1. Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.
2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;
– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.
– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:
– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.
– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;
– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;
– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;
– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.
Способы создания проблемной ситуации:
– использование учебных и жизненных ситуаций;
– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;
– противоречия между научными фактами;
– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.
3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача→модель поисков решения→ решение.
В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
– обеспечивают успешные условия усвоения;
– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.
2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;
– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.
– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:
– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.
– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;
– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;
– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;
– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.
Способы создания проблемной ситуации:
– использование учебных и жизненных ситуаций;
– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;
– противоречия между научными фактами;
– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.
3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача→модель поисков решения→ решение.
В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
– обеспечивают успешные условия усвоения;
– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи