Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.
Основные форматы работы
Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет является символом разума и духа. В соответствии с этой логикой процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание.
В иероглифике древних египтян знак «божественное око», называемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».
Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зрительную модальность человек воспринимает примерно 80% информации, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зеркалом души.
На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «читать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».
Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет является символом разума и духа. В соответствии с этой логикой процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание.
В иероглифике древних египтян знак «божественное око», называемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».
Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зрительную модальность человек воспринимает примерно 80% информации, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зеркалом души.
На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «читать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».
Эта медитация является весьма сложной в исполнении, и ее необходимо предварительно проводить с людьми, которые посвящены в процесс и находятся в состоянии расширенного сознания.
Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.
В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги называют их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетическое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впитывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.
Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.
Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.
В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги называют их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетическое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впитывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.
Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.
Наверное, это странное словосочетание — шаманские психотехники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего человека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снисходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем...» .
Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является следствием взаимоотношений с духами.
В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).
Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является следствием взаимоотношений с духами.
В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).
Перед проведением визуализации нужно объяснить клиентам, что мужской половиной в теле считается ведущая: у правшей это правая сторона, у левшей — левая.
Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна давать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.
Упражнение 1
Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна давать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.
Упражнение 1
Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
Некоторые люди называют этот танец кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.
Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.
Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)
Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.
Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.
Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)
Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.
Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение — это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно этому творческому потоку мы должны уделять свое внимание.
Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом.
Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом.
Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом плане людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуждения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вызывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама психотехника «Реинкарнационной терапии» достаточно эффективно используется психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева «Работа с прошлыми воплощениями» в нашем сборнике «Сознание и Дыхание» 1993 г..
Теория
Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы.
Теория
Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы.
Контекстуальные тренинги — общее обозначение многочисленных семинаров в пространстве интенсивных психотехнологий, имеющих конкретную проблемную направленность и технологическую структуру и использующих измененные состояния сознания как основной способ работы. Эффективно заданный контекст (лекции, беседы, медитации, визуализации, телесно-ориентированные и другие психотехники) влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задается в контексте (39).
Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуникативный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с мужскими и женскими архетипами) и др.
Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность погружений в расширенные состояния сознания.
В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психотехники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как компоненты.
Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуникативный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с мужскими и женскими архетипами) и др.
Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность погружений в расширенные состояния сознания.
В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психотехники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как компоненты.
Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности доказано еще в начале 1980-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве (Козлов В. В., Ярославль, 1983). В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.
Для проведения процессов ДМД используется специальное звуковое сопровождение высокого качества, воспроизведенное проигрывателем компакт-дисков. В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.
Для проведения процессов ДМД используется специальное звуковое сопровождение высокого качества, воспроизведенное проигрывателем компакт-дисков. В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.