СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ

Наука » Психология » Гипноз » Введение в гипноз
СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ
Осознание существующих различий, как между методами подачи информации, так и возможностями сознания и бессознательного, будет начальным условием для успешного применения гипноза. Формулирование внушений, у которых есть шансы пробиться в мир бессознательного и есть один из источников силы гипноза.
Существуют две основные категории гипнотической коммуникации: непосредственная и косвенная. Они не только взаимно не исключают друг друга, но я даже сомневаюсь, возможно ли (или желаемо ли) провести успешный гипнотический сеанс исключительно при помощи одной из них. Внушения отличаются уровнем непосредственности, занимая всякий раз место на шкале, между "непосредственно" и "косвенно". Решения, о том какую методику применить в конкретный момент, зависит от природы внушения (необходимо учитывать такой фактор, как потенциальная опасность для клиента) и уровня гипнотической податливости (Alman, Carney, 1980; Erickson, Rossi, 1979; Zeig, Rennick, 1991).
Непосредственные внушения
Такие внушения непосредственно касаются, описываемой проблемы или посредством их терапевт пытается получить определенные реакции. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного человека и обычно дают конкретные решения проблем, а также детальные инструкции о том как реагировать на рекомендации и вопросы терапевта.
Если начиная гипнотическую индукцию, терапевт захочет чтобы клиент закрыл глаза, решая применить непосредственный подход, он может сказать нечто следующее:
"Закройте глаза".
"Пожалуйста закройте глаза".
"Вы можете закрыть глаза".
"Позвольте своим векам опуститься".
"Я хотел бы, чтобы вы закрыли глаза".
Таблица 2. Основные стили и структуры гипнотических внушений
Позитивные внушения:
"Вы можете выполнить действие X".
Негативные внушения:
"Вы не можете выполнить действие X".
Непосредственные внушения:
"Вы можете выполнить действие X"
Косвенные внушения:
"Я знал человека, которому нравилось выполнять действие
X".
Общие внушения:
"Вы можете вспомнить конкретную ситуацию X".
Конкретные внушения:
"Вспомни учителя из третьего класса".
Пермисивный стиль:
"Можете позволить себе выполнить действие X".
Авторитарный стиль: "Выполните действие X".
Постгипнотическое внушение:
"Когда вы окажетесь в ситуации А, вы сможете выполнить
действие X".
Польза от непосредственных внушений:
1 имеют непосредственную связь с описываемым (это уменьшает сознательное беспокойство клиента, относительно способности решить его проблемы терапевтом);
2. могут помочь ясно определить и постоянно напоминать о цели, к какой идет клиент;
3. непосредственно и активно вовлекают клиента в сам процесс;
4. могут послужить моделью в решении будущих сложностей, которые могут возникнуть при использовании метода сознательного решения проблем.
Среди недостатков непосредственного внушения, необходимо сказать, что в нем чрезмерно приходится полагаться на то, чтобы клиент сознательно уступил влиянию и то что в меньшей степени используются резервы бессознательного. Непосредственное упоминание проблемы данного человека, потенциально опасной для него, может вызвать сопротивление, что в свою очередь увеличит возможность проявления реакций сопротивления и даже отказа принять внушение.
Чтобы сделать возможным сознательное принятие решения о том каким образом использовать непосредственное внушение, так чтобы это дало шанс получить положительный гипнотический опыт, необходимо провести оценку негативных и позитивных сторон этой методики для конкретного случая. (Crasilneck, Hall, 1985; Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989).
Косвенные внушения это те, которые или имеют тесную связь с проблемой или вызывают желательные реакции замаскированным и поэтому более мягким образом. Эти внушения могут быть весьма тонкими. Обычно, они не упоминают конкретно сознательный опыт дан-ного человека, поэтому требуют от клиента интерпретаций. Применение косвенных внушений может привести к тому, что на уровне сознания клиент будет думать о смысле ведущейся беседы, в то время как его бессознательное начнет ассоциировать полученную информацию с внутренним опытом (скрытые динамические процессы), прокладывая таким образом дорогу к переменам.
Косвенные внушения могут принимать различные формы, такие как рассказы, аналогии, анекдоты, каламбуры, домашние задания или скрытые в контексте внушения. Когда мы хотим вызвать реакцию клиента, не говоря ему напрямую, как конкретно он должен поступить, то всегда применяем косвенное внушение.
Если на основании поведения клиента вы делаете вывод, что он закроет глаза скорее под действием косвенного внушения нежели непосредственного, то вы можете применить следующие формулы:
"Человек, податливый гипнозу, начинает с того что закрывает глаза".
"Можете ли вы позволить своим векам опуститься?" "Многие мои клиенты любят сидеть в этом кресле, закрыв глаза".
"Удобнее ли вам будет слушать меня с закрытыми глазами?" "Как вы считаете, какая мысль поможет вашим глазам спокойно закрыться?"
Польза косвенных методов состоит в лучшем использовании бессознательных резервов клиента. Когда внушения подаются в такой форме, что пробуждают воспоминания или вызывают ассоциации и ощущения, которые могут иметь терапевтическое значение, большая часть личности на разных уровнях вовлекается в терапию. Кроме того, увеличенная дистанция между внушением и целенаправленным поведением или эмоцией, уменьшает необходимость постановки защитных барьеров. Такая дистанция может кроме того сделать так, что клиент не будет уверен в том, каким образом внушение связано с желаемым изменением личности и поэтому допустит любую, полезную для себя интерпретацию. Терапевт, не требуя проявить, выбранную им реакцию, оказывает клиенту большее уважение (Brown, 1991; Lankton, Lankton, 1983; Zeig, 1980).
К отрицательным чертам косвенного стиля относится потенциальная неуверенность гипнотизируемого или страх того, что терапевт не в состоянии или не желает заниматься его проблемой: "Если терапевт не может это сделать, то как с этим справлюсь я?" Клиент может почувствовать, что им манипулируют или обманывают. Существует также опасность того, что подсознание смягчит этот вопрос, оставляя сознание в неведении того каким образом произошли изменения Проблема будет решена, но само решение не даст заинтересованному ключ к решению будущих проблем (Lehrer, 1986; Yapko, 1983).
Выбор стиля
Принципы выбора стиля и области его применения необходимо подчинить двум факторам: глубине самоанализа, желаемого или необходимого, для того чтобы интервенция была успешной и уровню податливости клиента.
Некоторые клиенты ожидают, что понимание проблемы наступит на уровне сознания, часто повторяя вопрос "почему". Другим важнее, чтобы произошла перемена, независимо в какой форме. Чем сильнее данный человек желает сознательного понимания, тем успешнее косвенный подход разрушает паттерны, которыми он обычно пользуется, увеличивая таким образом вероятность перемен. Однако есть опасность, что решительный клиент примет косвенные методы за попытку отделаться от него, потеряет терпение и мотивацию, отказы-ваясь от того, что вы ему предлагаете, сочтя это бесполезным. Только опыт может научить вас верно оценить, какой стиль вы должны применить в случае конкретного клиента.
Вторым фактором, который необходимо учесть при выборе стиля непосредственного или косвенного, будет уровень гипнотической податливости клиента (или "сопротивления", традиционно понимаемого, как отсутствие реагирования). Вот основной принцип: при-меняйте косвенный метод прямо пропорционально уровню встречаемого или предполагаемого сопротивления (Zeig, 1980). Другими словами, чем большее вы ощущаете нежелание со стороны клиента поддаться внушению, тем больше внушения вам нужно представить в косвенной форме.
Поведение терапевта
До недавнего возрастания интереса к косвенным методикам индукции и использованию гипнотического состояния, выбор стиля поведения ограничивался выбором способа поведения терапевта в период подачи непосредственных внушений. Отдельные стили находились на шкале между "авторитарным" и "разрешительным" полюсами. Эти термины все еще могут быть полезны для описания отношений между терапевтом и клиентом. Авторитарный подход основан на доминировании — терапевт приказывает клиенту реагировать определенным образом. Переменными, на которых опирается терапевт будут здесь авторитет и сила, а реакцией "хорошего" клиента должна быть уступчивость.
С авторитарным подходом связано подача внушений в форме рекомендаций, например:
"Когда я досчитаю до трех закройте глаза".
"Когда я щелкну пальцами вам будет шесть лет".
"Когда я прикоснусь к вашему плечу, вы войдете в глубокий
гипноз".
"Вы не сможете прикурить сигарету".
"Вы не будете помните ничего из того, что сейчас испытываете".
На противоположном конце шкалы находится "разрешительный" подход, в значительно большей степени уважающий способность клиента делать выбор, соответствующий его интересам. Особенное внимание уделяется здесь тому, чтобы клиент осознал, свою способность соответственно отреагировать, вместо того чтобы требовать от него определенные реакции, например:
"Может вам будет интересно найти иной способ улучшить самочувствие".
"Я подумал, рассматривали ли вы возможность усвоения данных методов с большей легкостью, чем вы предполагали". "Не знаю в какой позиции вам будет удобнее". "Может вам легче будет сконцентрироваться с закрытыми глазами". "Если хотите, то можете послушать, то что я буду описывать".
Терапевт лишь намекает на то, что может испытать клиент, если он на это отважится. Ответственность за использование предоставляемой терапевтом информации (по собственной воле), в значительной мере заслуга клиента. И что из этого следует, терапевт уважая выбор данного человека, каждую реакцию принимает как верную. Таким образом, классическое понятие "сопротивления" теряет свой смысл (Gilligan, 1987; Gordon, Meyers-Anderson, 1981; Grinder, Bandler, 1981; Haley, 1985; Stanton, 1985).

Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.