ОБРАЗЦЫ ГИПНОТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
В этой главе содержаться общие указания о подборе слов и фраз, применяемых во время гипнотической сессии. Данные замечания должны помочь терапевту так формулировать внушения, чтобы увеличить вероятность принятия их клиентом.
В этой главе содержаться общие указания о подборе слов и фраз, применяемых во время гипнотической сессии. Данные замечания должны помочь терапевту так формулировать внушения, чтобы увеличить вероятность принятия их клиентом.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВНУШЕНИЯ
В то время как описанные стили и структуры гипнотических внушений, являются основными, из этих составляющих, можно создать множество форм, которые в данном случае могут оказаться наиболее успешными. Некоторые из них описаны в этой части главы.
Открывающие вопросы (accessing questions)
Вопросы, способствующие тому, что клиент начинает реагировать на уровне скорее опыта нежели слов, называются открывающими вопросами. Сильнее чем риторические вопросы, они концентрируют внимание клиента на отдельных аспектах его опыта, укрепленного соответствующим вопросом, например: "Можете ли вы ясно вспомнить впечатление покоя и расслабления, испытанное вами под горячим солнцем, ощущение что оно согревает ваше тело?". Открывающие вопросы также называют "постулатами беседы" (Bandler, Grinder, 1979; Hammond, 1990).
Двузначные внушения
Чтобы поддержать проекцию клиента, иногда целенаправленно, как и в случае обобщенных внушений, пользуются двузначными внушениями. Двузначность может касаться действия, которого желает клиент или значения внушения. Например внушение: "Некоторые де-монстрируют в таких ситуациях железную последовательность и неуступчивость", может быть интерпретировано клиентом двояко, поскольку не ясно, хвалит ли терапевт его выдержку, или критикует за упрямство (Grinder, Bandler, 1981;O'Hanlon, 1985).
В то время как описанные стили и структуры гипнотических внушений, являются основными, из этих составляющих, можно создать множество форм, которые в данном случае могут оказаться наиболее успешными. Некоторые из них описаны в этой части главы.
Открывающие вопросы (accessing questions)
Вопросы, способствующие тому, что клиент начинает реагировать на уровне скорее опыта нежели слов, называются открывающими вопросами. Сильнее чем риторические вопросы, они концентрируют внимание клиента на отдельных аспектах его опыта, укрепленного соответствующим вопросом, например: "Можете ли вы ясно вспомнить впечатление покоя и расслабления, испытанное вами под горячим солнцем, ощущение что оно согревает ваше тело?". Открывающие вопросы также называют "постулатами беседы" (Bandler, Grinder, 1979; Hammond, 1990).
Двузначные внушения
Чтобы поддержать проекцию клиента, иногда целенаправленно, как и в случае обобщенных внушений, пользуются двузначными внушениями. Двузначность может касаться действия, которого желает клиент или значения внушения. Например внушение: "Некоторые де-монстрируют в таких ситуациях железную последовательность и неуступчивость", может быть интерпретировано клиентом двояко, поскольку не ясно, хвалит ли терапевт его выдержку, или критикует за упрямство (Grinder, Bandler, 1981;O'Hanlon, 1985).
СТРУКТУРЫ ВНУШЕНИЙ
Вместе с выбором стиля, подачи внушения, мы должны выбрать его определенную структуру. Далее я описываю возможные варианты.
Позитивные внушения
Позитивные внушения наиболее популярны, просты и успешны. Они придают силу и храбрость, конструируются они таким образом чтобы помочь осознать клиенту, что он в состоянии испытать или достичь желаемого. Поскольку слова заставляют вспомнить опыт, который они выражают (слова как символы опыта), позитивное внушение строится таким образом, чтобы стимулировать желаемые реакции. Вот пример позитивных внушений (и одновременно разрешительных):
"С каждым вдохом вы можете ощущать себя более свободно".
"Вы можете вспомнить то мгновение, когда гордились собой".
"Вы в состоянии найти в себе силы, о существовании которых
даже не подозревали".
"Вы можете заметить, как приятно чувствовать себя расслабленным".
"Вы можете почувствовать приятное тепло в ладонях".
Негативные внушения
Вместе с выбором стиля, подачи внушения, мы должны выбрать его определенную структуру. Далее я описываю возможные варианты.
Позитивные внушения
Позитивные внушения наиболее популярны, просты и успешны. Они придают силу и храбрость, конструируются они таким образом чтобы помочь осознать клиенту, что он в состоянии испытать или достичь желаемого. Поскольку слова заставляют вспомнить опыт, который они выражают (слова как символы опыта), позитивное внушение строится таким образом, чтобы стимулировать желаемые реакции. Вот пример позитивных внушений (и одновременно разрешительных):
"С каждым вдохом вы можете ощущать себя более свободно".
"Вы можете вспомнить то мгновение, когда гордились собой".
"Вы в состоянии найти в себе силы, о существовании которых
даже не подозревали".
"Вы можете заметить, как приятно чувствовать себя расслабленным".
"Вы можете почувствовать приятное тепло в ладонях".
Негативные внушения
СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ
Осознание существующих различий, как между методами подачи информации, так и возможностями сознания и бессознательного, будет начальным условием для успешного применения гипноза. Формулирование внушений, у которых есть шансы пробиться в мир бессознательного и есть один из источников силы гипноза.
Существуют две основные категории гипнотической коммуникации: непосредственная и косвенная. Они не только взаимно не исключают друг друга, но я даже сомневаюсь, возможно ли (или желаемо ли) провести успешный гипнотический сеанс исключительно при помощи одной из них. Внушения отличаются уровнем непосредственности, занимая всякий раз место на шкале, между "непосредственно" и "косвенно". Решения, о том какую методику применить в конкретный момент, зависит от природы внушения (необходимо учитывать такой фактор, как потенциальная опасность для клиента) и уровня гипнотической податливости (Alman, Carney, 1980; Erickson, Rossi, 1979; Zeig, Rennick, 1991).
Непосредственные внушения
Такие внушения непосредственно касаются, описываемой проблемы или посредством их терапевт пытается получить определенные реакции. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного человека и обычно дают конкретные решения проблем, а также детальные инструкции о том как реагировать на рекомендации и вопросы терапевта.
Осознание существующих различий, как между методами подачи информации, так и возможностями сознания и бессознательного, будет начальным условием для успешного применения гипноза. Формулирование внушений, у которых есть шансы пробиться в мир бессознательного и есть один из источников силы гипноза.
Существуют две основные категории гипнотической коммуникации: непосредственная и косвенная. Они не только взаимно не исключают друг друга, но я даже сомневаюсь, возможно ли (или желаемо ли) провести успешный гипнотический сеанс исключительно при помощи одной из них. Внушения отличаются уровнем непосредственности, занимая всякий раз место на шкале, между "непосредственно" и "косвенно". Решения, о том какую методику применить в конкретный момент, зависит от природы внушения (необходимо учитывать такой фактор, как потенциальная опасность для клиента) и уровня гипнотической податливости (Alman, Carney, 1980; Erickson, Rossi, 1979; Zeig, Rennick, 1991).
Непосредственные внушения
Такие внушения непосредственно касаются, описываемой проблемы или посредством их терапевт пытается получить определенные реакции. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного человека и обычно дают конкретные решения проблем, а также детальные инструкции о том как реагировать на рекомендации и вопросы терапевта.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ
Эта глава концентрируется на определенных чертах интерперсональной коммуникации, являющихся переменными в паттернах гипнотических стратегий, но прежде всего на стилях и структуре гипнотических внушений.
Эта глава концентрируется на определенных чертах интерперсональной коммуникации, являющихся переменными в паттернах гипнотических стратегий, но прежде всего на стилях и структуре гипнотических внушений.
ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Вводя клиента в состояние гипноза, необходимо также принять во внимание его физическое состояние, то есть не его здоровье, а временные телесные ощущения, которые могут сыграть определенную роль во время сессии. Поэтому так важно удобство клиента, то есть соответствующая позиция тела, свободная одежда, не ограничивающая движений, подходящая температура. В таких условиях загипнотизированный не чувствует принуждения, его не дефокусируют факторы, требующие немедленной реакции.
Пациент не должен держать во рту резинку или леденец, которые во время релаксации могут привести к тому что он подавится. Многие носят контактные линзы, а некоторые из них скон-струированы так, что даже кратковременно закрывая глаз, болезненно раздражается роговица. Спросите клиента, не желает ли он снять очки, контактные линзы, обувь или что-нибудь еще, что может помешать его концентрации.
Еще одной помехой может быть влияние алкоголя и наркотиков, обычно осложняющих успешную работу. Исключением будут лекарства, прописанные клиенту, но даже они потенциально могут снижать гипнотическую податливость. Также помехой может стать усталость клиента, которого правда будет легче усыпить, однако трудно склонить к нужной внутренней концентрации (Beahrs, Carlin, Shehorn, 1974; Spiegel, 1986).
Вводя клиента в состояние гипноза, необходимо также принять во внимание его физическое состояние, то есть не его здоровье, а временные телесные ощущения, которые могут сыграть определенную роль во время сессии. Поэтому так важно удобство клиента, то есть соответствующая позиция тела, свободная одежда, не ограничивающая движений, подходящая температура. В таких условиях загипнотизированный не чувствует принуждения, его не дефокусируют факторы, требующие немедленной реакции.
Пациент не должен держать во рту резинку или леденец, которые во время релаксации могут привести к тому что он подавится. Многие носят контактные линзы, а некоторые из них скон-струированы так, что даже кратковременно закрывая глаз, болезненно раздражается роговица. Спросите клиента, не желает ли он снять очки, контактные линзы, обувь или что-нибудь еще, что может помешать его концентрации.
Еще одной помехой может быть влияние алкоголя и наркотиков, обычно осложняющих успешную работу. Исключением будут лекарства, прописанные клиенту, но даже они потенциально могут снижать гипнотическую податливость. Также помехой может стать усталость клиента, которого правда будет легче усыпить, однако трудно склонить к нужной внутренней концентрации (Beahrs, Carlin, Shehorn, 1974; Spiegel, 1986).
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Определенные обстоятельства я считаю желательными для проведения гипноза, хотя они и не являются необходимыми. Во первых, лучше работать при относительной тишине. Отсутствие громкого шума, деконцентрирующего клиента, позволяет ему сконцентрироваться на внутреннем опыте. Однако чаще всего звонят телефоны, слышно как хлопают двери, люди разговаривают за ними, шум улицы, самолеты над головой, звуки падающих предметов, домашние животные, роняющие вазы, детские споры... Нет места идеально защищенного от внешнего шума. В этом впрочем и нет необходимости. Чтобы помочь клиенту сконцентрироваться, необходимо воспользоваться способностью включать эти события в процесс индукции (Bandler, Grinder, 1979; Zeig, 1980/ 1985).
Еще одним положительным фактором может стать мягкий, спокойный свет. Он помогает создать свободную атмосферу, увеличивая чувство комфорта клиента. Я бы не рекомендовал слишком редуцировать освещение. Свет свеч для одних может быть подходящим, для других (например для меня) слишком таинственен и эзотеричен.
Третьим элементом, влияющим на способность клиента расслабляться, будет мебель. Кровати и софы приглашают нас воспользоваться ими, однако сильно ассоциируются со сном и усыпляют клиента. Мебель должна быть удобной, должна также поддерживать тело и голову клиента. Во время расслабления тело становится тяжелым; если не найдется соответствующей физической поддержки, может начать болеть шея и спина. Поэтому весьма практичны раскладные кресла с изголовьем и перекладиной для ног(А1тап, Lambrou, 1992; Weitzenhoffer, 1989).
Освещение, мебель, звуки окружения сами по себе не столь существенны, как то как они будут использованы. Основной принцип, это использовать то, что происходит, как составную часть процесса. Вмешательство нового фактора можно использовать так, чтобы оно органично влилось в процесс гипноза (Grinder, Bandler, 1981; Kelly, 1993; Stone, 1986).
Определенные обстоятельства я считаю желательными для проведения гипноза, хотя они и не являются необходимыми. Во первых, лучше работать при относительной тишине. Отсутствие громкого шума, деконцентрирующего клиента, позволяет ему сконцентрироваться на внутреннем опыте. Однако чаще всего звонят телефоны, слышно как хлопают двери, люди разговаривают за ними, шум улицы, самолеты над головой, звуки падающих предметов, домашние животные, роняющие вазы, детские споры... Нет места идеально защищенного от внешнего шума. В этом впрочем и нет необходимости. Чтобы помочь клиенту сконцентрироваться, необходимо воспользоваться способностью включать эти события в процесс индукции (Bandler, Grinder, 1979; Zeig, 1980/ 1985).
Еще одним положительным фактором может стать мягкий, спокойный свет. Он помогает создать свободную атмосферу, увеличивая чувство комфорта клиента. Я бы не рекомендовал слишком редуцировать освещение. Свет свеч для одних может быть подходящим, для других (например для меня) слишком таинственен и эзотеричен.
Третьим элементом, влияющим на способность клиента расслабляться, будет мебель. Кровати и софы приглашают нас воспользоваться ими, однако сильно ассоциируются со сном и усыпляют клиента. Мебель должна быть удобной, должна также поддерживать тело и голову клиента. Во время расслабления тело становится тяжелым; если не найдется соответствующей физической поддержки, может начать болеть шея и спина. Поэтому весьма практичны раскладные кресла с изголовьем и перекладиной для ног(А1тап, Lambrou, 1992; Weitzenhoffer, 1989).
Освещение, мебель, звуки окружения сами по себе не столь существенны, как то как они будут использованы. Основной принцип, это использовать то, что происходит, как составную часть процесса. Вмешательство нового фактора можно использовать так, чтобы оно органично влилось в процесс гипноза (Grinder, Bandler, 1981; Kelly, 1993; Stone, 1986).
ФАКТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИПНОЗА
В этой главе я хотел бы обсудить некоторые факторы, которые могут влиять на работу с клиентом (включая образцы коммуникации и контакт клиента с терапевтом).
В этой главе я хотел бы обсудить некоторые факторы, которые могут влиять на работу с клиентом (включая образцы коммуникации и контакт клиента с терапевтом).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Избирательность внимания
Если однажды вы слышали или сами произнесли фразу: "Он видит лишь то, что хочет увидеть", вы понимаете, что люди способны обращать внимание лишь на то, что хотят видеть. Поэтому они также способны не замечать то, чего у них нет желания видеть. Это явление, называемое "избирательностью внимания" состоит в способности концентрироваться лишь на части опыта, одновременно упуская остальное.
Избирательность внимания это существенный фактор гипнотической интеракции (Crawford, Gruzelier, 1992; Weitzenhoffer, 1989). Клиент должен постепенно концентрироваться на подаваемых ему внушениях, сузить внимание до ассоциаций, которые они вызывают. Концентрация гипнотизируемого, хотя он может замечать и реагировать на внешние события, заставляет его направлять на это лишь небольшую часть своего внимания. В этот момент проявляется бессознательное и его способность реагировать на вещи, находящиеся вне сферы сознания. Таким образом была описана основа диссоциации, вопроса который будет обсуждаться далее.
Избирательность внимания
Если однажды вы слышали или сами произнесли фразу: "Он видит лишь то, что хочет увидеть", вы понимаете, что люди способны обращать внимание лишь на то, что хотят видеть. Поэтому они также способны не замечать то, чего у них нет желания видеть. Это явление, называемое "избирательностью внимания" состоит в способности концентрироваться лишь на части опыта, одновременно упуская остальное.
Избирательность внимания это существенный фактор гипнотической интеракции (Crawford, Gruzelier, 1992; Weitzenhoffer, 1989). Клиент должен постепенно концентрироваться на подаваемых ему внушениях, сузить внимание до ассоциаций, которые они вызывают. Концентрация гипнотизируемого, хотя он может замечать и реагировать на внешние события, заставляет его направлять на это лишь небольшую часть своего внимания. В этот момент проявляется бессознательное и его способность реагировать на вещи, находящиеся вне сферы сознания. Таким образом была описана основа диссоциации, вопроса который будет обсуждаться далее.
ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Гипноз это высоко субъективное переживание, поскольку каждый ощущает его по разному. В этой главе будут представлены некоторые из наиболее значительных черт, как психологических, так и физических, связанных с гипнотическим опытом. В таблице 1. помещены наиболее часто встречающиеся формы поведения загипнотизированных. Такое поведение заставляет применять специальные формы коммуникации к загипнотизированному человеку.
Гипноз это высоко субъективное переживание, поскольку каждый ощущает его по разному. В этой главе будут представлены некоторые из наиболее значительных черт, как психологических, так и физических, связанных с гипнотическим опытом. В таблице 1. помещены наиболее часто встречающиеся формы поведения загипнотизированных. Такое поведение заставляет применять специальные формы коммуникации к загипнотизированному человеку.
ШКАЛА ГИПНОТИЧЕСКОЙ ПОДАТЛИВОСТИ
Если вы желаете объективно оценить уровень гипнотической податливости своего клиента, то можете воспользоваться одной из многих шкал, разработанных именно для этой цели. Большинство из них состоит из стандартной процедуры гипнотической индукции и определенного количества заданий. На основе числа решенных задач определяется уровень гипнотической податливости. Задания использует человек, применяющий шкалу (экспериментатор или терапевт), основываясь на реакциях данного человека.
В исследовании гипнотической податливости были использованы следующие шкалы и опросники:
Шкала Суггестивности Барбера (Barbera, 1976) Шкала Реактивности на Внушение Университета в Кар-летон (Spanos, Radtke, Hodgins, Stram & Betrand, 1983); Шкала Творческого Воображения (Wilson, Barber, 1977); Шкала Девиса-Хазбенда (Davis, Husband, 1931); Опросник Глубины Гипноза Фэльда (Field, 1965); Шкала Глубины Гипноза Фридлендера и Сарбина (Friedlander, Sarbin, 1938);
Гарвардская Групповая Шкала Гипнотической Податливости: Форма A (Shor, Orne, 1962);
Сборник Вопросов Гипнотического Опыта: Сокращенная версия (Matheson, Shu, Bart, 1989);
Профиль Гипнотической Индукции (Spiegel, 1972; Stern, Spiegel, Nee, 1979);
Шкала ЛеКрона-Бордо (LeCron, Bordeaux, 1947); Опросник Феноменологии Сознания (Pecala, 1982); Шкала Глубины Гипноза (Tart, 1970); Стэнфордская Клиническая Шкала Гипнотической Податливости (Morgan, Hilgard, 1979);
Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Формы А и В (Weitzenhoffer, Hilgard, 1959); Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Форма С (Weitzenhoffer, Hilgard, 1962); Стэнфордская Профильная Шкала Гипнотической Подат-ливости: Фрмы 1 и 2 (Weitzenhoffer, Hilgard, 1963); Шкала Абсорбции Теллегена (Tellegen, Ankinson, 1974).
Однако, все еще идет дискуссия о применимости клинических шкал в лечении. Их научная ценность не ставится под сомнение, однако не ясно в какой области реакции на стандартные, и следовательно, неиндивидуализированные тестовые задания, можно соотнести с конечными клиническими результатами.
Если вы желаете объективно оценить уровень гипнотической податливости своего клиента, то можете воспользоваться одной из многих шкал, разработанных именно для этой цели. Большинство из них состоит из стандартной процедуры гипнотической индукции и определенного количества заданий. На основе числа решенных задач определяется уровень гипнотической податливости. Задания использует человек, применяющий шкалу (экспериментатор или терапевт), основываясь на реакциях данного человека.
В исследовании гипнотической податливости были использованы следующие шкалы и опросники:
Шкала Суггестивности Барбера (Barbera, 1976) Шкала Реактивности на Внушение Университета в Кар-летон (Spanos, Radtke, Hodgins, Stram & Betrand, 1983); Шкала Творческого Воображения (Wilson, Barber, 1977); Шкала Девиса-Хазбенда (Davis, Husband, 1931); Опросник Глубины Гипноза Фэльда (Field, 1965); Шкала Глубины Гипноза Фридлендера и Сарбина (Friedlander, Sarbin, 1938);
Гарвардская Групповая Шкала Гипнотической Податливости: Форма A (Shor, Orne, 1962);
Сборник Вопросов Гипнотического Опыта: Сокращенная версия (Matheson, Shu, Bart, 1989);
Профиль Гипнотической Индукции (Spiegel, 1972; Stern, Spiegel, Nee, 1979);
Шкала ЛеКрона-Бордо (LeCron, Bordeaux, 1947); Опросник Феноменологии Сознания (Pecala, 1982); Шкала Глубины Гипноза (Tart, 1970); Стэнфордская Клиническая Шкала Гипнотической Податливости (Morgan, Hilgard, 1979);
Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Формы А и В (Weitzenhoffer, Hilgard, 1959); Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Форма С (Weitzenhoffer, Hilgard, 1962); Стэнфордская Профильная Шкала Гипнотической Подат-ливости: Фрмы 1 и 2 (Weitzenhoffer, Hilgard, 1963); Шкала Абсорбции Теллегена (Tellegen, Ankinson, 1974).
Однако, все еще идет дискуссия о применимости клинических шкал в лечении. Их научная ценность не ставится под сомнение, однако не ясно в какой области реакции на стандартные, и следовательно, неиндивидуализированные тестовые задания, можно соотнести с конечными клиническими результатами.
СВЯЗЬ С ТЕРАПЕВТОМ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ
Контакт между терапевтом и клиентом всегда принимался за основную составляющую терапевтического процесса. Гипнотическим контактом я называю позитивные отношения двух людей, основанные на понимании и доверии. О контакте можно гово-
(рить лишь, когда ваш клиент чувствует, что вы его понимаете, признавая ценность и многообразие его личного опыта (Barber, 1991;
|zeig, Renmck, 1991)
В ранних гипнотических методиках доказательством то-
I го, что контакт состоялся принималась уступчивость клиента гип-
I нотизеру. Такого типа односторонний контакт все еще может приниматься некоторыми как допустимая форма терапии. Более уравновешенный тип сотрудничества, неразрывно связан с утилизирующим подходом, являясь интеракцией, основанной на уважении и сотрудничестве. Гипноз можно принимать как естественную реакцию на определенный вид контакта, который формирует взаимную ответственность и доверие. Поведение терапевта обусловлено поведением клиента и vice versa. Гипноз это постоянный процесс взаимной подстройки друг к другу, даже если в данный момент может показаться, что отношениям придает темп лишь один из двух людей. Принципиальной чертой такого подхода является постоянная обратная связь между поведением терапевта и клиента. Такого вида союз сильно отличается от того, в котором отношения с гипнотизером воспринимаются как система, в рамках которой ожидается, что клиент послушно уступит приказам терапевта, а его
отказ будет воспринят как "сопротивление". Если терапевт примет во внимание поведение клиента, то будет подавать ему внушение в такой форме и в таком темпе, что гипнотизируемый будет иметь возможность как можно лучше позитивно реагировать (Gfeller, 1993; Gfeller, Lynn, Pribble, 1987; Zeig, 1980).
Контакт между терапевтом и клиентом всегда принимался за основную составляющую терапевтического процесса. Гипнотическим контактом я называю позитивные отношения двух людей, основанные на понимании и доверии. О контакте можно гово-
(рить лишь, когда ваш клиент чувствует, что вы его понимаете, признавая ценность и многообразие его личного опыта (Barber, 1991;
|zeig, Renmck, 1991)
В ранних гипнотических методиках доказательством то-
I го, что контакт состоялся принималась уступчивость клиента гип-
I нотизеру. Такого типа односторонний контакт все еще может приниматься некоторыми как допустимая форма терапии. Более уравновешенный тип сотрудничества, неразрывно связан с утилизирующим подходом, являясь интеракцией, основанной на уважении и сотрудничестве. Гипноз можно принимать как естественную реакцию на определенный вид контакта, который формирует взаимную ответственность и доверие. Поведение терапевта обусловлено поведением клиента и vice versa. Гипноз это постоянный процесс взаимной подстройки друг к другу, даже если в данный момент может показаться, что отношениям придает темп лишь один из двух людей. Принципиальной чертой такого подхода является постоянная обратная связь между поведением терапевта и клиента. Такого вида союз сильно отличается от того, в котором отношения с гипнотизером воспринимаются как система, в рамках которой ожидается, что клиент послушно уступит приказам терапевта, а его
отказ будет воспринят как "сопротивление". Если терапевт примет во внимание поведение клиента, то будет подавать ему внушение в такой форме и в таком темпе, что гипнотизируемый будет иметь возможность как можно лучше позитивно реагировать (Gfeller, 1993; Gfeller, Lynn, Pribble, 1987; Zeig, 1980).