Истоком данного вида обучения является категория проблемности, выступающая как общедидактическая характеристика процесса обучения, которая формируется на базе специальной структуры конкретных методов и их систематизации, подчиненной целям развития. Проблемное обучение с позиции акмеологии имеет гуманитарно-технологический ресурс, определяемый конструированием творческих учебных заданий, стимулирующих осмысленность познавательного процесса и повышающих общую активность обучающихся. Проблемное обучение представляет собой технологию, нацеленную на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов. Моделирование проблемного обучения направлено на создание инновационной познавательной среды, постоянное обновление которой, а также информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу как проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса с целью личностно–профессионального становления.
Проблемное обучение опирается на новые возможности субъекта деятельности, оптимальные достижения наивысших результатов, ориентирует учебный процесс на личность. Данный подход соответствует гуманитарным технологиям и способствует развитию профессионального самоопределения, выработке творческого стиля осуществления деятельности, воспитанию опережающего мышления, наиболее отвечающего современным профессиональным задачам.
Условия реализации проблемного обучения:
Ø система развивающих и развивающихся структур учебной информации;
Ø перевод информации в учебную задачу, предусматривающий возможность выбора способов ее решения, повышение интенсивности потребности в достижении успеха;
Ø субъектная позиция студента, осознание и принятие им цели познания и самооценку имеющихся средств для решения и получения результатов;
Ø проблемная ситуация как способ взаимодействия между преподавателем и студентом, характеризующийся высокой активностью участников и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной задачей–проблемой.
Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии будущего профессионала, распредмечивании теоретических знаний самим субъектом посредством перевода их в систему действий. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.
Моделью проблемного обучения является рефлексивно–гуманистическое управление учебной познавательной деятельностью, психолого-педагогическая суть которого состоит в прослеживании и регулировании действий студентов, направленных на свободный выбор, развитие творческого анализа действительности (реальной и абстрактной) и нахождение самостоятельных решений. При этом необходимо учитывать, что учебная ситуация становится проблемной, если ее характеристики воспринимаются и оцениваются субъектом с точки зрения его целей и ценностей, которые предполагают учебные действия по достраиванию информационной основы будущих профессиональных действий. Субъективная оценка проблемной ситуации персонифицирована в полной мере, так как зависит от ее субъективного понимания и профессионально ориентированных целей.
Педагогическое моделирование учебной проблемы в процессе высшего профессионального обучения связано с целым рядом предварительных действий:
Ø педагогической разработкой конкретной задачи обучения и
воспитания;
Ø анализом содержания учебного материала;
Ø анализом подготовленности студентов и определением уровня их операциональных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;
Ø установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленностью студентов к ее решению;
Ø формулированием проблемы в виде вопроса или задания;
Ø проектирование педагогического управления решения учебной проблемы;
Ø создание методического аппарата по корректировке ошибок, неточностей;
Ø организация самоконтроля студентов за выполнением работы посредством серии контролирующих вопросов и заданий;
Ø организация обсуждения и дискуссии по результатам работы;
Созданные в ходе проблемного обучения психолого–акмеологические условия являются основанием высокой эффективности профессионального обучения, развития научной интуиция, способности принимать решения на основе выбора направлений поиска в условиях недостающей информации для решения проблемы. В таком случае, учебная деятельность студентов отражает поисковую активность и рефлексивное отношение к собственной деятельности.
Проблемное обучение опирается на новые возможности субъекта деятельности, оптимальные достижения наивысших результатов, ориентирует учебный процесс на личность. Данный подход соответствует гуманитарным технологиям и способствует развитию профессионального самоопределения, выработке творческого стиля осуществления деятельности, воспитанию опережающего мышления, наиболее отвечающего современным профессиональным задачам.
Условия реализации проблемного обучения:
Ø система развивающих и развивающихся структур учебной информации;
Ø перевод информации в учебную задачу, предусматривающий возможность выбора способов ее решения, повышение интенсивности потребности в достижении успеха;
Ø субъектная позиция студента, осознание и принятие им цели познания и самооценку имеющихся средств для решения и получения результатов;
Ø проблемная ситуация как способ взаимодействия между преподавателем и студентом, характеризующийся высокой активностью участников и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной задачей–проблемой.
Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии будущего профессионала, распредмечивании теоретических знаний самим субъектом посредством перевода их в систему действий. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.
Моделью проблемного обучения является рефлексивно–гуманистическое управление учебной познавательной деятельностью, психолого-педагогическая суть которого состоит в прослеживании и регулировании действий студентов, направленных на свободный выбор, развитие творческого анализа действительности (реальной и абстрактной) и нахождение самостоятельных решений. При этом необходимо учитывать, что учебная ситуация становится проблемной, если ее характеристики воспринимаются и оцениваются субъектом с точки зрения его целей и ценностей, которые предполагают учебные действия по достраиванию информационной основы будущих профессиональных действий. Субъективная оценка проблемной ситуации персонифицирована в полной мере, так как зависит от ее субъективного понимания и профессионально ориентированных целей.
Педагогическое моделирование учебной проблемы в процессе высшего профессионального обучения связано с целым рядом предварительных действий:
Ø педагогической разработкой конкретной задачи обучения и
воспитания;
Ø анализом содержания учебного материала;
Ø анализом подготовленности студентов и определением уровня их операциональных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;
Ø установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленностью студентов к ее решению;
Ø формулированием проблемы в виде вопроса или задания;
Ø проектирование педагогического управления решения учебной проблемы;
Ø создание методического аппарата по корректировке ошибок, неточностей;
Ø организация самоконтроля студентов за выполнением работы посредством серии контролирующих вопросов и заданий;
Ø организация обсуждения и дискуссии по результатам работы;
Созданные в ходе проблемного обучения психолого–акмеологические условия являются основанием высокой эффективности профессионального обучения, развития научной интуиция, способности принимать решения на основе выбора направлений поиска в условиях недостающей информации для решения проблемы. В таком случае, учебная деятельность студентов отражает поисковую активность и рефлексивное отношение к собственной деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи