Концепции «Вертикальной» и «Открытой» модели обучения (Аргирис) Аргирис, исследуя проблемы взаимодействий менеджеров с подчиненными, обратил внимание на важность обучения в рамках организации. Он выделил и описал два типа моделей.
Модель первая – иерархическая, типа "сверху – вниз", основанная на доминировании высшего звена в части обмена информацией, оценки и предписаний. Присущие модели размышления, направленные на работу с ошибками, включают в себя три компонента: отстаивание некоторых точек зрения (что следует делать, что значимо и т.д.), оценку (суждения об успехе/неудаче, хорошем/плохом, возможности/невозможности) и приписывание значений, точек зрения и ценностей окружающим.
Модель вторая – исследовательская, является открытой, исследующей и экспериментирующей. В этой модели персонал подходит к процессу обучения без чувства разочарования, стыда, страха и неловкости, но с чувством энтузиазма и любознательности. Образ их совместной работы соответствует этому и поддерживает обучение. Ошибки, неудачи и недоразумения не являются преступлением, которое необходимо скрывать или за которое преследовать, а проблемами, которые нужно совместно анализировать и разрешать.
В исследовательской модели руководитель имеет не политические, а обучающие функции, что достигается благодаря открытости.
Составляющими стратегиями обучения являются:
· обеспечение открытости и проверяемости доводов (включая данные, на которых эти доводы основаны);
· инициирование экспериментов и исследований;
· поддержка открытых обсуждений вышеупомянутых вопросов.
В процессе обучения могут возникнуть новые проблемы, которые, в свою очередь, станут предметом исследования: "Я вижу, что ввел Вас в заблуждение. Это совсем не входило в мои намерения. Как Вы поняли мои слова? Что в моих словах смутило Вас?".
Здесь используется та же самая стратегия: открытая идентификация, исследование и обсуждение проблем. Однако процесс проходит на другом логическом уровне – это обучение второго порядка, когда предметом рассмотрения является ошибка, допущенная в самом процессе обучения.
Порой довольно трудно реализовать эти навыки на практике, хотя относительно нетрудно понять их и признать их целесообразность. Стоит отметить, что этот подход, как и деятельность компетентного менеджера вообще, основан на анализе ошибок и совершенствовании посредством обучения. Аргирис представляет это в терминах трех определяющих ценностей, которые имеют много общего с желаемым результатом развития коллектива по этапам цикла обучения. Такими ценностями являются:
· поиск информации и проверка ее достоверности;
· содействие свободному и обоснованному выбору (альтернативы, решения);
· обеспечение причастности людей к осуществлению решений.
Эти соображения применимы к любой ситуации обучения и могут служить полезными критериями для оценки успеха обучающих мероприятий.
Модель первая – иерархическая, типа "сверху – вниз", основанная на доминировании высшего звена в части обмена информацией, оценки и предписаний. Присущие модели размышления, направленные на работу с ошибками, включают в себя три компонента: отстаивание некоторых точек зрения (что следует делать, что значимо и т.д.), оценку (суждения об успехе/неудаче, хорошем/плохом, возможности/невозможности) и приписывание значений, точек зрения и ценностей окружающим.
Модель вторая – исследовательская, является открытой, исследующей и экспериментирующей. В этой модели персонал подходит к процессу обучения без чувства разочарования, стыда, страха и неловкости, но с чувством энтузиазма и любознательности. Образ их совместной работы соответствует этому и поддерживает обучение. Ошибки, неудачи и недоразумения не являются преступлением, которое необходимо скрывать или за которое преследовать, а проблемами, которые нужно совместно анализировать и разрешать.
В исследовательской модели руководитель имеет не политические, а обучающие функции, что достигается благодаря открытости.
Составляющими стратегиями обучения являются:
· обеспечение открытости и проверяемости доводов (включая данные, на которых эти доводы основаны);
· инициирование экспериментов и исследований;
· поддержка открытых обсуждений вышеупомянутых вопросов.
В процессе обучения могут возникнуть новые проблемы, которые, в свою очередь, станут предметом исследования: "Я вижу, что ввел Вас в заблуждение. Это совсем не входило в мои намерения. Как Вы поняли мои слова? Что в моих словах смутило Вас?".
Здесь используется та же самая стратегия: открытая идентификация, исследование и обсуждение проблем. Однако процесс проходит на другом логическом уровне – это обучение второго порядка, когда предметом рассмотрения является ошибка, допущенная в самом процессе обучения.
Порой довольно трудно реализовать эти навыки на практике, хотя относительно нетрудно понять их и признать их целесообразность. Стоит отметить, что этот подход, как и деятельность компетентного менеджера вообще, основан на анализе ошибок и совершенствовании посредством обучения. Аргирис представляет это в терминах трех определяющих ценностей, которые имеют много общего с желаемым результатом развития коллектива по этапам цикла обучения. Такими ценностями являются:
· поиск информации и проверка ее достоверности;
· содействие свободному и обоснованному выбору (альтернативы, решения);
· обеспечение причастности людей к осуществлению решений.
Эти соображения применимы к любой ситуации обучения и могут служить полезными критериями для оценки успеха обучающих мероприятий.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи