1. Цели и задачи технологии. Цель гуманитарных технологий выступает организующим, определяющим началом в процессе ее разработки и реализации. Центральный пункт цели технологии – определение средств ее достижения. Без определения средств цель остается лишь первоначальным мыслительным проектом, который может остаться нереализованным. Получив определение через конкретное средство, цель технологии приобретает законченную форму и становится действенным фактором деятельности личности. По мнению Л.М. Надыгало, объективированная цель технологии становится динамическим элементом формирования общественной и индивидуальной культуры: вначале культуры самовоспитания, а затем и целостной культуры.
При разработке гуманитарных технологий важно определить различные типы целей: конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные самим субъектом технологии или заданные ему извне. Задачи гуманитарных технологий определяют последовательность, процедуры и культуру технологизации, что позволяет постоянно концентрировать в пределах технологии накапливаемый новый опыт, новые возможности субъекта деятельности, оптимальные достижения наивысших результатов. Наиболее общие задачи гуманитарных технологий направлены на:
Ø выбор оптимально необходимых операций, обеспечивающих самопознание, саморазвитие, самореализацию субъекта;
Ø определение и обеспечение условий, снижающих издержки затраченных усилий на выполнение необходимых операций;
Ø нахождение оптимальных форм адаптации и гармонизации личностного ресурса и средств деятельности;
Ø определение границ оптимально эффективных и ошибочных действий;
Ø создание постоянных информационных потоков о субъекте деятельности и объекте управления;
Ø определение алгоритма необходимых действий, создающих устойчивость гуманитарно-технологического эффекта на разных уровнях;
Ø наращивание сложности и развития возможностей субъекта в процессе освоения гуманитарных технологий.
2. Принципы разработки гуманитарной технологии. В научной литературе различные формы моделирования технологий в основном опираются на синергетический и системно-структурный подходы, которые применимы к разработке любого вида технологий (Т.А. Ильина). Синергетика, выполняя интегративную функцию в сочетании данных естественных и технических наук, не только служит средством системной организации, но является методологической основой для разработки гуманитарных технологий, объединяя достижения кибернетики, математического моделирования, системного подхода. Это позволяет не только применить интегративный принцип к изучаемому и моделируемому объекту – гуманитарных технологий, но и выявить общие закономерности их структурной самоорганизации. Проектирование гуманитарных технологий – это, прежде всего, разработка методов рационального, оптимального и результативного действия субъекта деятельности. Успех проектирования, считает В.М. Шепель, может быть обусловлен при наличии у разработчиков научно обоснованной концепции. Чем фундаментальнее концептуальная разработка технологии, обоснованность и аргументированность ее задач, тем качественнее построение гипотезы, выведение из нее версий и надежнее выбор конкретного варианта. Чем реальнее описаны этапы-ситуации (варианты поведения людей), тем лучше выстроены технологические процедуры моделирования теоретико-логического ряда «концепция–гипотеза–версия–вариант».
Анализ научных источников позволяет включить в технологический процесс проектирования:
Ø теоретические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые связаны с целеполаганием, выявлением сущности и принципов воспроизводства процессов социокультурной и профессиональной среды, формализацией диалектики познания явлений, состояний, процессов и управления ими, анализом влияния социокультурных, профессиональных нормативов на объективность и эффективность гуманитарных технологий, исследованием гуманитарных технологий как объекта и субъекта самоуправления, познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности;
Ø методические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые отражают выбор средств и методов обработки и анализа полученной информации, принцип ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования гуманитарных технологий;
Ø технологические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые связаны с выбором соответствующих техник освоения, адаптации и внедрения разработанной гуманитарной технологии.
Общими принципами разработки для всех видов гуманитарных технологий выступают (В.М. Шепель):
· принцип вариативности, учитывающий динамику, адаптивность гуманитарных технологий в меняющихся условиях в нестандартных ситуациях;
· принцип гибкости, предполагающий саморегуляцию, самонастройку, самокоррекцию субъекта гуманитарных технологий;
· принцип интеграции, означающий взаимозаменяемость элементов различных типов и видов гуманитарных технологий и исключающий абсолютизацию каждого отдельного вида.
Условия технологического процесса при разработке гуманитарных технологий рассматриваются как процесс активный, целенаправленный, организованный, в результате которого субъект технологии изменяется сам, преобразует среду и овладевает ею. Важным показателем условий технологизации является согласование возможностей субъекта с реальностью социокультурной среды. Необходимым условием технологического процесса является адаптация возможностей субъекта к реальной ситуации социокультурной среды, в том числе образовательных условий современной высшей школы.
3. Анализ конкретной ситуации опирается на ситуативно-диагностический подход в технологизации и ситуационный подход к управлению, которые активно развиваются игротехнической методологией. Ключевым положением выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цепи уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, с которыми сталкивается человек, призванный их решать. Каждая ситуация предъявляет свои требования к выбору вида, типа, средств гуманитарных технологий.
Ситуационный анализ предусматривает не только поиск закономерностей, типизацию проблем, но и выяснение специфических проблем конкретного явления, особенностей их проявления в данных условиях. Н.А. Шевелев в ситуационный анализ включает следующие этапы:
Ø структурирование (группировка) выявленных проблем по степени важности, по причинно-следственной зависимости;
Ø выявление проблемного поля конкретной ситуации;
Ø выделение основной проблемы;
Ø определение ситуационного фона данного явления;
Ø оценка ситуационного фона по критерию его вероятного изменения;
Ø оценка выявленных проблем по критериям детерминированности, решаемости, временных параметров, т.е. выявление истоков этих проблем и их следствий, насколько они решаемы;
Ø определение факторов, способствующих или мешающих решению;
Ø выявление стартовой проблемы, решение которой в данных условиях признается возможным и первоочередным;
Ø определение путей поиска решений, постановка задач на следующий этап.
4. Характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия. Использование субъект–объектных характеристик технологии является продуктом интегративно-технологического подхода, который отражает два аспекта развития: гуманитарно-технологический и социокультурный. В данном случае они отражают «реализованную возможность теории – не только познать социальную реальность, но и создать ее модель и описать принципы функционирования; практике – использовать ее как естественное состояние целенаправленной деятельности людей, характера социального развития и управления» (В.Н.Иванов). При этом учитываются характеристики, которые отражают действия, вызывающие изменение состояния (параметров, свойств) субъекта и объекта технологии. Одни связаны с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социокультурной среды, другие – учитывают личностный смысл, интересы и потребности субъекта деятельности. Учет характеристик взаимодействия имеет целью регулирование и направленности поведения субъекта и объекта технологии: ситуационного, стабильного, инновационного социокультурного развития; социального, личностного, деятельностного управления (стратегии, тактики, средства).
5. Этапы, приемы (стратегия, тактика) достижения цели. В технологическом процессе профессионального становления личности под стратегией понимается способ реализации цели, определяющий план действий, выбор альтернатив решения, на основе которых формируется логика поведения субъекта деятельности. Тактика рассматривается как совокупность методов и средств реализации данной стратегии по определенному «сценарию».
В учебной деятельности процесс освоения личности гуманитарных технологий должен включать несколько взаимосвязанных этапов (Гусева А.С.):
Ø всестороннее комплексное знакомство с личностью;
Ø изучение социализации и профессионализации;
Ø диагностика и экспертиза включенности в социокультурную среду;
Ø выявление потенциальных и реальных способностей;
Ø изучение индивидуализации;
Ø закрепление приемов, навыков, умений, соответствующих теоретико-прикладным знаниям профессиональной деятельности;
Ø моделирование конкретных видов технологий ролевого поведения.
Развитие личности осуществляется на трех уровнях: технологиями самопознания, саморазвития и самореализации. В технологическом процессе моделирования профессиональной успешности важно выявить условия и факторы, влияющие на личностные зоны развития.
В зависимости от характера моделируемой стороны гуманитарных технологий можно выделить их структуру и функции, что обусловлено необходимостью усовершенствования профессиональной деятельности с учетом процессов познания (самопознания), развития (саморазвития), самореализации. Так, конструирование профессиональной успешности начинается с освоения гуманитарных технологий самопознания (гуманитарные технологии первого уровня), затем профессиональную успешность возможно развивать (саморазвивать) гуманитарными технологиями второго уровня: технологиями развития и саморазвития. Реализация (самореализация) профессиональной успешности осуществляется гуманитарными технологиями третьего уровня: функционально-ролевыми технологиями.
6. Способы прогнозирования результатов. Роль способов прогнозирования состоит в получении информации о возможных или желательных перспективах развития субъект–объектных явлений, отношений, процессов взаимодействия и возможных результатах. Согласно технологическому алгоритму прогнозирования (В.К. Канарейкин) результатов деятельности, предвидение начинается с программы исследования нужного явления. На основе данной программы осуществляется поисковое прогнозирование, которое дает возможность получить идеальную модель предполагаемого состояния явлений, отношений или процессов. Поисковое прогнозирование начинается с исследования оснований предвидения, которые состоят из эмпирических положений, описывающих конкретную настоящую или прошлую ситуацию и закономерности, отражающие тенденции развития таких ситуаций. Прогноз, как идеальная модель предполагаемого состояния, характеризуется как результат, полученный посредством различных исследовательских операций. От исследования оснований предвидения поисковое прогнозирование продвигается к непосредственной разработке прогноза. Эта операция включает: поиск вариантов прогноза; результат поиска вариантов; выбор вариантов прогноза. На основе такой разработки поисковое прогнозирование получает конечный (генеральный) прогноз, который составляет основу базовой идеальной модели желаемого состояния. Затем осуществляется уточнение генерального прогноза на основе показателей прогнозного фона – внешних факторов, продвигаясь при этом от прошлого к настоящему, а от него к будущему.
На основании такого прогнозирования сопоставляется идеальная модель будущего с имеющимися в настоящем потребностями, интересами, целями. Сопоставление позволяет осуществить нормативное прогнозирование, что дает возможность определить степень влияния субъекта технологии на объект технологии, выявить желательное или нет это изменение состояния, определить вероятностные пути наиболее эффективного изменения. Данный технологический процесс не может сводиться к механическому набору отдельных операций, ему должны быть присущи внутренняя упорядоченность и определенная последовательность операций.
Важнейшими факторами построения прогнозов на уровне личности являются следующие (В.И. Кобзарев):
Ø целостная ориентация человека;
Ø учет изменчивости и динамики проблемных ситуаций, в которые постоянно попадает личность, что вынуждает ее действовать определенным способом;
Ø индивидуальность самоанализа, где человек дает оценку собственной деятельности, чертам характера и своего поведения;
Ø многовариантность мышления личности, т.е. логика и последовательность мыслительных операций, сравнительность интеллекта;
Ø способность к абстрагированию, когда человек выделяет идеал в виде конечной цели и ищет пути, способы и средства деятельности.
Внедрение гуманитарных технологий – динамический процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству гуманитарных знаний и личностно-профессионального потенциала субъекта на язык средств и способов деятельности.
Наиболее четко этапы внедрения технологий изложены В.Н. Ивановым, В.М. Шепелем.
Первый этап внедрения заключается в проверке наличных условий для осуществления выбранного технологического варианта. На данном этапе необходимо владеть «свежей информацией» о субъекте технологии и объекте технологизации.
На втором этапе внедрения моделируется исходная ситуация. Для этого используется проект идеальной модели, подключается необходимый технологический инструментарий. Фиксируется вид ситуации: сложившаяся–промежуточная–итоговая.
На третьем этапе внедрения должны быть достигнуты фиксируемые результаты, свидетельствующие об освобождении от нежелательных стереотипов, ценностных ориентации, мотивов поведения. На данном этапе личность, «очищенная» изнутри, психологически настроена к освоению нового образа поведения.
Четвертый этап внедрения отводится тренингам. Субъект технологии включается в заранее продуманную систему упражнений. Итог данного этапа – закрепление в сознании субъекта технологии того класса духовных ценностей и манер поведения, которые соответствуют его жизненной или профессиональной роли, запрограммированной в технологическом проекте.
На пятом этапе создается ряд альтернативных проблемных ситуаций самоконтрольного плана. Субъекту технологии предоставляется серия возможностей продемонстрировать свое изменившееся поведение. Проверяется, насколько оно согласуется с эталонными параметрами технологического проекта. Чем значительнее показатели реального поведения субъекта согласуются с прогнозируемыми, тем выше эффект внедрения.
На шестом этапе подводятся итоги внедрения, вносятся коррективы.
При разработке гуманитарных технологий важно определить различные типы целей: конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные самим субъектом технологии или заданные ему извне. Задачи гуманитарных технологий определяют последовательность, процедуры и культуру технологизации, что позволяет постоянно концентрировать в пределах технологии накапливаемый новый опыт, новые возможности субъекта деятельности, оптимальные достижения наивысших результатов. Наиболее общие задачи гуманитарных технологий направлены на:
Ø выбор оптимально необходимых операций, обеспечивающих самопознание, саморазвитие, самореализацию субъекта;
Ø определение и обеспечение условий, снижающих издержки затраченных усилий на выполнение необходимых операций;
Ø нахождение оптимальных форм адаптации и гармонизации личностного ресурса и средств деятельности;
Ø определение границ оптимально эффективных и ошибочных действий;
Ø создание постоянных информационных потоков о субъекте деятельности и объекте управления;
Ø определение алгоритма необходимых действий, создающих устойчивость гуманитарно-технологического эффекта на разных уровнях;
Ø наращивание сложности и развития возможностей субъекта в процессе освоения гуманитарных технологий.
2. Принципы разработки гуманитарной технологии. В научной литературе различные формы моделирования технологий в основном опираются на синергетический и системно-структурный подходы, которые применимы к разработке любого вида технологий (Т.А. Ильина). Синергетика, выполняя интегративную функцию в сочетании данных естественных и технических наук, не только служит средством системной организации, но является методологической основой для разработки гуманитарных технологий, объединяя достижения кибернетики, математического моделирования, системного подхода. Это позволяет не только применить интегративный принцип к изучаемому и моделируемому объекту – гуманитарных технологий, но и выявить общие закономерности их структурной самоорганизации. Проектирование гуманитарных технологий – это, прежде всего, разработка методов рационального, оптимального и результативного действия субъекта деятельности. Успех проектирования, считает В.М. Шепель, может быть обусловлен при наличии у разработчиков научно обоснованной концепции. Чем фундаментальнее концептуальная разработка технологии, обоснованность и аргументированность ее задач, тем качественнее построение гипотезы, выведение из нее версий и надежнее выбор конкретного варианта. Чем реальнее описаны этапы-ситуации (варианты поведения людей), тем лучше выстроены технологические процедуры моделирования теоретико-логического ряда «концепция–гипотеза–версия–вариант».
Анализ научных источников позволяет включить в технологический процесс проектирования:
Ø теоретические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые связаны с целеполаганием, выявлением сущности и принципов воспроизводства процессов социокультурной и профессиональной среды, формализацией диалектики познания явлений, состояний, процессов и управления ими, анализом влияния социокультурных, профессиональных нормативов на объективность и эффективность гуманитарных технологий, исследованием гуманитарных технологий как объекта и субъекта самоуправления, познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности;
Ø методические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые отражают выбор средств и методов обработки и анализа полученной информации, принцип ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования гуманитарных технологий;
Ø технологические процедуры разработки гуманитарных технологий, которые связаны с выбором соответствующих техник освоения, адаптации и внедрения разработанной гуманитарной технологии.
Общими принципами разработки для всех видов гуманитарных технологий выступают (В.М. Шепель):
· принцип вариативности, учитывающий динамику, адаптивность гуманитарных технологий в меняющихся условиях в нестандартных ситуациях;
· принцип гибкости, предполагающий саморегуляцию, самонастройку, самокоррекцию субъекта гуманитарных технологий;
· принцип интеграции, означающий взаимозаменяемость элементов различных типов и видов гуманитарных технологий и исключающий абсолютизацию каждого отдельного вида.
Условия технологического процесса при разработке гуманитарных технологий рассматриваются как процесс активный, целенаправленный, организованный, в результате которого субъект технологии изменяется сам, преобразует среду и овладевает ею. Важным показателем условий технологизации является согласование возможностей субъекта с реальностью социокультурной среды. Необходимым условием технологического процесса является адаптация возможностей субъекта к реальной ситуации социокультурной среды, в том числе образовательных условий современной высшей школы.
3. Анализ конкретной ситуации опирается на ситуативно-диагностический подход в технологизации и ситуационный подход к управлению, которые активно развиваются игротехнической методологией. Ключевым положением выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цепи уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, с которыми сталкивается человек, призванный их решать. Каждая ситуация предъявляет свои требования к выбору вида, типа, средств гуманитарных технологий.
Ситуационный анализ предусматривает не только поиск закономерностей, типизацию проблем, но и выяснение специфических проблем конкретного явления, особенностей их проявления в данных условиях. Н.А. Шевелев в ситуационный анализ включает следующие этапы:
Ø структурирование (группировка) выявленных проблем по степени важности, по причинно-следственной зависимости;
Ø выявление проблемного поля конкретной ситуации;
Ø выделение основной проблемы;
Ø определение ситуационного фона данного явления;
Ø оценка ситуационного фона по критерию его вероятного изменения;
Ø оценка выявленных проблем по критериям детерминированности, решаемости, временных параметров, т.е. выявление истоков этих проблем и их следствий, насколько они решаемы;
Ø определение факторов, способствующих или мешающих решению;
Ø выявление стартовой проблемы, решение которой в данных условиях признается возможным и первоочередным;
Ø определение путей поиска решений, постановка задач на следующий этап.
4. Характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия. Использование субъект–объектных характеристик технологии является продуктом интегративно-технологического подхода, который отражает два аспекта развития: гуманитарно-технологический и социокультурный. В данном случае они отражают «реализованную возможность теории – не только познать социальную реальность, но и создать ее модель и описать принципы функционирования; практике – использовать ее как естественное состояние целенаправленной деятельности людей, характера социального развития и управления» (В.Н.Иванов). При этом учитываются характеристики, которые отражают действия, вызывающие изменение состояния (параметров, свойств) субъекта и объекта технологии. Одни связаны с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социокультурной среды, другие – учитывают личностный смысл, интересы и потребности субъекта деятельности. Учет характеристик взаимодействия имеет целью регулирование и направленности поведения субъекта и объекта технологии: ситуационного, стабильного, инновационного социокультурного развития; социального, личностного, деятельностного управления (стратегии, тактики, средства).
5. Этапы, приемы (стратегия, тактика) достижения цели. В технологическом процессе профессионального становления личности под стратегией понимается способ реализации цели, определяющий план действий, выбор альтернатив решения, на основе которых формируется логика поведения субъекта деятельности. Тактика рассматривается как совокупность методов и средств реализации данной стратегии по определенному «сценарию».
В учебной деятельности процесс освоения личности гуманитарных технологий должен включать несколько взаимосвязанных этапов (Гусева А.С.):
Ø всестороннее комплексное знакомство с личностью;
Ø изучение социализации и профессионализации;
Ø диагностика и экспертиза включенности в социокультурную среду;
Ø выявление потенциальных и реальных способностей;
Ø изучение индивидуализации;
Ø закрепление приемов, навыков, умений, соответствующих теоретико-прикладным знаниям профессиональной деятельности;
Ø моделирование конкретных видов технологий ролевого поведения.
Развитие личности осуществляется на трех уровнях: технологиями самопознания, саморазвития и самореализации. В технологическом процессе моделирования профессиональной успешности важно выявить условия и факторы, влияющие на личностные зоны развития.
В зависимости от характера моделируемой стороны гуманитарных технологий можно выделить их структуру и функции, что обусловлено необходимостью усовершенствования профессиональной деятельности с учетом процессов познания (самопознания), развития (саморазвития), самореализации. Так, конструирование профессиональной успешности начинается с освоения гуманитарных технологий самопознания (гуманитарные технологии первого уровня), затем профессиональную успешность возможно развивать (саморазвивать) гуманитарными технологиями второго уровня: технологиями развития и саморазвития. Реализация (самореализация) профессиональной успешности осуществляется гуманитарными технологиями третьего уровня: функционально-ролевыми технологиями.
6. Способы прогнозирования результатов. Роль способов прогнозирования состоит в получении информации о возможных или желательных перспективах развития субъект–объектных явлений, отношений, процессов взаимодействия и возможных результатах. Согласно технологическому алгоритму прогнозирования (В.К. Канарейкин) результатов деятельности, предвидение начинается с программы исследования нужного явления. На основе данной программы осуществляется поисковое прогнозирование, которое дает возможность получить идеальную модель предполагаемого состояния явлений, отношений или процессов. Поисковое прогнозирование начинается с исследования оснований предвидения, которые состоят из эмпирических положений, описывающих конкретную настоящую или прошлую ситуацию и закономерности, отражающие тенденции развития таких ситуаций. Прогноз, как идеальная модель предполагаемого состояния, характеризуется как результат, полученный посредством различных исследовательских операций. От исследования оснований предвидения поисковое прогнозирование продвигается к непосредственной разработке прогноза. Эта операция включает: поиск вариантов прогноза; результат поиска вариантов; выбор вариантов прогноза. На основе такой разработки поисковое прогнозирование получает конечный (генеральный) прогноз, который составляет основу базовой идеальной модели желаемого состояния. Затем осуществляется уточнение генерального прогноза на основе показателей прогнозного фона – внешних факторов, продвигаясь при этом от прошлого к настоящему, а от него к будущему.
На основании такого прогнозирования сопоставляется идеальная модель будущего с имеющимися в настоящем потребностями, интересами, целями. Сопоставление позволяет осуществить нормативное прогнозирование, что дает возможность определить степень влияния субъекта технологии на объект технологии, выявить желательное или нет это изменение состояния, определить вероятностные пути наиболее эффективного изменения. Данный технологический процесс не может сводиться к механическому набору отдельных операций, ему должны быть присущи внутренняя упорядоченность и определенная последовательность операций.
Важнейшими факторами построения прогнозов на уровне личности являются следующие (В.И. Кобзарев):
Ø целостная ориентация человека;
Ø учет изменчивости и динамики проблемных ситуаций, в которые постоянно попадает личность, что вынуждает ее действовать определенным способом;
Ø индивидуальность самоанализа, где человек дает оценку собственной деятельности, чертам характера и своего поведения;
Ø многовариантность мышления личности, т.е. логика и последовательность мыслительных операций, сравнительность интеллекта;
Ø способность к абстрагированию, когда человек выделяет идеал в виде конечной цели и ищет пути, способы и средства деятельности.
Внедрение гуманитарных технологий – динамический процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству гуманитарных знаний и личностно-профессионального потенциала субъекта на язык средств и способов деятельности.
Наиболее четко этапы внедрения технологий изложены В.Н. Ивановым, В.М. Шепелем.
Первый этап внедрения заключается в проверке наличных условий для осуществления выбранного технологического варианта. На данном этапе необходимо владеть «свежей информацией» о субъекте технологии и объекте технологизации.
На втором этапе внедрения моделируется исходная ситуация. Для этого используется проект идеальной модели, подключается необходимый технологический инструментарий. Фиксируется вид ситуации: сложившаяся–промежуточная–итоговая.
На третьем этапе внедрения должны быть достигнуты фиксируемые результаты, свидетельствующие об освобождении от нежелательных стереотипов, ценностных ориентации, мотивов поведения. На данном этапе личность, «очищенная» изнутри, психологически настроена к освоению нового образа поведения.
Четвертый этап внедрения отводится тренингам. Субъект технологии включается в заранее продуманную систему упражнений. Итог данного этапа – закрепление в сознании субъекта технологии того класса духовных ценностей и манер поведения, которые соответствуют его жизненной или профессиональной роли, запрограммированной в технологическом проекте.
На пятом этапе создается ряд альтернативных проблемных ситуаций самоконтрольного плана. Субъекту технологии предоставляется серия возможностей продемонстрировать свое изменившееся поведение. Проверяется, насколько оно согласуется с эталонными параметрами технологического проекта. Чем значительнее показатели реального поведения субъекта согласуются с прогнозируемыми, тем выше эффект внедрения.
На шестом этапе подводятся итоги внедрения, вносятся коррективы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи