ТРАНСОВЫЕ ТАНЦЫ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — так­же великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.

В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радос­ти и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, кана­лом, через который проходит экстатический опыт.

Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших спо­собов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.

На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных спо­соба вхождения в транс через танец:

ТРОПА ТАНЦА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Та­нец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Вла­димир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принад­лежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять пер­вичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:

1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; дви­жения «женской» энергии.

2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» дви­жения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «па­дающего листа».

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первич­ными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

ПСИХОТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с осо­быми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.

Как направление современной психотерапии танцевально-двига­тельная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и яви­лась отголоском революционных изменений в танцевальном искусст­ве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подхо­дов и техник, образующих «тело» ТДТ.

Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевти­ческий потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы ис­следовательские программы по трансформационному и психотерапев­тическому потенциалу ТДТ.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Основные форматы работы

Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет яв­ляется символом разума и духа. В соответствии с этой логикой про­цесс видения представляет собой духовный акт и символизирует по­нимание.

В иероглифике древних египтян знак «божественное око», назы­ваемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».

Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зри­тельную модальность человек воспринимает примерно 80% информа­ции, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зер­калом души.

На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «чи­тать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЧАКРАМИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Эта медитация является весьма сложной в исполнении, и ее необ­ходимо предварительно проводить с людьми, которые посвящены в процесс и находятся в состоянии расширенного сознания.

Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.

В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги назы­вают их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетичес­кое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впи­тывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.

Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.

ШАМАНСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Наверное, это странное словосочетание — шаманские психотех­ники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего че­ловека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снис­ходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем...» .

Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно пози­тивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрос­лый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко рас­крытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, бо­гами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является след­ствием взаимоотношений с духами.

В то же время шаманы были первыми профессиональными соци­альными работниками, в одном лице представляющими и медика, пси­хотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они ру­ководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициа­ции при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ри­туалами силы», которые представляли собой попытки усилить отно­шения племени с мощными природными силами в период таких кри­зисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).

ТЕХНИКИ РАБОТЫ В ОБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Перед проведением визуализации нужно объяснить клиентам, что мужской половиной в теле считается ведущая: у правшей это правая сторона, у левшей — левая.

Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна да­вать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.

Упражнение 1

Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почув­ствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, пра­вую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.

ТАНЕЦ ДЕРВИША

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Некоторые люди называют этот танец кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских шко­лах, хотя имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзо­терического ислама.

Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.

Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождают­ся движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.

КОНТИНУУМ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение — это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно это­му творческому потоку мы должны уделять свое внимание.

Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и не­рвно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обес­печивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.

Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внут­ренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выраже­ния, и есть континуум.

Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл При­мус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к при­митивным движениям помогла открыть сущностные, первичные дви­жения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движе­ния, названному континуумом.

ПСИХОТЕХНИКА «РЕИНКАРНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ»

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом пла­не людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуж­дения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вы­зывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама пси­хотехника «Реинкарнационной терапии» достаточно эффективно ис­пользуется психологами и психотерапевтами трансперсональной ори­ентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева «Работа с прошлыми воплощениями» в нашем сборнике «Сознание и Дыхание» 1993 г..

Теория

Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпы­вающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка пред­ставить некую карту данной области психики и помочь людям, испы­тавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследова­ния и практической работы.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И УПРАЖНЕНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Контекстуальные тренинги — общее обозначение многочислен­ных семинаров в пространстве интенсивных психотехнологий, име­ющих конкретную проблемную направленность и технологическую структуру и использующих измененные состояния сознания как ос­новной способ работы. Эффективно заданный контекст (лекции, бе­седы, медитации, визуализации, телесно-ориентированные и другие психотехники) влияет на содержание процесса связного дыхания, ак­тивируя тот пласт психического, который тем или иным способом за­дается в контексте (39).

Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояния­ми на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуника­тивный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с муж­скими и женскими архетипами) и др.

Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффек­тивность погружений в расширенные состояния сознания.

В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психо­техники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как ком­поненты.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее дея­тельности доказано еще в начале 1980-х годов, когда нами разрабаты­вались программы функциональной музыки в промышленном произ­водстве (Козлов В. В., Ярославль, 1983). В программу сессий мы диффе­ренцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чув­ственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музы­ка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участни­ков тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чув­ственных коммуникациях.

Для проведения процессов ДМД используется специальное звуко­вое сопровождение высокого качества, воспроизведенное проигры­вателем компакт-дисков. В среднем специально составленные музы­кальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерыв­ное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.

В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.