» методам нажима на руководство учебных заведений часто прибегают студенты. В одном университетском городке студентам запрещалось танцевать, курить и даже пить пиво. Они пораскинули мозгами и нашли выход. Ректорат великодушно разрешил им жевать резинку. И вот несколько сотен студентов стали разгуливать по кампусу с набитыми жвачкой ртами. Вскоре они заплевали жвачкой всю территорию. Университетский городок превратился в свалку. И ректорату пришлось уступить. Студентам разрешили делать все что угодно — лишь бы не жевали резинку.
Весьма эффективным, но редко употребляемым средством достижения согласия служит юмор. Бывает, благодаря юмору полиции удается без применения насилия справиться с демонстрантами. 6 ноября 1967 года одна западноберлинская газета поместила следующее объявление:
«Дамы и господа, просим вас очистить улицы или оке приготовить банные полотенца и купальные халаты. Мы собираемся осуществить уникальную водную процедуру».
Этот же призыв беспрестанно раздавался из громкоговорителя, установленного в автомобиле полицейского Вернера Текстора. Это развеселило толпу студентов, проводивших сидячую забастовку в центре Западного Берлина. К тому времени, как заработали брандспойты, большинство демонстрантов разошлись. О тех же, кто остался и получил свою порцию холодного душа, полицейский отозвался так: «В любой компании найдутся типы, напрочь лишенные чувства юмора!»
Переговорщики с чувством юмора никогда не теряются. Именно благодаря этому чувству Хью Лонг в тридцатые годы добился замечательного успеха. Он был крайне огорчен вялой раскупае-мостью билетов на открытие футбольного чемпионата с участием его любимой команды Луизиан-ского университета. Дело в том, что на тот же День намечалось открытие цирка. Как победить в столь неравном поединке? Лонг принялся штудировать законы штата и наткнулся на статью об обязательной дезинфекции животных. Он -позволил директору цирка Джону Норту и вежливо Попросил перенести премьеру на более поздний срок. Тот отказался. «Ну что ж,— констатировал Лонг.— Надеюсь, вам известно о существовании в Луизиане закона об обязательной дезинфекции животных? Насколько я понимаю, без этого они не имеют права появляться на арене. Вы когда-нибудь пробовали дезинфицировать тигра? Или слона?» Норт отложил премьеру.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи