Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения.
Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреждениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.
Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое может успешно осуществляться лишь в условиях целенаправленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает,особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природоведческим материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.
С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных нарушений, обусловленных слепотой и слабовидением.
Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствованием производства, появлением новых видов труда и повышением уровня требований к квалификации рабочих встают задачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. В результате целого ряда теоретических и экспериментальных исследований разработаны новые подходы к трудовому обучению слепых и слабовидящих. Они заключаются в обогащении содержания трудового обучения элементами общетехнических знаний и умений, осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, методов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализовать резервные возможности компенсаторного развития слепых и слабовидящих.
Трудовое обучение в специальной школе проходит три этапа, отражающие специфические и возрастные особенности развития слепых и слабовидящих детей.
Трудовое обучение и воспитание в I-IV классах
В процессе трудового обучения учащихся начальных классов разрешаются как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование начальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознакомление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.
Программа трудового обучения включает элементы технического, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творчес-ко-конструкторской деятельности.
При обучении техническому труду учащиеся получают знания об инструментах, материалах, трудовых процессах, свойствах и способах обработки разных материалов, учатся пользоваться рабочими инструментами, знакомятся с видами работ, доступными для них.
Программой предусматриваются приемы планирования, проведения расчетов, измерений, графических работ. Изделия, выполненные учащимися, могут использоваться в качестве моделей, технических игрушек, счетного материала, учебных пособий, применяемых на различных уроках и во внеклассное время.
Изготовление различных учебных пособий и занимательных игр, используемых при изучении программного материала, помогает учащимся глубоко и прочно овладеть знаниями по общеобразовательным предметам и развивает творческие способности. Практическая трудовая деятельность способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению технической терминологии, расширяет представления о качествах и свойствах предметов. 178
Сельскохозяйственный труд включает работу на учебно-опытном участке и в уголке живой природы. На уроках школьники знакомятся с доступными для них работами по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений. Наблюдение за ростом растений связывается со знаниями по природоведению и с изучением природных явлений в окружающей жизни. Занятия в уголке живой природы развивают у учащихся представления о животном мире, знакомят их с характером труда по уходу за домашними животными.
Для каждого класса программа предусматривает примерный перечень практических работ на учебно-опытном участке. Практические работы учащихся на школьном учебно-опытном участке обогащают их предметные представления о живой природе, вооружают знаниями, имеющими большое значение для повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти работы помогают учащимся овладеть элементарными практическими умениями сельскохозяйственного труда и свободно ориентироваться в пространстве.
Занятия по обслуживающему труду направлены на ознакомление учащихся с продуктами питания, тканями, мелкой галантереей, а также предусматривают формирование умений по уходу за одеждой, жилищем, соблюдению личной гигиены. Содержание этих занятий должно согласовываться, быть взаимосвязанным с содержанием коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке.
В программе определены содержание и объем знаний, дана краткая учебная характеристика выполняемых учащимися лабораторных и практических работ, приведен перечень рекомендуемых объектов учебного труда. Выбор объектов учебного труда осуществляется учителем. Особое внимание уделяется формированию у детей общетрудовых умений, имеющих важное значение в любой трудовой деятельности. Наиболее существенными из них являются планирование предстоящей трудовой деятельности, организация труда и трудовая дисциплина, самоконтроль, оценка и учет выполняемой работы, умение работать самостоятельно.
В процессе обучения труду необходимо максимально использовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного) языка, природоведения.
Программа предусматривает знакомство учащихся с различными профессиями, доступными для слепых и слабовидящих.
Выполнение практических работ должно составлять примерно 80-90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.
Трудовое обучение и воспитание в V-IX (X) классах
В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих детей в V-IX (X) классах продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.
Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации.
Особенности воспитания, формирования представлений, двигательно-пространственной ориентировки слепых и слабовидящих определяют специфику в подборе видов, объектов и средств труда.
Программой обучения предусматривается проведение экскурсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, предусмотренных производственным планом учебно-производственных предприятий общества слепых, а также промышленных предприятий.
В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащиеся получают знания и умения по выращиванию типичных для данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений.
Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.
Трудовое обучение и воспитание в IX (X) - XI (XII) классах
На этом этапе трудового обучения осуществляется широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.
Виды и объекты технического труда, представленные в программах обучения, определены исходя из целей и задач трудового обучения, резервных возможностей учащихся, основных тенденций развития производства. Рассмотрим тенденции развития производства и профессионально-трудовые возможности слепых и слабовидящих.
Современное производство, в том числе и на предприятиях общества слепых, условно можно разделить на несколько групп:
1. Ручное производство. В этом виде производства широкое распространение получило выполнение механосборочных, электро- и радиомонтажных работ, включающих сборку, монтаж, наладку, настройку, подготовку деталей, а также испытание и устранение повреждений. Эти виды работ требуют знаний по электро- и радиотехнике, технической механике, специальной технологии, а также умения ориентироваться в производственных условиях, выполнять различные технологические операции. Это предполагает применение технических рисунков, чертежей, электрических и кинематических схем, ориентационных планов, технологических карт.
2. Частично- и комплексно-механизированное производство. При частичной механизации производства в качестве основных орудий труда используются механизмы, реализующие энергию электрического тока, сжатого воздуха и др. К ним относятся электрические и пневматические отвертки, гайковерты, дрели, электрические контактно-сварочные устройства и др. Процесс труда связан с опознаванием деталей, самоконтролем и регуляцией движений, ориентировкой в микро- и макропространстве.
При комплексной механизации осуществляется управление механизмами, связанное с пуском, ускорением, замедлением, регулировкой, остановкой и т. п. Требования к рабочему повышаются в плане расширения объема знаний о механизмах и технологических процессах, овладения производственными умениями и навыками. Для понимания принципа работы механизмов необходимо знание кинематических и электрических схем. Овладение технологическими процессами, приемами работы предполагает применение технологических карт, ориентационных планов, графических изображений механики движений в целях рациональной организации процесса
труда.
3. Частично- и к ом п л ек сно - автоматизиро-ванное производство. При частичной автоматизации производственных процессов основными средствами труда являются механические автоматы и полуавтоматические электронные устройства. Обеспечение целостного технологического процесса осуществляется главным образом человеком. Он регулирует взаимосвязь и взаимодействие технических управляющих устройств ^выполняющих отдельные производственные операции. Этот вид труда требует от человека теоретических и практических знаний основных законов механики, электротехники, технологического процесса, овладения приемами и способами чтения и выполнения графических изображений. Эти знания должны давать возможность человеку предвидеть развитие той или иной ситуации, прогнозировать способы решения технологических задач.
Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреждениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.
Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое может успешно осуществляться лишь в условиях целенаправленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает,особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природоведческим материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.
С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных нарушений, обусловленных слепотой и слабовидением.
Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствованием производства, появлением новых видов труда и повышением уровня требований к квалификации рабочих встают задачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. В результате целого ряда теоретических и экспериментальных исследований разработаны новые подходы к трудовому обучению слепых и слабовидящих. Они заключаются в обогащении содержания трудового обучения элементами общетехнических знаний и умений, осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, методов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализовать резервные возможности компенсаторного развития слепых и слабовидящих.
Трудовое обучение в специальной школе проходит три этапа, отражающие специфические и возрастные особенности развития слепых и слабовидящих детей.
Трудовое обучение и воспитание в I-IV классах
В процессе трудового обучения учащихся начальных классов разрешаются как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование начальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознакомление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.
Программа трудового обучения включает элементы технического, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творчес-ко-конструкторской деятельности.
При обучении техническому труду учащиеся получают знания об инструментах, материалах, трудовых процессах, свойствах и способах обработки разных материалов, учатся пользоваться рабочими инструментами, знакомятся с видами работ, доступными для них.
Программой предусматриваются приемы планирования, проведения расчетов, измерений, графических работ. Изделия, выполненные учащимися, могут использоваться в качестве моделей, технических игрушек, счетного материала, учебных пособий, применяемых на различных уроках и во внеклассное время.
Изготовление различных учебных пособий и занимательных игр, используемых при изучении программного материала, помогает учащимся глубоко и прочно овладеть знаниями по общеобразовательным предметам и развивает творческие способности. Практическая трудовая деятельность способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению технической терминологии, расширяет представления о качествах и свойствах предметов. 178
Сельскохозяйственный труд включает работу на учебно-опытном участке и в уголке живой природы. На уроках школьники знакомятся с доступными для них работами по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений. Наблюдение за ростом растений связывается со знаниями по природоведению и с изучением природных явлений в окружающей жизни. Занятия в уголке живой природы развивают у учащихся представления о животном мире, знакомят их с характером труда по уходу за домашними животными.
Для каждого класса программа предусматривает примерный перечень практических работ на учебно-опытном участке. Практические работы учащихся на школьном учебно-опытном участке обогащают их предметные представления о живой природе, вооружают знаниями, имеющими большое значение для повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти работы помогают учащимся овладеть элементарными практическими умениями сельскохозяйственного труда и свободно ориентироваться в пространстве.
Занятия по обслуживающему труду направлены на ознакомление учащихся с продуктами питания, тканями, мелкой галантереей, а также предусматривают формирование умений по уходу за одеждой, жилищем, соблюдению личной гигиены. Содержание этих занятий должно согласовываться, быть взаимосвязанным с содержанием коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке.
В программе определены содержание и объем знаний, дана краткая учебная характеристика выполняемых учащимися лабораторных и практических работ, приведен перечень рекомендуемых объектов учебного труда. Выбор объектов учебного труда осуществляется учителем. Особое внимание уделяется формированию у детей общетрудовых умений, имеющих важное значение в любой трудовой деятельности. Наиболее существенными из них являются планирование предстоящей трудовой деятельности, организация труда и трудовая дисциплина, самоконтроль, оценка и учет выполняемой работы, умение работать самостоятельно.
В процессе обучения труду необходимо максимально использовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного) языка, природоведения.
Программа предусматривает знакомство учащихся с различными профессиями, доступными для слепых и слабовидящих.
Выполнение практических работ должно составлять примерно 80-90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.
Трудовое обучение и воспитание в V-IX (X) классах
В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих детей в V-IX (X) классах продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.
Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации.
Особенности воспитания, формирования представлений, двигательно-пространственной ориентировки слепых и слабовидящих определяют специфику в подборе видов, объектов и средств труда.
Программой обучения предусматривается проведение экскурсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, предусмотренных производственным планом учебно-производственных предприятий общества слепых, а также промышленных предприятий.
В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащиеся получают знания и умения по выращиванию типичных для данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений.
Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.
Трудовое обучение и воспитание в IX (X) - XI (XII) классах
На этом этапе трудового обучения осуществляется широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.
Виды и объекты технического труда, представленные в программах обучения, определены исходя из целей и задач трудового обучения, резервных возможностей учащихся, основных тенденций развития производства. Рассмотрим тенденции развития производства и профессионально-трудовые возможности слепых и слабовидящих.
Современное производство, в том числе и на предприятиях общества слепых, условно можно разделить на несколько групп:
1. Ручное производство. В этом виде производства широкое распространение получило выполнение механосборочных, электро- и радиомонтажных работ, включающих сборку, монтаж, наладку, настройку, подготовку деталей, а также испытание и устранение повреждений. Эти виды работ требуют знаний по электро- и радиотехнике, технической механике, специальной технологии, а также умения ориентироваться в производственных условиях, выполнять различные технологические операции. Это предполагает применение технических рисунков, чертежей, электрических и кинематических схем, ориентационных планов, технологических карт.
2. Частично- и комплексно-механизированное производство. При частичной механизации производства в качестве основных орудий труда используются механизмы, реализующие энергию электрического тока, сжатого воздуха и др. К ним относятся электрические и пневматические отвертки, гайковерты, дрели, электрические контактно-сварочные устройства и др. Процесс труда связан с опознаванием деталей, самоконтролем и регуляцией движений, ориентировкой в микро- и макропространстве.
При комплексной механизации осуществляется управление механизмами, связанное с пуском, ускорением, замедлением, регулировкой, остановкой и т. п. Требования к рабочему повышаются в плане расширения объема знаний о механизмах и технологических процессах, овладения производственными умениями и навыками. Для понимания принципа работы механизмов необходимо знание кинематических и электрических схем. Овладение технологическими процессами, приемами работы предполагает применение технологических карт, ориентационных планов, графических изображений механики движений в целях рациональной организации процесса
труда.
3. Частично- и к ом п л ек сно - автоматизиро-ванное производство. При частичной автоматизации производственных процессов основными средствами труда являются механические автоматы и полуавтоматические электронные устройства. Обеспечение целостного технологического процесса осуществляется главным образом человеком. Он регулирует взаимосвязь и взаимодействие технических управляющих устройств ^выполняющих отдельные производственные операции. Этот вид труда требует от человека теоретических и практических знаний основных законов механики, электротехники, технологического процесса, овладения приемами и способами чтения и выполнения графических изображений. Эти знания должны давать возможность человеку предвидеть развитие той или иной ситуации, прогнозировать способы решения технологических задач.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи