Теоретические и теоретико-практические исследования в акмеологии

Наука » Психология » Акмеология
Понятие личностно-профессионального становления как составляющая категориального аппарата современной акмеологии

Для описания высшего профессионального образования как психолого-акмеологического процесса следует обосновать и ведущую категорию – личностно-профессиональное становление.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, А.И. Щербаков, С.Г. Вершловский, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

С точки зрения Е.А. Климова, психологическое содержание активности человека в труде выступает чрезвычайно важным для понимания профессионального образования и самообразования, для становления человека как субъекта успешного труда, как профессионала. Близкими, а иногда отождествляющимися понятиями выступают «формирование» и «развитие» (В.В. Давыдов, 1993, 1999) В работах Л.С. Выготского термин «развитие» представлен как «культурное развитие», как «овладение собой», связанное с «соматической мощностью» и с культурным опытом, приобретаемым во взаимодействии с людьми (Л.С. Выготский, 2004). Наша позиция близка к Е.А. Климову, который говорит, что термин «развитие» может толковаться как завышенная оценка спонтанного изменения предмета рассмотрения. «Развитие и формирование», «развитие и обучение» предстают как противопоставляющие реальности: «…человек как-то развивается, а мы-де должны его формировать «как надо»» (Е.А. Климов, 2005). Термин «формирование», таким образом наталкивает на мысль о навязывании человеку чего-то из вне (В.И. Слободчиков). Не случайно, образование, обучение рассматриваются как насилие над человеком (А.Н. Поддъяков, 1999). Термин «становление» является более оправданным, поскольку человек является «формирователем» самого себя. Это отвечает и методологической позиции, понимающей человека как самоорганизующуюся психологическую систему (В.Е. Клочко). В нашем понимании этот термин используется с учетом многосторонности и сложности изменений, происходящих в условиях высшего профессионального образования.

О.М. Краснорядцева, обращаясь к проблеме профессионального образования (повышение квалификации), рассматривает «профессиональный онтогенез» как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий – от стадий оптации (формирование профессиональных намерений) и профессионального образования к стадиям профессиональной адаптации, профессионализации, профессионального мастерства, ухода из профессиональной жизни. Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами профессионального становления, под которыми понимают «непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развитая: перестройка смысловых структур профессионального сознания; переориентация на новые цепи; коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции» (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, 1997). Таким образом, профессиональное становление предполагает активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Е.И. Рогов и др.).

А поскольку, с середины 90-х гг. в психологической литературе все отчетливее прослеживаются тенденции трансформации представлений о профессионализме в сторону смещения акцентов на психологические характеристики, обусловливающие возможность превращения собственной профессиональной деятельности в предмет практического преобразования (А.А. Вербицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Петровский, Е.А. Климов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.С. Кузьмин, Е.И. Рогов и др.), то наиболее существенной характеристикой выступает определенная системная организация сознания, целостного образа мира профессионала, его образа жизни, стереотипов восприятия мира, социального типа личности (Е.А. Климов).

Поскольку, как отмечают исследователи, важнейшим условием, дающим человеку возможность стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного самосознания, который позволяет определять свой способ жизни (С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Т.В. Кудрявцев, Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Дружинин и др.), то интегральной характеристикой человека как самоорганизующейся психологической системы, констатирующей соответствие будущей профессиональной деятельности тому образу мира, который необходим для понимания ценности и смысла действий, составляющих содержание профессиональной деятельности, выступает профессиональное самосознание.

Е.А. Климов выделяет структура профессионального самосознания, отмечает ее следующие составляющие (Е.А. Климов, 1996):

· сознание своей принадлежности к профессиональной общности: знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений;

· знания человека о степени его призвания в профессиональной группе;

· знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия;

· представление о себе и своей работе в будущем.

Применительно к деятельности в условиях высшего профессионального образования, «какого качества потенциал они (будущие профессионалы) будут накапливать, какую стратегию жизни будут реализовывать, такие предпосылки «акме» и создадут» (О.И. Жданов, 1996).

Таким образом, источником профессионального саморазвития как акмеологической категории, определяющей профессионализм личности, является, с нашей точки зрения, перманентно воспроизводимое несоответствие между образом мира профессионала (расширяющимся и углубляющимся в ходе профессиональной деятельности) и ценностно-смысловым содержанием профессиональной деятельности (предельным в нем является отношение к деятельности как способу самореализации, самодвижения) (О.М. Краснорядцева).

Личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструирование предпрофессионального образа мира, определяемое решением задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя, как постепенное преобразование мышления человека (со свойственными ему индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление, которое, оставаясь формой познания, участвует в обеспечении целостности и системности складывающейся профессиональной картины мира и саморазвитии собственной личности.

Представленная категория личностно-профессионального становления с позиции теории психологических систем позволяет рассматривать процесс образования современного человека как перманентный, связанный с трансформацией образовательных процессов как «множества индивидуальных форм развития и преобразования возможностей» (В.А. Гуружапов, 2001). Образование возможно только при учете преемственности стадий становления человеческого в человеке и тех психологических новообразований, которые появляются в образовательном процессе. Высшее профессиональное образование предполагает обращение к «человеку становящемуся» и рассматривается как процесс, нацеленный на создание условий конструирования, построения собственной реальности, собственного пространства, задающий возможности достижения «акме».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.