Принцип причинности выражается следующим утверждением: все должно иметь предысторию или причину. (Эти два понятия не всегда совпадают. Например, если вы заглянете в часовой магазин и какие-нибудь часы первыми начнут отбивать время, а через несколько секунд это сделают другие, это не будет означать, что первые часы «подали пример» остальным.)
В «Индуктивном мышлении» Дэвид Юм подверг принцип причинности суровой критике. Он начал с веры в то, что научный метод ведет к постижению истины, а кончил убеждением, что даже эта вера — нелогична, так как мы ничего не знаем. Юм писал: «Все наши рассуждения о причинах и следствиях обусловлены привычками, а убеждения — продукт скорее чувственной, нежели разумной части нашего существа». Тот факт, что некое событие несколько раз повторилось в прошлом, побуждает животных и людей ожидать, что оно снова произойдет. Хотя для этого нет никаких разумных оснований.
Предсказания имеют всего лишь высокую степень вероятности. Никогда нельзя быть уверенным в том, как человек поведет себя в следующий раз.
Причинность в социальной сфере, частью которой являются переговоры, носит ярко выраженный внутренний характер. Общественные науки в попытке упорядочить события и явления свелись к статистическому контролю и объясняют любые отклонения «допустимой погрешностью». Мы имеем дело с вероятностями. Никакое знание не может быть признано истиной в последней инстанции, а степень достоверности любого предположения равна его вероятности. Таков классический подход. Вероятность — это также и состояние ума по отношению к какому-либо предположению, ожидаемому событию и любым другим вещам, относительно которых не существует абсолютного знания. Вот высказывание Геродота: «Лучший советчик человека — он сам, так как, даже если его надежды не сбудутся, решение все равно было правильным, пусть даже судьба сделала его бесполезным. Зато если человек действует вопреки внутреннему голосу, он только благодаря слепой удаче получает то, на что не имел права рассчитывать; его решение все равно было глупым».
Важное значение вероятности состоит в том, что ею целесообразно руководствоваться в наших действиях. Анри Пуанкаре говорил: «Мы выбираем теории для упорядочения нашего опыта не потому, что они верны, а потому что удобны». С этим утверждением, вероятно, согласились бы и участники переговоров.
Для их успеха необходимо, чтобы мы отдавали себе отчет в собственных действиях и умели справляться с реакцией других участников. Способность достичь взаимоприемлемого решения не коренится внутри нас, как утверждают психологи, или во внешних обстоятельствах, как считают многие, а является результатом сочетания одного и другого.
Такая концепция ОБРАЗА, МОДЕЛИ, ЦЕЛОГО характерна для приверженцев гештальтпсихоло-гии. Наша задача — не погрязнуть в мелочах, а постараться осмыслить целое. В ходе проведенных под тщательным контролем опытов гештальтпси-хологи доказали, что мы склонны воспринимать предмет или ситуацию как целое или тип, без отрыва от контекста или предыстории; мы реагируем не столько на изолированные элементы окружающей действительности, сколько на ситуацию в целом. Это — психологический подход, который рассматривает процесс обучения в терминах совокупностей — в отличие от автоматической концепции, имеющей дело с разрозненными элементами. Этот принцип был использован во время второй мировой войны по отношению к обслуживающему персоналу поездов, переходившему работать в авиацию. Их учили воспринимать самолет в целом, а не составные части — скажем, хвост или крылья.
Гештальтпсихология утверждает: восприятие всего опыта важнее анализа индивидуальных частей. Применительно к переговорам это означает, что никакой изолированный ход одной из сторон не имеет значения сам по себе: важен процесс в целом. Даже о полной стратегии одного участника нельзя судить, исходя из предположений или информации о стратегиях других участников. Какой бы выбор вы ни сделали, ваша стратегия зависит от стратегии оппонента.
Теперь перейдем непосредственно к переговорам и, признав ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА, подкрепив его ЗНАНИЕМ ОСНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, сделаем следующий шаг — к ПОДГОТОВКЕ.
В «Индуктивном мышлении» Дэвид Юм подверг принцип причинности суровой критике. Он начал с веры в то, что научный метод ведет к постижению истины, а кончил убеждением, что даже эта вера — нелогична, так как мы ничего не знаем. Юм писал: «Все наши рассуждения о причинах и следствиях обусловлены привычками, а убеждения — продукт скорее чувственной, нежели разумной части нашего существа». Тот факт, что некое событие несколько раз повторилось в прошлом, побуждает животных и людей ожидать, что оно снова произойдет. Хотя для этого нет никаких разумных оснований.
Предсказания имеют всего лишь высокую степень вероятности. Никогда нельзя быть уверенным в том, как человек поведет себя в следующий раз.
Причинность в социальной сфере, частью которой являются переговоры, носит ярко выраженный внутренний характер. Общественные науки в попытке упорядочить события и явления свелись к статистическому контролю и объясняют любые отклонения «допустимой погрешностью». Мы имеем дело с вероятностями. Никакое знание не может быть признано истиной в последней инстанции, а степень достоверности любого предположения равна его вероятности. Таков классический подход. Вероятность — это также и состояние ума по отношению к какому-либо предположению, ожидаемому событию и любым другим вещам, относительно которых не существует абсолютного знания. Вот высказывание Геродота: «Лучший советчик человека — он сам, так как, даже если его надежды не сбудутся, решение все равно было правильным, пусть даже судьба сделала его бесполезным. Зато если человек действует вопреки внутреннему голосу, он только благодаря слепой удаче получает то, на что не имел права рассчитывать; его решение все равно было глупым».
Важное значение вероятности состоит в том, что ею целесообразно руководствоваться в наших действиях. Анри Пуанкаре говорил: «Мы выбираем теории для упорядочения нашего опыта не потому, что они верны, а потому что удобны». С этим утверждением, вероятно, согласились бы и участники переговоров.
Для их успеха необходимо, чтобы мы отдавали себе отчет в собственных действиях и умели справляться с реакцией других участников. Способность достичь взаимоприемлемого решения не коренится внутри нас, как утверждают психологи, или во внешних обстоятельствах, как считают многие, а является результатом сочетания одного и другого.
Такая концепция ОБРАЗА, МОДЕЛИ, ЦЕЛОГО характерна для приверженцев гештальтпсихоло-гии. Наша задача — не погрязнуть в мелочах, а постараться осмыслить целое. В ходе проведенных под тщательным контролем опытов гештальтпси-хологи доказали, что мы склонны воспринимать предмет или ситуацию как целое или тип, без отрыва от контекста или предыстории; мы реагируем не столько на изолированные элементы окружающей действительности, сколько на ситуацию в целом. Это — психологический подход, который рассматривает процесс обучения в терминах совокупностей — в отличие от автоматической концепции, имеющей дело с разрозненными элементами. Этот принцип был использован во время второй мировой войны по отношению к обслуживающему персоналу поездов, переходившему работать в авиацию. Их учили воспринимать самолет в целом, а не составные части — скажем, хвост или крылья.
Гештальтпсихология утверждает: восприятие всего опыта важнее анализа индивидуальных частей. Применительно к переговорам это означает, что никакой изолированный ход одной из сторон не имеет значения сам по себе: важен процесс в целом. Даже о полной стратегии одного участника нельзя судить, исходя из предположений или информации о стратегиях других участников. Какой бы выбор вы ни сделали, ваша стратегия зависит от стратегии оппонента.
Теперь перейдем непосредственно к переговорам и, признав ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА, подкрепив его ЗНАНИЕМ ОСНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, сделаем следующий шаг — к ПОДГОТОВКЕ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи